«Добро пожаловать на древнюю землю свободы» — такая надпись приветствует всех приезжающих в эту страну. Дружелюбие у ее народа в крови — без него сохранить независимость на протяжении полутора тысяч лет было бы немыслимо. Сейчас этот микроскопический реликт средневековья, чудесным образом ворвавшийся в XXI столетие, позиционирует себя как рай для шопоголиков. Клиентов местные магазины и торговые центры ждут особенных: с толстыми кошельками и говорящих на русском языке. Корреспонденты Onliner.by отправились в старейшее государство континента, чтобы своими глазами увидеть толпы бывших соотечественников, охваченных покупательским ражем, и остались безмерно разочарованы. Мы продолжаем цикл репортажей из карликовых стран Европы рассказом о Светлейшей Республике Сан-Марино.
К любому из миниатюрных государств, сохранившихся на политической карте Европы со времен ее феодальной раздробленности, многие поневоле относятся снисходительно, даже если речь идет о богатейших Монако и Лихтенштейне. Да, на зависть своим куда более крупным соседям все они процветают. Но какое же это государство, если площадь его исчисляется сотнями, а порой и единицами квадратных километров и даже полноценной собственной армии оно не имеет?
Армии подобные «недоразумения», может, и не содержат (в силу полной бессмысленности этого), но относиться к ним свысока все же не стоит. Каждая из карликовых европейских стран прошла непростой, часто многовековой путь поиска себя и своего места в мире, доказав самим своим существованием справедливость популяризированного Дарвином тезиса: выживают не сильнейшие, выживают наиболее приспособленные.
Самым приспособленным из всех государств Европы оказалась не какая-нибудь из ее громадных империй, калейдоскопом сменявших друг друга, а микроскопическая республика Сан-Марино, умудрившаяся сохранить свои границы в большей или меньшей неприкосновенности с VI века. Нелегко в это поверить, но за 300 лет до первого упоминания первого города на территории современной Беларуси на карте Апеннинского полуострова появилась крошечная точка, сумевшая благополучно просуществовать вот уже полторы тысячи лет.
Название эта точка получила в честь своего легендарного основателя. В 301 году нашей эры каменотес Марин, вздумавший принять христианство в правление ненавидевшего его императора Диоклетиана, вынужден был бежать от греха подальше из города Ариминум, впоследствии превратившегося во всеитальянскую здравницу Римини. В 25 километрах от прежнего места обитания он обнаружил гору, на верхушку которой и забрался. Там он устроил часовню, привлек своей деятельностью собратьев по религии и основал монастырь, вокруг которого и сложилась будущая республика, впоследствии получившая имя своего святого прародителя.
Гора Монте-Титано и сейчас харизматичным скалистым массивом выделяется в пейзаже региона Эмилия-Романья — неприступный известняковый гребень высотой 739 метров, на котором санмаринцы, тем не менее, смогли разместить собственную столицу. Остаток страны раскинулся у его подножия — в общей сложности 61 гордый и независимый квадратный километр, с первого взгляда отличающийся от окружающей его Италии разве что флагами и номерными знаками.
Впрочем, не стоит недооценивать степень локального патриотизма. Конечно, никакого антагонизма, вызванного, к примеру, историческими конфликтами, между государствами нет. Италия для Сан-Марино все: защита, таможня, дипломатия, деньги, — но и мысль «Санмаринец — это звучит гордо» вполне заурядна для умов местных жителей. В конце концов, осознание собственной уникальности, статуса единственного сохранившего независимость кусочка той мозаики, из которой в XIX веке и возникла единая страна, дорогого стоит. Один язык, одна культура — бесспорно, разные страны — вне всяких сомнений. Народы-братья, в паре которых старший даже не думает посягать на территорию младшего.
В основе такого уважительного отношения друг к другу — прежде всего самодостаточность Сан-Марино как страны. Большинство промышленных и продовольственных товаров доставляется сюда из Италии, но сферы услуг, на которую только и могут делать ставку государства-«карлики», вполне хватает для обеспечения собственного процветания, положительного баланса экономики и ВВП на душу населения, в три с лишним раза превышающего белорусский. Банки, филиалы итальянских предприятий, привлеченные налоговым режимом, продажа сувенирной продукции и, конечно же, туризм традиционно гарантируют местное благополучие.
Ежегодно Сан-Марино посещает 2—3 млн туристов. Абсолютное большинство из них приезжают летом — в основном это итальянцы, отдыхающие на курортах Романской Ривьеры. От ее главного города, Римини, до Светлейшей Республики всего 25 километров, или 40 минут езды на рейсовом автобусе, поездка на котором с возвращением обойдется всего в €9. Несмотря на свой высокий статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, делать в Сан-Марино, в общем-то, нечего. Все достопримечательности расположены на вершине Монте-Титано и тщательно изучаются (с перерывом на обед) в течение нескольких часов.
Архитектурных или гастрономических откровений здесь не много. Три крепостные башни, украшающие гору, небольшой собор, ратуша, привычный набор ориентированных на непритязательные вкусы туристических масс «учреждений культуры» вроде музея пыток или музея вампиров, обычные ресторанчики с региональной итальянской кухней — повода задерживаться в Сан-Марино на несколько дней это не дает.
Пожалуй, самым главным впечатлением для приезжего станут великолепные виды с обзорных площадок Монте-Титано. Это тот самый случай, когда у ваших ног раскинется вся страна: государство, где продажа марок и монет занимает важное место в структуре экономики, где количество автомобилей превышает количество жителей и где отсутствует НДС.
Как и Андорра, Сан-Марино — это страна duty free, а шопинг является неотъемлемой составляющей ее туристической привлекательности. Узкие улочки столицы переполнены небольшими магазинчиками, торгующими всем чем угодно — от пневматического оружия, алкоголя и табака до очков, парфюмерии и изделий из кожи. Скромные цены доставляют удовольствие глазу, но мозг беспокоит бросающееся порой в глаза качество этих будто бы «настоящих» итальянских товаров.
Торговлю в крупном формате за неимением места на горе разместили у ее подножия, в городках, расположенных на въезде со стороны Римини. Именно оттуда в них должен течь бурный поток покупателей, в основном с паспортами стран бывшего СССР. С точки зрения успешного постсоветского курортника, отдых без покупок, для которых пришлось бы приобретать дополнительный чемодан, можно смело признавать неудавшимся. Туристические агентства активно эксплуатируют такой стереотип, продавая Романскую Ривьеру не только благодаря ласковой Адриатике, но с использованием торговой атмосферы Сан-Марино.
«Десяток больших и средних аутлетов, дизайнерская одежда и обувь со скидками круглый год, шубы из шиншиллы и соболя итальянского качества и не по итальянским ценам» — от подобной рекламы у модниц, живущих где-нибудь в Рязани, немедленно начинает выделяться слюна, а руки тянутся к кошельку супруга. Что может быть приятнее, чем отдохнуть на золотом песке адриатического взморья, потратив пару дней на яростный, беспощадный поход по сан-маринским магазинам?
Жарким летом 2016 года беспошлинная зона площадью 61 квадратных километра даже в выходные дни пустовала. Из «десятка аутлетов» осталась лишь пара торговых центров среднего размера и изрядной потрепанности. Люксовых брендов, продающихся по бросовым ценам, обуреваемый сладким предвкушением турист не найдет там вовсе, более того, в этих аутлетах (за редким исключением) не будет и привычных магазинов экономкласса, знакомых по «закупам» в сопредельных государствах.
К вашим услугам некоторое количество неизвестных итальянских марок, качество которых будоражит своей неопределенностью, и доброжелательные, хотя и несколько заскучавшие от безделья продавцы (многие из них прекрасно говорят по-русски). Внутри никакого ажиотажа, никаких скидок и легкая печать кризисного тлена.
San Marino Factory Outlet, крупнейший местный аутлет, работавший с 1999 года, закрылся в июле прошлого года. Самый большой торговый центр страны Azzurro рассчитан всего на 40 магазинов, что заставляет задорно смеяться владельцев Akropolis, Ozas и Galeria Alfa. Из этих четырех десятков торговых точек треть пустует, а в местной прессе появляются скорбные статьи о бедственном положении ТЦ.
Не получится разжиться и соболями. Меховые магазины, ранее щедро снабжавшие шубами постсоветское пространство, стоят без признаков жизни. В разгар высокого туристического сезона образца 2016 года Сан-Марино торговый представляет собой прекрасную иллюстрацию того, к чему приводит ориентация лишь на одну категорию покупателей.
Очевидно, что беспошлинный рай для шопинга пал, по крайней мере сейчас, косвенной жертвой экономического кризиса в России. Публика посостоятельнее, на которой не сказалось падение курса рубля, по-прежнему предпочитает бутики и аутлеты Милана. Сан-Марино, ориентированное на невзыскательный вкус российского среднего класса, своих клиентов, прекративших ездить на ставшие дорогими итальянские курорты, потеряло. При этом альтернативы им пока не просматривается. Платежеспособных и многочисленных китайцев Римини и Сан-Марино с их скромными достопримечательностями привлечь не могут.
Впрочем, страна, скорее всего, этой проблемы не заметит. За полторы тысячи лет истории с ней случалось всякое, но Сан-Марино сумело выжить во всех европейских передрягах нашей эры. Для государства на горе Монте-Титано, основанном некогда обычным беженцем-каменотесом, это лишь начало пути, имя которому бесконечность.
Поездка состоялась благодаря поддержке туристической компании «Аэротрэвел». Следите за новыми выпусками!
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by