Великая зеленая стена. Зачем китайцы вкладывают миллиарды в очередной суперпроект?

21 сентября 2022 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: AP, Wikimedia

Великая зеленая стена. Зачем китайцы вкладывают миллиарды в очередной суперпроект?

Автор: darriuss. Фото: AP, Wikimedia

Китаю не привыкать к грандиозным проектам, в буквальном смысле срывающим горы и перекрывающим реки. Однако даже на таком фоне сооружение «Великой зеленой стены» выделяется по крайней мере своей продолжительностью. Уже 45 лет страна борется с силой, которую, казалось бы, остановить невозможно — наступлением великой пустыни Гоби. Ее угроза настолько велика, что песчаные бури с запада начали накрывать даже Пекин, а количество населения, страдающего от влияния Гоби, достигло 400 миллионов человек. Сооружение защитного барьера, заставившего бы пески отступить и вернувшего бы миллионы гектаров земли в активное использование, идет не без проблем. Но упорство, с которым оно продолжается, заставляет верить, что в конце концов природа в очередной раз все-таки будет покорена.

Желтые драконы

Гоби — одна из величайших пустынь мира. По площади она третья в своем тропическом типе после Сахары и Аравии. И, естественно, песчаный массив такого масштаба (более миллиона квадратных километров) не может не оказывать негативного воздействия на окружающие регионы. Песчаные бури, которые китайцы называют «желтыми драконами», давно стали бичом северной части КНР. В столице страны они регулярно осложняли и без того непростую экологическую обстановку, а в последние годы песок из Гоби добирался даже до Корейского полуострова и Японии.

Но подобные природные явления — это лишь одно, пусть и самое заметное внешне, проявление характера Гоби. Пустыня постоянно растет, захватывая все новые и новые земли, ранее вовлеченные в сельскохозяйственный оборот. По современным оценкам, ежегодно площадь Гоби увеличивается на 3600 квадратных километров. Для Китая с его рекордно большим населением опустынивание принимает характер национальной угрозы. Во многом в активизации процесса здесь (как и в других подобных регионах мира) виноват сам человек. Вырубка лесов, выпас скота, беспощадная эксплуатация плодородного слоя почвы в конечном счете приводят к его эрозии, вымыванию осадками или уносу ветром. Свободное место занимают дюны, непригодные к сельскому хозяйству. Основным способом борьбы с этим процессом является массовая высадка новых деревьев, которые должны стать барьером на пути песков.

Великие планы преобразования природы

Китай, конечно, был далеко не первой страной, столкнувшейся с подобным вызовом. В 1930-е годы в результате серии катастрофических пылевых бурь, получившей название «Пыльный котел», оказались разорены сотни тысяч фермеров в прериях США и Канады. Причины были все теми же: экстенсивное сельское хозяйство приводило к эрозии почв, что в сочетании с засухой рано или поздно вызывало бурю, уничтожавшую урожаи и лишавшую людей средств к существованию. Ответом правительства президента Рузвельта стала сеть ветрозащитных лесополос, которую начали создавать в 1934 году. В рамках проекта «Защитный пояс Великих равнин» за восемь лет было высажено около 220 миллионов деревьев, что позволило существенно снизить угрозу.

В Советском Союзе после засухи и голода 1946—47 годов была начата реализация т. н. Великого плана преобразования природы. Восемь лесных полос в степных и лесостепных районах СССР общей протяженностью более 5000 километров, система оросительных сооружений, каналов и водохранилищ позволили защитить поля от суховеев, жарких юго-восточных ветров и тем самым существенно улучшить урожайность. План, похожий на китайский, сейчас реализуется и в Африке, где он также получил название «Великая зеленая стена», только в данном случае она должна остановить наступление Сахары.

Пылевая буря в 1935 году в США

Стена против Гоби

В китайском контексте использование данного поэтического выражения выглядит очень уместно. Когда-то Великую китайскую стену строили, чтобы защитить империю от нападений кочевников с севера. Теперь новый защитный барьер, уже зеленый и на отдельных участках идущий параллельно со своим древним предшественником, предназначен для обороны против угрозы еще более неумолимой. Официальное название объекта, впрочем, куда более казенное — «Тройной северный лесной защитный пояс». Тройной, потому что сооружение системы идет и на севере, и на северо-востоке, и на северо-западе КНР.

Реализация проекта началась еще в 1978 году вскоре после смерти председателя Мао и окончания «культурной революции». Продолжается она и в текущий момент (в своей четвертой фазе), будучи рассчитанной на срок до 2050 года, что многое говорит о горизонте планирования подобных мероприятий в Китае. Задача, впрочем, под стать срокам ее выполнения. Согласно задумке, должно быть озеленено более 500 000 квадратных километров территории страны.

В едином порыве

По сути, «Великая зеленая стена» представляет собой комплекс лесозащитных полос из деревьев, кустарников и трав протяженностью более 4500 километров, которые должны пройти через 13 провинций страны. Основу пояса составят тополя и тамариски, которые выбраны из-за своей относительной неприхотливости и способности к быстрому росту. Озеленение идет по-разному: семена сбрасываются с самолетов или высаживаются вручную, но обычно алгоритм подразумевает срытие дюны, высадку деревьев и защиту этих новых посадок от возвращения песков, чтобы дать время образоваться и закрепиться новому плодородному слою.

Как и некоторые другие государственные программы такого рода, создание «Великой зеленой стены» во многом стало общенародным делом. У граждан есть выбор: оплатить специальный налог или высадить самому от 3 до 5 деревьев. Многие жители китайской провинции, проживающие непосредственно в зоне влияния Гоби, с энтузиазмом включились в проект, занимаясь созданием новых лесов целыми десятилетиями. Дополнительной мотивацией служит также экономическая стимуляция процесса со стороны государства. Результаты впечатляют. В 2020 году площадь лесных насаждений в Китае выросла до 23% от общей территории страны, при том что когда проект начинался, эта цифра составляла всего 10%.

Через тернии

Положительный эффект от проекта сложно отрицать. Песчаные бури ослабли и, например, до Пекина стали добираться куда реже. Благодаря восстановленным лесным массивам сотни тысяч гектаров земель удалось вновь вернуть в сельскохозяйственный оборот. До конца остановить Гоби не удалось, но темпы опустынивания значительно снизились. Однако, как и в любом проекте такого масштаба, далеко не все идет безукоризненно. Порой леса высаживаются для «отчетности» и потом погибают, не успев вырасти, от тех же бурь и влияния болезней, которым особенно подвержены посадки из монокультур. Например, в 2000 году из-за одного заболевания в автономном регионе Нинься погибло около миллиарда тополей, что загубило 20-летний труд.

Важной проблемой является и то, что из-за сотен миллионов новых деревьев в некоторых районах понижается уровень грунтовых вод, и это только усугубляет деградацию почвы. Вот почему так важно в каждом случае применять индивидуальный подход, учитывать природные особенности каждой области, где создается очередной участок «Великой зеленой стены», экспериментировать с видами и размером растений для достижения максимальной пользы. Несмотря на отдельные неудачи, общее влияние проекта можно оценить только позитивно. К счастью, соответствующие китайские агентства делают выводы из отдельных ошибок, корректируя лесопосадки в случае необходимости. Останавливать строительство зеленого пояса никто не собирается, зато, возможно, в течение следующих десятилетий удастся окончательно остановить пустыню.

Читайте также:


Выбор покупателей
однорычажный смеситель для кухни, монтаж на раковину или столешницу
однорычажный смеситель для кухни, монтаж на раковину или столешницу
однорычажный смеситель для умывальника, монтаж на раковину или столешницу

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by