6305
30 сентября 2024 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Александр Ружечка, архив героев. Иллюстрация: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Вечером горит только одно окно — твое». Один дома, или Криповые истории тех, кто первым заселился в многоэтажки

Автор: Оксана Красовская. Фото: Александр Ружечка, архив героев. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Кто из обитателей многоэтажек не жаловался на изматывающий шум перфоратора? Ремонты, которые начинаются чуть ли не на следующий день после выдачи ключей жильцам, длятся годами. И порядком надоедают уже переехавшим новоселам. Но есть среди жильцов те, кто сталкивается абсолютно со всеми детскими болячками новостроек. Это «первопроходцы» — люди, первыми заселившиеся в пока еще темные и холодные многоквартирники. Вместе с «А-100 Девелопмент» мы решили узнать обо всех испытаниях, которые выпадают на долю этих смельчаков. Ну и расспросить о плюсах такого положения, конечно.

«В квартире было так холодно, что за месяц намотал 960 кВт·ч»

Выбирая для себя жилье, Игорь решил не играть в «долевые игры». При этом, объездив все готовые новостройки, остановиться на чем-то одном молодой человек не смог. Разве что трешка с видом на парк Челюскинцев задержалась в памяти. Да еще и цена была приятной — 1049 евро за «квадрат». Останавливало только то, что планировка оказалась не совсем та, которую хотелось бы.

— Решил, что не буду торопиться и все хорошенько обдумаю, — восстанавливает события недавнего прошлого минчанин.

Но, как известно, человек предполагает, а застройщик располагает. И уже на следующее после просмотра квартиры-«полуфабриката» утро Игорю позвонил агент с шокирующей новостью: девелопер поднимает цену на метры до 2500 евро. Если брать, то сейчас. Минчанин расценил это как знак, сделка состоялась.

С марта по ноябрь 2021 года в трешке шел ремонт. Родители парня подключились к процессу, поэтому, собственно, поставить и оштукатурить стены, сделать чистовую отделку, закупить и расставить мебель удалось быстро и безболезненно.

— Приезжая проконтролировать строителей и оценивая обстановку на месте, я периодически шутил, что буду первым жителем дома. Так и оказалось — без шуток.

Это было понятно не только по окнам, которые по вечерам не горели во всем 25-этажном столбике. Даже лифт всегда был там же, где я его оставлял!

Надеяться на то, что я скоро обрету соседей, не приходилось: мало кто хотел покупать квартиры по новому прайсу. Поэтому так и жил. Один. Совсем один. Правда, как-то обрадовался: гулял перед сном по парку и вдруг увидел, что в моем столбике наконец светится окно! Пригляделся — оказалось, это мое окно: просто забыл выключить свет в спальне, — улыбается парень.

Как мы уже поняли, первая безлюдная зима — настоящее испытание для новоселов. Померзнуть пришлось и Игорю. Точнее, парень предпочел не испытывать дискомфорт и, не экономя, включал теплый пол, электрокамин и кондиционер.

— Я удивлялся: ну почему дом такой холодный? Может, из-за высокого этажа или из-за панорамных окон? Переживал, что так теперь будет всегда. И безостановочно грел все помещения.

В итоге за месяц счетчик накрутил 960 кВт·ч. В деньгах это получилось, по-моему, чуть больше 300 рублей.

К счастью, за этим холодом не скрывался никакой строительный косяк: просто в соседних квартирах часто оставались незакрытыми окнами, а батареи были выключены. И моя единственная жилая квартира промораживалась из-за них. Эту зиму я прожил уже нормально. Даже батареи не пришлось включать — так тепло было, — радуется восстановлению баланса минчанин. — Жить одному во всем доме достаточно крипово. Не жутко, не страшно, а именно крипово. Но зато можно слушать музыку на всю громкость, и никто не будет страдать. Я так привык, что никому не мешаю, что, когда в домовом чате впервые увидел жалобу на музыку, очень удивился (и извинился, конечно). В тот момент я понял, что громкость придется «прикрутить» навсегда.

Еще из забавного: курьеры, впервые попадая в дом, терялись. Вместо того чтобы идти в 25-этажку, они сворачивали в примыкающую 9-этажную секцию. И очень удивлялись тому, что этажи пропали.

А так как связь в доме первое время работала не очень хорошо, приходилось гадать — найдет курьер правильный путь или нет.

Игорь по праву считается старожилом дома: соседи ходят к нему на экскурсии и за консультациями по ремонту. Парень говорит, что активно заселяться дом начал полтора года назад, когда застройщик приспустил цены. А ремонты в столбике продолжаются по сей день, трели перфоратора периодически можно слышать в том числе по выходным.

Так дом Игоря выглядит сейчас

«Заходить в дом, где никогда не горят окна, было жутковато»

Семья Натальи махнула «с корабля на бал»: от момента получения ключей до переезда на ПМЖ в новую квартиру прошло всего несколько суток — ровно столько, сколько понадобилось, чтобы перевезти вещи.

— Мы с мужем и ребенком жили в однокомнатной квартире. Понятно, что надо было что-то думать. Изучив все предложения, решили перебраться в «Новую Боровую». Район тогда только начинал разрастаться, — вспоминает Наталья. — Договор с застройщиком заключили, когда дома еще и в помине не было, только голое поле (и наши мечты о новой жизни). Сразу поняли, что будем брать квартиру с отделкой, чтобы обои-плитка-ламинат уже были. Хотя в нашей высотке предлагались варианты и с голыми стенами — тут уж что кому больше нравится.

Осенью 2017 года минчан позвали на приемку их трешки. К качеству отделки у пары претензий не было (мелочи подправили на ходу), поэтому переезд не заставил себя долго ждать.

— Так как мы строили квартиру в кредит и очень не хотели жить с ощущением большого долга за плечами, сразу выставили свою однушку на продажу. И поспешили с нее съехать. Уже через пару дней с вещами первой необходимости жили в «Новой Боровой». Что взяли с собой? Диван, стол, бытовую технику, какие-то мелочи. В целом же условия были спартанские: ни кухни, ни шкафов. Поэтому готовили в мультиварке, посуду мыли в ванной. Так и жили, — улыбается, вспоминая прошлое, девушка.

Радость от новоселья омрачалась для минчан только одним: осознанием, что они единственные живые души в целом доме, в котором, на минуточку, более 250 квартир.

— На тот момент наша многоэтажка была последней в квартале: за ней — голое поле, никакой цивилизации, — продолжает Наталья. — Даже представить было сложно, что со временем рядом появятся дома, дороги, а мы окажемся в самом центре «Новой Боровой».

Честно, поначалу было жутковато, особенно вечером (утром и днем как-то больше занят своими делами). Еще и поздняя осень добавляла драматичных красок.

Возвращаешься вечером домой и видишь: стоит темная 9-этажная глыба на фоне черного неба. И в ней светится только одно окно — твое.

Если бы я жила без мужа, то, наверное, не решилась бы так заселиться.

Что еще из нюансов: семь лет назад рядом не было магазинов шаговой доступности — приходилось заранее продумывать все покупки и, нагрузившись пакетами, идти домой. Потому что даже если не хватит какой-то мелочи — вопрос за пару минут не решишь. А доставка продуктов к нам вообще не ездила. К счастью, лифты в доме работали с первого дня, поэтому поднимать на себе ничего не приходилось.

Минчанка вспоминает, что общественный транспорт по улицам квартала пустили позже, поэтому сразу после переезда они каждый день наматывали приличное количество шагов. Ну и курьеры не могли разобраться, куда надо ехать, — приходилось на пальцах объяснять им дорогу.

— Мобильная связь поначалу очень хромала: в одном углу квартиры еще тянет, а в другом — уже нет. До нас регулярно не могли дозвониться родственники и знакомые. Только когда в районе появились свои вышки, ситуация исправилась. А еще первой зимой было холодно: мало того что сам дом еще сырой, так еще и соседи выключали батареи — они же не живут, зачем платить за отопление. В общем, зимовали мы с обогревателями в обнимку. Также периодически приходилось просить, чтобы отрегулировали напор воды — пока рядом делали ремонты, случались перебои, — перечисляет нюансы быстрого заселения девушка.

Семья Натальи волей-неволей была вовлечена во все ремонты в доме: по пустой многоэтажке звук перфоратора разносится просто отлично, даже если и работают им в самом дальнем подъезде. Так что от специфических раскатов новоселы порядком устали.

А первые соседи у минчан появились лишь спустя месяца два-три. Не заметить новые горящие окна было невозможно.

Благодаря домовому чату супруги узнали, кто и где заселился. «Первопроходцы» стали дружить и ходить друг к другу в гости.

— Вообще, это интересный опыт. Без сложностей, конечно, не обошлось, но ничего критичного. Могу сказать, что плюсы быть одними в доме тоже нашлись: например, можно спокойно сверлить в любое время дня и ночи — все равно никому не мешаешь. Понял в процессе, что именно здесь нужен крючок или розетка, — тут же воплотил в жизнь! — заключает Наталья.

Так дом Натальи выглядит сейчас

«Там же еще никто не живет!»

Пока тысячи людей грезят о том, чтобы навсегда уехать жить за город, Екатерина с мужем и детьми, наоборот, мечтали поскорее вернуться в Минск. На время строительства своей квартиры семья перебралась жить на дачу и уже порядком заскучала по столице. Тоска усугублялась еще и тем, что застройщик на несколько месяцев перенес обещанную дату сдачи дома. Планы летели.

— 14 сентября 2021 года мы наконец получили ключи от своей однокомнатной квартиры, — до сих пор с радостью в голосе вспоминает Екатерина. — К этому событию, а точнее предстоящему ремонту, готовились заранее. В частности, несколько раз сходили на прием в исполком, чтобы уточнить все нюансы по перепланировке — что можно делать, а что нельзя. В итоге ко дню икс были уверены в своем проекте и том, как надо действовать.

Однушки в новом панельно-монолитном ЖК получились просторные — более 50 квадратных метров, поэтому супруги рассудили, что этой площадью можно воспользоваться более рационально, чем оставить одну жилую комнату и отдельную кухню. Особенно с учетом того, что в семье подрастают дети.

— Уже на следующий день, 15 сентября, мы с мужем переехали в квартиру. Да, вот прямо так, в голые стены. Более того, все лишнее мы тут же начали сносить.

После консультаций со специалистами знали, что ничего не нарушаем и наши перемены одобрят. Так что подали документы и стали действовать на опережение. Конечно, жили в пыли и шуме, ходили пешком по лестнице на 13-й этаж, но зато это было свое жилье!

В квартире кроме, собственно, стен, пола и потолка был установлен только унитаз. Чтобы обустроить быт, супруги привезли свою душевую кабину, надувной матрас, кофемашину, индукционную плиту на одну конфорку, мультиварку. Такой «стартер пак». Дети первое время жили у бабушек.

Недели через две лифт включили, стало полегче, особенно в продуктовом плане: уже не надо было закупать еду только на один раз, так как появился холодильник, — делится опытом Екатерина. — Ремонт делали сами: знаем, умеем и понимаем, как хотим. Только санузел доверили специалистам. К этапу чистовой отделки переехали уже и дети. И я думаю, это очень здорово, когда малыши могут приложить руку к обустройству квартиры и потом понимают, что вся эта красота не так просто дается.

В полном одиночестве семья прожила в многоэтажке около четырех месяцев — слушая звуки ремонтов, которые делали чужие строители, и высматривая, когда же в «стене» на 300 с лишним квартир появятся новые «живые» окна.

— Признаюсь, зимой было холодновато — бетон начал просыхать и стал отдавать всю влагу внутрь помещения.

Очень чувствовалась сырость. Честно говоря, погреться мы выходили на улицу.

От того что соседей в многоэтажке не было, возникало странное ощущение — вот вроде бы жилой дом, но абсолютно пустой и темный. Как так? Мы даже шутили, что это у нас свой замок на отшибе, — вспоминает собеседница. — Случались и коммунальные проблемы: например, приходишь с работы домой, а воды нет. Почему? Соседи перекрыли, так как делают ремонт в санузле. И не предупредили в чате, просто даже не подумали, что кто-то уже может жить. Также приходилось воевать с любителями делать ремонт круглосуточно (в прямом смысле слова): просили их заканчивать к 21 часу, так как детям пора спать. Из-за этого некоторые соседи даже начали на нас волком смотреть: мол, сами заехали, а другим не даем — когда им еще шуметь-сверлить, если не после работы?

Забавная ситуация вышла в поликлинике. Пришли на прием к врачу, а она говорит: «Как вы можете быть с Шишкина, 3? Там же никто еще не живет». — «Нет, — говорю, — уже живем». Тогда к разговору медсестра подключилась: «Это, что ли, ваши окна одни на весь дом горят?» — «Да, наши».

Кстати, мы иногда до сих пор ходим на свой 13-й этаж пешком. Сначала лифт не работал, потом его постоянно занимали рабочие, загружая и разгружая стройматериалы. Вот и привыкли.

Можно ли как-то добиться уюта, если переезжаешь в бетонные стены, а вокруг разгром? Екатерина уверена, что скрасить непростой период можно: постелить ковры, повесить шторы, запустить робот-пылесос — все как в обычном доме.

— На самом деле это прикольный период жизни. Один раз, может, и стоит пережить такое — полное погружение, чтобы на сто процентов чувствовать квартиру, — заключает минчанка.

Вот так дом Екатерины выглядит сегодня

Партнер проекта — «А-100 Девелопмент»

«Новая Боровая» — место с хорошими соседями и уютными дворами, в которых приятно отдыхать, гулять и встречаться.

Современная архитектура, яркие арт-объекты, уникальные форматы квартир, стильные подъезды и приватная дворовая территория — здесь хочется жить!

За 10 лет район наполнился школами, детскими садами, магазинами, тематическими кафе, велодорожками и воркаут-площадками.

Жителям «Новой Боровой» всегда есть где провести время с семьей или друзьями, не уезжая далеко от дома.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Астодевелопмент», УНП 691759953.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by