«Высоко на юном Рейне»: репортаж из Лихтенштейна, одного из самых маленьких и самых богатых государств мира

 
06 ноября 2014 в 8:30
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский

Площадь: 160 квадратных километров. Население: 37 тыс. человек. Количество зарегистрированных компаний: 75 тыс. Государственный строй: монархия, близкая к абсолютной. Армия: отсутствует. Промышленность: производство зубных протезов и упаковки для колбасных изделий. Валовой внутренний продукт на душу населения: $143 тыс. в год. Карликовое альпийское княжество на берегу великой европейской реки всего за несколько десятилетий сумело превратиться из государства-недоразумения в одну из самых богатых стран мира. Каков рецепт его успеха? Корреспонденты Onliner.by побывали в Лихтенштейне.

Лихтенштейн — удивительная страна, одна из всего двух в мире, не просто не имеющих выхода к морю, но еще и окруженных государствами, также не могущими таким выходом похвастать. Соседство с Австрией и Швейцарией во многом определило историю Лихтенштейна. Микроскопическое княжество, реликт давней, еще феодальной европейской раздробленности, по стечению случайных, в общем-то, обстоятельств уцелевшее до эпохи научно-технической революции и триумфально вошедшее в XXI век, на протяжении столетий ориентировалось то на одного «большого брата», то на другого.

Расположенное в альпийских отрогах в верховьях Рейна государство формально независимым стало только в 1866 году, но фактически семья фон унд цу Лихтеншейнов владела этими землями с начала XVI века. При этом, конечно, князья предпочитали жить не в своем деревенском замке Вадуц, а в знающей толк в удовольствиях Вене, где у них имелся роскошный дворец.

Сейчас Лихтенштейн не испытывает недостатка в туристах, но добраться сюда не так-то просто. Ближайший большой аэропорт — в 130 километрах, в Цюрихе. Железная дорога здесь имеется, однако большинство поездов, двигаясь транзитом из Швейцарии в Австрию или обратно, тут просто не останавливается. Даже здание главного вокзала страны своим внешним видом намекает на ее масштабы и значение этого вида транспорта.

Попасть в Лихтенштейн легче всего на автомобиле. С 2011 года княжество наконец-то вошло в Шенгенскую зону (хотя при этом членом ЕС оно по-прежнему не является), и погранконтроль на въездах и в это государство стал жертвой стремления жить в единой Европе. Пограничники (их функции, как и многое другое здесь, отданы на аутсорсинг швейцарцам), впрочем, остались. Будьте готовы, что ваше индивидуальное средство передвижения, украшенное вызывающими кириллическими надписями и экзотическими для данных широт номерами, их заинтересует. Остановив машину, они унесут ваш благородно синий дубликат бесценного груза, выданный каким-нибудь Заводским РУВД города Минска, к себе в будку. Там его проверят, внимательно осмотрят визу, вероятно, с удивлением вспомнят о существовании такого государства — Belarus — и вернут, вежливо пожелав счастливого пути и приятного времяпрепровождения в «Фюрстентум Лихтенштайн».

Честно говоря, сложно придумать причину, по которой здесь можно провести больше нескольких часов. Только столица одного синеокого государства в центре Европы занимает собой 350 квадратных километров планеты, а весь Лихтенштейн, включая, конечно, и живописную, но малообитаемую горную часть, — только 160. Здесь нет сколь-нибудь выдающихся достопримечательностей, княжеский замок, по европейским меркам, зауряден, и главная приманка для туристов — просто сам факт посещения карликового государства как таковой.

Бо́льшая часть 37-тысячного населения княжества живет не в горных деревнях, а в нескольких городках в рейнской долине, у подножия альпийских отрогов. Городки уже срослись окраинами, и где заканчивается один и начинается другой, сейчас подскажут разве что соответствующие дорожные знаки. В нашей стране эти населенные пункты могли бы претендовать разве что на статус поселков городского типа, в старой доброй Европе же к данному вопросу относятся с присущим континенту либерализмом. В столичном Вадуце живет чуть больше 5200 человек, и это даже меньше, чем в соседнем Шане, который может похвастать целыми шестью тысячами обитателей.

Но если абстрагироваться от формального количества населения, и Вадуц, и тот же Шан действительно производят впечатление полноценных городов со всеми положенными им атрибутами. Здесь имеются даже свои спальные районы с многоэтажками, масштаб которых, конечно, соответствует кукольному размеру самого государства, а внешний вид — ожиданиям от страны, находящейся на 18-м месте по мировому индексу развития человеческого потенциала.

Есть здесь и свои промышленные зоны. Лихтенштейнскую индустрию большой назвать сложно даже с натяжкой, но машиностроение, производство электрооборудования, электроники здесь вполне высокотехнологичны, а в производстве керамических зубных протезов и упаковки для колбас княжество и вовсе не знает себе равных в мире.

Эти две найденные экзотические ниши не могли бы обеспечить процветание стране, если бы княжеская семья не пошла по пути, уготованному, наверное, всем карликовым европейским государствам. Из Лихтенштейна сделали очередной налоговый и банковский рай.

В первые послевоенные десятилетия династия была вынуждена продавать произведения искусства из собственной художественной коллекции (включая шедевры Леонардо да Винчи), чтобы сводить концы с концами, но к завершению 1970-х низкие корпоративный налог, налоги на прибыль и размещаемый капитал сделали свое дело. Местные адвокаты с удовольствием регистрировали на свои фамилии десятки тысяч иностранных компаний, а банки, в том числе и принадлежащие лично княжеской семье, предоставляли зарубежным деньгам ту самую тишину, которую они так любят.

В центре Вадуца небольшие банки буквально на каждом шагу. Здесь не встретишь рекламу потребительских кредитов без паспортов и поручителей, отсутствуют отделения с очередями бабушек, платящих коммуналку. Лихтенштейнские банки обходятся без куполов, шпилей и вызывающих стеклянных фасадов. Сама их архитектура подчеркивает надежность и отсутствие лишних вопросов к клиентам.

Клерки в прекрасно пошитых костюмах и дорогие автомобили — неотъемлемый элемент местного пейзажа. 75 тыс. зарегистрированных иностранных компаний (по две на каждого гражданина княжества) и банковские вклады на десятки миллиардов евро сделали Лихтенштейн одной из самых богатых стран мира.

В стране нет своей армии, личный состав полиции — всего 120 человек, ни одного из которых мы на улицах Вадуца или Шана за несколько часов так и не заметили. Лихтенштейн, успешно обеспечив собственное благополучие, не стесняется передавать некоторые государственные функции соседним более крупным государствам. Австрийцы управляют местной железнодорожной сетью, в их тюрьмы отправляются редкие лихтенштейнские преступники. Швейцарцы предоставили в аренду не только своих пограничников, но и денежную единицу (в магазинах, впрочем, принимают не только швейцарский франк, но и евро). Они же представляют дипломатические интересы княжества: свои посольства у Лихтенштейна есть только в странах-соседях, Бельгии, Германии и США.

Швейцарии принадлежит и система общественного транспорта княжества. 47 автобусов, окрашенных в оптимистичный салатовый цвет, курсируют по 13 маршрутам, заезжая заодно и в ближайшие австрийские и швейцарские городки.

Сказочный образ затерянного в альпийских горах маленького княжества ежегодно привлекает сюда миллионы туристов. Они, собственно, и являются вторым краеугольным камнем местного благополучия. Одна только продажа марок обеспечивает стране 10% всей доходной части бюджета. Любители отправлять на историческую родину открытки с приветом из Вадуца пользуются здесь таким уважением, что специально для них организован специальный почтовый музей, абсолютно, кстати сказать, бесплатный.

Бесплатные общественные туалеты, бесплатный Wi-Fi в центре Вадуца — власти княжества не считают своих туристов болванами и дойными коровами, из которых за любую, даже самую мелкую услугу надо вытянуть деньги. Играют здесь по-крупному. Двухместный гостиничный номер дешевле $150 в сутки найти сложно, поход в ресторан также обойдется в копеечку, но при этом есть возможность заехать сюда на несколько часов и не оставить здесь ни франка.

Сложно удержаться разве что от того, чтобы не поставить в туристическом офисе Вадуца соответствующий штамп в собственный паспорт. Как раз это удовольствие тут платное — услуги специально обученной девушки обойдутся вам в €2.

При всей своей типичной западноевропейской прогрессивности в политическом смысле Лихтенштейн остается удивительно консервативной страной. Несчастные местные женщины получили здесь избирательное право только в 1984 году (последними в Европе), а в 2003-м в конституцию были внесены изменения, делающие местного князя фактически абсолютным монархом. Ханс-Адам II имеет право распускать правительство, назначать и увольнять его членов безо всяких консультаций, выпускать собственные и накладывать вето на принятые парламентом законы.

Жители Лихтенштейна не без оснований любят своего князя и готовы многое ему простить, отказавшись от разгула демократии. Князь отвечает подданным взаимностью и этими своими исключительными правами, естественно, практически не пользуется. Такая вот своеобразная альпийская версия теории общественного договора.

Человек, приехавший сюда за архитектурными откровениями минувших эпох, будет разочарован. Пара неоготических церквей, несколько замков самого обыкновенного для региона вида, пару десятков исторических домиков — чувствуется, что Вадуц и прочие городки страны до Второй мировой войны были, скорее, большими деревнями. Обе важнейшие улицы столицы, осмотр которых займет около получаса, застроены заурядными зданиями 1950—1970-х годов, среди которых выделяются разве что банки.

Зато немногочисленным ценителям доставит удовольствие современная архитектура: жилые особняки, художественный музей в форме базальтового куба, стеклянный университет (в стране целых четыре вуза), наконец, прекрасное новое здание ландтага, парламента Лихтенштейна, из кирпича и дерева, напоминающее современное прочтение образа традиционного альпийского деревенского дома.

Княжеский замок над Вадуцем — главная достопримечательность страны и архитектурная доминанта города. Он виден практически из любой точки столицы, к нему можно подняться пешком или на машине, но это практически единственное удовольствие, которое он способен доставить.

Семья князей фон унд цу Лихтенштейн по-прежнему живет здесь и, хотя вовсе не препятствует осмотру замка со стороны, внутрь здания не пускает.

Впрочем, любой желающий: и подданный банковского рая, и обычный турист из Беларуси — может насладиться отсюда видом практически на всю страну. Лихтенштейн как на ладони. Как поется в гимне этого маленького, но успешного государства, «высоко на юном Рейне».

Благодарим «Атлант-М на Независимости», официального дилера KIA, за предоставленный для поездки автомобиль KIA cee’d.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by