Словосочетание «коттеджный поселок» у большинства минчан ассоциируется с особняками площадью под 300 квадратных метров за немыслимые деньги. Несколько жилых комплексов, названия которых на слуху, превратились в долгострои, в других уже готовые дома пустуют годами… Альтернативная реальность, где строят компактные усадебные дома по типовым проектам, оказывается, существует. Но не в Минске. О каркасно-панельном поселке экономкласса под Гродно упомянул на недавней пресс-конференции министр архитектуры и строительства Анатолий Черный. Мы съездили в Гродно, изучили эти коттеджи и пообщались с жильцами.
Со всех сторон поселок Лососно-4 окружен лесом. На снимке со спутника просматриваются кварталы коттеджей и таунхаусов, нанизанных на улично-дорожную сеть.
Раньше здесь был военный полигон. Несколько лет назад местное ОАО «Гродножилстрой» выкупило на аукционе право аренды участка для строительства малоэтажного жилого комплекса. Тем самым предприятие обеспечило загрузку собственной линии по выпуску каркасно-щитовых деревянных домокомплектов.
Классическая технология каркасного домостроения предполагает поэтапную сборку дома на участке: сначала возводится деревянный каркас, затем промежутки между стойками заполняются утеплителем и так далее. Поселок Лососно-4 застраивался по иной технологии — каркасно-панельной. Стены и перекрытия изготавливались в цеху. На участки прямо с завода привозили уже готовые домокомплекты — утепленные панели с прорезанными дверными и оконными проемами. Затем все элементы «конструктора» собирали на фундаментах при помощи автокрана.
Накануне поездки на глаза попалась статья, где Лососно-4 называют «маленькой Австрией». Нам же поселок напомнил типовой белорусский агрогородок, застроенный одинаковыми домами, разнящимися лишь цветом фасада и металлочерепицы.
Поселок застроен тремя типами домов: двухуровневые каркасно-щитовые коттеджи площадью 118 кв. м, одноуровневые площадью 81 кв. м (в продаже их уже нет) и крупнопанельные таунхаусы — 13 двухэтажных блокированных домов на две, четыре и шесть квартир. К каждому дому подведены коммуникации: газ, вода, электроэнергия, канализация. Сейчас в поселок ведут высокоскоростной интернет.
Берем у сторожа ключи и отправляемся смотреть ближайший дом площадью 118 «квадратов». Он, как и многие другие, без забора. Огораживать участок будущий владелец будет уже за свой счет. От тротуара вымощенная плиткой дорожка ведет к крыльцу. Отделка фасада — без изысков: штукатурка, краска, кровля из металлочерепицы.
С порога попадаем в небольшой тамбур, слева от которого находится топочная с газовым котлом. Далее идет прихожая с выходами на кухню, в санузел и гостиную. На втором этаже — три спальни и дополнительный санузел.
Ежедневные перебежки вверх-вниз по лестнице могут доставить неудобства будущим жильцам. Впрочем, у мансарды есть свои плюсы: экономится площадь участка, сверху виды получше.
Еще одна особенность планировки — второй выход из дома во двор, где «просится» терраса.
При беглом осмотре обращает на себя внимание наружная разводка электрики по всему дому. Позже нам объяснили причину: на момент строительства поселка внутренняя проводка в таких домах не допускалась. Сейчас нормативная база изменилась, и провода прячут в металлические трубы в панелях.
В стенах 260 мм утеплителя: 160 мм эковаты между стойками каркаса и 100 мм пенополистирола с внешней стороны. В межкомнатных перегородках — 120 мм утеплителя, в «пироге» кровли — 240 мм. Пол первого этажа бетонный, с утеплителем (110 мм) и стяжкой.
Застройщик уверяет, что для наших зим такого утепления более чем достаточно. «Теплоизоляционные качества ограждающих стен и перекрытий каркасных домов в два раза превосходят аналогичные показатели домов из кирпича», — читаем описание типового проекта на сайте «Гродножилстроя».
С учетом всех подведенных коммуникаций цена осмотренного нами коттеджа составляет 115 974 рубля (около $58 тыс.). Земельный участок площадью около 10 соток можно выкупить в частную собственность либо продлить договор аренды. Дома потихоньку раскупаются, но очередь из гродненцев на пороге застройщика не стоит. Другое дело, если бы такой вариант предложили где-нибудь в Колодищах или Заславле…
В «Гродножилстрое» нам сообщили, что больше половины коттеджей в Лососно-4 проданы. Где-то еще идут ремонты, где-то, судя по занавескам на окнах и струйкам дыма из труб, уже теплится жизнь. Прогулявшись по улицам и не встретив, кроме строителей, ни единой души, мы решили съездить в соседний поселок Лососно, где такие же дома были заселены несколько лет назад. Тем интереснее пообщаться с людьми, имеющими опыт проживания в «каркасниках». У них и узнаем, не отсырели ли стены, не рассохлась ли древесина и не завелись ли мыши.
— Честно говоря, мы с мужем на такой дом, будь он в другом месте, даже и не посмотрели бы. Что снаружи, что внутри — ничего примечательного. Подкупили нас две вещи: расположение окнами на лес и вот эта чудесная пристройка, — девушка по имени Юлия приглашает нас на участок и показывает утепленную веранду, кардинальным образом преобразившую внешний вид дома и увеличившую его площадь «квадратов» на 40. — Первое время к нам соседи толпами ходили, чтобы на эту веранду посмотреть. Она действительно все меняет.
— Этот дом купил для перепродажи один известный в Гродно бизнесмен, он же пристроил веранду. У него постройку купили мы — живем здесь уже два года, — продолжает Юлия. — Всю проводку сразу пришлось менять. Сделали небольшую перепланировку. На кухне заложили дверной проем и одно окно и сделали выход в гостиную, а не в коридор, как было у застройщика. Кухня, конечно, тесная — мы там только готовим еду, а зону столовой вынесли в гостиную. Лестница не напрягает. На втором этаже спим, а вся жизнь протекает на первом.
Особых нареканий на качество строительства у Юлии нет: дом теплый, зимой не холодно, летом не жарко, мышей не замечали.
— У нас проблем нет. Насколько я знаю, люди, которые живут в таких же домах (а здесь их построено немало), на холод и сырость не жалуются, — говорит девушка. — Единственный недостаток — слабая шумоизоляция между этажами.
Супруги Владимир Николаевич и Валентина Николаевна живут в каркасно-панельном доме шестой год. Переехали в поселок из «двушки» в центре Гродно и, говорят, стали первыми его обитателями.
— Перед покупкой, конечно, сомневались. Боялись, что зимой будет холодно, но оказалось все наоборот, — хозяин дома приглашает нас в гостиную. — Сейчас мы почти не включаем отопление на втором этаже, только в санузле греем батареи. В спальнях комфортно — 21 градус.
Пенсионеры живут вдвоем. За прошлый месяц израсходовали почти 200 «кубов» газа, вся «коммуналка» обошлась примерно в 100 рублей (электричество, газ, вода, вывоз мусора).
— Стены держат тепло, по планировке вопросов никаких, все удобно. Не помешал бы только подвал для всяких хозяйственных нужд, — говорит Владимир Николаевич. — А вот балконом на втором этаже не пользуемся. При наличии веранды он не нужен, на мой взгляд.
Летом пенсионеры отдыхают на веранде, пристроенной со стороны двора.
— Недостатки, конечно, есть. В спальне на втором этаже слышно, как бубнит телевизор на первом, — дополняет картину Валентина Николаевна. — Если я на первом этаже, а Володя на втором, то я слышу его шаги. Но по большому счету это мелочи. Главное, что тепло.
Посещая Лососно-4 летом 2016 года, вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин призвал строителей создавать аналогичные поселки экономкласса в других регионах страны. Увидим ли в пригороде Минска комплексную типовую застройку по доступным ценам? Такие цели декларировались и в государственной программе «Строительство жилья» на 2016—2020 годы. Документ предполагал стремительное развитие частного домостроения, в том числе за счет выделения под коттеджные массивы неэффективно используемых сельхозземель.
Особую важность разработчики госпрограммы придавали индустриализации частного домостроения, то есть заводскому изготовлению домокомплектов с последующим монтажом на участках. Речь не только о «каркасниках». Железобетонные таунхаусы и коттеджи от МАПИДа также вполне отвечают целям очередной строительной пятилетки. Только где они?
Тезисы программы и реалии жизни, увы, разошлись. Причина известна: возведенные в ранг высокой государственной ценности кукурузные, пшеничные и рапсовые поля вокруг МКАД по-прежнему неприкосновенны. Мечтающим о своем доме остается биться на аукционах за хорошие участки (и неизбежно переплачивать) или задешево покупать неликвид без инженерных сетей.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by