Серферы, приезжающие за большими волнами Бискайского залива во французский городок Андай, и не подозревают, что в нескольких километрах от заветных пляжей находится редчайший на нашей планете объект. С первого взгляда этот речной островок длиной 200 метров выглядит абсолютно заурядно. Обращает на себя внимание разве что старый памятник, стоящий в его центре, но даже его толком рассмотреть не получится, ведь мостов к нему нет. И неспроста: по реке проходит государственная граница, и пусть страны, которые она делит, входят в шенгенскую зону, свободный доступ на остров Фазанов запрещен. У него уникальный статус. Шесть месяцев в году он считается частью Испании, а оставшиеся полгода является территорией Французской республики. Рассказываем, как возник такой любопытный казус.
Самая протяженная граница у Франции, как ни странно, с Бразилией просто потому, что в Южной Америке находится ее заморский регион — Французская Гвиана. На европейском же континенте лишь на три километра от бразильской отстает граница с Испанией. Большей частью она проходит по Пиренейским горам, но ближе к морям спускается с пиков на относительно равнинные территории. Последние 15 км в своей западной части она проходит по реке Бидасоа, ни длина, ни ширина которой удивить не могут.
Тем не менее с точки зрения многовековых отношений между странами Бидасоа имеет стратегическое значение. Через нее существует несколько пограничных переходов, важнейший из которых находится как раз возле места впадения реки в Бискайский залив. Здесь проходит и часть европейского автомобильного пути, соединяющего Бельгию через Францию с севером Испании. Работает и железнодорожная стыковочная станция, на которой, как и в нашем Бресте, поездам меняют колеса из-за разницы в ширине колеи между странами.
В такой важной точке соприкосновения просто обязаны были возникнуть населенные пункты. Фактически французский Андай и испанский Ирун составляют одну агломерацию и дополняют друг друга. Андай — небольшой город с 20-тысячным населением. Он находится в тени знаменитого аристократического Биаррица, расположенного чуть севернее, но также уже стал популярным курортом. Здесь есть старые отели и частные виллы, роскошное казино в мавританском стиле, но большая часть гостей приезжает сюда ради традиционно больших в Бискайском заливе волн.
Ирун крупнее (60 тысяч жителей), но при этом особого интереса для туристов не представляет. Во время гражданской войны в Испании 1930-х годов город был сильно разрушен, и сейчас он скорее является промышленно-логистическим центром, живущим за счет транзита товаров между Испанией и Португалией и остальной частью Европы. Если Андай выходит на Бидасоа жильем, то Ирун цехами, складами и автомобильными стоянками. При этом традиционным занятием местных жителей, басков, является рыбная ловля, а их противостояние с серферами, с точки зрения рыбаков распугивающими добычу, продолжается уже несколько десятилетий.
Впрочем, конфликт рыбаков и серферов не идет ни в какое сравнение с историческим соперничеством самих Франции и Испании. Сейчас особых проблем в отношениях между странами нет, но так было далеко не всегда. Между государствами неоднократно случались войны, в которых с небольшими перерывами обе правящие династии, французские Бурбоны и испанские Габсбурги, например, провели весь 17-й век. Самым затяжным стал конфликт 1635—1659 годов. Сначала он был частью затяжной панъевропейской Тридцатилетней войны, но с ее окончанием продолжился уже узким составом и закончился победой Франции.
Документальным ее подтверждением стал т. н. Пиренейский мир 1659 года, для заключения которого стороны выбрали как раз остров Фазанов, расположенный посреди реки Бидасоа, уже и тогда разделявшей оба государства. Именно сюда приехали пышные делегации (французскую, например, возглавлял известный по романам Александра Дюма кардинал Мазарини), застрявшие на переговорах на долгие три месяца. Одним из результатов Пиренейского мира, который должен был установить, наконец, согласие между странами, была женитьба французского короля Людовика XIV на дочери испанского монарха Филиппа IV. Свадьбу сыграли в следующем году все на том же острове Фазанов.
Безусловно, выбор места для таких исторических событий носил прежде всего символический характер. Остров Фазанов уже давно использовался обеими сторонами для важных контактов друг с другом. Например, именно здесь в 1525 году французского короля Франциска I вернули из плена его родине. Расположение посреди пограничной реки давало острову нейтральный характер, как будто на нем никто не чувствовал себя в зависимом, подчиненном положении. И именно в Пиренейском мире такой статус и значение этой земли решили зафиксировать юридически. С 1659 года данное место, площадь которого сейчас составляет 6820 квадратных метров, является кондоминиумом двух стран, то есть находится в их совместном владении. С 1 августа по 31 января остров Фазанов считается частью Франции, с 1 февраля по 31 июля является испанской территорией.
При этом птицы здесь, конечно, водятся, но никаких фазанов никогда не жило. Считается, что современное название острова, Île des Faisans (другое — остров Конференции в честь событий 1659 года) является искаженным производным от оригинального французского Île des Paysans («Остров крестьян»). Как бы то ни было, условия договора, подписанного более 350 лет назад, до сих пор соблюдаются. Формально полгода этим клочком суши управляет военно-морской комендант испанского Сан-Себастьяна, а оставшиеся шесть месяцев — военно-морской комендант французской Байонны. По факту же сейчас остров Фазанов находится в сфере ответственности мэров Андая и Ируна.
Прямо скажем, работы у обеих городских администраций немного. Список обязанностей, которые каждая из них осуществляет после передачи власти, заключается в подстрижке газона, уборке мусора, поддержании в рабочем состоянии пристани и присмотре за установленным в центре острова мемориалом Пиренейскому миру. Иногда оттуда берутся пробы воды. Обе страны даже не удосуживаются укрепить берега этого места, поэтому оно постепенно размывается водой. Площадь кондоминиума за прошедшие с момента заключения договора годы уменьшилась вдвое, так что вполне возможно, что в некотором будущем он вообще исчезнет с лица земли.
При этом право доступа на остров Фазанов имеют лишь военные и те работники, которые осуществляют на нем сезонные работы. В засушливые сезоны при отливах он порой даже соединяется с испанским берегом, но даже в этом случае переход на этот участок суши будет расцениваться полицией как нарушение. Лишь изредка на это историческое место организуются экскурсии, и лишь в таком случае обычным людям там можно оказаться официально. Впрочем, периодически туристы, не подозревающие о статусе этого места, пытаются на него пробраться и даже разбить на нем палатки, но обычно это заканчивается общением с правоохранительными органами, объяснением сложных юридических коллизий и выдворением нарушителей на «большую землю». Так что практически всегда желающие своими глазами увидеть столь незаурядный географический парадокс вынуждены это делать с одного из берегов, французского или испанского. Многовековые традиции продолжают чтиться.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by