Пару лет назад мы увидели фотографии этих мест в Instagram у Виктора Малыщица. «Вот где красота!» Казалось, такой озерно-холмистый рельеф может быть только на Браславщине, но к удивлению это не она. Теперь съездили и посмотрели своими глазами. В совместном с А1 проекте «Зеленый сезон» показываем вам малоизвестный и совершенно нераскрученный в плане туризма, но очень живописный уголок белорусской природы — заказник «Синьша» в Россонском районе.
Вот уж действительно глухие места. Мы ехали по проселочной дороге полчаса, а навстречу ни одной машины и лишь несколько промелькнувших деревушек. И кругом леса, леса… Россонский район, граничащий с Псковской областью России, один из самых малонаселенных и труднодоступных в нашей стране. Из Минска сюда ехать почти на час дольше, чем до Браслава. Исторических памятников практически нет, промышленности почти не осталось, частный бизнес зашился куда-то в темный угол. Повезло в другом: здешние места щедро одарила природа.
Различные по форме холмы чередуются с причудливыми озерами, изрезанные берега которых образуют множество заливов, мысов, узких полуостровов. Вся эта красота сформировалась тысяч 15 лет назад, когда таял последний ледник.
Посмотрев на карту, можно заметить, что крупные и малые озера соединены между собой протоками и перетекают друг в друга. Это целый ярко-синий каскад, нанизанный на реку Дриссу, впадающую в Западную Двину.
Одно из самых живописных в каскаде — озеро Синьша, давшее название заказнику. На две части его делит полоска леса, вытянувшаяся на 2,5 км с севера на юг — самый длинный и узкий полуостров Беларуси. По озеру проходит государственная граница. Противоположный берег — уже Россия, а красавец-полуостров целиком наш.
Цивилизация словно обошла эти края. Никогда здесь не строились ни санатории, ни базы отдыха, ни партийные дачи. На берегах Синьши и соседних озер всегда процветал дикий походный туризм. Палатка, рыбалка, костер, песни под гитару — так было заведено с советских времен. И почти так же все осталось сейчас.
Директор заказника Александр Мацулевич ведет нас на одну из озерных турстоянок, попутно рассказывая о разной живности и ботанических богатствах:
— У нас тут растет белых мох, ягель называется. Видели такой когда-нибудь? Как-то приезжали туристы из Карелии. Говорят: «Ничего себе, прямо как в нашей тайге»… Глухари есть, олени, лоси. Иногда медведь прохаживается.
Пройдя лесной тропой, мы оказываемся в месте под названием «Золотые пески» — это туристическая стоянка и, пожалуй, главный в заказнике пляж. Сосны, песок — есть что-то балтийское в этом пейзаже. Хотя мы давно не видели Балтику, можем ошибаться.
Следуя дальше по тропе, можно выйти еще к нескольким полянам. Одна из них на карте обозначена как «Мыс Командора». Мы попытались выяснить происхождение столь странного названия. Говорят, здесь часто отдыхал один старик — человек-легенда. Впервые он появился на озере Волобо в 1970-х, когда работал инженером в Москве. А когда вышел на пенсию, стал приезжать сюда чаще, его палатку на берегу видели с мая по октябрь. Среди местных и туристов старик пользовался авторитетом, за что и получил прозвище Командор. В 2006-м его не стало, о чем сейчас напоминает памятная табличка на столбе.
Если соберетесь заглянуть на «Мыс Командора» в июле, наверняка встретите там детей. Каждое лето здесь разбивают походный лагерь школьники из Могилева.
Еще на одной стоянке встречаем двух мужчин из Новополоцка. Отдыхают, рыбачат — заехали на несколько дней.
— Мы лет десять сюда ездим, — говорит Дмитрий. — Рыбы здесь много. Лещ, сом, судак, щука, красноперка — да чего только нет. Мы ее и жарим здесь, и коптим. Ну и природа какая. Тут два озера встречаются — Волобо и Синьша, еще при помещиках протока выкапывалась.
Мы рассматриваем аскетичную палатку, а в мыслях представляем себе гостевые модульные домики с видом на озеро, баню на плоту, кафе или фуд-трак для быстрых перекусов…
— А зачем? Сюда бы только дорогу нормальную, но, наверное, и она не нужна, — рассуждает турист. — Тут и так по выходным палатку негде поставить.
Прогулка по турстоянкам вдоль берега оставила неоднозначные впечатления. Природа хороша, а вот остальное… Что здесь делать кроме стандартной программы «рыбалка — шашлык»? Почему бы сотрудникам заказника не соорудить на мысе какую-нибудь деревянную башню с обзорной площадкой, как это делают в Прибалтике, не установить несколько табличек с информацией про тот же белый мох, не придумать какие-то пункты маршрута с интерактивными заданиями, играми для детей (можно подсмотреть в Налибокской пуще). Да хотя бы отремонтировать и обновить беседки — уже было бы не так печально.
Есть проблема и с веломаршрутами. Они как бы имеются, но по факту это обычные сельские и лесные дороги (часто не укатанные как следует) без нормальных дорожных указателей, без сопутствующей инфраструктуры в виде туалетов, беседок и т. д.
Хочешь водного туризма — в заказнике есть байдарки. Но нет транспорта, который доставит лодку в нужную точку. А какой интерес плавать по обычному озеру? В плане проката лодок (и не только) ситуацию спасают частники. И о них мы расскажем ниже.
Единственным вариантом ночлега в заказнике, который предложил нам Booking, оказалась база отдыха «Диканька» в деревне Демех. Мы добирались сюда ненастным вечером, когда штормовой ветер посрывал провода и обесточил половину района. На километры ни одного источника света, кроме фар нашей машины. И вот в неприветливой кромешной тьме засверкали огоньки усадьбы и у ворот нас встретила хозяйка. Выглядело это сюрреалистично. Всю ночь и весь следующий день во дворе работал дизель-генератор, так что природный катаклизм никак не сказался на нашем комфорте.
База отдыха принадлежит крупному частному охотхозяйству. Выглядит она так, будто какой-то богач скупил все дома в старой деревне и постепенно строит свое поместье. Мы узнали, что деревня Демех очень старая и раньше здесь действительно жило много людей, в том числе семьи, где было по 7—9 детей. Потом местный колхоз присоединили к другому хозяйству, работы почти не осталось. Люди разъехались — кто в соседний агрогородок, кто в Полоцк. Сейчас в деревне постоянно живет только одна коренная старушка.
Ночевали мы в большом деревянном доме из «кругляка». Здесь три комнаты для гостей (в одной есть даже лежанка на печи), кухня и просторная столовая, оформленная в охотничьем стиле. Все еще новое, чистое.
От комаров спасают сетки на окнах и фумигаторы, так что насекомым потревожить нас не удалось. Утром хозяйка приготовила овсяную кашу и блины со сметаной.
Что еще делать в усадьбе? Сидеть с удочкой на берегу реки, гонять на велике по лесным тропам, сплавляться по Дриссе на каноэ. Среди услуг есть даже прокат квадроцикла и прогулки на лошадях. Только взгрустнули мы, заглянув в прейскурант. Цены почему-то указаны в евро, но переведем в рубли:
Мы проплыли небольшой отрезок реки на каноэ. Самый короткий маршрут занимает минут 40 — вполне достаточно, чтобы размять мышцы и получить впечатления. Сначала туристов на уазике вместе с лодкой забрасывают на точку старта вверх по течению, финиш — на берегу возле усадьбы. Река Дрисса сама по себе интересная — русло извивается, как прядь волос, заставляя налегать на весло. Но течение небыстрое, можно проплыть этот отрезок и совершенно расслабленно, лишь немного корректируя курс лодки.
Но, конечно, самые яркие эмоции и впечатления можно получить от прогулки по всему каскаду озер на моторной лодке. С заплыванием в тихие протоки и заливы. К сожалению, на «Диканьке» аренда моторки стоит слишком дорого, а в администрации заказника такой услуги и вовсе нет. Жаль, при адекватной цене это был бы топовый маршрут.
Еще один частный дом отдыха, под названием «Бобровая хата», находится в деревне Уклеенка на берегу озера Пролобно. Его создавал бизнесмен, занимавшийся и «Диканькой», но оба комплекса были проданы, и сейчас у них другие владельцы. У усадьбы больше 100 отзывов на Google и средний балл 4,8. Гости пишут про вкусную домашнюю кухню, красивый лес для покатушек на велосипедах и квадроциклах, чистое озеро и пляж.
На территории несколько деревянных гостевых домов в охотничьем стиле, со шкурами и чучелами животных. Атмосферно, но все же на любителя, а самим домикам, как нам показалось, уже не помешает небольшое косметическое обновление.
Цены на услуги вот такие:
На наш вопрос об окупаемости такого бизнеса в глуши администратор усадьбы вздыхает:
— Летом загрузка хорошая, выходные забронированы на много недель вперед, а вот зимой здесь тяжелее…
Есть на территории заказника и несколько обычных агроусадеб. В начале 2000-х, когда сельский туризм в нашей стране только начинал развиваться, некоторые местные жители поверили, что смогут влиться в этот бизнес. Кто-то взял кредит на реконструкцию старого дома, кто-то провел коммуникации, построил баню. Одно время в деревне Заборье даже проводили фестиваль агротуризма, с ярмаркой народных ремесел и презентацией турмаршрутов. Это вызывало какой-то интерес к заказнику. Сейчас о фестивале ничего не слышно, а сами усадьбы постепенно ветшают, хоть и не пустуют благодаря давним клиентам и сарафанному радио.
Мы побывали в трех таких домах, где сутки стоят от 10 рублей, и, откровенно говоря, не рекомендовали бы такой вариант отдыха для семей с детьми. Для уставшего путника, бродившего полдня по мысам Синьши, сельский домик с баней подойдет в самый раз, но туристы, привыкшие к определенному уровню комфорта, могут разочароваться.
Проживание:
Отправляясь в путешествие по Беларуси — на экскурсию, велопрогулку или в поход, не забывайте делиться результатами фитнес-трекера на сайте благотворительной акции «100 гадзін з А1». Каждый час физической активности поможет оказать спонсорскую помощь МОО «SOS — Детские деревни» в размере 50 тысяч рублей от компании А1. В этом году акция напрямую связана с экологией, и те, кто преодолеет отметку в 100 часов, также получат именное дерево в «SOS — Детская деревня Боровляны».
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by