«Держитесь», — говорит нам егерь Миша и ускоряет моторку, уверенно входя в излучину реки. Второй поворот, третий — на извилистой Припяти приходится рулить, как на горном серпантине. Миша никогда не бывал в горах, не ходил под парусом в морях, но познал дзен в космосе Полесья. «Посмотри, какая красота!» — то и дело повторяет он. Мы смотрим и соглашаемся… Этим репортажем вместе с компанией А1 мы начинаем цикл «Зеленый сезон» — о природных красотах Беларуси. Куда отправиться на выходных, если Нарочь, Браславские озера и Беловежская пуща уже изучены? Первый маршрут — по припятскому Полесью. Поехали с нами!
Три часа езды от Минска. Навигатор привел нас в Лясковичи — административный центр Национального парка «Припятский». В недавнем прошлом это была обычная белорусская деревушка, посреди которой, словно мираж, возникли дворцы и замки. Тротуары в плитке, высокая набережная, причал, где для полноты картины не хватает только дорогущих яхт.
Особый статус эта полесская территория получила полвека назад, когда в междуречье Припяти, Ствиги и Уборти был создан ландшафтно-гидрологический заповедник. В природоохранную зону вошли пойменные дубравы и луга, непролазные болотные дебри, песчаные дюны, сосновые боры с многообразием мира растений и животных. Здесь водятся зубры, рыси, черные аисты, орланы-белохвосты и прочие «краснокнижники». Должно быть, Нацпарк «Припятский» — рай для ботаников, рыбаков и бердвотчеров. Но насколько комфортно здесь чувствует себя обычный турист, приехавший в Лясковичи на денек-другой с семьей? Это мы постараемся выяснить.
Егерю Мише 23 года. Всю жизнь он провел на Припяти и не представляет себя без реки.
— Тут интереснее всего в мае-июне, когда затапливает дубравы. Можно в такие места заплыть — сказка, — говорит егерь, управляя моторной лодкой. — В этом году сильного разлива не было. Видишь, на стволах снизу потемнение — это граница, до которой поднималась вода.
— Вот кусты среди кувшинок — там живет бобер. Белая цапля взлетела. А вон ласточкины гнезда. Жерех охотится — видели всплески на воде? — Миша рулит по затону, не переставая подмечать то, что мы, городские, упускаем из виду.
Вырываемся на простор большой реки. Лодка набирает скорость и снова ныряет в затон. Пойменный пейзаж здесь пострадал от пожара, чернеют обгоревшие дубы.
— По весне была большая засуха. Такое время, что трава может полыхнуть даже от осколка стекла — сработает как линза, — говорит Миша. — А вообще, для природы это естественный процесс. Пройдет время — все восстановится.
Грузового речного судоходства в этой части Припяти почти не осталось. Наш проводник признается, что уже давно не видел барж. Бывает, буксир притащит щебень, если в Лясковичах началась очередная стройка, но не более того.
— Кроме Припяти, я нигде не был, — рулит в родные Лясковичи Миша. — Друзья-одноклассники разъехались. Спрашивали: а ты как? А мне здесь хорошо. Работа есть, а зачем еще куда-то ехать, если рядом такая красота? Кстати, много кто вернулся обратно.
Кроме водной прогулки (ее, кстати, можно совершить и на теплоходе), туристам предлагают еще один аттракцион под названием сафари-парк. Мы сразу представили себе мощные джипы с открытым верхом, но реальность оказалась иной.
Несколько раз в день такой «поезд» отправляется в парк диких животных, где звери содержатся в своей естественной среде обитания. Здесь водятся косули, олени, лани и дикие кабаны. Хищников нет, так что парнокопытные чувствуют себя в полной безопасности.
— Подкармливаем, конечно, но даем только 40% от их дневного рациона, чтобы они чувствовали себя дикими животными и не разучились добывать еду, — говорит экскурсовод Алеся, пока мы пытаемся рассмотреть какую-то живность в мельтешении деревьев.
А вот и олени, спрятались в воде от жары.
— Осенью, в период гона, самцы собирают шесть и более самочек. Размножаются звери в парке по законам дикой природы, — рассказывает Алеся. — Когда-то эти животные были истреблены на Полесье (как и по всей стране), но в XX веке популяцию благородного оленя возродили, и теперь ей ничто не угрожает.
Возле подкормочной площадки наблюдаем стадо диких кабанчиков. Они недолго терпят наше присутствие и скрываются из вида.
— Свинка ушла с поднятым хвостом — уже не вернется, это сигнал тревоги, — со знанием дела говорит водитель и трогает с места.
— Главная в стаде самка. Она выбирает место ночлега и кормежки, выбирает самца. Короче, жесткий матриархат, — дополняет Алеся.
Маршрут по сафари-парку протянулся на 8 километров. Кроме экскурсионной программы есть три тематические площадки: дом кудесника с языческим капищем и деревом желаний, изба Бабы-яги и поместье Деда Мороза (работает только зимой). Анимационная программа включена в стоимость — детям будет не скучно.
У поместья Деда Мороза в вольере живет олень Кузя. Красавец! Смотрит добрыми глазами и разрешает себя погладить.
Мы все еще под впечатлением от красивейшей экотропы в Голубых озерах. А есть ли что-то подобное в окрестностях Лясковичей? Где погулять, надышаться воздухом? В администрации парка не помогли советом, поиск в интернете также не дал результатов. Ближайшая экотропа обнаружилась в 50 километрах близ Турова. Пеший маршрут называется «К царь-сосне». Дереву более 300 лет — реликт времен Речи Посполитой. Какие могут быть сомнения, едем!
Отправляясь на прогулку в лес на Полесье, помните: вы — еда. Для комаров, конечно же. Это даже не звон — мы впервые слышали в лесу комариный гул. Не рассчитывайте на репелленты, спасет только москитная сетка.
Указатель велит топать до сосны полтора километра. Поначалу, если абстрагироваться от беспощадных комаров, все складывалось благополучно. Но внезапно лес и твердая почва под ногами сменились топкой местностью. Один деревянный мостик, второй, а дальше… уперлись в болото. Куда и как идти — непонятно, навигации никакой. Эх, пришлось поворачивать назад, а ведь были так близки!
Возвращаемся на дорогу. Недалеко есть еще одна тропа — к 800-летнему царь-дубу. Энергично отмахиваясь от комаров, тащимся еще километр по лесу. Остается каких-то метров 200 — и снова болото. Облом…
Оказывается, пошли не в то время. Прибывшая вода еще не ушла. С другой стороны, а что мешает немного продлить деревянные настилы, добавить пару указателей?
Фото сосны позже нашли на просторах интернета. Мощь!
Раз уж мы рядом, почему бы не заехать в древний Туров, тем более что там есть место, отлично подходящее для спокойной вечерней прогулки, — Туровский луг. По весне с разливом Припяти он превращается в сеть островов, на которых устраивают колонии утки, чайки, кулики… В марте 2014 года орнитологи насчитали на Туровском лугу 200 тысяч перелетных птиц на один квадратный километр. Прежде нигде в Беларуси не фиксировалось такое количество.
Если интересует история, можно заглянуть в скрипту «Древний Туров» и посмотреть на руины церкви XII века — одной из самых больших на Киевской Руси.
Это удовольствие доступно только для постояльцев туристического комплекса «Дорошевичи», что в нескольких километрах от Лясковичей. Бронировать номер советуем именно там — за душевную атмосферу и ухоженную территорию.
Деревянный настил протянулся метров на триста вдоль высокого берега. Чем-то он напомнил нам дорожки для пеших прогулок на побережье в Паланге. Если пройти чуть дальше по лесу, можно найти укромные места над обрывом и посидеть в тишине, глядя на течение Припяти.
В районе Лясковичей есть несколько диких речных пляжей, но мы рекомендуем выбирать для отдыха благоустроенные места со станциями ОСВОДа (все же с течением лучше не шутить). Хороший пляж на Припяти в Петрикове. Есть водоем с приятным пляжным песком и детским лягушатником в Житковичах. Расстояние до обоих городов одинаковое — 24 км.
На фото — пляж в Житковичах.
Сначала думали пропустить, но сходили и не пожалели. Очень достойное оформление интерьера и экспозиций, в особенности зала природы с чучелами животных и зала повседневного быта полешуков. На выходе продаются сувениры.
Возле деревни Дорошевичи есть паром, приводимый в движение речным буксиром. Нам говорили, это единственная в своем роде сцепка в Беларуси. Паром обслуживает транспорт Национального парка. Обычным туристам прокатиться на тот берег могут и не разрешить, но понаблюдать со стороны тоже интересно.
На противоположном от Дорошевичей берегу раскинулась пойменная дубрава. Через лес ведет гравийка. Местные называют ее Хлупинский шлях. Гулять пешком не слишком приятно (комары, будь они неладны), но дикая природа впечатляет. На обратном пути повстречали лосиху с потомством.
Вариантов немного. Гостиницы Нацпарка не представлены на booking.com, хотя работают не первый год. Пришлось звонить, уточнять наличие мест и бронировать номер по телефону.
Стандартный двухместный номер в гостинице «Над Припятью» в центре Лясковичей обойдется в 115,8 руб. В эту цену включен завтрак в ресторане, который работает при гостинице. Комплексный обед здесь стоит около 7 рублей.
В туристическом комплексе «Дорошевичи» (там, где деревянный настил вдоль берега) двухместный стандартный номер стоит 105,8 рубля, люкс — 118,4 рубля. Можно заказать трехразовое питание — 60 рублей на человека.
Есть гостиница в Турове. Обычный номер на двоих — 48,8 рубля (с завтраком — 64,8). Двухместный люкс — 68 рублей (с завтраком — 84).
Что ж, «Припятскому» пока далеко до суперкурорта, но на один-два дня впечатлений наберется. По бюджету расклад примерно такой:
C 2020 года экология является одним из ключевых направлений социальной политики А1. Для подготовки эффективных зеленых проектов компания объединяет лучшие белорусские практики и передовой опыт стран международной группы A1 Telekom Austria Group.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «A1», УНП 101528843.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by