В Минске построят огромный район. Что сейчас на его месте и как к нему относятся соседи

25 мая 2023 в 8:15
Источник: Надежда Конон. Фото: Александр Ружечка

В Минске построят огромный район. Что сейчас на его месте и как к нему относятся соседи

Источник: Надежда Конон. Фото: Александр Ружечка

Новый район Зеленый Бор в восточной части Минска все-таки решили строить. Эту идею уже обсуждали лет 10 назад, потом отложили в долгий ящик: чтобы освоить поросшие лесом пространства бывшего военного полигона, нужны большие вложения в инфраструктуру. Теперь к площадке решили вернуться — с мотивацией, что в городе почти не осталось других мест. Идет общественное обсуждение обновленного проекта детального планирования. Как выглядит эта земля и что о будущей стройке думают жители коттеджей в Колодищах, под боком у которых вырастут многоэтажки, узнал Onlíner.

Где и что собираются построить?

Зеленый Бор расположится на землях бывшего военного полигона 120-й дивизии, это порядка 2,8 километра от МКАД. Границы проекта детального планирования выглядят примерно так. В основном в зоне изменений окажутся земли лесного фонда (относятся к Минскому лесопарковому хозяйству), больше 80% занимают деревья и кустарники.

Схема опубликована на сайте администрации Партизанского района Минска. Документы в читабельном разрешении смотрите в файле «Зеленый бор презентация». Общественное обсуждение проходит в электронной форме с 22 мая по 5 июня 2023 года.

Итак, проект впечатляет масштабами. Район займет больше 1910 гектаров. Осваивать земли будут в два этапа: до 2030 года и после.

Сначала построят 952 000 квадратных метров жилья для 36 500 человек (это чуть больше, чем население Сморгони). А после масштабного освоения в новом районе Минска смогут поселиться 105 000 человек (столько людей сейчас живет в Мозыре).

Жилфонд по проекту должен составить 3 030 000 «квадратов», из них многоквартирный — 2 967 800, усадебный — 62 300.

Плотность многоквартирного жилфонда указана такая: 6000 «квадратов» на гектар на первом этапе, потом — чуть меньше.

Запланированы участки с высокоплотной, среднеплотной и низкоплотной (возле гольф-полей) застройкой.

В первую очередь возьмутся за такие планировочные районы: 1 (промчасть за железной дорогой в сторону Минска), 2, 3 (в районе колодищанских улиц Антоновской и Пригородной) и 4 (в южной части будущей застройки).

Существующие производственные и коммунальные объекты в промзоне сохранят. Речь про ту часть, где колодищанская улица Энтузиастов пересекается с железной дорогой.

Район, как въездной, собираются возводить выразительным. Предусмотрены парки, скверы и бульвары, центры спорта и отдыха.

Придется прокладывать инженерно-транспортную инфраструктуру. Если сейчас в границах ПДП всего 12 километров дорог, то на первом этапе проекта их станет около 31, а после воплощения всей идеи — больше 86.

Главной дорогой должна стать магистраль непрерывного движения из Минска в аэропорт.

Что сейчас на месте грядущей застройки и что говорят будущие соседи проекта?

Дорога в Колодищи

В Колодищах есть район, который зовут Полигоном. Его улицы Антоновская, Пригородная, Самоцветная окажутся близкими соседями нового района Минска, если его построят.

— Наши дома, дорога перед ними и детская площадка — в Минском районе, а сделай пару шагов в сторону леса — и это уже Минск, — объясняет Екатерина, которая живет на Антоновской.

— То есть по грибы мы ходим в столицу.

Улица с домами находится в Минском районе, а где-то чуть за краем леса начинается Минск

Семья Екатерины получила здесь участок в 2006 году.

— Тут был бурьян, бездорожье. Но постепенно все строилось и благоустраивалось. 

Коттеджи выросли на месте военного полигона, закрывшегося в 90-х. С тех пор на части бывшей военной территории вырос лес. Судя по обновленному ПДП, значительную часть зеленого массива собираются вырубить. Это больше всего беспокоит жителей Полигона, которые переезжали сюда как раз за природой.

— Да, в этом массиве есть места, где кустарники, низкая растительность. Вот с них надо начинать, но никак не с вырубки самого хорошего леса — возле Полигона он как раз густой и наиболее состоятельный, — рассуждает Елена с улицы Интернациональной.

— Когда прежде говорили про застройку, метров 300 леса между новым районом и Полигоном хотели сохранить, — отмечает Екатерина. — Но теперь рядом с нами от леса ничего не останется — максимум полоса по ширине трансформаторных подстанций, установленных вдоль крайних дорог.

Жители сокрушаются: и это после того, как с большим трудом удалось победить стихийные свалки. Для очистки леса когда-то приезжали военные, немало сделали для этого и местные. Дмитрий с улицы Дубовой рассказывает:

— Была проблема: вывозили строительный мусор в этот лес, жители много лет с этим боролись. Например, на бывшие дороги пересаживали деревья, чтобы грузовики не могли по ним проехать. Все это помогло. 

Семья Екатерины своими силами сделала детскую площадку, она уютно разместилась прямо у леса. В округе есть и другие жители, которые благоустраивают общественные пространства.

— По новому плану здесь будет детский сад, в соседнем квартале — школа, а это значит, будут и подъездные дороги к ним, — вздыхает собеседница. — Нас вполне устраивает колодищанская школа №2, до которой чуть больше километра: ездим к ней на велосипедах, в плохую погоду ребенка можно подвезти на автомобиле. 

Второй проблемный вопрос — производственная зона, которую задумали напротив части коттеджной застройки (на ПДП этот участок выделен фиолетовым). Говорят, она нужна в первую очередь для обслуживания запланированных транспортных объектов.

Пространства неподалеку от улицы Самоцветной, где может появиться промзона

— Например, прямо напротив нашего дома вместо леса собираются строить производственные здания. Для чего? Неужели в Минске нет другого места для таких объектов? — задается вопросом Елена.

К слову, по ПДП видно, что с трех других сторон застройки Зеленого Бора запланирован лесопарк. Но верно — от жителей Полигона дикая природа может сильно отдалиться.

— В округе несколько заказников, животные приходят и к нам: для них же заборы не поставишь. В нашем лесу часто гуляют косули, водится много зайцев — прибегают в огороды деревья грызть, — рассказывает Екатерина.

Проект детального планирования предусматривает строительство нескольких школ, детских садов, больницы — их в Колодищах как раз не хватает. Жителей поселка это не радует, ведь непонятно, в какой очередности будут строиться эти блага.

— Мы видим, с какой скоростью строится то, что уже обещано. Вы сначала логически завершите инфраструктуру одного проекта, а потом приступайте к новому, — говорит Елена.

Касательно собственной инфраструктуры у жителей Колодищей есть опасения, что их дороги не справятся с увеличившейся нагрузкой.

— Утром выехать из нашего Полигона — большая проблема, — рассказывает Александр. — Улица Танковая, переходящая в Основателей, — узкая. Частые пробки, а если вдруг авария — вообще не объехать. Что будет после того, как рядом построится огромный район? 

— А если взамен леса пообещают улучшение и вашей инфраструктуры, а потом, глядишь, и минскую прописку? — спрашиваем.

— Обещать не значит сделать. Да и то, что будет, экологическую зону не компенсирует, — пожимают плечами собеседники. — А минская прописка нам не нужна. 

— Мы уехали из города, потому что у старшего ребенка бронхиальная астма. А здесь — сосны, ребенку стало лучше. Но получается, вернемся к тому, от чего ушли, — с грустью добавляет Екатерина.

Люди подчеркивают: они не против появления этого самого Зеленого Бора, поскольку сами когда-то приехали на пустое место. Но точно против производственной зоны и вырубки леса у своих ворот.

 — Тем более по проекту планируют трассу на аэропорт — логично отделить ее от нас широкой лесополосой.

Собеседники считают: если и строить новое жилье для минчан под боком у заказников, то не высокоплотное.

— Неподалеку возводят «Зеленую гавань», малоэтажные кварталы стараются вписывать в ландшафт. Если бы и тут что-то подобное собирались строить... Но наверняка это будут многоэтажные панельки — зачем?

Свои замечания и предложения жители Колодищей намерены направить в администрацию Партизанского района.

Жители «Зеленой гавани» тоже получат в соседи масштабный район. Мы пока не знаем, как они относятся к этой идее, но интересно, удастся ли в такой ситуации частному застройщику сохранить свою заявленную концепцию «город на природе». Напомним, в ЖК от «А-100 Девелопмент» на 220 гектарах должны появиться 18 кварталов на 16 000 человек (и это тоже немало). Пока застройка в «Зеленой гавани» малоэтажная, но там уже взялись за дома на 5 и 7 этажей.

Мы спросили в компании о будущем соседстве с крупным минским районом. В «А-100 Девелопмент» отвечают, что это не является неожиданностью.

— Это направление уже около 10 лет носит статус перспективной застройки. Обсуждения велись задолго до того, как мы начали строительство нашего проекта, и ведутся до сих пор. Мы видим много преимуществ для жителей «Зеленой гавани» от развития этого направления. Если планы по Зеленому Бору будут реализованы, наши жители в дополнение к социальной и коммерческой инфраструктуре в самой «Зеленой гавани» получат доступ к новым объектам инфраструктуры, которые сделают их жизнь еще комфортнее. Речь идет о строительстве дороги от улицы Ваупшасова, о прямой дороге в аэропорт, об организации маршрутов общественного транспорта. Кроме того, государственные мощности позволят быстрее построить в этой местности поликлиники, школы, детские сады, бассейны, ФОКи, крупные торговые объекты, пожарное депо, скорую помощь и многое другое.

В компании отмечают, что районы будут отделены друг от друга лесными насаждениями и естественным рельефом.

— Прямых пешеходных маршрутов между ними не предусмотрено, благодаря чему сохранится территориальная целостность каждого комплекса. При этом в зоне ближайшего соседства, согласно регламенту Зеленого Бора, планируется малоэтажная и усадебная застройка. 

Важно учитывать и площади обоих жилых комплексов — это сотни гектаров земли. Поэтому соседство в данном случае максимально комфортное, не окна в окна. Места хватит всем, а направление вблизи города получит дополнительный виток развития. «Зеленая гавань» останется обособленным, целостным «городом на природе», недалеко от которого появится еще один современный город.

В «А-100 Девелопмент» похожим примером считают соседство «Новой Боровой» и района Уручье.

— Пока инфраструктура в «Новой Боровой» была в самом начале развития, возможности Уручья помогали нашим жителям успешно решать свои повседневные вопросы.

Спросили мы и про название выставленного на обсуждение района. Дело в том, что у «А-100 Девелопмент» тоже есть свой «Зеленый бор» и 10 лет назад компания зарегистрировала это название как товарный знак — как раз, чтобы его не продублировали у Колодищей. Похоже, с тех пор позиция застройщика изменилась. В компании говорят, что путаницы не боятся, их ЖК давно построен и заселен.

— Наш комплекс «Зеленый бор» успешно завершен, все жилье давно продано. Нужно понимать, что не название определяет успех проекта, а грамотные решения, нестандартный подход и профессионализм команды. При этом много лет назад мы осознанно взяли на себя роль компании, которая своими проектами стремится развивать всю сферу жилой недвижимости в Беларуси. Во многих вопросах мы стали первопроходцами и показали, как можно и нужно строить современные жилые районы. Мы не против, когда нас копируют, потому что уверены в правильности своих решений. Чем активнее они проникают в проекты других застройщиков, тем сильнее выигрывает покупатель и вся отрасль.


санки, материал: сталь, до 25 кг, возраст: 1–5 лет
санки, материал: сталь, до 25 кг, возраст: 0.5 лет
тюбинг (ватрушка) 120 см, материал: ПВХ, до 120 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by