«Слава богу, что не решились». Как и зачем Сталин хотел осушить Каспийское море

Автор: darriuss
04 мая 2022 в 8:00
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В Советском Союзе грандиозные проекты такого масштаба, когда «страна в едином порыве» ударно сворачивала горы (часто в буквальном смысле), были нормой. Партия и правительство определяли следующую цель, а народ строил новые города, металлургические комбинаты, нефтехимические комплексы, гигантские гидроэлектростанции, каналы протяженностью в тысячи километров, совершая очередной трудовой подвиг. Но даже на этом фоне одна из идей, рожденных мозгом очередного вождя, поражала своей фантастичностью. В 1952 году Иосиф Сталин приказал соответствующим ответственным лицам продумать проект осушения Каспийского моря. Зачем это понадобилось и к каким последствиям могло привести?

План преобразования природы

Особенный размах советские суперпроекты имели как раз при жизни Сталина. Комплекс каналов, связавших важнейшие водные артерии страны в единую сеть, гиганты тяжелой индустрии с городами-спутниками при них, первые крупные ГЭС начинали строиться именно в этот период истории СССР. Ради них, как было принято в ту эпоху, не считались ни с финансовыми средствами, ни с возможными жертвами. Некоторые из таких объектов, впрочем, оказались провальными — слишком высокой оказалась цена. Строительство Трансполярной магистрали и тоннеля на Сахалин было прекращено немедленно после сталинской смерти.

Какие-то из подобного рода идей были реализованы лишь частично.

Например, в конце 1940-х началось выполнение Великого плана преобразования природы. В 1946—47 годах в СССР случился катастрофический массовый голод, вызванный послевоенной нехваткой людей, техники и скота и усугубленный мощной засухой. Его жертвами стали сотни тысяч советских граждан, после чего было принято решение осуществить целый комплекс мероприятий, целью которых было предотвращение подобных трагедий впредь. В степной и лесостепной зонах Союза были высажены миллионы деревьев и созданы гигантские лесополосы протяженностью в тысячи километров. Помимо них строилась система водохранилищ и связывавших их каналов, что позволило в итоге защитить колхозные и совхозные поля от жарких южных ветров (суховеев) и повысить урожаи на 20—30%. Другим стратегическим ресурсом для государства была нефть, и на нее у руководства страны были свои далеко идущие планы.

Высшая ценность

Вторая мировая война убедительно продемонстрировала всему миру важность этого полезного ископаемого. Страны, имевшие к нему ограниченный доступ (прежде всего Германия и Япония), конфликт в итоге проиграли. Соответственно, государства, которые смогли успешно наладить нефтедобычу и доставку продуктов переработки данного ресурса на линии фронтов, оказались среди победителей. Неспроста главной целью Гитлера в военной кампании 1942 года стали южные районы СССР и Кавказ, ключом к которым был Сталинград.

Фюрер рвался к Баку, прекрасно понимая, что захват этого города решит собственные проблемы Германии с нефтью и одновременно серьезно осложнит жизнь противнику.

Нефтяной бум в Баку и его окрестностях разгорелся во второй половине XIX века, и к началу следующего столетия регион превратился в основной центр производства данного углеводорода. Здесь добывалось 90% всей нефти Российской империи и около половины мировой. Однако к 1950-м стало ясно, что ресурсы Апшеронского полуострова близки к исчерпанию, и в условиях противостояния с капиталистическими странами это было чревато непредсказуемыми последствиями. В определенной степени проблему удалось решить с помощью начала активного освоения Волжско-Уральской нефтегазоносной провинции, т. н. «Второго Баку», расположившегося в основном на территории современных Татарстана и Башкортостана и поволжских областей РСФСР. Вторым источником ценнейшего ископаемого могла стать акватория Каспийского моря.

Черные камни

В конце 1940-х морская геологоразведка еще не располагала современными возможностями, но наличие нефти под водами Каспия было очевидной данностью. Местным рыбакам, а через них и всему Баку, было прекрасно известно о существовании в сотне километров от азербайджанской столицы на морском мелководье группы скал, имевших черно-серый цвет. Характерные маслянистые пятна и пленка на воде убедительно свидетельствовали о наличии в этом районе выхода нефти.

Несмотря на малые глубины, организация добычи необходимого ресурса здесь представляла собой непростую инженерную задачу. В конце концов в этом месте построили удивительный поселок из установленных на сваях платформ, связанных протяженными эстакадами. Но такого рода объект, получивший в итоге название Нефтяные камни, был сложным в эксплуатации и дорогим в обслуживании. Куда логичнее казалось решить водный вопрос коренным образом — избавиться от мешавшего моря.

Задача: осушить!

О данных Сталиным ценных указаниях рассказывают два независимых друг от друга источника в высшем руководстве Советского Союза, что позволяет с большой степенью уверенности признать историю достоверной. Во-первых, в своих воспоминаниях, опубликованных в 1990-е годы, ее упоминает бывший министр нефтяной промышленности СССР (а впоследствии многолетний председатель советского Госплана) Николай Байбаков. Но куда более подробный рассказ про сталинский прожект содержится в мемуарах «Записки из чемодана», написанных председателем советского КГБ Иваном Серовым, в те годы курировавшим в качестве первого заместителя министра внутренних дел крупные гидротехнические проекты страны.

Серов свидетельствует, что в 1952 году на ковер к Сталину (как обычно, ночью) был вызван С. Жук, руководитель института «Гидропроект». Вернувшись со встречи, он доложил Серову о ее результатах. По словам Жука, Сталин приказал в двухнедельный срок представить расчеты и предложения, в какие сроки можно осушить Каспийское море и во сколько этот проект обойдется государству. На робкие возражения Анастаса Микояна, ведавшего советской торговлей и обеспокоенного неизбежной в случае реализации идеи ликвидацией промысла черной икры (важного экспортного продукта), Сталин будто бы ответил: «Ты [Микоян] рассуждаешь с торгашеских позиций. Нам нефть нужна».

Вздох облегчения

Несмотря на то что поручение вызвало у Серова и Жука оторопь, не выполнить его было нельзя. На первый взгляд в задумке не было ничего невозможного. Каспийское море по факту являлось озером, а значит, теоретически поддавалось осушению. Проблема была в том, что в него впадало слишком много полноводных рек. Итогом напряженной двухнедельной работы «Гидропроекта» стало следующее предложение. Волгу через построенную за 4—5 лет систему каналов предлагалось перебросить на обводнение «Мертвой степи» Казахстана. Терек также можно было использовать для орошения сельскохозяйственных земель. Проблема была с рекой Урал, воды которой просто некуда было девать, и с Курой, для задержки которой требовалось строить гигантскую плотину, что неизбежно привело бы к затоплению ценных плодородных земель и образованию на их месте нового озера.

Необходимо было учесть и наполнение Каспия за счет осадков, что в конечном счете потребовало бы строительства насосного комплекса. Вывод был следующим: на выполнение плана потребуется 16—17 лет. После этого Сталин резюмировал обсуждение фразой «Пожалуй, не стоит». По словам Серова, все присутствующие, да и он сам, знавший о возникшей идее, испытали большое облегчение. «Слава богу, что не решились на это осушение», — процитировал свои мысли автор воспоминаний. Действительно, сложно представить, сколько было бы потрачено на осуществление подобного проекта финансовых средств и к каким экологическим последствиям это бы привело. А нефть из вод Каспийского моря человечество научилось добывать и без осушения, что составляет сейчас основу благосостояния, например, Казахстана и Азербайджана.

Читайте также:


Выбор покупателей
3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 180 кг
раскладные, 3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 280 кг
3-местные, каркас: сталь, сидение: твердое, до 300 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by