УКС Центрального района, выкинувший в продажу невероятно дешевые квартиры в почти построенном панельном доме в Новинках, сотворил с белорусами что-то невероятное: доступный квадратный метр заставил страждущих позабыть о сложившихся годами традициях виртуальных очередей и всякого рода приличиях. Три очереди, оцепление на крыльце, три квартиры в одни руки — это то, что мы увидели своими глазами 20 ноября, когда впервые в столице принимались заявления на жилье с ценой «квадрата» $610.
Такие щедрые подарки от застройщика больше не повторялись, но народ уже вошел в раж и воспринял информацию о «квадрате» по $780 и $820 с не меньшим энтузиазмом: дежурство за новой партией квартир под УКСом началось еще задолго до опубликования проектной декларации и завершилось лишь вчера, когда 69 квартир на хороших этажах нашли своих будущих владельцев. В этот раз распределение «однушек» и «двушек» проходило не так горячо, как два месяца назад, но недовольные все равно остались.
Негодование тем, как все прошло, высказал один из горожан, которому не хватило квартиры, его сообщение процитировано на нашем форуме. «После того как вышла первая пятерка покупателей, было продано 28 квартир. Вы прикидываете: 5 человек купили 28 квартир. Это были перекупщики, справедливости нет и не будет никогда. Кстати, все 69 квартир закончились на 34-м номере», — утверждает участник очереди, которого зовут Анатолий.
Эту информацию, в которой, в общем-то, нет ничего противозаконного (в одни руки могли продать и все 69 квартир — главное, чтобы заявитель смог рассчитаться), Onliner.by решил проверить в УКСе Центрального района. В прошлый раз комментарии по неоднозначной ситуации давал главный инженер предприятия, который руководил процессом запуска людей в заветные двери. В этот раз мы также попросили пригласить к телефону Сергея Панева. Однако в предполагаемой беседе нам с ходу отказали:
— Мы не даем никаких комментариев. Всего доброго.
И если УКС не дает никаких комментариев, мы обращаемся к вам: те, кто был в очереди и хочет рассказать подробности, пишите на ok@onliner.by.
О том, какая непростая и хитрая схема по распределению квартир сформировалась в нынешней очереди за дешевыми «квадратами», на условиях анонимности Onliner.by рассказал один из претендентов на них, позвонивший по указанному в статье номеру.
— Дежурить под дверями УКСа начал еще задолго до выхода проектной декларации. Все, кто рассчитывал построиться, составили списки из претендентов, чередовались, охраняя двери днем и ночью. Перекличка была каждое утро в 8 часов. На сверку приходили все.
Как и многие, я рассчитывал, что «квадрат» будет значительно дешевле. Предполагал, что за метр в «однушках» будут просить $750, а в «двушках» — $700. В день публикации декларации из УКСа вышел сотрудник и сообщил: «Из-за того ажиотажа, который вы создали, пришлось поднять цены». В результате мы получили $820 и $780 за «квадрат». После того как эта информация была озвучена, очень многие люди ушли из очереди. И я в том числе — квартира получалась уже дорогой.
Дальше началось самое интересное: за ночи и дни стояния на крыльце мы все неплохо раззнакомились. Как мне рассказали, произошло следующее: те, кто в очереди были одними из последних и понимали, что квартир на них не хватит, стали договариваться с первыми о том, чтобы те по доверенности написали за них заявления на жилье. Не забесплатно, конечно же. Насколько я знаю, такая практика была и в предыдущем случае: только тогда «квадрат» был дешевле и «благодарность» составляла порядка $3000. В январе метр существенно подорожал и в конвертах оказалось около $1000. А так как ограничения «одна квартира в одни руки» не было, то все и прокатило. Не придерешься, недвижимость же коммерческая. Не исключаю, что кто-то мог взять и шесть квартир, — поведал молодой человек.
Если это правда, то первые в очереди не только приобрели дешевую квартиру, но и с ходу накопили на ее ремонт.
Своей болью с Onliner.by поделилась и Нина Михайловна: женщина почти месяц мерзла под УКСом, брала отгулы, привлекала к дежурству родственников — все ради того, чтобы заполучить квартиру для старшей дочери, которая воспитывает маленького ребенка и снимает жилье. В очереди минчанка была 40-й, но метров ей не хватило.
— Понимая, что находимся все-таки уже в хвосте очереди, были согласны написать заявление хоть на какую квартиру: «однушка», «двушка» — неважно, лишь бы свое. Поэтому стояли до последнего и сменяли друг друга, чтобы, не дай бог, не вылететь из списков. Предполагали, что кто-то может взять по две квартиры, но все равно рассчитывали, что нам, сороковым, что-то да достанется.
Еще до того, как начали принимать заявления, мы подошли к руководству УКСа и попросили, чтобы они провели все цивилизованно — пригласили сотрудников милиции, специалистов из исполкома, проверяли паспорта. Предлагали, чтобы охранник вызывал людей по фамилии из списка, который сформировали дежурящие. Нас заверили, что все пройдет честно.
Но, как мы теперь понимаем, все пошло по другому сценарию: каким-то чудом первыми в очереди оказались почти одни «перекупы». (Откуда у них была информация, что скоро выйдет декларация, — вопрос. Я живу недалеко от УКСа, видела, что крыльцо всегда было пустым, а тут вдруг в одно утро начала образовываться очередь.) А вот уже за «перекупами» стояли обычные люди — молодые семьи с детьми, люди, которые ютятся в общежитиях. То есть именно те, кому нужны квартиры, чтобы в них жить, а не перепродать подороже.
Именно «перекупы», которые потом взяли по несколько квартир, держали всю очередь — устраивали переклички и быстро вычеркивали из списков, если ты вдруг ненадолго отошел. Получилось какое-то государство в государстве — свои порядки, правила и бесправное положение обычных людей.
К тому же, видимо, места в очереди продавались: за мной в списках находились парни кавказской внешности — те самые, которые в первую декларацию взяли квартиру на первом этаже. И вдруг через некоторое время они оказались передо мной? Как такое вообще возможно?!
Плюс в эту декларацию придумали какие-то доверенности и разрешали писать заявления по ним. Это что вообще такое — одни мерзнут, не спят, не едят, а другие получают жилье! Когда объявили, что квартиры закончились буквально перед нашим носом, мы просто заплакали. Вообще, многие плакали — так обидно было, что дежуришь месяц, мучаешься, мерзнешь, в туалет ходишь в «Корону» (могли бы поставить биотуалет, раз видели, что такое происходит), а потом остаться ни с чем из-за «перекупов» и доверенностей. Думаю, этот хаос точно кому-то на руку, заниматься вопросом надо президенту, иначе такие продажи будут и дальше процветать.
Позвонила в редакцию и женщина, которая была 41-я в списке:
— Не знаю, что делать. Наверное, будем организовывать митинг перед УКСом и требовать, чтобы отменили продажу по доверенностям. Что это вообще за ерунда такая? Кто стоял в очереди, тому и должны были достаться квартиры, а так нашли хитрый выход и сидят довольные.