Суперпроекты Китая: полтриллиона долларов на высокоскоростные железнодорожные магистрали

 
04 апреля 2014 в 8:45
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, livejournal.com, trainphoto.ru
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, livejournal.com, trainphoto.ru

В начале 1990-х средняя скорость железнодорожных пассажирских перевозок в Китае упала до 50 км/ч. Жители огромной страны, начинавшей свой путь в светлое полукапиталистическое будущее, стали активно пересаживаться на персональные автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Спустя всего 20 лет и благодаря сотням миллиардов долларов государственных инвестиций в КНР появилась густая сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, которой ежедневно пользуются миллионы людей. Onliner.by рассказывает о том, как китайцы пересели с гужевого транспорта в «поезда-пули».

Уже в начале 1990-х созданная на протяжении XX века железнодорожная сеть Китая перестала справляться с обслуживанием бурно растущей экономики страны, фактически превратившись в фактор, тормозящий ее развитие. Средняя скорость перевозок по железным дорогам к 1993 году упала ниже 50 км/ч. Особенной альтернативы при этом для грузовых поездов не появилось, а вот пассажирские перевозки начали активно терять клиентов: китайцы стали с удовольствием пользоваться услугами автострад и авиакомпаний.

К чести руководства страны, масштаб и возможные последствия назревшей проблемы оно осознало и оценило достаточно оперативно. Проектирование сети высокоскоростных железнодорожных магистралей началось в 1990-е годы, одновременно шли активные работы по повышению скорости перевозок по существовавшим линиям. Происходила массовая электрификация железных дорог, строились новые мосты и тоннели, прокладывались дополнительные пути — некоторые особо оживленные участки стали четырехпутными: медленное грузовое движение отделялось от пассажирского.

С 1997 по 2004 год около 7700 километров китайских железных дорог были реконструированы, поезда получили возможность передвигаться по ним со скоростью до 160 км/ч.

Впрочем, это был лишь первый и далеко не самый затратный этап китайского «проекта века». В самом конце 1990-х правительство КНР приступило к строительству железных дорог принципиально иного типа — выделенных двухпутных высокоскоростных магистралей, предназначенных исключительно для пассажирского движения и позволяющих разгонять подвижной состав до 350 км/ч.

Первенцем стала Циньшэньская железная дорога, названная так по первым слогам двух крупнейших в северо-восточной части страны городов, которые она соединяла: Циньхуандао и Шэньяна. За четыре года (1999—2003) и $2 млрд параллельно старейшей в Китае и крайне загруженной магистрали Пекин — Харбин были построены 405 километров двухпутных и электрифицированных дорог, позволивших организовать высокоскоростное пассажирское движение (первоначально — 200 км/ч, с 2013 года — 300 км/ч) и значительно разгрузить соседнюю дорогу-ветерана.

Начиная с 11-й пятилетки (2006—2010) работы по строительству высокоскоростных железных дорог значительно активизировались. В основу государственной программы по их возведению была положена формула «4+4». Через всю страну прокладывались восемь новых магистральных коридоров общей протяженностью 12 тыс. километров: четыре по оси «север — юг» и четыре по оси «восток — запад». Новые высокоскоростные трассы изначально создавались автономными от железных дорог, построенных ранее, и предназначались исключительно для пассажирского движения.

Новые магистрали со скоростью движения до 350 км/ч должны были соединить между собой крупнейшие города страны и образовать единую сеть еще не виданных миром масштабов: дороги Пекин — Харбин (1700 км), Пекин — Шанхай (1433 км), Пекин — Гонконг (2230 км), Шанхай — Ченгду (2078 км), Шанхай — Куньмин (1495 км) и другие с многочисленными второстепенными ответвлениями. Поразительнее всего тот факт, что бо́льшая часть этой грандиозной работы была осуществлена всего за 8—10 лет.

Столицу страны соединили с крупным северокитайским мегаполисом Харбином (с отдельной веткой до порта Далянь — бывшего российского города Дальний) всего за 7 лет (2007—2014). Высокоскоростную магистраль почти в 1,5 тыс. километров между Пекином и Шанхаем закончили за 4 (!) года (2008—2012). Важнейший «вертикальный» коридор из Пекина к Гонконгу (через Гуанчжоу и Шэньчжэнь), строительство которого началось в 2005 году, должны открыть в 2016-м, причем почти вся 2200-километровая дорога уже построена — «поезда-пули» ходят в соседний с Гонконгом Шэньчжэнь.

На стоимость работ китайское правительство традиционно не обращает особенного внимания. По оценкам экспертов, за 11-ю пятилетку (2006—2010) только в высокоскоростные магистрали китайские государственные банки и Министерство путей сообщения вложили около $150 млрд, а за 12-й пятилетний план (2011—2015) на эти же цели будет потрачено еще $430 млрд — астрономические суммы, за которые можно на корню скупить всю экономику иных процветающих центральноевропейских стран.

Каким образом осваиваются такие колоссальные бюджеты? К высокоскоростным магистралям (ВСМ) предъявляются очень жесткие инженерные требования. Они нуждаются в особом бесстыковом рельсовом полотне и отсутствии пересечений с прочими автомобильными и железными дорогами. В связи с этим практически все ВСМ Китая построены на огромных по протяженности виадуках, колонны которых уходят порой на 80-метровую глубину — по технологии они должны опираться на скальное основание.

Такие виадуки, по сути, являются мостами-путепроводами, и благодаря им Китаю принадлежит первенство в топе самых длинных мостов мира. Даньян-Куньшаньский виадук, часть ВСМ Пекин — Шанхай со своей 165-километровой длиной (из которых 9 километров проложено прямо над озером Янчэн) — абсолютный мировой лидер.

На втором месте — Тяньцзиньский виадук на той же магистрали. Его протяженность составляет 114 километров — практически все расстояние между Пекином и Тяньцзинем.

Подвижной состав для первых скоростных дорог Китая поставляли проверенные производители из Европы, Северной Америки и Японии: Bombardier, Alstom, Siemens, Kawasaki. Однако необходимым условием получения ими многомиллиардных контрактов (количество поставляемых составов измеряется тысячами) являлась последующая передача КНР технологии производства поездов и локализация его в Китае.

Операция «Как получить заморские передовые технологии и не тратить на них деньги впоследствии, оставляя их в стране» была осуществлена Министерством путей сообщения КНР чрезвычайно элегантно. В настоящее время производство всего подвижного состава для высокоскоростных магистралей, в том числе уже полностью разработанного китайскими инженерами, осуществляется на местных предприятиях. Более того, подобная технологичная продукция «Made in China» уже экспортируется в различные страны мира.

Параллельно со строительством собственно ВСМ в Китае развернулось возведение и новых вокзалов для них. На окраинах практически всех крупных городов страны появились огромные комплексы, зачастую спроектированные мировыми архитектурными звездами первой величины. Первенцем здесь стал вокзал, построенный в 1996 году для крупнейшей в Азии железнодорожной станции «Пекин-Западный». Колоссальных размеров здание в национальном стиле, обслуживающее не только высокоскоростные, но и традиционные поезда, обошлось в $750 млн.

Впоследствии национальные мотивы в проектировании новых вокзальных комплексов продолжили активно использоваться, но уже в куда более современной обработке из модных стекла и стали. Неизменным остался и грандиозный масштаб этих сооружений. Вот лишь несколько примеров железнодорожных вокзалов, возведенных в Китае в последние годы.

Санья
Тяньцзинь-Западный
Нинбо-Южный
Чэнду-Восточный
Гуанчжоу-Южный
Нанкин-Южный

Весь вокзал станции Минск-Пассажирский, причем, вполне возможно, вместе с конкорсом и административной высоткой, поместится в одном из залов ожидания вокзалов Ханчжоу-Восточный или Шанхай Хунцяо.

В 2004 году в Китае открылась и первая в мире коммерческая линия маглева, построенная по купленной в Германии технологии Transrapid. Всего за три года и $1,2 млрд немецкие специалисты возвели магистраль между окраиной шанхайского района Пудун и одноименным международным аэропортом города. Поезд на магнитной подушке, как будто пришедший из фантастических фильмов, преодолевает расстояние в 30,5 километра за семь с половиной минут, разгоняясь в пути до скорости 431 км/ч.

Впрочем, эксперимент был признан не слишком удачным. Стоимость проезда оказалась слишком высокой, а удобство передвижения — условным. Станция шанхайского метро, где расположен вокзал маглева, находится слишком далеко от центра города. В среднем составы линии заполняются лишь на 20%, что делает ее окупаемость проблематичной. Первоначальные планы продления маглева до города Хучжоу с общей протяженностью ветки в 175 километров постоянно откладываются. Похоже, руководство китайских железных дорог сделало выбор (по крайней мере, на данный момент) в пользу более традиционных способов высокоскоростных перевозок.

Разумеется, государственные расходы подобных масштабов не могли обойтись без расхищения социалистической собственности. Причем в коррупции при распределении заказов на строительство ВСМ погрязли чиновники самого высокого уровня. В 2012 году был арестован, осужден и впоследствии, по китайскому обыкновению, приговорен к смертной казни Лю Чжицзюнь, министр путей сообщения собственной персоной, главный исполнитель (и во многом вдохновитель) всей программы создания сети высокоскоростных магистралей.

Во многом коррупционными причинами была объяснена и крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории китайских ВСМ. 3 июля 2011 года поезд, следовавший из Ханчжоу в Фучжоу, застрял на виадуке перед станцией Вэньчжоу-Южная, потеряв питание. Вскоре в него врезался второй состав. В результате аварии четыре вагона сошли с рельсов и упали с виадука, погибло около 40 человек.

Впрочем, несмотря на дороговизну и связанные с освоением крупных бюджетов преступлениями, значение программы строительства высокоскоростных железных дорог для Китая сложно переоценить. Масштабные работы по их возведению (впрочем, как и другие крупные строительные проекты в стране) стали локомотивом местной экономики, постоянно ее разогревающим. Сотни тысяч новых рабочих мест, бурный рост металлургии, производства цемента, создание новых современных предприятий — щедрые инвестиции государства позволяют поддерживать высокие темпы экономического роста.

Новая сеть железнодорожных магистралей фактически выступает и в роли объединяющего страну фактора. Труднодоступные ранее для большинства населения регионы становятся все ближе друг другу, а строительство ВСМ в далекие Тибет или Синцзян-Уйгурский автономный округ становится стратегически важным для государства мероприятием, ослабляющим местные сепаратистские настроения.

Как ни странно, именно современные железные дороги во многом меняют менталитет населения. В Китае появляется все больше людей нового, западного типа, не привязанных к небольшому родному городу и зачастую в ежедневном режиме путешествующих на «поездах-пулях» на работу в недоступные прежде мегаполисы.

Время в пути сокращается кардинально. Самый быстрый «традиционный» поезд Пекин — Шанхай сейчас находится в пути около 10 часов, тогда как современный высокоскоростной — лишь 4—5. Если раньше путешествие между мегаполисами-соседями Пекином и Тяньцзинем занимало 70 минут, то сейчас — всего лишь полчаса и так далее. Цель китайского правительства («население быстрее передвигается, товары быстрее расходятся») успешно достигнута.

Новые ВСМ, куда была перенесена значительная часть пассажирского траффика, существенно разгрузили «старые» железные дороги, освободив их для более прибыльных грузовых перевозок. Их объемы выросли, что, опять же, с удовольствием было воспринято китайской экономикой.

В настоящее время общая протяженность сети высокоскоростных магистралей в Китае составляет 15 тыс. километров, и почти все они возведены с 2006 года. К концу 2015-го будут построены еще 3 тыс. км, а к 2020-му скоростная пассажирская транспортная сеть в Китае составит более 50 тыс. км, объединив все областные центры и города с населением свыше 500 тыс. человек.

Ежедневно современными поездами в КНР пользуются миллионы людей. При этом на окупаемость сеть ВСМ в стране выйти пока не может: прибыль сейчас приносят лишь отдельные ее участки. Более того, в текущем году государственная компания China Railways, управляющая новыми магистралями, столкнется с пиком платежей по многомиллиардным кредитам госбанков и выпущенным самостоятельно облигациям. Впрочем, китайское государство на то и китайское, чтобы вопросы сиюминутной экономической эффективности ставить на второй план. По объему строительных работ и затрат на строительство сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей — главный сейчас «суперпроект» Китая.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by