Корабль был переполнен. Битком набиты были не только каюты, люди с тюками собственных вещей сидели во внутренних проходах, на палубе, даже в подсобных помещениях. Был уже глубокий вечер, давно стемнело, и большинство пассажиров спало, ведь точки назначения это старое судно должно было достичь только к утру. На капитанском мостике при этом находился лишь один человек, помощник капитана, а остальная команда смотрела телевизор и развлекалась на стихийной вечеринке. Скорее всего, никто из них так и не понял, что произошло примерно в 22:30 20 декабря 1987 года, когда филиппинский паром MV Doña Paz столкнулся с танкером Vector, груженным миллионом литров бензина. От начавшегося пожара спасения не было, ведь по воспоминаниям немногих выживших очевидцев, от разлившихся нефтепродуктов горела даже вода. Тех же, кто сумел избежать мучительной смерти от огня, поджидало море, кишащее акулами. В эти дни крупнейшей морской катастрофе недавнего времени, жертвами которой стало более 4 тысяч человек, исполняется 35 лет.
С туристической точки зрения Филиппины выглядят крайне привлекательной страной. Расположение на экваторе говорит о том, что здесь всегда жарко или по крайней мере тепло. Тропический климат с соответствующей растительностью, живописный горный рельеф, теплые синие моря, историческое наследие рисуют картину рая на земле. Для краткосрочных визитов такое представление работает, но в долгосрочной перспективе все оказывается не так радужно. Полгода в стране продолжается сезон дождей, и часто они принимают форму разрушительных тайфунов. Горы оборачиваются вулканами Тихоокеанского огненного кольца и недостатком земли для сельского хозяйства.
При этом страна крайне перенаселена.
На 300 тысячах квадратных километров территории (для сравнения площадь Беларуси чуть больше 200 тысяч квадратных километров), далеко не все из которых в принципе пригодны для существования, проживают более 110 миллионов человек, на порядок больше, чем в нашей стране. Все эти обстоятельства накладывают свой отпечаток на уровень экономического благосостояния населения, и в итоге они стали косвенными факторами, приведшими к катастрофе 20 декабря 1987 года.
Еще одной характерной особенностью Филиппин является ее ярко выраженный островной характер. И здесь речь не идет о случаях Японии или Новой Зеландии, где все жители сконцентрированы на нескольких крупных островах. Филиппины — страна трех крупных архипелагов (Лусон, Висайи и Минданао), где, помимо больших островов, существует и множество более мелких, но так же плотно заселенных.
На этом фоне понятно значение для Филиппин водного транспорта, особенно в условиях, когда существенная часть населения не может позволить себе авиаперелеты, а переезд из родной деревни в крупные города остается одним из немногих рецептов социальной мобильности. Такая ситуация достаточно актуальна и сейчас. Тем более принципиальный характер она носила 35 лет назад, когда в архипелаге Висайи случилась трагедия с паромом «Донья Пас».
Этот корабль построили в 1963 году на японской верфи «Ономити Дзосэн» в городе Ономити, неподалеку от Хиросимы. Первые 12 лет своей жизни он обслуживал внутрияпонские линии под названием «Химэюри Мару», а в 1975-м был признан морально устаревшим и продан на Филиппины, повторив жизненный путь многих судов такого рода. Его новым собственником стала местная компания Sulpicio Lines, основанная китайским эмигрантом Сульписио Го и к концу 1980-х ставшая лидером в сфере водного пассажирского транспорта в стране.
Флот Sulpicio Lines к 1987 году насчитывал 22 корабля, контролировавших 20% филиппинского рынка паромных перевозок.
Его базой стал именно центральный архипелаг Висайи, где количество островов, а значит, и востребованность перемещения между ними, были особенно велики. Первые годы бывший «Химэюри Мару», ставший флагманом Sulpicio Lines, под названием Don Sulpicio обслуживал магистральную линию между столичной Манилой и Себу, главным городом Висайских островов, в то время двумя важнейшими мегаполисами страны. Однако в 1979-м на пароме случился крупный пожар, после которого его планировали даже списать. Впрочем, в конечном счете корабль восстановили, но на прежний маршрут уже не вернули, переименовав его в «Донью Пас» и поставив на линию между Манилой и Таклобаном, крупным портом на острове Лейте, также входившим в архипелаг Висайи.
В свой очередной рядовой рейс Манила — Таклобан паром вышел 18 декабря. Расстояние в 360 километров тихоходная «Донья Пас» преодолевала около суток. 20 декабря 1987 года в 6:30 утра корабль отправился в обратный путь, где была предусмотрена промежуточная остановка в городе Катбалоган. Прибытие в Манилу планировалось в 4 утра следующего дня, 21 декабря. Во время японского этапа своей службы максимальная вместимость судна составляла 608 пассажиров. Согласно официальному списку пассажиров, распространенному Sulpicio Lines вскоре после трагедии, в последнем рейсе на борту «Доньи» было 1553 человека: 1493 пассажира и 60 членов экипажа. Как показало скорое будущее, перевозчик как минимум втрое уменьшил реальные цифры.
Паром был заполнен до отказа.
Что случилось дальше, известно лишь в общих чертах. Связь с берегом команда не поддерживала, потому что, судя по всему, на корабле просто не работала радиостанция. Примерно в 22:30 во время прохода пролива Таблас, соединяющего внутрифилиппинские моря Сибуян и Сулу, «Донья Пас» столкнулась с танкером «Вектор», который шел с острова Батаан (Лусонский архипелаг) на Масбат, расположенный в Висайях.
Счастливчики, которым повезло выжить в последовавших событиях, рассказывали, что их разбудил сильный удар, за которым последовал взрыв. Пассажиры были обречены. Не понимая, что происходит, в условиях переполненных помещений и коридоров, они начали метаться по палубам. Спасательные жилеты находились в запертых шкафах, ключей от которых ни у кого не было, к тому же их бы не хватило на всех желающих. Команда пребывала в панике и никак не участвовала в спасении своих подопечных. Единственным выходом для тех, кто сумел выбраться из недр судна, в условиях разгорающегося пожара казался прыжок за борт.
Именно это стало причиной гибели большинства жертв.
В результате столкновения и взрыва около миллиона литров топлива, находившихся на борту «Вектора», оказались в проливе, покрыв его горящей пленкой. Попав в воду, люди просто сгорали. Подошедший спустя час другой корабль Sulpicio Lines «Док Клаудио», случайно проходивший мимо, смог спасти из моря лишь 26 человек: 24 пассажира «Доньи Пас» и 2 из 13 членов экипажа «Вектора». Паром затонул через два часа после катастрофы, танкер — через четыре. Спасательные службы были на месте трагедии лишь к утру.
По рассказам выживших, быстро стало понятно, что официальные данные по количеству находившихся на борту не могут соответствовать действительности. Это подтвердил и тот факт, что из 24 спасенных пассажиров лишь пятеро находились в списках, обнародованных Sulpicio Lines. Из 21 поднятого из воды в первые часы трупа, личность которых удалось установить, только один был зарегистрированным пассажиром. Определению точного количества жертв мешало и то, что большинство из них так и не были найдены. В следующие несколько дней на берега соседних островов выбросило примерно три сотни тел.
Ужасающей деталью стало то, что все они были объедены акулами.
В конце концов только в 1999 году, спустя 12 лет, государственная комиссия объявила, что на борту «Доньи Пас» находились 4341 пассажир и 58 членов экипажа. С учетом 26 выживших в катастрофе, а также с учетом погибших матросов «Вектора» общее количество сгоревших, утонувших и съеденных акулами 20 декабря 1987 года в проливе Таблас составило 4385 человек. Гибель филиппинского парома стала крупнейшей морской катастрофой, случившейся в мирное время. «Донья Пас» намного опередила пресловутый «Титаник», на то время все еще остававшийся лидером в этой печальной статистике.
Расследование показало феноменальное разгильдяйство и преступную халатность экипажей обоих судов и их нанимателей. Как выяснилось, на капитанском мостике «Доньи Пас» в момент трагедии находился лишь один из младших помощников капитана. Сам капитан, Эузебио Назарено, смотрел кино в своей каюте. Остальные старшие офицеры устроили вечеринку с пивом и музыкой в кают-компании. Во время начала развития катастрофических событий команда проявила полную профнепригодность, просто не представляя, как действовать в сложившейся ситуации.
Никто из 58 членов экипажа парома не выжил.
Представители Sulpicio Lines позже утверждали, что ничего не знали о превышении допустимого количества пассажиров на борту. Конечно, это ложь, ведь подобная ситуация на Филиппинах была общепринятой практикой. Фактически и «Донья Пас», и другие корабли такого рода брали на свой борт всех желающих, никак не учитывая ни их количества, ни его соответствия спасательным средствам на судне, не записывая даже имена пассажиров. Такие билеты продавались неофициально, а значит, нелегально, по сниженной цене, но в обмен вместо кают люди были вынуждены размещаться где попало. Дети и вовсе ехали без билетов, и их точное число установить в принципе невозможно.
Однако фактическая ответственность Sulpicio Lines в дальнейшем исчерпалась выплатой родственникам погибших 20 тысяч филиппинских песо (около $580 в современном эквиваленте) за каждую жертву. Официальным виновником катастрофы были объявлены владельцы «Вектора», ведь, как выяснилось, танкер ходил без лицензии, фактически в неисправном состоянии, без нужного оборудования и с некомплектом экипажа — не было даже впередсмотрящего.
Ни один из кораблей даже не подал сигнал SOS.
13 апреля 2019 года и «Донья Пас», и «Вектор» были обнаружены на дне пролива на глубине 500 с небольшим метров. Оба судна сгорели, но в остальном не получили существенных физических повреждений и лежат на расстоянии 220 метров друг от друга.
Меньше чем через год после гибели «Доньи Пас», 24 октября 1988 года, ее систершип (корабль-близнец того же типа) «Донья Мэрилин» затонула на том же маршруте Манила — Таклобан во время тайфуна «Руби». Погибло или пропало без вести 389 человек. Впоследствии тот же Sulpicio Lines потерял от тайфуна еще один паром Princess of the Orient в 1998 году (150 погибших и пропавших без вести), а в 2008 году во время тайфуна «Фрэнк» погибла их же Princess of the Stars (более 1000 жертв). Общее же количество катастроф с филиппинскими паромами, приведших к большому количеству погибших, за 40 лет (с начала 1980-х) составляет около двух десятков.
В последние годы трагедий такого масштаба, к счастью, не случается, однако водный транспорт в этой стране все еще остается в зоне риска, поэтому всем пассажирам настоятельно рекомендуется избегать переполненных рейсов, внимательно изучать правила техники безопасности и ни в коем случае не путешествовать в тайфун. Впрочем, катастрофа «Доньи Пас» случилась в хорошую погоду.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by