Восьмое чудо света: как в неприступных горах построили невероятное шоссе
75
11 декабря 2017 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, Wikimedia
Восьмое чудо света: как в неприступных горах построили невероятное шоссе

Его называют восьмым чудом света. За этим потрепанным ярлыком скрывается на самом деле выдающееся инженерное сооружение, в очередной раз доказавшее, что нет пределов человеческим возможностям. Всего за 10 лет ценою сотен жизней строители двух стран, бывших полными противоположностями друг друга, сделали, казалось, немыслимое: сквозь недоступный прежде край, через высочайшие горы мира, на склонах которых раньше бродили лишь косматые яки, прошло настоящее международное шоссе, забравшееся в итоге на рекордную высоту в 4700 метров над уровнем моря. Эта история — про силу духа, ошеломляюще красивую природу, дружбу народов и большую политику.

Каракорум («Черная каменистая россыпь») — ощетинившаяся ледяными пиками горная система, лишь немного уступающая «Крыше мира» — Гималаям. Именно здесь находится страшная Чогори, или К-2, вторая по высоте вершина мира, 8611 жестоких метров, куда более неприступных, чем у Эвереста. Ее ни разу не смогли взять зимой, но и в другие сезоны гибнет каждый четвертый смельчак, пытающийся покорить эту беспощадную гору. Здесь сходятся границы Китая, Пакистана, Афганистана и Таджикистана, и до конца 1970-х проникнуть даже в каракорумские долины было крайне сложно. Но в конце концов и эта изолированная, но потрясающе живописная страна открылась миру, а виной тому стали игры престолов.

Горячая точка

В 1947 году Британской Индии была предоставлена независимость. На ее месте образовалось сразу два государства, и в основе деления лежал религиозный принцип: на территории, где проживали преимущественно мусульмане, возник Пакистан, а в областях с индуистским и сикхским населением образовалась Республика Индия. Прежде жившие в границах одной колонии народы, как это часто водится, относились друг к другу враждебно, и получение независимости дало возможность выплеснуть эти негативные настроения в окружающий мир. Поводом для раздора сразу же стал спор о Кашмире — области, лежавшей на новом индийско-пакистанском пограничье.

Индуистские власти Кашмира вздумали включить его в состав Индии, мусульманское же население региона, составлявшее там большинство, было от этой идеи не в восторге. В результате войны 1947—1949 годов значительная часть Кашмира оказалась занята пакистанскими войсками. На карте мира, только что прошедшего через Вторую мировую, возникла очередная горячая точка.

В 1960-е годы в индийско-пакистанскую борьбу включилась третья сила — набиравший агрессивную мощь Китай. Отношения КНР с Индией обострились после того, как на территории последней нашел убежище Далай-лама, духовный и политический руководитель Тибета. Китайцы считали (и считают) Тибет (с 1912 по 1951 год де-факто бывший независимым) неотъемлемой частью своего государства, а находившееся в соседней стране его «правительство в изгнании» во главе с Далай-ламой XIV изрядно их раздражало. Кроме этого, у Китая имелись и территориальные претензии к Индии, в том числе и свои планы на Кашмир: председателя Мао интересовал небольшой и практически безлюдный высокогорный кашмирский район Аксайчин.

В 1962 году в Индии внезапно выяснили, что китайцы умудрились в полном секрете построить через Аксайчин дорогу, связавшую их западный регион Синьцзян с Тибетом. Для КНР эта дорога носила стратегический характер: она позволяла им усилить контроль над крайне беспокойным Тибетом. Индийцам не то чтобы был нужен Аксайчин, соляная безлюдная пустыня, расположенная на высотах до 5 километров, но за державу, конечно, было обидно. Страсти вокруг Аксайчина в 1962-м стали поводом для индийско-китайского пограничного конфликта, разгоревшегося на фоне Карибского кризиса. Пока США и СССР бряцали оружием, поставив мир на грань ядерной войны, Китай с Индией принялись стрелять друг в друга в условиях высокогорья (4000+ метров). После потерь в несколько тысяч человек (не столько в результате боевых действий, сколько из-за суровейших климатических условий наступающей зимы) противостояние завершилось фактической победой КНР, сохранившей контроль над столь важным для нее Аксайчином.

Спорный Аксайчин заштрихован справа вверху

Враг моего врага — мой друг

С точки зрения геополитики важнейшим следствием этих локальных, в общем-то, пограничных споров между тремя государствами стало принципиальное сближение Пакистана и Китая. На первый взгляд у двух стран было мало общего. В КНР вовсю строился коммунизм, завершался «Большой скачок», аграрное общество ценой нескольких десятков миллионов жизней превращалось в индустриальное. Пакистан был капиталистическим, к тому же он состоял в целом ряде агрессивных (по выражению советской газеты «Правда») региональных военных блоков (СЕНТО и СЕАТО). Его возглавлял проамериканский «просвещенный диктатор» генерал Мухаммед Айюб Хан. Государства разделял неприступный Каракорум, и особых точек соприкосновения между ними вроде бы не существовало. Однако в данном случае вновь сработал принцип «Враг моего врага — мой друг». В Китае и Пакистане перед лицом внешнего соперника (Индии) неожиданно обнаружили, что они прекрасно дополняют друг друга, невзирая на любые идеологические разногласия.

Президент Пакистана (слева) и советский премьер Алексей Косыгин

Китайцы были заинтересованы в серьезном союзнике в Центральной Азии. Индия, несмотря на свой нейтральный статус, заигрывала с соцлагерем, построив довольно тесные отношения с СССР. Председателю Мао не нравились ни премьер Джавахарлал Неру, ни первый секретарь Хрущев, вставший на путь «ревизионизма» и «социалистического империализма». При этом амбиции Мао и КНР росли. В 1964 году Китай стал ядерной державой, стал позволять себе пограничные территориальные конфликты (с Индией, позже с СССР) и был заинтересован в усилении своего влияния в Центральной Азии, видя себя альтернативным советскому центром влияния.

Пакистанский генерал Айюб Хан, в свою очередь, рассчитывал найти в Китае мощного стратегического партнера в своей борьбе с индийцами, останавливать которую он не собирался. Его попытки в 1965 году все-таки захватить часть Кашмира, оставшуюся за Индией (Вторая индо-пакистанская война), закончились неудачей. Статус-кво не изменился, но переломить развитие конфликта пакистанцы всерьез надеялись с помощью нового восточного друга.

Наличие общей границы развитию сотрудничества (в том числе и перспективного военного) только способствовало. Проблема оставалась в том, что эта граница проходила по Каракоруму.

На китайско-пакистанской границе в Каракоруме

На самом деле в преодолении этих гор не было ничего невозможного. Через них проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути, и с давних пор караваны с китайским шелком, керамикой, нефритом и другими ценностями пересекали высокогорные перевалы Каракорума по дороге в Иран и к побережью Аравийского моря. Однако караваны караванами, но обеим заинтересованным сторонам требовалось обеспечить трафик совсем иного формата. Через вторую по высоте горную систему мира необходимо было переправить грузовики (а впоследствии, возможно, и танки).

В 1966 году лидеры Пакистана и Китая приняли принципиальное решение о строительстве через Каракорум автомобильной дороги, получившей неофициальное название «шоссе дружбы».

Дружба народов

К тому моменту президент Айюб Хан проводил довольно прогрессивную политику индустриализации страны (впоследствии это время получило там название «Великого десятилетия»). Помимо прочего, немалые средства Пакистан вкладывал в развитие инфраструктуры, в первую очередь транспортной. Государство построило целую сеть национальных хайвеев, одним из которых было шоссе N-35, проходившее по долине Инда. Пакистанские военные инженеры и строители начали возводить его в 1959 году, и конечной их целью было соединить «Большую землю» с небольшим городом Гилгит в глубине Кашмира. Стройка, делавшая перерыв на Вторую индо-пакистанскую войну, растянулась на семь лет, но в итоге стала первым участком Каракорумского шоссе, стратегического «шоссе дружбы», памятника близким отношениям новых партнеров.

В 1966 году, после окончания Второй индо-пакистанской войны, обе страны решили продлить эту уже готовую дорогу до пакистано-китайской границы в Каракоруме. Со своей стороны, КНР обязалась построить свой фрагмент будущей трассы от границы до города Кашгар, расположенного в плодородном оазисе Синьцзяна и уже подключенного к транспортной системе Китая. Встретиться строители должны были на каракорумском перевале Хунджераб на головокружительной высоте в 4693 метра.

Это сейчас Китай возводит десятки грандиозных транспортных сооружений одновременно, сооружает железную дорогу в Тибет, строит крупнейшие ГЭС и даже поворачивает реки. Во второй половине 1960-х годов Каракорумское шоссе было действительно большим, беспрецедентным проектом для обеих стран. Им предстояло создать трассу длиной в 1300 километров с 23 крупными и 70 мелкими мостами и тоннелями, дорогу, постепенно набирающую километры высоты. И сделать это необходимо было в высокогорной малонаселенной, а то и вовсе безлюдной местности, в сложнейших геологических условиях, при постоянных угрозах обвалов, землетрясений, лавин и вдобавок в абсолютно враждебном климате. Строительные машины порой приходилось разбирать, по частям отправлять через горные хребты, долины, перевалы и реки и вновь собирать на новом участке. В общей сложности при сооружении Каракорумского шоссе погибло несколько сотен строителей с обеих сторон.

К 1971 году бравые китайцы (в основном из Народно-освободительной армии) справились со своими 500 километрами. Пакистанцам требовалось возвести 806 километров. И хотя значительная часть, проходившая по долине Инда, была уже готова, работы затянулись. Прервала их в 1971-м и очередная, уже третья по счету, индо-пакистанская война. В конечном итоге китайским братьям надоело ждать, и председатель Мао предложил не только профинансировать остаток работ на пакистанской стороне, но и выделить почти 25 тыс. своих строителей.

Общими усилиями Каракорумское шоссе завершили к 1978 году, но ни президент Айюб Хан, ни председатель Мао этого уже не дождались. 28 июня уже новый глава Пакистана генерал Зия-уль-Хак вместе с вице-премьером Госсовета КНР Гэн Бяо в городе Гилгит торжественно открыли «шоссе дружбы». На самом деле дорога, по сути, не была готова, регулярное движение по ней открыли лишь в 1982 году, а иностранцев на эту стратегическую трассу пустили и вовсе в 1986-м.

Трассе присвоили гордый титул восьмого чуда света, хотя уникальным в своем роде объектом она не была. В СССР еще до войны был построен Памирский тракт, соединивший киргизский Ош с таджикским Душанбе. Он проходил по высокогорным районам Памира, в высшей точке пересекая перевал Акбайтал (4655 м). Но все же Каракорумское шоссе было международным, брало рекордную высоту (4693 м) и, в отличие от советского тракта, куда больше походило на настоящее шоссе.

Правда, качество строительства (особенно китайских участков на пакистанской стороне) было сомнительным. Спешка при проведении работ, а затем и жестокий горный климат приводили к разрушению полотна трассы. В периоды с конца ноября по начало мая движение по ней закрывалось из-за снежных заносов на перевале Хунджераб, а летом начинался сезон муссонов, но тем не менее она работала, грузовики взбирались мимо ледяных гор на непостижимую высоту и вновь спускались в речные долины. Прежде недоступные районы двух государств были включены в их транспортные системы.

К началу 2010-х Каракорумское шоссе фактически пришло в негодность. Одновременно все больше углублялось сотрудничество Китая и Пакистана, и состояние трассы перестало удовлетворять его уровню. Некогда обе страны придавали ей стратегическое значение, а индийские эксперты изучали спутниковые снимки мостов и пытались определить, проедут ли по ним танки. В XXI веке КНР помирилась с Индией, убавилась и острота индо-пакистанских отношений, но новой движущей силой стала не опасность войны, а экономика.

Китай помог Пакистану с его ядерной программой, он остается крупнейшим экспортером оружия туда, но сейчас Пекин интересует другое. КНР фактически контролирует глубоководные порты на пакистанском побережье Аравийского моря, и в такой ситуации кратчайшая дорога между нефтегазовыми монархиями Персидского залива, их полезными ископаемыми и всепоглощающей китайской экономикой лежит через Каракорум и «шоссе дружбы».

Новый Китай, в принципе, щедро инвестирует в инфраструктурные проекты в других странах (даже Беларусь здесь не исключение), но на Пакистан у него планы совершенно иного масштаба. Общая стоимость всех проектов так называемого Китайско-пакистанского экономического коридора оценивается в $62 млрд, и становым хребтом этой мегасделки должно стать Каракорумское шоссе.

Каракорумское шоссе в марте на высоте 4500+ метров

В начале 2010-х на китайские кредиты и с помощью китайской же рабочей силы шоссе принципиально реконструировали. Масштабные работы на всей протяженности дороги привели к тому, что сейчас она действительно напоминает современную трассу с отличным асфальтом, а не однополосную полугрунтовку с постоянным риском падения в пропасть километровой глубины. Были построены новые мосты, новые тоннели, на ряде участков ширина шоссе увеличена до четырех полос. Уникальный проект получил совершенно новый смысл, но главное даже не в тех дополнительных миллиардах товарооборота, которые принес апгрейд трассы.

Каракорумское шоссе в первую очередь остается одной из красивейших дорог мира, позволяющей не только дальнобойщикам, но и обычным туристам, которые не испугаются путешествия по всегда неспокойному Кашмиру, насладиться просто фантастическим зрелищем великих гор, причем сделать это, не выходя из салона своего персонального автомобиля. Восьмое чудо света — именно в подобном удовольствии.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, Wikimedia
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
11.12.2017 в 8:07
Мао предложил не только профинансировать остаток работ на пакистанской стороне, но и выделить почти 25 тыс. своих строителей.
Небольшая группа китайцев успешно справилась с поручением Партии.
127
Лучший комментарий
11.12.2017 в 8:05
мечта любого байкера прокатиться по такому
11.12.2017 в 8:06
Как в неприступных горах построили невероятное шоссе - не воровали, вот и построили!
11.12.2017 в 8:07
Мао предложил не только профинансировать остаток работ на пакистанской стороне, но и выделить почти 25 тыс. своих строителей.
Небольшая группа китайцев успешно справилась с поручением Партии.
11.12.2017 в 8:09
В общей сложности при сооружении Каракорумского шоссе погибло несколько сотен строителей с обеих сторон.

Не только в СССР были безумцы с одержимостью строить безумные вещи с сотнями, а иногда и десятками тысяч жертв. Из-за этого все эти достижения считаю сомнительными.
11.12.2017 в 8:10
Рискованное удовольствие..Не каждому по плечу
11.12.2017 в 8:12
мечта любого байкера прокатиться по такому
"Remmoto":

Они и по ровным дорогам с трудом рулят..А в горах то тем более
11.12.2017 в 8:13
А у нас понтонный мост три дня строят )
11.12.2017 в 8:13
Сомневаюсь в ее целостности - малейшее землетрясение и трассы нет.
11.12.2017 в 8:16
Всего за 10 лет ценою сотен жизней строители двух стран, бывших полными противоположностями друг друга, сделали, казалось, немыслимое

Самое страшное, что часто для достижения выдающихся целей кладутся жизни людей...
11.12.2017 в 8:26
Очень интересная статья, с большим удовольствием прочитал.Спасибо.
11.12.2017 в 8:28
Снимки отпад!
11.12.2017 в 8:35
а у нас дорожный побор идет неизвестно куда
11.12.2017 в 8:35
красотища :)
11.12.2017 в 8:36
Завораживающие виды
11.12.2017 в 8:36
Дороги с одной стороны - благо. С другой - как всегда загадят люди природу
11.12.2017 в 8:38
Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал.(не я)
11.12.2017 в 8:39
А у нас тем временем несчастный мост через реку треснул и восстанавливать будут несколько лет.
"Tahasan":

В 60-х и "у нас" были грандиозные стройки. Статью читай!
"1478363":


Так мот то реконструировали к дожинкам, а построен он был когда?
11.12.2017 в 8:41
Всегда хотел прокатится по такой дороге!
11.12.2017 в 8:45
разметка красивая, небось очередная разработка наших лучших секретных нии которую украли за взятку в целых 5 тыщ долларов?
11.12.2017 в 8:52
В общей сложности при сооружении Каракорумского шоссе погибло несколько сотен строителей с обеих сторон.

Не только в СССР были безумцы с одержимостью строить безумные вещи с сотнями, а иногда и десятками тысяч жертв. Из-за этого все эти достижения считаю сомнительными.
"valpvk84":


Конечно не только.
Строительство, особенно в сложных условиях, вообще дело довольно опасное.
Изучите, к примеру, сколько народу загубили при строительстве, например, дамбы Гувера.
Или еще каких крупных проектов.
11.12.2017 в 9:01
паки и индусы смешные, живут самым нищенским из возможных образов жизни, нищета там просто межгалактического масштаба. но всё еще боятся что кто-то придет и отберет последнее - там отбирать нечего, самые резвые вспомнят про золотые запасы Индии. но чем вести войну за этот металл, намного проще купить на мировом рынке.
у Индии великое прошлое, но настоящее и будущее полностью похерены под горами мусора. вот что значит кастовое общество - нищета и ещё раз нищета.
11.12.2017 в 9:09
партия сказала..........................
11.12.2017 в 9:13
Чудо и красота. А еще недавно наткнулся на цифры -1991год.,Экономика ссср -2% от мирового ВВП,Китай-1,5%. 2017год.,экономика рф-1,5% от мирового ввп,Китай-17%. Тоже ведь чудо -)))
11.12.2017 в 9:16
Аж захотелось там проехаться
11.12.2017 в 9:21
Чудо и красота. А еще недавно наткнулся на цифры -1991год.,Экономика ссср -2% от мирового ВВП,Китай-1,5%. 2017год.,экономика рф-1,5% от мирового ввп,Китай-17%. Тоже ведь чудо -)))
"Дзмітр":


И это, как ни странно, без всякой декоммунизации и демократизации.
11.12.2017 в 9:27
Ну вот как, как! Как у них в таких условиях перепада температур, сгнега, воды и т.д. такой хороший асфальт???
11.12.2017 в 9:30
Не дай Бог застрять где-то посередине
11.12.2017 в 9:30
Ну вот как, как! Как у них в таких условиях перепада температур, сгнега, воды и т.д. такой хороший асфальт???
"VOLKG":


Может, они технологию соблюдают при укладке?
Хотя не, как такое возможно то?
:))
11.12.2017 в 9:30
Прям как у нас, только про попиццот. Пока все не уничтожим ценой многих сотен жизней - не получим заветную цифру, взятую из чьей-то самизнаетего головы.
Я думаю, что многие согласны были бы и на 70-100. Главное, чтобв покупательская способность была на эти деньги выше. А то 500 всем, а за них уже ничего и не купишь в этой стране, кроме Китайских ботинок или еще какая-то дури.
"modelkh":

70-100), но товар который приходит из-за рубежа считается в валюте
11.12.2017 в 9:36
1300 км за 10 лет. У нас 24 км в аэропорт 12 будут строить.
11.12.2017 в 9:57
Как в неприступных горах построили невероятное шоссе - не воровали, вот и построили!
"sanyaf":

думаю воровали)Просто умеют вкладывать в себя,в отличии от нашей огромной страны соседки ,где все направленно на экспорт и только ,в том числе и жизни собственной
11.12.2017 в 9:57
Чудо и красота. А еще недавно наткнулся на цифры -1991год.,Экономика ссср -2% от мирового ВВП,Китай-1,5%. 2017год.,экономика рф-1,5% от мирового ввп,Китай-17%. Тоже ведь чудо -)))
"Дзмітр":


И это, как ни странно, без всякой декоммунизации и демократизации.
"Caustic":

Перестройка успешней, капитализм пустили. Вот и все дела
11.12.2017 в 10:00
Ну вот как, как! Как у них в таких условиях перепада температур, сгнега, воды и т.д. такой хороший асфальт???
"VOLKG":

под полотном камень а не глина и песок... :) Вот и весь секрет....
11.12.2017 в 10:04
Как в неприступных горах построили невероятное шоссе - не воровали, вот и построили!
"sanyaf":

думаю воровали)Просто умеют вкладывать в себя,в отличии от нашей огромной страны соседки ,где все направленно на экспорт и только ,в том числе и жизни собственной
"lalalabitbit":


А к чему снова страна-соседка приплетена?
Про себя бы подумать вначале.
11.12.2017 в 10:21
При строительстве Беломорканала погибло больше ...
11.12.2017 в 10:21
Как в неприступных горах построили невероятное шоссе - не воровали, вот и построили!
"sanyaf":

думаю воровали)Просто умеют вкладывать в себя,в отличии от нашей огромной страны соседки ,где все направленно на экспорт и только ,в том числе и жизни собственной
"lalalabitbit":


А к чему снова страна-соседка приплетена?
Про себя бы подумать вначале.
"Caustic":

Думаю зависть... В соседке больше можно хапнуть, а тут ему мало...
11.12.2017 в 10:22
Хотел бы я проехаться по такому пути. Класс!
11.12.2017 в 10:34
То чувство, когда китайско-пакистанская дорога в горах 4000+ метров по состоянию лучше, чем наша М-1 на ровной местности.
11.12.2017 в 11:05
В общей сложности при сооружении Каракорумского шоссе погибло несколько сотен строителей с обеих сторон.

Не только в СССР были безумцы с одержимостью строить безумные вещи с сотнями, а иногда и десятками тысяч жертв. Из-за этого все эти достижения считаю сомнительными.
"valpvk84":


Конечно не только.
Строительство, особенно в сложных условиях, вообще дело довольно опасное.
Изучите, к примеру, сколько народу загубили при строительстве, например, дамбы Гувера.
Или еще каких крупных проектов.
"Caustic":

на строительстве западного горного участка трансконтинентальной железной дороги
в "оплоте демократии" тоже положили кучу народа
11.12.2017 в 11:08
1300 км за 10 лет. У нас 24 км в аэропорт 12 будут строить.
"Дю(с)ельдорф":

12 км можно и за пол года построить
только надо нагнать 25тысяч рабов
согласны быть в числе этих тысяч?
11.12.2017 в 11:57
Красота! Вот это приятно смотреть веками, а не веки на новом конкурсе))))
11.12.2017 в 12:10
Дух захватывает
11.12.2017 в 12:15
В общей сложности при сооружении Каракорумского шоссе погибло несколько сотен строителей с обеих сторон.

Не только в СССР были безумцы с одержимостью строить безумные вещи с сотнями, а иногда и десятками тысяч жертв. Из-за этого все эти достижения считаю сомнительными.
"valpvk84":


Конечно не только.
Строительство, особенно в сложных условиях, вообще дело довольно опасное.
Изучите, к примеру, сколько народу загубили при строительстве, например, дамбы Гувера.
Или еще каких крупных проектов.
"Caustic":

на строительстве западного горного участка трансконтинентальной железной дороги
в "оплоте демократии" тоже положили кучу народа
"ZxV":

Тссс, как так можна про швятыя Штаты АМЕРЫКИ.
11.12.2017 в 12:15
valpvk84, на строительстве БЕЛ АЭС тоже куча народа погибла, но про это в СМИ не говорят
11.12.2017 в 12:16
В горах дорога лучше, чем в городе в рб
11.12.2017 в 12:49
как бы то ни было, Китай - это будущее планеты!
11.12.2017 в 12:53
Кто хочет поехать туда? Собираю единомышленников. Пишите все желающие)
11.12.2017 в 13:07
у них в горах дороги лучше, чем у нас на равнинах..
11.12.2017 в 14:04
Самое страшное, что часто для достижения выдающихся целей кладутся жизни людей...
"SOLDYK":


Так лучше чем от водки и от простуд...
11.12.2017 в 15:28
Мао предложил не только профинансировать остаток работ на пакистанской стороне, но и выделить почти 25 тыс. своих строителей.
Небольшая группа китайцев успешно справилась с поручением Партии.
"Уоуа":

Прочитайте о конфликте на Корейском полуострове в 50-е годы прошлого века. Тогда партизанские отряды мелкими группами общей численностью до 3 000 000 человек просачились на территорию Южной Кореи и воевали за КНДР.
11.12.2017 в 15:52
красиво!!!
11.12.2017 в 16:30
тоже мне, привязали госпошлину к ТО, а там денег на 3 таких дороги хватит и еще чуток в карман останется
P.S красивая дорога и ландшафт с разными высотами крут
11.12.2017 в 16:54
Китайцы строили и все остальные ездят!
11.12.2017 в 18:07
мечта любого байкера прокатиться по такому
"Remmoto":


в марте
на шиповке
11.12.2017 в 19:25
Спасибо, Дариус! Как всегда очень интересно.
11.12.2017 в 19:35
Хотел бы я проехаться по такому пути. Класс!
"nelip":


Там и 140-150 спокойно ехать можно, камер нет, стрелков с фенами тоже
11.12.2017 в 19:56
А у нас понтонный мост три дня строят )
"Mobest":

а ты за сколько построил бы
11.12.2017 в 20:00
Жив буду - закатну.
11.12.2017 в 21:05
интересно было бы распространить действие Beltoll на эту дорогу
11.12.2017 в 22:28
С радостью прокатился бы по ней. Огорчают только трудности с получением китайской визы, китайских прав и даже китайского номера поверх своего..
11.12.2017 в 23:03
Но зато у нас в М14 (МКАД-2) больше грошы уложили, и по качеству что самое интересное намного хуже.
11.12.2017 в 23:07
как бы то ни было, Китай - это будущее планеты!
"givi57":

китайцы уже глобус китая сделали, правда хохлы опередили.Первый глобус украины был подарен ельцину 11.12.1991года.)))))
12.12.2017 в 0:37
kadgan, Дофига центровой? В консервной банке своей мозги уже хорошо пропёк летом?
12.12.2017 в 2:57
Просто выделенные средства не разворовали, а построили на них дорогу.
Ничего удивительного, но не для нас....
12.12.2017 в 8:31
красота..
12.12.2017 в 8:54
Красота.Эхх побывать там бы
12.12.2017 в 9:19
В каких-то забитых странах строят отличные дороги, которые хорошо сохраняются, а в цивилизованном центре Европы так и не научились это делать, вот парадокс...
12.12.2017 в 17:59
Выпишите Дарриусу туда путёвку, Онлайнер, заслужил ведь...
12.12.2017 в 18:20
берегите природу
12.12.2017 в 19:37
Красота!!! Проехать бы!!! Но с зарплатай папиццот остается тока мечтать!
13.12.2017 в 1:19
Супер природа. Супер дорога!
13.12.2017 в 13:55


Не только в СССР были безумцы с одержимостью строить безумные вещи с сотнями, а иногда и десятками тысяч жертв. Из-за этого все эти достижения считаю сомнительными.
"valpvk84":

Издержки технологий. В мирной Беларуси крыши коровников проваливаются и землёй закапывает в яме глубиной метр, если бы наши строили это шоссе положили бы тысяч 100.
13.12.2017 в 14:26
Но зато у нас в М14 (МКАД-2) больше грошы уложили, и по качеству что самое интересное намного хуже.
13.12.2017 в 14:30
Трассу Гродно-Минск пусть доделают))
15.12.2017 в 16:19
Увидел упоминание Пакистана - удивился. Есть предубеждение, что в этой стране вообще ничего не происходит, кроме войн и производства оружия с дурью