Спутники, вы как там? Откуда такие цены на жилье под Минском и кто покупает квартиры «за свои»

26 февраля 2024 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: архив Onlíner

Спутники, вы как там? Откуда такие цены на жилье под Минском и кто покупает квартиры «за свои»

Автор: Оксана Красовская. Фото: архив Onlíner
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Все случилось в 2016 году. Совершенно неожиданно для минчан (и особенно очередников) был подписан указ о развитии городов-спутников. В «звездный» список попали Фаниполь, Дзержинск, Заславль, Логойск, Смолевичи и Руденск. По замыслу, этой разношерстной компании предстояло превратиться в города-сады, в которых построят красивые дома, создадут необходимую инфраструктуру и рабочие места. Заполнить новостройки решили минчанами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий: мол, в столице можно ждать приглашения в долевку десятилетиями, а в спутнике — хоть завтра заключай договор. И дело пошло. Может, не так рьяно и быстро, как хотелось бы, но все же пустыри стали обрастать высотками. Со временем в отдельных спутниках даже появились по-настоящему классные ЖК (в том числе от госзастройщиков). Но сумели ли «экспериментальные» населенные пункты завоевать сердца белорусов и стать настоящей альтернативой Минску? Разберемся.

Фаниполь — the best

Еще лет пять назад города-спутники активно застраивались не только УКСами, но и частными девелоперами. Вспомните каркасник повышенной комфортности под названием «Подсолнух» в Фаниполе, панельные «Зеленые аллеи» там же, ЖК «Радужный» в Дзержинске. Да и «госы» периодически запускали проекты для всех желающих. Сейчас же на этом поле почти глухо: практически все метры «куются» под очередников, коммерции осталась одна щепотка.

— Примерно с 2017 по 2020 год мы действительно наблюдали повышение интереса к пригороду Минска, — отмечает аналитик агентства недвижимости «Твоя столица» Андрей Чернышев. — Причем я говорю не только о населенных пунктах, которые официально получили статус города-спутника. Востребованными у покупателей были также Прилуки (за счет ЖК «Вяселка»), деревня Озерцо с одноименным жилым комплексом, все коммерческие стройки в Фаниполе. Конечно, это было обусловлено ценой: метр в абсолютно новых домах обходился покупателям в $700—800 по курсу, в то время как в Минске просили где-то на $500 больше.

Разница в стоимости жилья была такова, что за одну и ту же сумму в Фаниполе можно было взять полноценную двушку-новостройку с чистовой отделкой (и еще на бэушную машину оставалось), а в Минске — только евродвушку с голыми стенами.

— Однако уже в 2021-м все изменилось: компания Dana Holdings вывела на рынок малометражные квартиры в «Минск-Мире». За «квадрат» в студии просили около 900 евро. Тем самым девелопер обратил на себя внимание дольщиков, у которых ранее не хватало денег на приобретение квартиры в столице и которые только из-за этого присматривались к пригороду. Тут сработала обычная логика: зачем каждый день ездить куда-то за МКАД, если можно жить в новом районе недалеко от центра и с перспективой открытия метро. Люди понесли деньги в офис застройщика, осваивающего территорию аэропорта.

В целом же, по нашим подсчетам, покупателей, которые сегодня целенаправленно интересуются жильем в городах-спутниках, всего 3—5% от общего количества, — говорит специалист.

Может, любопытствующих было бы и больше, если бы коммерческие застройщики не отвернулись от пригорода. Что у нас осталось сегодня? Жилой комплекс «Современный» в Фаниполе да «Соколиный край» в Мачулищах. А ведь когда-то девелоперы возводили симпатичные ЖК в Колодищах, Новой Слободе, Ратомке, Озерце и даже в агрогородке Новоселье. Получается, нынче даже податься некуда — или уставшая вторичка, или ждать, пока очередники рассчитаются по кредитам и выставят свои метры на продажу.

— Если мы говорим о минчанах, то переезд в города-спутники они рассматривают как вынужденную необходимость, — продолжает Андрей Чернышев. — Денег на столичный вариант не хватает, значит, надо смотреть что-то другое. Географию расширяют постепенно: Сеница, Боровляны, Колодищи — все, что поближе к МКАД. Если ничего не подходит, тогда уже смотрят спутники. И обязательно уточняют, насколько близко к дому находится остановка маршрутки, как часто она курсирует, сколько стоит. Ведь за 20 рабочих дней действительно может набежать немаленькая сумма только за проезд. Да и затраты на авто заранее просчитывают: время, топливо, амортизация.

Кто чаще решается на покупку и переезд? Молодые семьи без детей: они активные, мобильные, не видят проблем в том, чтобы подъехать в Минск за инфраструктурой и развлечениями. Им важнее здесь и сейчас жить отдельно, уложившись в ту сумму денег, которая есть на руках.

По наблюдениям специалистов агентства «Твоя столица», самый востребованный у белорусов спутник — Фаниполь. За восемь лет город хорошо отстроился, выглядит вполне симпатично и современно.

Тот же Заславль хоть и находится намного ближе, но не может похвастаться обилием новостроек. Дзержинск для минчан уже далековат — зачем ехать лишние километры, если можно остановиться в Фаниполе (трасса-то одна). Смолевичи отпугивают не самой лучшей дорогой и проблемами с транспортом. Логойск белорусы почему-то записывают в категорию VIP — мол, там курорт, должно быть дорого, хотя это совсем не так. Беда Логойска — отсутствие большого количества новостроек. Ну и расстояние. А вот про Руденск клиенты вообще никогда не спрашивали.

— Некоторым людям действительно удобнее жить в спутнике. Были клиенты, которые рассказывали, что добираться до работы из Фаниполя им быстрее, чем с прошлой арендной квартиры в Минске. Бывает и так, — отмечает специалист.

— Не наметилась ли обратная тенденция: купили квартиру в спутнике, пожили, поняли, что не то, и решили вернуться в Минск?

— Значительного оттока жителей обратно в столицу нет. Во многом из-за того, что в городах-спутниках люди покупают жилье на последние деньги. Резерва, чтобы продать, доложить и обосноваться в Минске, просто нет. Правда, иногда очередники, для которых метр был значительно дешевле, за несколько лет жизни успевают поднакопить деньги и тогда уже оформить такую сделку. Чем руководствуются? В первую очередь желанием иметь развитую инфраструктуру в шаговой доступности. У нас была семья, которая из новостройки переехала в хрущевку в Минске. Как они сказали, «это совсем другая жизнь — все под боком».

А что по реальным сделкам? Хотеть выручить за квартиру можно сколько угодно. Другое дело, на что готовы покупатели. В «Твоей столице» приводят следующие данные за 2023 год. Например, 34-метровая смолевичская однушка в доме 2018 года постройки ушла за $35 000 по курсу. В фанипольской высотке 2016 года хорошая однокомнатная квартира с ремонтом и мебелью продалась за $42 000 в эквиваленте (в Минске за такую просили бы более $50 000). Перенесемся в Дзержинск, где в панельке 80-х годов была продана 35-метровая однушка. «Квадрат» обошелся новым владельцам в $800 по курсу. Так что разница с Минском есть. И солидная.

— Уверен, что если бы кто-то из застройщиков сейчас запустил интересный проект в пригороде по хорошей цене, к нему был бы большой интерес. В Минске первичка дорожает, аукционы не проводятся, а те участки, что могли бы попасть на торги, требуют большого и дорогостоящего сноса. Все это сказывается на цене метра, предпосылок к ее снижению нет. Люди будут вынуждены смотреть на спутники и все, что расположено возле МКАД.

За примером далеко ходить не надо: в Фаниполе сейчас достраивается ЖК «Современный» с метром от $825 по курсу. И, насколько я знаю, проблем с продажами там не возникает. Так что и другие проекты наверняка заинтересовали бы белорусов, — рассуждает Андрей Чернышев.

Без машины будет сложно

От теории перейдем к практике. Как на самом деле живется тем, кто уже сменил столицу на пригород? Какие минусы и плюсы люди успели отметить для себя?

Максиму повезло заселиться в «Минский квартал» от МАПИДа в Смолевичах. Красивые дома, огороженная территория, закрытые дворы и даже велобоксы — в этом ЖК, кажется, есть все. Помножь эту прелесть на стоимость «квадрата» (она была от 1500 рублей за метр с отделкой), и получается настоящий рай.

— Я родился и вырос в Минске, создал свою семью. Со временем в однушке нам стало предсказуемо тесно. А тут как раз в исполкоме как нуждающихся позвали строиться в Смолевичах, — вспоминает молодой человек. — Причем предложили сразу трехкомнатную квартиру. Уже год в ней живем.

Смолевичи — это обычный областной городок. Если его именно так изначально воспринимать и не ждать многого от приставки «спутник».

Из плюсов: жилье дешевле, чем в столице; город находится рядом с Минском — на машине до Уручья доезжаю за 20 минут, на маршрутке — за полчаса; пока здесь достаточно свободно (хотя, глядя на генплан, понимаю, что будут большие изменения).

Минусы: без собственной машины в городе делать нечего, особенно если работаешь в Минске. Все перечисленные мной плюсы меркнут на фоне проблем с транспортным сообщением. В Минск в час пик на маршрутке можно и не уехать. На электричке добираться намного дольше, да и неудобно. По самому городу транспорт тоже ходит не так часто, как хотелось бы. Благо есть такси по 5—6 рублей. Но как, например, добираются молодые мамы с колясками без авто в ту же поликлиннику, я искренне не понимаю.

Пока мы с супругой делим одну машину на двоих. Но по-хорошему нужно, чтобы у каждого была своя.

Наш ребенок ходит в школу. Наполняемость в классе — человек 30. Думаю, в Минске примерно так же. Учителя вроде хорошие. Поликлиникой не пользуемся — обслуживаемся по страховке в Минске. Развлечений здесь особо нет, поэтому на выходных выезжаем в Логойск, Раубичи, на Дубровское водохранилище. Ну и в Минск, само собой.

Несмотря на все это, продавать квартиру и любыми путями возвращаться в столицу Максим не планирует.

— Если бы я мог за те же деньги, во сколько мне обошлась смолевичская квартира, купить такую же в Минске, я бы сразу так и сделал. То есть переезд у нас был скорее вынужденный. Вместе с тем я не могу сказать, что тут настолько все плохо и не так, как я ожидал, что надо срочно продавать квартиру и возвращаться обратно, — заключает молодой человек.

«Я доволен»

Константин тоже живет в Смолевичах. Как и предыдущий герой, он вырос в Минске, а в спутник переехал по зову исполкома. Квартиру молодой человек построил не в «Минском квартале». Чему очень рад: отопление и подогрев воды у него традиционные, а не электро.

— Смолевичи для меня почти родной город — неподалеку находятся родительские дома в деревнях, — объясняет новосел. — Так что все здесь мне было давно знакомо. Кстати, именно этот спутник как место, где хотелось бы осесть, я не выбирал. Все случилось спонтанно: позвонили, предложили строиться с господдержкой. Согласился.

В 2019 году метр обошелся в 1150 рублей. Это с отделкой от застройщика.

Понятно, что она совсем простая, но зато можно заехать сразу (особенно актуально для тех, кто живет в общежитиях или на съемных квартирах).

Окончательно перебрались в Смолевичи мы только в сентябре 2023-го: дочь пошла в школу, а сын — в детский сад. Кстати, в городе обещают построить еще одну школу и еще один сад. Сами видите: про инфраструктуру государство не забывает. Помимо этого есть поликлиника (для детей и взрослых), еще одну детскую строят. На месте как крупные магазины типа Green и «Евроопта», так и средние, мелкие. Есть бассейн — жалко, правда, что всего один.

Из развлечений: открыты кафе, ресторанчики, батутный центр, баня. Различные кружки и секции для детей. Изобилие не такое, как в Минске, но, надеюсь, со временем ситуация исправится.

Константин работает в «Великом камне», поэтому на работу и обратно добирается на служебном транспорте. На выходные катается с семьей в Минск. На машине или маршрутке — как удобнее в конкретный день.

— Из минусов Смолевичей — не хватает городского транспорта: очень большой интервал между рейсами. Поэтому в основном приходится передвигаться на машине. На этом, наверное, все минусы и заканчиваются.

Я довольно легко подстроился под новое место жительства. А вот супруга немного переживала, волновалась. Но теперь все нормально.

Какая жизнь в сравнении? В Минске суматоха и постоянное движение. За 30 лет мне это уже надоело — хочется спокойствия и размеренности. Как раз как в Смолевичах.

С качеством воздуха здесь все в порядке. Иногда, когда меняется ветер, может немного подтягивать запах с птицефабрики или с поля (когда раскрывают силосные ямы или разбрасывают натуральные удобрения). Но это не тот смрад, который доносится с литеек столичных заводов.

Немного с задержками могут реагировать коммунальные службы. Но больших проблем нет: все новое. Главное теперь — сохранить дома и территорию в том виде, в котором мы, новые жители Смолевичей, их получили. В целом я доволен тем, что переехал вместе с семьей в этот город, — заключает Константин.

«Поначалу дорога до Минска казалась бесконечной»

Елизавета с супругом выбрали для себя не официальный спутник, а Радошковичи. Как живется там?

— Мы с мужем родом из областных городов, приехали в столицу учиться в университет, потом остались по распределению, — описывает первые шаги в Минске девушка. — По окончании студенчества и с началом совместной жизни снимали комнату в коммуналке. И откладывали деньги на свое жилье. Через несколько лет поняли, что устали от соседей по квартире (не в упрек — бóльшую часть времени ребята были классные и отношения были дружелюбные), а значит, надо двигаться дальше. Тем более сумма накоплений позволяла начать поиск собственного жилья.

Сосредоточились на вторичке (не хотели угодить в долгострой). Рассматривали города-спутники (Фаниполь, Смолевичи, Заславль) и районы недалеко от Минска. Увы, не везде цена соответствовала качеству. Либо были варианты, где продавец совсем не хотел двигаться по цене.

В итоге приняли решение расширить географию и посмотреть варианты чуть дальше МКАД-2. И нашли подходящую квартиру на вторичке в Радошковичах. Накоплений как раз хватило на покупку и косметический ремонт.

— Живем в Радошковичах уже полтора года, работать продолжаем в столице. В город добираемся на своей машине. При соблюдении скоростного режима до Минска можно добраться за 35—40 минут. При несоблюдении — кто на что горазд. Иногда пользуемся маршруткой: из Радошковичей она ходит два раза в час. Когда переехали, поездка в одну сторону стоила 3,50 или 4 рубля. Сейчас — уже 5 рублей.

Первое время дорога казалась долгой, затем привыкли — за разговорами время пролетает почти незаметно.

Что касается инфраструктуры, то, конечно, хотелось бы улучшений. Но все-таки Радошковичи — это городской поселок, а не город, как Фаниполь или Смолевичи. Разумеется, тут есть школа, детские сады, поликлиника, аптеки, стандартные сетевые магазины и точки. Возможностей для досуга маловато (имеется свой Дом культуры, где к праздникам организовывают концерты, периодически делают выставки), но мы из клуба домоседов, поэтому не сильно ориентировались на наличие развлекательных мест. При желании посещаем кино, концерты, бары в Минске, — знакомит с жизнью Елизавета.

«Иногда жалею, что переехала»

Татьяна тоже решила уехать из Минска, хотя с 1990 года жила в столице. Причина банальная: однушки стало не хватать — подрастал ребенок.

— В 2020 году мы решили расшириться. И так как в Минске метры были дорогие, решили присмотреться к агрогородку Слобода, который находится перед Курганом Славы. Нашли там двухкомнатную квартиру — доплата получалась небольшой. При этом в квартире был сделан ремонт и хозяева оставляли всю кухонную мебель и технику.

Конечно, хорошо, что мы расширились. Но, с другой стороны, переживаю, что не знаю никого из соседей. В Минске было по-другому.

Агрогородок у нас небольшой. Есть магазины, небольшой рынок по выходным. Работает ФАП. Наверное, на этом все. Из проблем: до прошлого лета очень часто отключали электроэнергию. Зато отопление в квартире свое, газовое (установлен котел).

До работы я сейчас добираюсь за 15 минут. Это быстро. Признаюсь, иногда жалею, что переехала, но только из-за того, что мне не с кем общаться. Надеюсь, что еще найду знакомых в новом доме, — делится переживаниями Татьяна.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by