Пока метростроители завершают строительство первых четырех станций 3-й линии подземки и собираются сооружать следующие три, проектировщики приступают к работе над очередным отрезком новой ветки. Речь идет о ее втором участке — от станции «Юбилейной» до станции «Логойской». О том, с какими сложностями предстоит столкнуться при строительстве этой подземной трассы, агентству «Минск-Новости» рассказал заместитель главного инженера ОАО «Минскметропроект» Валерий Чеканов.
— Участок протяженностью 8,4 км будет сооружаться двумя пусковыми комплексами: первый — от станции «Юбилейной» до станции «Парк Дружбы народов», второй — до «Логойской». Объект очень сложный. Он включает в себя два этапа проектирования: стадия А — это архитектурный проект, стадия С — строительный. Оба имеют свои особенности. В отличие от требований прежних лет на этот раз мы должны больше внимания уделить детализации архитектурного проекта. Если раньше для него нужно было сделать лишь 30% документации, то теперь — 60%. Остальное, соответственно, для строительного. Для нас это своего рода новшество: все основные технические решения на стадии А должны быть проработаны в высшей степени, ведь на стадии С менять уже ничего нельзя. Останется только доработать узлы отдельных разделов.
— Сколько времени, хотя бы приблизительно, займут разработка проекта и дальнейшее строительство?
— На разработку архитектурного проекта может уйти минимум года 2—3. Если начнем в 2019 году, то после его экспертизы и утверждения строительство участка может стартовать самое раннее в 2021—2022 годах. Срок сооружения всех семи станций рассчитан на 96 месяцев.
— Немало… Каковы особенности этого процесса?
— Все станции будут строиться в котлованах, для крепления которых широко планируется применять метод «стена в грунте». При сооружении тоннелей первым помощником станет тоннелепроходческий механизированный комплекс, который направится от станции «Парк Дружбы народов» в сторону «Профсоюзной». Это будет сквозная проходка, то есть строительство новых станций начнется после того, как щит насквозь пройдет места их посадки.
— А что скажете о предстоящих проблемах освоения этого участка, связанных с грунтами и тем, что в зоне строительства когда-то было Комаровское болото?
— Грунты на протяжении всего участка такие же неустойчивые, как и в других местах столицы. Плюс к этому высокий уровень грунтовых вод. Первый пусковой комплекс участка вообще весь в воде, причем она доходит до самой поверхности земли. Поэтому сооружение метро будет вестись с применением строительного водопонижения, как на «Немиге» и «Первомайской».
Кроме того, после станции «Профсоюзной» линия подземки должна пересечь Свислочь. А значит, прежде чем пройти под рекой тоннелями, ее русло надо переустраивать — брать в железобетонную обойму — и только после этого сооружать тоннели.
— Подготовка территории тоже потребует больших затрат времени?
— На этот этап уйдет примерно 40 месяцев. Речь идет в основном о переносе инженерных коммуникаций и устройстве объездов для транспорта. Инженерных сетей, подлежащих перекладке, здесь очень много, поэтому и общие сроки строительства такие продолжительные. Неизвестно также, сколько времени займет снос зданий и сооружений. Если вдоль 1-го пускового комплекса таких строений всего несколько, то вдоль 2-го гораздо больше.
— Несколько лет назад проектировщики полагали, что 3-ю линию метро в ближайшее десятилетие имеет смысл ограничить станцией «Парк Дружбы народов», а дальше начать строительство 4-й, кольцевой линии. Что изменилось?
— Да, был такой замысел. Поначалу предполагалось, что на станциях, расположенных вдоль этой ветки между площадью Бангалор и Зеленым Лугом, в ближайшие десятилетия не будет необходимого пассажиропотока. Тогда возникли планы после строительства участка до станции «Парк Дружбы народов» заняться первым отрезком 4-й линии. Это был бы кусочек от станции, расположенной на площади Бангалор (пересадочной с «Парком Дружбы народов»), до «Дома печати» (пересадка с «Академией наук») и далее в сторону станции «Тракторный завод». Так появилось бы еще несколько пересадочных узлов. Но позже специалисты УП «Минскградо» еще раз рассчитали пассажиропотоки, оценили ситуацию на въезде в город со стороны Логойского тракта, интенсивность увеличения потоков наземного транспорта, следующего в центр города. В итоге решили: нужно все-таки завершить 3-ю линию до станции «Логойской», а потом уже начинать 4-ю.
Чтобы ограничить потоки автотранспорта, который направляется с севера столицы в центр, в районе пересечения Логойского тракта и МКАД, ближе к торговому центру, предусмотрено строительство перехватывающей парковки на 5000 машино-мест. Уже готовится соответствующий проект. Расстояние от нее до «Логойской» — 700—800 м. У городских властей при этом остается задача заинтересовать людей, чтобы им было выгодно оставлять машины на парковке, а в центр ехать на метро.
— И все-таки, будут ли достаточные пассажиропотоки на станциях, выходящих на территорию Сельхозпоселка?
— По расчетам проектировщиков, максимальный пассажиропоток на линии в час пик составит в среднем 21 000 человек. На территории Сельхозпоселка он будет меньше, но в перспективе все может измениться.
Справочно
Срок сооружения семи станций 2-го участка 3-й линии метро от «Профсоюзной» до «Логойской» рассчитан на 8 лет. В состав второго участка 3-й линии подземки, по планам проектировщиков, войдут семь станций: