Как живется в двухэтажке из 1960-х среди коттеджей и замков. Нашли необычное место в Цне

5407
23 сентября 2025 в 8:00
Источник: Надежда Конон, фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий

Как живется в двухэтажке из 1960-х среди коттеджей и замков. Нашли необычное место в Цне

Источник: Надежда Конон, фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий

На берегах Цнянского водохранилища есть не только дорогие новостройки «Северного берега», но и микрорайон Цна. Он стал частью Минска только в 2004-м, а прежде считался деревней. Это тоже недешевое место для жизни, которое размахнулось «по-царски» еще в 1990-е: обросло крутыми коттеджами и даже замками. Среди всей этой индивидуальной застройки сохранились и артефакты: двух- и трехэтажка 1960—1970-х. Onlíner пообщался с местными и узнал, откуда «странные» постройки взялись.

Двухэтажка от «Водоканала»

В сегодняшем микрорайоне Цна, за исключением небольших промежутков с простыми деревянными домами, средние виды — как в галерее фотографий ниже. Встречаются просто добротные коттеджи, особняки в дворцовом стиле и даже замки.

Но есть тут и небольшая двухэтажка с пластиковой пальмой у одного из подъездов. Что за реликт, каких времен?

Евгения и Валентина — соседки, прогуливаются возле своего дома по улице Сосновый Бор, 7. Фотографироваться отказываются, но охотно рассказывают историю.

— В декабре 1964-го сдали наш дом, а я заселилась сюда 28 марта 1965 года, — вспоминает Евгения. — Здесь недалеко есть станция подкачки от «Минскводоканала», которая питает весь Советский район Минска, — там работали наши мужья. И квартиры давали от этого предприятия.

Валентина же живет здесь с апреля 1971-го.

В доме 16 квартир, все двушки.

— Комнаты маленькие совсем, кухни тоже. Газовые колонки... В общем, так себе тут быт, — рассказывает Валентина.

Жительницы говорят, что ремонт в доме был, «когда его передавали от „Водоканала“ исполкому». По крайней мере, тогда здание накрыли новой крышей, а в одном торце сделали пристройку — там теперь техпомещения. Оштукатурили фасад.

— Трубы под полом не меняли — за них переживаем: они уже старые очень, могут однажды «рвануть».

Ремонт подъездов, говорят женщины, местным не осилить.

— Дело в том, что некоторые жители дома уехали в другие квартиры, а свое жилье сдали. Попробуй сейчас найди хозяев, чтобы организовать какой ремонт. Мы бы и хотели те же двери заменить на современные, с домофонами — для безопасности. Но как?

Жительницы добавляют: было бы хорошо, если б вокруг дома чаще косили заросли.

— Бывает, звоним коммунальщикам, а нам говорят: «Мы в городе еще не успели!» Как будто мы не город!

Кстати, к вопросу про город. Уточняем, как тут жилось, когда Цна еще была деревней, и получаем неожиданный ответ:

— С самого начала наш дом был приписан к Советскому району Минска, единственный в Цне считался городским! Вот так.

Несмотря на некоторые жалобы, Евгения и Валентина в один голос говорят: жить здесь им очень нравится. Чистый воздух, никаких чужаков. Уезжать в какой-нибудь перенаселенный район им не хотелось бы. Впрочем, ни о каком возможном сносе речи не идет, а вот сарайчиков во дворе жители двухэтажки могут лишиться.

— Представляете, собрались отобрать! — говорит Евгения. — Еще в прошлом году сараи определили под снос, но что-то там застопорилось. Мы недовольны: их строили вместе с домом, ведь в нашей двухэтажке нет подвала. Комнаты в квартирах крохотные, так что мы всю жизнь использовали сарайчики как кладовки. А тут пришли и говорят: «Это самострои!» Наверное, когда «Водоканал» нас передавал в исполком, какие-то документы потерялись… 

Солидарна с соседками Анна, жительница еще одной квартиры:

— Наши комнаты — 9 и 13 метров. Согласитесь, это мало, поэтому какие-то вещи я давно вынесла в сарай — там и храню.

Одна из соседок разрешает заглянуть в свое жилье, чтобы посмотреть планировку. В совмещенном санузле помещаются лишь укороченнные ванны, да и то только если хозяева расширили площадь за счет встроенных шкафов.

Все жители дома рядом у своих стен в мае 1986-го. Провожали в армию молодого соседа всем двором

Один из минусов жизни в Цне для людей без автомобилей — удаленность магазинов, поликлиник.

— Наша поликлиника — №30, на Кольцова, — рассказывают пенсионерки. — То есть сначала надо дойти до улицы Мирошниченко, там сесть на транспорт, проехать две остановки — и ты в поликлинике. Обратно часто приходится добираться на такси. А за три километра от поликлиники сюда иногда берут и 16 рублей, и дороже!

Но к такой удаленности, тут же говорят женщины, они давно привыкли.

— Раньше тут вообще была пустота. За нашим домом находилось большое поле. Там у нас были участки — огороды, картошку сажали. Потом уже начали строиться особняки. 

— Как вы на них реагировали?

— Сначала были недовольны, конечно. А как иначе, если у нас отнимали ради строительства землю? А потом — ничего! 

Трехэтажка от птицефабрики

Неподалеку, в высоких деревьях, — еще один пример построек своего времени. Трехэтажка по адресу Сосновый Бор, 9. В справочнике Photobuildings.com указано, что здание возвели в 1968—1969-м.

Сергей вышел из подъезда со снаряжением — собирается на рыбалку, до утра. Цнянское водохранилище, до которого рукой подать, местные называют просто: озеро.

— В 1981-м я отсюда в армию уходил, — говорит мужчина. — Через два года вернулся, а тут уже водохранилище. Озеро классное, там вся рыба есть: лещ, линь, сом, щука, судак.

Но от романтичной рыбацкой темы приходится вернуться к более земной.

— Тут рядом был колхоз «Зеленый Луг» с птицефабрикой. От нее людям и давали квартиры в этом доме, — рассказывает Сергей. — Мои родители получили здесь жилье в 1971-м, а я тут живу с первого класса. До этого мы жили в двухэтажных бараках, на их месте потом построили микрорайон Зеленый Луг. 

В отличие от соседней двухэтажки, этот дом в «деревенские» времена Цны относился к деревне.

Сейчас прописка у жителей городская, но обслуживает трехэтажку птицефабрика.

— Если честно, дом как на острове. Что случится — никому не надо, — отмахивается от подробных расспросов Сергей. — Трубы в подвале плохие, текут, особенно стояки. Страшное дело! Капремонта и не было никогда. 

— Тепло ли в квартирах?

— Кто утеплил — у тех проблем нету. У нас тоже. Теперь хорошо: зимой тепло, а летом прохладно.

Но в целом дом более основательный, чем соседский. Квартиры (всего их 24) разные: двушки, трешки. Площадь — нормальная.

— У меня трешка, 78 «квадратов». Старая планировка, зато комнаты большие, — говорит еще один местный житель. — Туалет и ванна раздельные. У нас тут и подвал есть, для каждой квартиры — свое место. Удобно: какие-то ненужные вещи можно отнести, банки поставить.

Сараи и при этом доме были (уже давно), «а потом как сказали снести — люди снесли».

Собеседник вспоминает, как «в конце 90-х — начале 2000-х» в округе стали бодро расти коттеджи.

— Бывшие поля давали под застройку даже местным, но в основном тут построились приезжие, конечно. 

Мужчина доволен своим тихим районом.

В Минске сейчас мало осталось мест, где при многоквартирном доме можно увидеть собственные огороды. Тут такое как раз имеется.

— Моя жена здесь занимается огородом! Цветочки, картошка, капуста — все у нас есть! У соседей тоже. А что, разве плохо, что мы можем что-то посадить, ухаживать за растениями? — задается вопросом собеседник.

Местные дети добираются в школу через лес, многие — в СШ №34.

— Мы называем это «пойти в город», — улыбается нам напоследок житель дома, дед четырех внуков.

Екатерина, еще одна жительница, — мама детей, которые учатся в 22-й гимназии.

— Я только на машине их вожу. Мог бы помочь пригородный автобус, но ходит он нечасто, по расписанию, которое не всегда совпадает с графиком школьников. Благо у большинства жителей есть машины. Случается, внуков соседа подвожу, чтобы им через лес не шуровать, — рассказывает женщина.

Екатерина переехала на улицу Сосновый Бор, 9 к мужу, который здесь вырос. По состоянию коммуникаций в доме и по его обслуживанию у этой собеседницы тоже есть вопросы.

— Однажды у соседей была свадьба, небольшая такая, домашняя. И представляете, из туалета «пошла» канализация! Пришлось всем гостям срочно все это выносить… 

По словам минчанки, разговоры про возможный снос этого дома были.

— Знаю, что однажды привозили сюда какого-то инвестора и показывали участок. Но здесь много квартир, в которых немало людей прописано — всех же надо куда-то расселить. Думаю, поэтому пока никто за нас не берется.

Несмотря на замечания, впечатления Екатерины от жизни в этом удаленном уголке хорошие.

— Знаете, тут до сих пор соседи дружные. Стараются друг другу помогать. Да и здорово, что есть где гулять детям. В этом дворе за них не страшно. Живем как в деревне, белье на улице сушим.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by