Дешевые квартиры в Минске случаются нечасто. Вступить в строительство «однушки» по $1000 — уже счастье. А что говорить, если за метр в панельной почти возведенной девятиэтажке просят $610—630. Тут жди очередей, повышенного ажиотажа и интриг. Именно так и случилось с 15 квартирами, строительство которых на прошлой неделе предложил УКС Центрального района. Новая девятиэтажная панелька в Новинках еще не предлагалась всем желающим, но в других домах в этом районе как водится, квартиры уже «выкидывали». Не все успели заключить договора, а потому на новый «выпуск» «однушек» и «двушек» накинулись похлеще, чем на горячие пирожки. О нездоровой ситуации, которая формируется вокруг дома, Onliner.by сообщил еще в прошлый четверг — приехав разведать обстановку, мы узнали, что в очередь можем быть записаны лишь 235-ми по счету. При этом сам список велся с понедельника, хотя проектная декларация была опубликована только во вторник (налицо непонятное искривление времени и пространства). Но это еще не все странности, которые сопровождают этот «выпуск» квартир по сладкой цене.
Официально УКС Центрального района начинает работу в 8:30, но уже в 8:00 почти во всех кабинетах горит свет, а под дверью небольшого двухэтажного здания собралась внушительная очередь. Человек 50 — кто с пледами, кто с термосами, а кто лишь с юношеским задором — караулят вход в УКС. На вновь подошедших подозрительно никто не смотрит — все бедолаги, все в одной лодке. Гораздо больше вопросов к тем, кто оккупировал крыльцо и буквально подпирает плечами железные двери. По мнению некоторых старожил, это самые настоящие «захватчики».
Постепенно становится понятно, что за 15 квартирами, расположенными исключительно на первых и последних этажах, гоняются участники сразу трех очередей. Первая из них сформировалась еще год назад, когда вышла проектная декларация на другой дом, но в строительный вагон успели заскочить не все желающие. Тогда-то «хвост» очереди взял ситуацию под контроль и составил свой список претендентов. Первые номера этой очереди, по логике дежуривших и ночами не спавших, должны были заключать договоры на дешевые квартиры, когда выпустят следующую проектную декларацию.
— Люди строились еще в прошлом году, не успели заключить договоры из-за того, что количество квартир ограниченно. Сформировали свою очередь и каждую среду отмечались, — объясняет девушка, которая по обстановке, царившей под УКСом, уже поняла, что пролетает с «квадратами». — А теперь вышла декларация и в нее лезут все, кому не лень.
У второй очереди своя правда: они не признают никакие списки из прошлого и отталкиваются лишь от понедельника — даты, когда почему-то под УКСом начала дежурить машина с надписью на лобовом и боковом стекле «очередь». Еще раз подчеркнем, что эта очередь странным образом была сформирована аккурат накануне выхода проектной декларации. Что тому способствовало — невероятная интуиция или «слив» информации, остается только гадать.
— Сформировалось две очереди: одна велась уже несколько месяцев, а вторая организовалась как раз в понедельник, по факту «слитой» информации, — уверен один из тех, кто был в «старых» списках. — Во второй очереди орудуют профессионалы, сгорающие от желания взять дешевые квартиры и перепродать их потом, нажившись на этом (слова молодого человека не назовешь беспочвенными: по рассказам жильцов одного из домов на улице Павлины Мяделки, сразу десять «однушек» в их многоэтажке выкупил один человек. — Прим. Onliner.by). В этой очереди дежурит какой-то непонятный мужик и раздает номерки. Еще поблизости постоянно находятся люди в капюшонах, лица стараются не показывать. Многие из второй очереди поняли, что их организаторы хотят их кинуть, негодуют, переходят в первую очередь, которая велась больше года...
Третья очередь (как оказалось, действовавшая стратегически верно) не стала заморачиваться на списки, сверки и созвоны. Люди просто пришли под УКС в субботу и, сменяя друг друга, дежурили вживую, не пуская никого впереди себя и отметая все притязания «списочников».
Чем светлее становится на улице, тем горячее атмосфера под УКСом. Вот-вот должны открыться двери, и первый счастливчик зайдет в теплое помещение. Всем уже очевидно, что списки можно сжечь, а заключать договоры пойдут те, кто оказались физически ближе к дверям. Десятки людей все еще спорят, как правильно: год отмечаться или двое суток дежурить на морозе. Но похоже, всем уже понятно, что реальный перевес на стороне живой очереди, а не бумажной.
— Я, как все нормальные люди, год стояла в очереди. Дежурила ночами, оставляла детей с соседями, чтобы вовремя отметиться. А вы нагло пришли и растоптали надежды 300 людей, — со слезами на глазах взывает к совести оккупировавших крыльцо людей женщина.
— Требуем отмены проектной декларации, это самый настоящий захват. Ни с чем не считаются. Выпускайте новую, с более высокими ценами, — наверное, впервые в нашей истории люди стали требовать «квадрат» дороже, чем он есть. — Так отпадут все перекупы, останутся действительно нуждающиеся в жилье люди.
В какой-то момент пол-очереди начинает скандировать «отмена», но к крыльцу подходит милиционер — все успокаиваются.
Ситуация с заключением договоров и правда неоднозначная: да, на крыльце стоят минчане, которые, по их собственным утверждениям, днюют и ночуют тут уже с субботы. Но некоторые люди вызывают вопросы: человека четыре неславянской внешности «держат» периметр крыльца, их подбадривает крупный мужчина «нашего» вида. На все вопросы парни спокойно и уверенно отвечают, что в очереди стоит их брат, а они просто помогают ему: «Невозможно двое суток находиться здесь без сна, еды, отдыха и туалета». Но вот что примечательно: даже после того, как двери УКСа открылись, ребята не тронулись с мест — все так же стояли живой цепочкой вдоль периметра и даже не поворачивались, когда первых стали запускать.
— Все должно быть открыто. Откуда взялись эти списки, которые еще год назад велись? — рассуждает один из желающих строить квартиру и сторонник живой очереди, которой, кстати, придерживается и УКС. — Информация в СМИ появилась только на прошлой неделе, а вы тут уже год стоите и сверяетесь! Очереди — это туфта, это Советский Союз, забудьте. Или, может, вы ее формируете и своих знакомых туда вставляете?!
— Все эти ваши списки — филькина грамота! Какую юридическую силу они имеют? Никакую. Кто пришел, мерз здесь, тот и идет первым. Вы вот где были в шесть утра? Я вас не видел, — обращается еще один мужчина к «старожилу».
— Систему пора менять! — философствует минчанин. — Надо аукцион организовывать: старт $610, а дальше — кто сколько готов дать. Тогда не будет этих спекуляций: взял по дешевке и продал потом, наварив в два раза. А остальные люди за бортом, даже по $800 взять не могут.
Где-то в 8:45 двери УКСа приняли первого счастливчика — кто он, осталось не видно за «почетным караулом» из людей, которые так и не зашли в помещение. Толпа подалась было вперед, но мужчины вовремя осадили рвущихся: «Вам Немиги мало было, надо людей задавить?»
Минут через пять зашел еще один. И опять из живой очереди. «Списочники» стали прогнозировать: «Сейчас все посмотрят, что запись не работает, и в следующий раз будет настоящая бойня за квартиры».
— А мой муж вообще говорил, что это предложение для своих, видимо, так оно и есть, — разочарована женщина, которая год числилась в списках и регулярно отмечалась.
В 9:01 одна из «старожилов» не выдержала и сказала подруге: «Пошли отсюда, все равно шансов нет, ничего не светит. Надоело мне уже ругаться». Очередь (та, что сконцентрировалась на крыльце) с промежутком минут в пять продвигалась. Десятки тех, кто не попал на «счастливые ступеньки», продолжали стоять, «просто чтобы понять, что это и как происходит». Все и без того понимали, что шансов отхватить одну из 15 квартир почти нет, и убедились в этом еще больше — юридически правы оказались те, кто ночевал в последние два дня и караулил двери (применяя разные способы), а не вел списки в течение года.
Утренняя схватка за квартиры закончилась эпично.
— Когда те, кто надо, разобрали все квартиры, «конвой» вокруг крыльца сняли, — рассказывает один из минчан, который записался в очередь еще осенью прошлого года. — Более того, прощаясь, ребята неславянской внешности дали нам номера телефонов и предложили свои услуги — мол, если будет надо и вы сможете нас заинтересовать, с радостью будем отстаивать ваши интересы в такой же очереди.
После всего этого сходил на прием к руководству УКСа. Ну и что? Они кивают на то, что в законодательстве есть пробел: мол, мы обязаны заключить договор с первым, кто зашел в их кабинет. А уж каким образом этот человек прорвался в здание и соблюдал ли очередь — никого не волнует, законодательство на этот счет молчит. Мол, ну да, случилось. Раз их десять человек, вам надо было собрать два десятка.
Сами знаете, белорусы люди покорные, поэтому все молчали и ждали. Получился вот такой прецедент, а что будет дальше — каждый будет приходить с бригадой качков?
«Первичка» и «вторичка» без очередей в сервисе «Дома и квартиры» Onliner.by