Немногие города способны вызвать у своих жителей или гостей состояния, представляющие интерес для психологов или даже для психиатров. Порой они безобидные и исчезают по возвращении домой или при должном наблюдении специалистов. Иногда представляют реальную угрозу для жизни и требуют пристального изучения. В любом случае в прессе и профессиональной литературе такие расстройства получили четкую географическую привязку к городу, где впервые были зафиксированы или с которым неразрывно ассоциируются. Рассказываем, какие бывают городские синдромы.
Для японцев Париж — один из самых желанных городов Земли. В доковидные времена в него приезжали сотни тысяч туристов с Дальнего Востока, но ежегодно несколько из этих гостей, давно мечтавших о поездке во французскую столицу, оказывались в ее клиниках в состоянии психоза, и, судя по всему, причиной тому становился как раз город. Тревога, проблемы с памятью, галлюцинации, психосоматические проявления также называются в числе симптомов парижского синдрома. Впервые его описал долго работавший во Франции японский психиатр Хироаки Ота еще в 1986 году применительно к своим соотечественникам, но похожие расстройства были выявлены и у туристов из других азиатских стран.
В классическом варианте синдром возникает из-за чувства острого несоответствия между тем образом Парижа, который существовал в голове у пострадавших, и реальной картиной, которую представляет город. Усилиями массмедиа, кино и литературы у Парижа сформировалась репутация самого романтического города на земле, где на каждом углу стоит шарманщик, все женщины ходят в нарядах haute couture, а пейзажи непременно соответствуют полотнам импрессионистов. Действительность оказывается куда обыденнее, что вызывает разочарование, порой приобретающее критические формы.
Оказывается, что Париж переполнен туристами, везде очереди, город населен совсем не только французами в беретах и француженками с багетами, не слишком чистый, а местные жители смертельно устали от приезжих. На фоне джетлага порой возникает непреодолимый коммуникативный барьер, который может быть усугублен случаями агрессии по отношению к туристам. Некоторые японцы, выросшие в коллективистском обществе с культом вежливости по отношению к окружающим, не готовы к подобному шоку.
Как и другие городские синдромы, массового распространения парижский не получил.
Ранее ежегодно фиксировалось около 12 случаев, что на фоне миллионного потока приезжих из Азии ничтожно мало. Однако проблема описана и существует, хотя в последнее десятилетие новых жертв «праздника, который всегда с тобой» все меньше. Туристы стали лучше готовиться к поездкам и куда более адекватно представлять, что их может ожидать по приезде.
Флорентийский синдром, или синдром Стендаля, представляет собой полную противоположность парижскому. Симптоматика при этом довольно похожа: галлюцинации, учащенное сердцебиение, потеря сознания и другие реакции вплоть до истерии. Но вызывается все это чрезмерно острой реакцией на красоты этого тосканского города и впечатляющим воздействием культурных произведений, которыми он переполнен.
То есть синдром наблюдается как раз из-за чрезмерно полного соответствия реалий и ожиданий.
Фамилия французского писателя Стендаля в синонимическом определении флорентийского синдрома используется неспроста. Считается, что он оставил его первое подробное описание еще в 1817 году: «Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть».
Специалисты обратили внимание на похожие случаи в 1980-е годы, когда подобные расстройства впервые начали изучаться. Итальянские психиатры описали как минимум сотню случаев, когда приехавшие во Флоренцию, особенно с ранимым чувством прекрасного, падали в обморок в галерее Уффици, чье художественное собрание считается одним из ценнейших в мире, теряли самообладание, начинали рыдать у статуи Давида работы Микеланджело или у архитектурных шедевров города.
При этом официально флорентийский синдром (как, впрочем, и парижский) как психическое расстройство не выделяется. По крайней мере, пока.
У Иерусалима свое специфическое влияние на приезжих. Город, являющийся священным для представителей сразу трех мировых религий (христианства, иудаизма, ислама), способен на отдельных из них произвести впечатление, вызывающее реакцию, которая классифицируется как вариант мании величия.
Некоторые паломники, приезжающие в Иерусалим к святым для своей религии местам, испытывают при виде них сильнейшее религиозное переживание, сказывающееся на повседневном поведении. Они начинают воображать себя фигурами из священных книг, пророками, святыми, а в случае с христианством — даже самим Иисусом. Иногда это сопровождается переодеванием в библейские одежды и началом прилюдных проповедей. Страдающий таким расстройством может вообразить, что обладает божественной силой, а это, при определенных обстоятельствах, может представлять опасность для окружающих и для самого паломника.
Первые упоминания о подобном поведении фиксируются уже в средневековых источниках, однако как явление (редкую, но регулярную форму расстройства) его изучают с 1930-х годов. К сожалению, проявления синдрома в его особо острой форме требуют госпитализации. Например, в августе 1969 года австралиец Деннис Майкл Рохан возомнил себя «посланцем Господа» и попытался поджечь одну из важнейших мусульманских святынь — мечеть Аль-Акса на Храмовой горе Иерусалима. Это даже спровоцировало беспорядки в городе.
За период с 1990 по 2003 год специалисты иерусалимской больницы Кфар-Шауль описали 1200 паломников с состояниями, которые классифицировали как бред мессианства. Подобная пропорция, около 100 случаев в год, фиксировалась и в более поздние годы. Навязчивое стремление к чистоте, выкрикивание псалмов или фрагментов из Библии, организация торжественной процессии по святым местам города, произнесение проповедей — все это массовые симптомы, описанные психиатрами клиники Кфар-Шауль.
Порой городские синдромы способны привести к трагическим последствиям. Впервые проблема венецианского синдрома была сформулирована в середине 1990-х живущим в городе психиатром Дианой Стейнер. В своем исследовании, опубликованном в журнале Minerva Psichiatrica, она утверждала, что изучила 25 попыток суицидов иностранных туристов, произведенных в городе в период с 1988 по 1995 год.
Главный вывод, который сделала врач, — Венеция была выбрана всеми этими людьми не случайно.
Стейнер дополнительно отметила, что 9 из 25 человек, участвовавших в исследовании, были немецкоговорящими, и связала такое доминирование граждан Германии, Австрии и Швейцарии с популярностью книги Томаса Манна «Смерть в Венеции». Основной момент заключался в том, что определенной категорией людей Венеция воспринимается как идеальный город для сведения счетов с жизнью, на что некоторое влияние оказывает прочитанная литература. Венеция довольно красива, но в этой красоте есть отпечаток увядания, обеспечивающий достаточно театральный фон для суицида.
Самым известным случаем городского синдрома является стокгольмский, который, правда, уже касается не расстройств, по тем или иным причинам возникающих при посещении того или иного города. Этот широко распространившийся термин описывает эмоциональную связь, которая устанавливается между жертвой насилия и агрессором при определенных обстоятельствах.
Состояние было впервые описано в 1973 году после неудачной попытки ограбления банка на стокгольмской площади Норрмальмсторг.
Работавшему на этом случае с полицией психиатру Нильсу Бейеруту показалось парадоксальным поведение четырех сотрудников банка, которых взяли в заложники грабители. Три девушки и парень, с его точки зрения, довольно быстро начали высказывать сочувствие преступникам, а после освобождения отказались против них свидетельствовать и даже обвинили полицию, что та рисковала их жизнями. Состояние, сейчас известное как стокгольмский синдром, никогда не признавалось каким-то психическим расстройством, а многие специалисты в области и вовсе считают его нормальной защитной реакцией организма на стрессовую ситуацию, когда жертвы делают все от них зависящее для выживания.
Описано и состояние, противоположное стокгольмскому, известное как синдром Лимы. В декабре 1996 года в перуанской столице члены экстремистской группировки «Революционное движение имени Тупака Амару» захватили в заложники в посольстве Японии несколько сотен гостей, принимавших участие в торжественном приеме по случаю дня рождения императора.
Специалисты, занимавшиеся исследованием многомесячной осады, обратили внимание уже на нелогичное поведение агрессоров, а не заложников. Те, по их мнению, повели себя странно, очень быстро отпустив почти всех своих жертв, хотя среди тех были крупные политики, дипломаты и бизнесмены, представлявшие с точки зрения преступников большую ценность. Среди одной из версий подобного поведения есть и установление психоэмоциональной связи, только в данном случае симпатию начали испытывать агрессоры к жертвам, а не наоборот, как в Стокгольме.
Наконец, третьей разновидностью подобных городских синдромов является синдром лондонский. Впервые его описали после захвата шестью арабами сотрудников посольства Ирана в Великобритании в апреле 1980 года. В данном случае объектом изучения снова стало поведение заложников. Точнее, одного из заложников — пресс-атташе посольства Аббаса Лавазани.
Специалистов привлекли нестандартные, трудно объяснимые поступки мужчины.
Он не просто не начал испытывать никакого сочувствия к террористам, а наоборот, вел себя с ними подчеркнуто агрессивно. Перманентный конфликт привел в итоге к тому, что захватчики застрелили Лавазани и он стал единственной жертвой той осады среди 26 заложников. Про лондонский синдром в настоящее время вспоминают в ситуациях, когда жертва своим поведением (спорами, попытками побега) демонстративно провоцирует агрессора на насилие в свой адрес. Естественно, никакой вины жертвы в этом нет, она является заложником обстоятельств, но вместе с тем ее состояние считается достаточно специфичным, чтобы стать отдельным объектом исследований и анализа.
Существуют и иные поведенческие модели, получившие географическую привязку. Например, амстердамский синдром, которым описывают образ действий некоторых приезжающих в столицу Нидерландов туристов. Вместо отдыха или неторопливого изучения местных достопримечательностей такие гости чуть ли не с самолета погружаются в хорошо известную злачную сторону жизни Амстердама, что приводит порой к комичным, а иногда и к неприятным последствиям. Впрочем, вряд ли это можно назвать каким-либо расстройством. Речь скорее о достаточно привычном паттерне поведения, свойственного людям, лишенным свободного доступа к определенным «развлечениям» в обыденной жизни.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by