Детская футбольная команда оказалась заперта в затопленной пещере. История спасения ребят растянулась на 17 дней

37 693
02 сентября 2022 в 7:57
Автор: darriuss. Фото: AP, Wikimedia

Детская футбольная команда оказалась заперта в затопленной пещере. История спасения ребят растянулась на 17 дней

Автор: darriuss. Фото: AP, Wikimedia

Когда группа ребят возрастом от 11 до 16 лет — юные футболисты, только что завершившие тренировку, — и их тренер подъехали на велосипедах к этой пещере, она выглядела совершенно заурядным образом. Специальные таблички на входе и внутри залов предупреждали посетителей, что в сезон дождей пребывание внутри может стать опасным, но, по словам героев этой истории, уровень воды казался обычным. В пещере команда планировала провести около часа, собираясь отметить день рождения одного из игроков. То, что произошло далее, стало причудливой смесью горького невезения сначала и чудесного спасения в итоге. Неожиданно пошедший проливной дождь затопил вход в подземелье, и дети оказались заперты внутри, в его тесных залах и проходах. Группа не знала, что провести под горой им предстоит целых 17 дней, а к сюжету их поисков и последовавшей операции по вызволению из плена будет приковано внимание всего мира.

Взаперти

Вечером 23 июня 2018 года у футбольной команды «Му Па» («Дикие кабаны»), игравшей в городке Мэсай на границе Таиланда и Мьянмы, был запланирован официальный матч. Чтобы не отвлекаться на посторонние разговоры, ее старший тренер — 37-летний Ноппарат Хантавонг — выключил свой мобильный телефон. Вновь про него он вспомнил лишь около 19:00, и, как оказалось, за прошедшее время мужчине поступило два десятка звонков. Все они были от встревоженных родителей детей, игравших в юношеском составе «Диких кабанов».

Их намеченная тренировка давно закончилась, а домой воспитанники клуба так и не явились.

Хантавонг знал, что его помощник, ответственный за детей, после занятий всегда предлагал им дополнительную активность, каждый раз разную. Однако телефон заместителя был недоступен, как и мобильные ребят. В панике старший тренер дозвонился лишь до одного мальчика, который факультативные занятия решил пропустить и сразу после тренировки поехал домой. Тот и рассказал, что юные «Дикие кабаны» решили скататься на велосипедах в пещеру с труднопроизносимым для нас названием Тхамлуангнангнон (далее для краткости — Тхамлуанг).

25-летний Экапол Чантхавонг рано потерял родителей и поступил послушником в один из буддийских монастырей страны. За три года до случившегося в пещере он из обители решил уйти и с тех пор волонтерской работе там посвящал лишь часть своего времени. Почти все оставшиеся свободные часы уходили у парня на тренировки детской команды «Диких кабанов». Многие из ребят, как и сам помощник тренера, были выходцами из бедных семей, и для них спортивные успехи были чуть ли не единственной возможностью социального лифта, шансом выбраться из глубокой тайской провинции. Ни сам Экапол, ни трое из юных игроков, которых он тренировал, не имели даже паспортов страны, считаясь лицами без гражданства. Все они были представителями народностей, живущих на стыке Таиланда, Мьянмы, Лаоса и Китая, где как таковой охраняемой государственной границы не существовало, а значит, их семьи регулярно оказывались в разных странах, просто перемещаясь по привычной им горной местности.

После тренировок дети с удовольствием оставались на дополнительные занятия, обычно включавшие в себя велосипедные поездки по окрестностям стадиона. Так случилось и 23 июня, когда помощник тренера предложил посетить пещеру Тхамлуанг и заодно отпраздновать день рождения одного из игроков. Чтобы лучше справляться с подростками, он даже взял с собой несколько старших 15—16-летних ребят.

Когда старший тренер Ноппарат прибыл к пещере, у ее входа он нашел лишь кучу брошенных велосипедов и рюкзаков ребят. Шел дождь, и из Тхамлуанг текли целые потоки грязной, смешанной с глиной воды. Картина была, в общем-то, абсолютно ясной. Очевидно, группа зашла внутрь, а после того как начался ливень, стала заложником этой карстовой системы, чьи свойства затапливаться во время муссонов были хорошо известны.

Ноппарат немедленно поднял тревогу, и, к чести тайских властей, те среагировали без лишней бюрократии.

Местные службы прибыли на место тем же вечером, а рано утром 25 июня у пещеры уже находились профессиональные дайверы военно-морского флота страны из подразделения «морских котиков». Впрочем, организация поисковой операции была делом техники. Куда сложнее оказалось понять, как и где конкретно искать пропавших ребят.

Мутные воды

Пещера Тхамлуанг в горной гряде Дойнангнон на самой границе Таиланда и Мьянмы к этому времени была уже достаточно известной локальной достопримечательностью. Впервые ее исследовали французские спелеологи еще в 1980-е годы, но точных карт карстовой системы не существовало и в 2018-м. Для доступа туристов был открыт аванзал 80-метровой длины и начинающийся из него более-менее оборудованный километровый маршрут, который заканчивался куда более узкими проходами, нередко заваленными камнями. В освоенной части пещеры гости были нередки — объекты такого рода с их лабиринтом переходов, сталактитами и сталагмитами обеспечивают устойчивый турпоток.

В малоисследованную часть пещеры забирались лишь смельчаки на свой страх и риск.

Вода, благодаря которой в известняковой толще гор и образовалась Тхамлуанг, никуда не делась и продолжала свою вековую работу по размыву породы. Однако в сезон дождей, который в Таиланде носит устойчивый характер (примерно с июля по ноябрь), количество воды, поступавшей внутрь системы, многократно увеличивалось, что приводило к длительному затоплению многих переходов, о чем предупреждали соответствующие информационные таблички.

Работу спасателей крайне осложнял тот факт, что полного картографирования пещеры выполнено не было. То, что она представляет собой запутанный лабиринт из туннелей, лазов и проходов, было понятно, но куда конкретно забрались ребята, в какой точке подземелий они могли находиться, никто не знал.

По сути, никто даже не был уверен, живы ли они.

Ситуацию осложнял и тот факт, что затопленные участки по своей прозрачности напоминали «кофе с молоком» — такое определение дали сами спасатели. Тайские военные дайверы не имели опыта работы в подобных условиях, ведь основные свои задачи они выполняли в прозрачной морской воде. Здесь же приходилось проводить операцию не просто вслепую, но еще и в крайне стесненных условиях малоизученной пещеры.

Тайские власти организовали целый комплекс мер по спасению ребят, к судьбе которых с помощью многочисленных СМИ постепенно стало приковываться внимание не только жителей Таиланда, но и всего мира. Помимо собственно физических поисков в тоннелях, с помощью промышленных насосов спасатели наладили откачку из Тхамлуанга воды (в общей сложности было откачано около миллиарда литров), что, впрочем, оказалось эффективно лишь тогда, когда дожди хотя бы ненадолго заканчивались. Кроме этого, осуществлялись попытки пробурить скважины к известным местам, где исчезнувшие могли находиться.

Использовались подводные роботы и даже беспилотные летательные аппараты, оснащенные тепловизорами, которые могли бы обнаружить альтернативные входы в пещеру.

В общей сложности к спасательной операции было привлечено 10 тысяч разнообразных специалистов (от простых полицейских до инженеров), 10 полицейских вертолетов, скорые и множество другой спецтехники. Однако ключевым фактором в успешном завершении эпопеи стало участие в ней международной команды профессиональных дайверов из Великобритании, Австралии, Китая и других стран: они обладали необходимыми навыками работы именно в пещерных условиях и смогли очень оперативно отреагировать на запрос властей Таиланда. К сожалению, из-за периодических ливней поиски постоянно прерывались, но 2 июля примерно в 22:00 (после улучшения погоды и на десятые сутки операции) специалисты «Британского совета по спасению в пещерах» Ричард Стэнтон и Джон Волантен смогли передать на поверхность долгожданную новость. Ребят нашли.

Спасение

Двенадцать детей и их тренера нашли примерно в 4 километрах от входа на узкой скальной полке длиной около 400 метров. За девять суток заточения юные футболисты, конечно, обессилели, но все же не потеряли оптимизма и верили в свое освобождение, в то, что про них не забыли. В темноте они потеряли счет времени, поэтому в первую очередь спросили, какой сейчас день. Задачей спасателей было обеспечить ребят термоодеялами и высокоэнергетической и легко усваиваемой едой и питьем, ведь обнаружение пропавших было лишь первой задачей.

После этого предстояло решить следующую, технически даже более сложную: доставить всех на поверхность.

Рассматривались сразу несколько вариантов: обучение группы базовым дайверским навыкам, бурение специальной спасательной шахты с поверхности (дети находились на глубине примерно 800—1000 метров под поверхностью горы) и даже оставление футболистов на прежнем месте до окончания сезона муссонов с обеспечением их всем необходимым для многомесячной жизни в подземелье. Однако по тем или иным причинам все эти схемы были отвергнуты. Для шахты горные породы в месте обнаружения ребят оказались слишком нестабильны, а оставить их в пещере не представлялось возможным — по мере интенсификации ливней вода бы все прибывала, а кислорода для дыхания становилось бы меньше. Поэтому было решено поднимать «Диких кабанов» на поверхность, но для начала следовало разработать максимально безопасную операцию, ведь на преодоление расстояния до входа в пещеру требовалось 3—4 часа.

С учетом ситуации с дождями пропавшие футболисты в итоге просидели на своей скале еще несколько дней. В конце концов для их спасения была разработана схема, которая повторилась 13 раз. Ребят одели в гидрокостюмы, спасательные жилеты и кислородные маски, после чего с помощью инъекции кетамина погрузили в бессознательное состояние. Затем каждого из детей, а также тренера транспортировали через затопленные тоннели под контролем дайверов. Они же несли и кислородные баллоны.

На сухих участках ребят переносили на носилках, периодически обновляя наркоз.

Из-за крайне сложного процесса транспортировки в условиях полузатопленного подземелья юных футболистов могли эвакуировать лишь по одному, причем они сами установили очередность этого своего многочасового приключения. В первый день операции, 8 июля, из Тхамлуанга смогли вынести четырех детей. Следующая четверка выбралась 9 июля, и, наконец, 10 июля пещеру покинули оставшиеся четыре футболиста. Последним из подземелий спасли тренера Экапола Чантхавонга.

Лишь после реабилитации в условиях госпиталя выдержавшие 17 суток заточения под негостеприимной горой смогли рассказать о том, что всех так интересовало: как они оказались в таких условиях и чем там все это время занимались. Как выяснилось, они планировали провести внутри всего час, а уровень воды в подземелье им показался обычным. Поэтому угроза приближающегося ливня, который и запер их в Тхамлуанге, не была воспринята всерьез.

В первые часы после ситуации тренер Экапол попытался проверить серьезность ситуации.

Его обвязали веревкой, после чего он попытался проплыть затопленный участок, но в итоге на сушу, конечно, так и не выбрался. После того как вода продолжила прибывать, ребята в поисках альтернативного выхода из Тхамлуанга заходили все глубже и глубже в систему, пока в итоге не оказались на той скале, где их и обнаружили. Следующие несколько суток они пытались разобрать завалы, собирали воду, капавшую со сталактитов, и максимально ограничили свой рацион из тех запасов еды, которые они догадались взять с собой. Тренер Экапол отдал свой паек воспитанникам, но, кроме этого, вспомнив свое прошлое в буддийском монастыре, учил ребят техникам медитации, позволявшим сохранить энергию и меньше думать про пищу.

Эту историю можно было бы записать в настоящие чудесные спасения, если бы не два погибших в процессе освобождения ребят аквалангиста. У одного из них, 37-летнего бывшего дайвера тайских ВМС Самана Кунана, во время одного из поисковых сеансов закончился кислород в баллонах. Другой — «морской котик» Бейрут Пакбара — умер в декабре 2019-го, через полтора года после событий, из-за заражения крови, полученного в ходе спасательной операции.

У себя на родине «Дикие кабаны» стали национальными героями, включая и тренера Экапола Чантхавонга, чьи действия после развития ситуации во многом позволили ребятам дождаться ее счастливого для себя окончания. Тем из них, у кого не было гражданства, дали наконец паспорта Таиланда, и впереди у них, надеемся, благополучная жизнь, шанс на которую неожиданно дал не футбол, а такое вот приключение, получившее на днях даже голливудскую экранизацию от известнейшего режиссера Рона Ховарда. Фильм «Тринадцать жизней» вышел 5 августа на стриминге Amazon Prime.

Ну а для всего мира спасение из пещеры Тхамлуанг стало очередной иллюстрацией важности международной кооперации, дающей шанс даже в, казалось бы, безвыходной ситуации.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by