Секретный тоннель, идущий параллельно действующей ветке метро, недостроенная станция и замурованные вестибюли — у минского метро есть свой набор городских легенд — от вполне реальных до совсем мифических. В этом тексте вспоминаем все тайны столичной подземки.
Эта статья уже публиковалась на Onlíner, и мы решили снова поделиться ею с вами — ведь истории, которые она раскрывает, продолжают оставаться интересными.
На «Пролетарской» все пассажиры привычно идут к западному выходу. А вот восточный конец платформы выглядит как тупик — мраморная перегородка и статуя рабочего. Но если приглядеться, становится ясно: стена не такая уж основательная — до потолка она не дотягивает. За ней скрыт полноценный вестибюль. Мрамор, кассы, будка контролера. Все как положено, только пассажиров там никогда не было. С момента открытия станции в 1990 году этот выход не работал ни дня.
На улицу оттуда ведет узкая лестница — совсем не в духе типовых проектов метро. Ее выход можно найти во дворе старых трехэтажек на Судмалиса: запертая дверь, без указателей и намеков на подземку.
Зачем же вообще все это строили? С заделом на будущее. Когда-нибудь рядом появится новый квартал — тогда и расконсервируют. А пока вестибюль держат закрытым уже 35 лет.
Похожая история — на «Борисовском тракте». Один вестибюль работает, второй (тот, что ближе к «Футурису») ждет лучшего пассажиропотока.
Еще по одному неиспользуемому выходу есть на станциях «Спортивная», «Грушевка» и «Слуцкий Гостинец». Открывать и достраивать пока нет смысла: пассажиров маловато.
Да, он и правда существовал. И довольно долго — как огромный долгострой почти в самом центре города, о котором почти никто не знал.
Строили торговый центр еще в 90-х, вместе с новыми станциями Автозаводской линии метро. Два этажа, почти 4800 квадратных метров — задумывался он как аналог «Подземного города» на «Партизанской» — но денег не хватило. В 1995-м новые станции подземки открыли, а недостроенный ТЦ заморозили. Так он и простоял много лет: без отделки, лифтов и коммуникаций — только голый бетон в полной темноте.
О существовании странного пространства между «Молодежной» и «Фрунзенской» знали немногие — строители да залетные диггеры. Лишь в 2012 году заброшку купила компания «Сигмаплюс». Реконструкцию начали быстро, и уже в 2014-м на месте бетонного «призрака» открылся мебельный центр «Трюм».
Ну куда ж без баек про «метро-2» — тайную подземку для избранных. Минск тут не отстает: по городской легенде, под центром города проложены служебные тоннели неглубокого залегания. Один из них якобы был построен к началу 1990-х годов от Дома правительства до Дворца Республики с выходами в служебном дворе ГУМа. Легенда кочует по форумам уже не одно десятилетие, время от времени всплывает на сайтах и в соцсетях.
Правда, ни одного внятного доказательства существования этого маршрута до сих пор не появилось. Более того, сами метростроевцы открыто опровергали эту информацию. Так что, скорее всего, классическая городская байка: звучит эффектно, но на деле — пустота.
Вторая легенда касается тайного пешеходного тоннеля от Дома правительства к станции метро «Площадь Ленина». Тут уже есть зацепка. Якобы в одном из телеинтервью «летописец» минского метро Петр Кострома, документировавший с фотоаппаратом процесс его строительства, рассказывал: «Единственное, что делалось, — это один переход из здания Совета министров в метро. И все, больше никто ничего не строил. Кто-то говорит, что есть тайные тоннели для чиновников… Но ничего такого не делалось» (нам к сожалению, не удалось найти это видео на YouTube, и достоверность самого интервью мы подтвердить не можем).
Если такой пешеходный тоннель и правда существовал, то наверняка он исчез в начале 2000-х, когда под площадью Независимости был построен торговый центр «Столица».
Кстати, тоннели, по которым не ездят пассажиры, в минской подземке действительно есть — это соединительные участки между ветками. Начало одного из них можно увидеть, если ехать от «Площади Победы» к «Октябрьской» и смотреть вправо по ходу движения поезда — перед самой станцией можно заметить, как тоннель раздваивается и еще одни рельсы уходят в сторону. Это и есть «перемычка». Ее длина 250 метров, и нужна она для того, чтобы по ночам перегонять поезда с одной ветки на другую.
Похожий соединительный тоннель есть и между Автозаводской и Зеленолужской линиями — в районе пересечения ул. Кальварийской и ул. К. Цеткин.
О ней слышал, пожалуй, каждый, кто хоть немного интересовался минским метро. Станция с названием «Комсомольская» действительно значилась на самых ранних схемах 1975 года. Предполагалось, что она появится у перекрестка проспекта с одноименной улицей, прямо возле здания КГБ.
Однако от строительства отказались — расстояние между «Октябрьской» и «Площадью Ленина» оказалось слишком коротким, а ожидаемый пассажиропоток — низким. «Комсомольская» так и осталась красивой городской легендой.
Но — и это особенно интригует — тоннели на этом участке все же построили с заделом. Так, чтобы при необходимости станцию можно было достроить, не останавливая движение поездов. Такая технология уже использовалась в московском метро.
Это уже не легенда, а чистая правда. Есть в Минске участок метро, который проходит не под землей.
Точнее, тоннель-то есть — но построили его прямо на поверхности, а потом просто закопали. Такую нестандартную схему применили между станциями «Пролетарская» и «Тракторный завод». Причина банальна: слишком сложно было бы бурить под речкой Слепянкой, а так — меньше затрат, меньше возни.
Если выйти с «Пролетарской» и пройтись на восток по улице Судмалиса, через десять минут окажетесь на пустыре. На первый взгляд — обычная вытянутая возвышенность среди гаражей и парковок. Но стоит немного задержаться, и можно ощутить легкую дрожь под ногами — это мимо проносятся поезда метро.
Холм тянется почти на полкилометра и заканчивается сразу за автостоянкой вдоль улицы Клумова. О том, что под ним прячется тоннель, напоминает разве что одиноко торчащая вентшахта.
Прямо в круглом вестибюле, который связывает станции метро «Октябрьская» и «Купаловская», находится коридор, который никуда не ведет. Раньше там даже стояли неработающие турникеты, а дальше — классические стеклянные двери метро, наглухо закрытые. Что за ними — одна из самых старых загадок минского метро.
На протяжении десятилетий минчане строят догадки. По одной из версий, коридор должен был вести в Александровский сквер. По другой — соединять вестибюль с торговым центром «Купаловский».
Своим объяснением загадки в телеграм-канале «Минск и минчанин» поделился блогер Денис Блищ. Он предположил, что коридор за дверями гипотетически может поворачивать направо, проходить над платформой станции «Купаловская» и вести в сторону подземного перехода под домом №22 на проспекте Независимости. Косвенно на это указывает углубление в стене того самого действующего перехода — по ширине оно совпадает с замурованным коридором. Примерная схема и та самая ниша показаны ниже.
Возможно, этот коридор проектировали на случай повышенного пассажиропотока, однако потом по какой-то причине решили не достраивать. А возможно, перед нами просто очередная дверь в никуда, которую минское метро приберегло на случай, если легенд вдруг станет не хватать.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by