Паста, тако и мороженое в формате фастфуда. Как инициативные белорусы делают деньги на потребности людей быстро поесть

Автор: Лора Нагапетян. Фото: Влад Борисевич, Максим Малиновский, Виктория Скригаловская
19 декабря 2017 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Во внезапном внимании брендов и сетей фастфуда к нашему городу есть один весомый плюс. Нет, дело не в том, что теперь на выбор представлено много бургеров с картошечкой, а в том, что зашевелились белорусы со спящей где-то глубоко предпринимательской жилкой. Торговые центры породили фуд-корты, фуд-корты — точки общепита, точки общепита подстегнули белорусов делать что-то свое и даже конкурировать с теми же Burger King и KFC. А что, так тоже можно было? Про тех, кто вовремя понял, что еще как можно, не опустил руки и делает доброе дело по снабжению минчан быстрой и вкусной едой, — в материале Onliner.by.

Все три героя статьи, по сути, стартаперы, имевшие с общепитом косвенные отношения и никогда не заведовавшие собственным бизнесом. Но во время бума торговли, еды и прочих потребительских радостей грех не попробовать стать его частью.

Pasta Bar: «Хотели, чтобы еда была вкусной и доступной. Я, например, люблю пасту и думаю, что многим минчанам также нравится итальянская кухня»

Идем в Galleria Minsk. Сперва фуд-корт на шестом этаже здесь был пустоват, но потом, когда магазинов стало больше и началась движуха, свободные площади быстро занялись. Точкой, закрывшей пул арендаторов, стал Pasta Bar. Здесь делают пасту и разливают вино.

Максим вспоминает, как все начиналось:

— У нас давно были мысли делать свежую пасту и подавать ее в формате фастфуда. Хотели, чтобы еда была вкусной и доступной. Я, например, люблю пасту и думаю, что многим минчанам также нравится итальянская кухня. Нас останавливало только отсутствие подходящего помещения.

Максим говорит, что «фаст-паста» — направление, не представленное в Минске, поэтому проработка технологии приготовления и выдачи заняла очень много времени, пока не был достигнут желаемый результат. Шеф-повар Михаил Григорчик разработал концепцию 100 видов пасты: это значит, что 4 варианта пасты — спагетти, феттучине, пенне плюс еще один (скоро появится в меню) — можно дополнить 25 вариациями начинок. За основу взяты два классических соуса: сливочно-винный и томатный.


Паста готовится из итальянской муки твердых сортов пшеницы без добавления воды. Тесто замешивается, а затем с помощью пастоформовочной машины выдавливается в необходимой форме.

— Покупать магазинные макароны? Это слишком просто, безконцептно, — Максим отвечает на вопрос, почему так заморочились с готовкой. — Мы готовим нашу пасту со всей душой и исключительно из натуральных ингредиентов.

Использование качественных продуктов упрощает задачу. Не нужно думать, какие бы дешевые продукты подобрать, чтобы приготовить что-то хорошее.

Стоимость пасты — от 5,20 до 11,90 рубля. Есть еще лазанья, супы, салаты, панини. Если нет очереди, то заказ гостю нужно ждать до пяти минут. Свежая паста варится около трех минут (плюс оформление блюда). Оборудование позволяет варить сразу шесть порций пасты одновременно.

— Ценовую политику пытаемся выдерживать лояльной. Работаем всего пару недель. Идей много, но как они будут развиваться, пока сказать сложно.


С едой понятно. Немного о самом бизнесе:

— Войти в торговый центр было достаточно тяжело. Руководство очень скрупулезно относится к выбору арендаторов, они должны быть убеждены, что арендатор сможет потянуть все процессы и сделать качественный продукт. Мы благодарны, что в нас поверили и поддержали наш стартап.

Почему фуд-корт? Во-первых, нам понравился этот торговый центр: локация хорошая. Во-вторых, здесь стабильный трафик. В-третьих, мы хотели сделать продукт быстрым и доступным, поэтому формат фуд-корта подходит больше всего.

Максим заключает:

— Пока мы работаем в тестовом режиме, прислушиваемся к пожеланиям людей.

Papa Taco: «Мексиканская кухня в Минске — это, с одной стороны, потенциальный риск, с другой — потенциально высокая доходность»

В торговом центре «МОМО», несмотря на то, что расположен он возле МКАД, даже в будние дни всегда много посетителей: дает о себе знать район, испокон веков не видавший цивилизованных торговых объектов. На фуд-корт недавно заехала точка Papa Taco — детище трех друзей. Парни принялись готовить рискованные для белорусского потребителя вещи: тако, начос, соусы.

Этих самых друзей представляет управляющий Евгений:

— Фуд-корты в Минске только недавно начали развиваться и стали появляться в основных торговых центрах. На фуд-корте всегда стабильные трафик и доходность для объектов общепита. Началось все с того, что мы составили проект, сделали презентацию и отправили в отдел аренды торгового центра. Спустя некоторое время была достигнута договоренность.

Мексиканская кухня в Минске — это, с одной стороны, потенциальный риск, с другой — потенциально высокая доходность. Раньше у нас был опыт работы в мексиканском ресторане — и вот, сделав работу над ошибками, мы открыли точку с мексиканской кухней — такой, какая она должна быть и позиционироваться в нашем городе.

Объект еще не полностью оформлен в плане дизайна, но для голодных это ерунда — еда разлетается быстро, особенно во время обеда. Понятно, что конкурировать с рядом стоящим «Макдональдсом» трудно, но тем не менее ценителей тако немало. Если нужно поострее, лучше попросить.

— Мексиканская кухня довольна простая, но яркая и интересная с точки зрения ингредиентов. Однако если делать такие мексиканские блюда, которые подаются непосредственно в Мексике, наши люди не будут ее есть: слишком остро.

Естественно, все рецепты адаптированы под минчан. Была проведена большая работа: готовили, пробовали, ставили плюсики и минусики.


Уже по названию можно сделать вывод, что основа меню — тако. Это лепешка с начинкой. Не путать с шаурмой — она даже выглядят иначе.

— Несмотря на то что точка имеет формат быстрого обслуживания а-ля фастфуд, мы используем только свежие ингредиенты — никаких замороженных продуктов, полуфабрикатов. В приготовлении используются лосось, креветки, осьминоги, что на сегодня, по поему мнению, в минском общепите представлено слабо, особенно по демократичным ценам. Все поставщики — белорусские. Страдает ли от этого вкус? А почему он должен страдать? Сомневаюсь, что мексиканская кукуруза отличается от белорусской.

Формат быстрого питания обязывает: в меню все стоит от 1,5 до 7,5 рубля. В 1,5 рубля оценены напитки, закуска, начос, соусы гуакамоле, чимичурри, сальса, в 7,5 рубля — тако с морепродуктами.


Спрашиваем, будет ли Papa Taco развиваться в сеть.

— Наверное, пока стоит поработать с одной точкой и посмотреть, что будет дальше. Далеко загадывать не хотим. В этом объекте есть и коммерческая составляющая, и творческая. Трем друзьям это интересно, они занимаются этим для себя.

Преграды к развитию? Сегодня не так уж легко найти подходящие помещения, особенно на фуд-кортах и в местах с повышенным трафиком. Все остальное зависит от желания.

Ice-Roll: «Торговые центры не хотят впускать что-то неизвестное, им проще сотрудничать с разрекламированным брендом»

В прошлом году в «Арена-Сити» открылась точка с жареным мороженым — это когда смесь с фруктами раскатывают на холодном противне, потом скатывают трубочки, кладут в стаканчик и инстаграмно украшают. За всей этой красотой стоит девушка Екатерина (на самом деле в бизнесе помогает муж, но мы-то знаем, что именно Екатерина стала инициатором и вдохновителем).

— Я работала на телевидении и к общепиту не имела никакого отношения, — откровенничает бизнесвумен. — Идею привезла из Таиланда, схватилась за нее, но проработала собственные рецептуры с учетом вкусов белорусского потребителя.

Сперва не знала, с какой стороны подойти к этому всему, потому как раньше не имела отношений с бизнесом. Жареное мороженое есть в разных странах, поэтому что-то я подсмотрела за рубежом. Затем мы с мужем приобрели оборудование, поставили его дома и начали готовить. Суть технологии в том, что все ингредиенты проходят шоковую заморозку (температура доходит до −25°C), и нужно было понять, какие продукты при такой заморозке ведут себя вкусно. Все пробовали в домашних условиях.

Когда мороженое стало получаться вкусным и красивым, начался долгий период согласования в санстанциях, так как в приготовлении используются свежие продукты и они регламентируются серьезными нормами. От момента приобретения оборудования до согласования прошло полгода.

Следующая сложность — выбор места, когда о продукте и бренде ничего не известно. Многие торговые центры попросту отказывали, даже не разбираясь в нашем предложении. Торговые центры не хотят впускать что-то неизвестное, им проще сотрудничать с разрекламированным брендом или с заграничной франшизой, нежели позволить развиваться новому в Беларуси направлению.

В июне 2016 года открылась точка Ice-Roll. Сначала она привлекла внимание фудхантеров, а потом и люди потянулись. Единственным торговым центром, который обладал свободной площадью и поверил в идею Екатерины, стал «Арена-Сити».


Мороженое продавалось от 4 рублей. Каждый ингредиент — плюс 50 копеек.

— Сейчас я уже понимаю, что это не то место, с которого надо было начинать, потому что для нашего продукта там небольшая проходимость. Приготовление жареного мороженого — процесс зрелищный. Для этого зрелища нужен большой поток людей. Отработав два сезона, мы съехали из «Арена-Сити». Куда заедем теперь, неизвестно.


Почему никто не делал жареное мороженое раньше? Екатерина считает, что люди боятся заниматься чем-то новым: это большие риски. Для этого нужны большое желание и финансовая подушка безопасности, которая у девушки на тот момент была.

Спустя полгода после открытия первой точки супруги создали франшизу Ice-Roll. По ней летом этого года открылась еще одна точка в «Титане».

— Франшиза стоит $2 тыс. В эту сумму входят зарегистрированный торговый знак, помощь в согласовании, предоставление оборудования, обучение персонала, секреты рецептов, дизайн-проект и многое другое. Минимальная стоимость точки — около $7 тыс. За эти деньги можно открыть островок с мороженым в торговом центре. Кофе, молочные коктейли, кондитерские изделия увеличивают количество инвестиций.

Интересующихся франшизой было очень много. Но есть нюанс: большинство людей не обладают достаточными средствами, чтобы открыть свой бизнес.

Екатерина говорит, что у нее нет самоцели просто продать франшизу — ей должно быть комфортно работать с франчайзи.

— Я живу этим делом и ищу такого человека, который также будет им жить. Горжусь, что была первой в этом направлении.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by