Группа туристов загадочно исчезла в горах. Нашли только одну выжившую

24 января 2024 в 8:00
Автор: darriuss

Группа туристов загадочно исчезла в горах. Нашли только одну выжившую

Автор: darriuss

Девятого августа 1993 года группа туристов сплавлялась на катамаранах по реке Снежной в направлении Байкала. Эти места в бурятских горах Хамар-Дабан к югу от крупнейшего пресноводного озера Евразии очень популярны среди людей, увлекающихся водными и пешими походами, но встреча все равно получилась крайне неожиданной для всех ее участников. Туристы заметили стоявшую на берегу девушку, при их виде начавшую отчаянно жестикулировать и кричать. Когда Валентина Уточенко немного успокоилась, она рассказала своим спасителям страшную историю про погибшую группу, с которой она отправилась на Хамар-Дабан несколькими днями ранее. Позже эту историю сравнивали с событиями на перевале Дятлова, хотя в той трагедии не выжил никто, что породило множество версий случившегося. К счастью, в данном случае свидетель остался, но споры насчет того, что же произошло в начале августа 1993 года и почему погибли сразу шесть опытных туристов, не утихают.

Любители активного отдыха

В Советском Союзе отдельной разновидностью отдыха был спортивный туризм. В отличие от туризма традиционного, предполагавшего пассивное времяпрепровождение в санаториях или пансионатах либо «дикий» отпуск с палаткой у моря, «настоящие» туристы предпочитали походы, причем желательно по максимально пересеченной местности. При многих предприятиях, организациях, учебных заведениях действовали турклубы, объединявшие увлеченных людей, еще не знавших импортных слов «трекинг», «хайкинг» или «рафтинг». Все это называлось походами, которые чаще всего бывали пешими или водными.

Такой турклуб под названием «Азимут» работал и при Петропавловском педагогическом училище.

Под Петропавловском имеется в виду не столица Камчатки, а его «однофамилец», довольно крупный областной центр с 200-тысячным населением, расположенный в северном Казахстане. К 1993 году бывшая советская республика уже получила независимость, но границы пока оставались во многом формальностью, а потому местные спортивные туристы предпочитали маршруты на российской территории, тем более что она была в буквальном смысле под боком.

Поход от «Азимута»

Возглавляла «Азимут» 41-летняя Людмила Коровина. В училище, при котором действовал турклуб, женщина преподавала физкультуру, рисование и черчение, но настоящей ее страстью и смыслом жизни были походы. Еще в 1991 году Коровина стала мастером спорта по спортивному туризму, и это являлось лишним доказательством ее опытности. Она ходила в Саянах и на Тянь-Шане, по Алтаю и Приполярному Уралу, в Каракумах. На август 1993 года в планах «Азимута» был поход сразу нескольких групп разными маршрутами по хребту Хамар-Дабан в южном Прибайкалье.

Там Коровина также бывала, так что местность, ее особенности и рельеф были ей хорошо знакомы.

Одну из групп, выбравшую маршрут 4-й категории сложности вдоль реки Хара-Мурин к озеру Патовое, возглавила 16-летняя дочь Коровиной Наталья, и для нее это был своеобразный экзамен. Сама же Коровина также собрала для себя группу из шести человек, которые, как планировалось, прошли бы от прибайкальской станции Мурино к горе Хан-Ула, самой высокой точке хребта, а затем вдоль реки Снежной спустились бы вновь к Байкалу. Этот маршрут казался проще, 3-й категории сложности, но главной задачей руководительницы «Азимута» была страховка группы своей дочери. Во время похода обе компании должны были пересекаться, и в случае возникновения проблем Коровина-старшая готова были прийти на помощь Наталье.

Начало злоключений

Почти все члены группы Людмилы, несмотря на свой возраст, уже неоднократно ходили в горы, а 23-летнего студента московского МГТУ имени Баумана Александр Крысина она и вовсе знала с детства, воспринимала как собственного сына. Кроме него на Хамар-Дабан ушли 24-летняя Татьяна Филиппенко (секретарь училища), 19-летний Денис Швачкин (давний участник «Азимута»), 17-летняя Валентина Уточенко (студентка училища, для которой спортивный туризм был учебной специализацией) и 16-летняя Виктория Залесова. Самым юным был 15-летний Тимур Бапанов, выросший в семье «походников», а значит, фактически в горах.

На станции Мурино группа Коровиной-старшей высадилась 2 августа 1993 года, после чего сразу отправилась по маршруту.

Расчет на хорошую летнюю погоду не оправдался. Хребет Хамар-Дабан имеет репутацию самого влажного места в регионе, но даже по его меркам тот сезон выдался аномально дождливым. В начале месяца за эти горы зацепился пришедший из Монголии циклон, который и принялся поливать хребет ливнями.

Развитие катастрофы

За второе августа Коровина и ее подопечные под непрекращающимся дождем поднялись на Лангутайский перевал с его уже достаточно серьезной высотой в 1700 метров. Третье августа выдалось единственным солнечным днем похода, и руководитель приняла решение дать ребятам отдохнуть и просушиться перед дальнейшим маршрутом. На следующий день ледяной ливень зарядил вновь, но и в таких условиях группа смогла покорить вершину Хан-Ула и к вечеру выйти к высоте 2310, известной также как Ретранслятор (по установленной на ней заброшенной ретрансляционной вышке). На ее склоне, преодолев за минувшие дни около 70 км, туристы и заночевали. Почти все в последний раз в жизни.

Утром 5 августа дождь сменился мокрым снегом с сильнейшим ветром.

Ночевка была в альпийской зоне, до леса с его возможностью укрыться и организовать костер было несколько сот метров. Насквозь промокшие перед этим ребята в условиях околонулевой видимости и сильного ветра начали замерзать. Коровина дала указание спускаться к лесу, первым начал падать самый опытный после нее Крысин. «Коровина осталась возле него. Остальным дала команду спускаться вниз. Но почти сразу остановила группу и попросила подняться за ней кому-нибудь. Таня достала тент, и остальные укрылись им. Я поднялась к Коровиной. Глаза у Саши были огромные. Безразличный взгляд. Коровина нащупала пульс и сказала, что сердце не бьется. Попросила утащить Вику вниз. Я повернулась к той, а она меня укусила. Я дотащила ее до остальных. Татьяна стала биться головой о камни. Денис спрятался за камни и залез в спальник», писала потом в своей объяснительной Валентина Уточенко, единственная выжившая в этой трагедии.

Высота 2310

Гибель

У Крысина перед смертью из носа, рта и ушей шла кровь. У ребят отмечались и другие странности: попытки укусить, конвульсии. Схватив лишь спальник, Уточенко смогла добраться до края лесной зоны, где в беспамятстве провела остаток дня и всю ночь:

«Подползла к Коровиной, а та не дышала. Пыталась поднять Тимура. Когда поняла, что никто не двигается, стала спускаться вниз до деревьев. Оделась и легла в спальник, укрылась тентом. Утром поднялась вверх, увидела Таню на камнях, Дениса, Тимура, Вику. Выше — Сашу и Коровину. Никто из них больше не воскрес».

В таких условиях, видя гибель своих товарищей, их безумное поведение, Валентина смогла сохранить самообладание и, видимо, поэтому выжить. Взяв из рюкзаков запас еды, карту, накрыв тела целлофаном, Уточенко начала путь домой.

Выжившая

Спасение пришло не сразу. Валентина сумела в полном одиночестве добраться до высоты 2310, затем спуститься оттуда, выйти к каким-то заброшенным домам и лишь 9 августа добраться до реки Снежной, вдоль которой она и собиралась спускаться дальше к Байкалу. На берегу ее обнаружили киевские туристы-водники, спускавшиеся по Снежной на катамаранах к озеру.

Далее последовал уже водный поход, завершившийся в байкальском поселке Слюдянка лишь 18 августа.

Из-за погодных условий спасатели смогли начать поиск погибшей тургруппы только 21 августа. Еще спустя три дня Коровину и ребят нашли. «Это была страшная картина. Ребята лежали на небольшом выступе, кто-то прижавшись друг к другу, кто-то чуть поодаль. Глаз нет», рассказывал потом журналистам один из участников спасательной операции. Тела доставили в Улан-Удэ, откуда они потом вернулись в Петропавловск.

Расследование

Официальной причиной гибели Людмилы Коровиной и пятерки ее подопечных, согласно заключению судмедэкспертов, стало «действие низкой температуры». Факторами, способствовавшими смерти, по мнению следствия, стали высокогорные условия с кислородным голоданием, сильные осадки, мокрая одежда погибших, большие физические нагрузки. Кроме этого, изучение внутренних органов показало изменения, характерные для белковой дистрофии.

То есть предположительно в условиях физически изнуряющего похода ребята могли еще и недоедать.

В связи с этим у многих опытных туристов, в том числе и лично знавших Коровину, возникли к ее поведению вопросы. Женщину обвинили в склонности к экстремальному туризму, в том, что она задала группе высочайший темп, желая успеть на встречу с группой своей дочери в условленном месте. При этом, несмотря на непредсказуемость погоды на Хамар-Дабане, ребята не располагали по-настоящему теплыми вещами (найденные тела действительно были лишь в спортивных трико, а некоторые еще и без обуви), а их рацион оставлял желать лучшего. Будто бы ежедневный паек включал только 510 грамм продуктов на человека (в основном мясных и рыбных консервов), которых могло не хватать для восполнения энергии в условиях низких температур и физических нагрузок. Этим объясняют белковую дистрофию.

Другие загадки

Закономерные вопросы возникли и к месту последней ночевки группы. Почему руководитель приняла решение поставить палатки в безлесной зоне, фактически на голом, продуваемом всеми ветрами склоне? Почему решение спуститься к находившемуся в 300—400 метрах ниже лесу, который мог дать укрытие от ветра и древесину для разведения спасительного костра, не было принято раньше, пока погода окончательно не испортилась, а ребята еще не начали необратимо замерзать? В качестве альтернативы можно было бы подняться на высоту 2310, до которой оставалось полчаса ходу. Там, рядом с бывшей ретрансляционной вышкой, существовало укрытие, которое могло бы защитить от ветра и переохлаждения. О нем Коровина также знала.

Озадачивает и странное поведение жертв перед смертью.

Конвульсии, агрессию, кровотечения, нехватку воздуха пытаются интерпретировать как симптомы гипотермии, горной болезни или даже отравление. Рассматривались версии об использовании туристами некачественных консервов или нахождении группы в зоне повышенного содержания озона во время принесенного циклоном урагана. Как и в случае с гибелью группы Дятлова, высказываются предположения о воздействии на жертв инфразвука — звуковых волн, чья частота ниже воспринимаемой человеческим ухом. Они могут возникать во время стихийных бедствий, вызывая часть описанных у погибших симптомов.

Людмила Коровина

Сочетание факторов

Валентина Уточенко, единственная выжившая в трагедии, категорически отказывается считать виноватой руководителя группы. Она уверена, что ее товарищи и сама Коровина погибли от резкого переохлаждения и последовавшего отека легких, что объясняет кровотечения и пену изо рта.

Обычно самая простая версия оказывается в итоге и верной.

Группа Коровиной действительно столкнулась с крайне неблагоприятными погодными условиями, а при гипотермии может иметь место паника и иррациональное поведение, включая, например, желание раздеться и снять обувь. При этом ситуация развивалась слишком стремительно, и люди, несмотря на весь свой опыт походов, к ней готовы не были. Не готова к ней оказалась и Людмила Коровина, несшая за ребят ответственность. Стихия в очередной раз показала, насколько уязвимы перед ней люди, даже привыкшие преодолевать трудности.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by