Это было, возможно, самое трагическое утро в послевоенной истории британской столицы: 7 июля 2005 года в 8:50, в самый разгар часа пик, сразу в трех составах лондонской подземки прогремели взрывы. Еще примерно через час бомба сработала в одном из местных двухэтажных автобусов. Жертвами скоординированной атаки стали сразу 52 человека самых разных национальностей — ничего подобного Лондон не видел со времен окончания Второй мировой. В разгар идущей после терактов 11 сентября 2001 года «Войны против терроризма», в которой участвовала и Великобритания, ответственность за произошедшее можно было бы возложить на «Аль-Каиду» или какую-то иную группировку того же толка, однако чудовищное преступление совершили британские граждане. При этом трое из четырех террористов родились в этой же стране и закончили местные школы. Для полиции и спецслужб эта «домашняя угроза» осталась незамеченной.
Около четырех утра 7 июля из британского промышленного города Лидс, расположенного в 270 км к северу от Лондона, в направлении столицы выехал арендованный Nissan Micra синего цвета. В салоне было трое: 30-летний Мохаммед Сидик Хан (глава группы), 22-летний Шехзад Танвир и 18-летний Хассиб Хуссейн. Примерно через три часа автомобиль добрался до города Лутон в 50 км от британской столицы, известный тем, что рядом с ним расположен один из международных аэропортов, обслуживающих Лондон. Там к тройке присоединился еще один участник — 19-летний Джермейн Линдси, живший в Эйлсбери, главном городе графства Бакингемшир.
Оставив машину у лутонской железнодорожной станции, все четверо с одними рюкзаками на плечах пересели на поезд, следовавший на лондонский вокзал Кингс-Кросс. Опрошенные позже полицией свидетели утверждали, что мужчины выглядели расслабленно, улыбались и смеялись. На место назначения они прибыли в начале девятого утра, их состав немного опоздал.
В 8:23 четверка спускается в метрополитен и спустя три минуты разделяется. Каждый из них, по всей видимости, должен был отправиться из пересадочного узла под вокзалом в разных направлениях, однако сделали это лишь трое. Сидик Хан садится в состав Кольцевой линии, двигающийся на запад. Танвир оказывается в поезде той же ветки, но едет в противоположном направлении. Линдси выбирает линию Пикадилли и отправляется на запад.
В 8:50 бомбы, находящиеся в рюкзаках террористов, одновременно взрываются. У Сидик Хана это происходит у станции «Эджвер-Роуд» во втором вагоне состава. В результате погибает 6 человек. Танвир также едет во втором вагоне, и его взрывное устройство детонирует между станциями «Ливерпуль-Стрит» и «Олдгейт», жертвами чего становятся 7 пассажиров. Линдси на попадание в его поезд требуется больше времени. Он успевает отъехать от «Кингс-Кросса», но до следующей станции «Рассел-Сквер» состав не добирается. Эта атака самая смертоносная и уносит жизни сразу 26 человек.
У террористов были идентичные бомбы, поезда в утренний час пик четверга были одинаково переполнены, поэтому такая разница в количестве жертв сперва может вызвать удивление. Однако все объясняется конструктивными особенностями мест, в которых произошли теракты. Кольцевая линия лондонской подземки характеризуется мелким заложением и представляет собой двухпутный тоннель, расположенный на глубине 7 метров под поверхностью. Он относительно широкий, и поэтому взрывная сила двух устройств, сработавших там, частично распределилась в его объеме.
Линия Пикадилли же на пострадавшем участке — глубокого заложения (30 метров) и состоит из двух отдельных тоннелей, каждый из которых шириной менее 4 метров. В таком замкнутом пространстве эффект от взрыва вышел куда более трагическим.
Движение в подземке парализовано, но в первые 20 минут суть произошедшего была непонятна даже спецслужбам. Первой версией становится сход одного из составов с рельс, однако когда до мест терактов добираются спасатели, становится очевидно, что речь идет именно о взрывах. Путаница происходит и с их количеством. Пассажиров эвакуируют сразу с двух станций, на перегоне между которыми произошли детонации, поэтому изначально утверждается, что взрывов могло быть шесть. Во время происходящей неразберихи и хаоса четвертый террорист, Хассиб Хуссейн, вновь перемещается по поверхности земли.
Камеры наблюдения фиксируют, что, спустившись вместе с остальной тройкой в метро в 08:23, он поднимается со станции «Кингс-Кросс» в 08:54, уже после того, как его три соучастника приводят в действие свои бомбы. Причина задержки становится ясна из дальнейшего изучения видеоматериалов. В 09:00 Хуссейн заходит в магазин WHSmith на вокзале Кингс-Кросс и покупает там батарейку напряжением в 9 вольт. Перед этим он совершает звонки на мобильные телефоны всех трех своих сообщников, однако безрезультатно — те уже мертвы.
По всей видимости, у Хуссейна возникли технические проблемы, не позволившие ему вместе с другими преступниками совершить теракт именно в метро. После 08:50, когда движение поездов в районе Кингс-Кросса остановилось из-за сработавших бомб, он был вынужден вернуться на поверхность и купить запасную батарею. После этого камеры фиксируют, как Хуссейн на 8 минут заходит в один из привокзальных ресторанов быстрого питания, в какой-то момент, вероятно, производя замену элемента питания. В 09:24 он в последний раз попадает в объектив системы видеонаблюдения в районе улицы Грейс-Инн-Роуд.
Далее, по мнению следователей, террорист сел в автобус 91-го маршрута и доехал до автобусного терминала «Юстон», где в 09:35 пересел в автобус № 30, следующий в районе Хакни Уик. К этому времени на остановке «Юстон» уже скопилось много людей, эвакуированных с соседней одноименной станции метро. Лондонцы по-прежнему пытаются попасть на работу, и в условиях неработающей подземки даблдекеры отправляются с пересадочных узлов переполненными.
В 09:47, когда автобус TransBus Trident 2003 года выпуска оказывается на площади Тависток-сквер, Хуссейн приводит в действие свою бомбу. В результате взрыва, произошедшего в задней части первого этажа, погибает 13 человек. Теракт происходит напротив здания Британской медицинской ассоциации. Ее сотрудники, многие из которых имеют дипломы врачей, быстро оказываются на месте трагедии и оказывают первую помощь пострадавшим, не дожидаясь прибытия спасателей и скорых. Скорее всего, это спасает многие жизни.
В общей сложности в результате четырех взрывов погибает 56 человек, в том числе четыре террориста. Возраст жертв колеблется от 20 до 60 лет, средний составляет 34 года. Все они были жителями Британских островов, но гражданство Соединенного Королевства имели лишь 32 человека. Среди остальной двадцатки были трое поляков, граждане Франции, Новой Зеландии, Ирана, Израиля, Турции, Шри-Ланки, Кении, Италии, Индии, Афганистана и ряда других государств. Серия атак в лондонском транспорте становится самым смертоносным терактом в истории страны с 1988 года, когда над шотландским Локерби ливийцами был взорван Boeing 747 авиакомпании Pan American.
Лишь к 12:55 полиция наконец определяется с точным количеством взрывов. К 15:25 объявлено о 33 погибших, и в течение следующих часов их число продолжает расти по мере изучения мест терактов. Самой логичной версией кажется причастность к произошедшему одной из международных террористических организаций, однако, несмотря на то, что 1 сентября ответственность за атаки берет на себя «Аль-Каида», в дальнейшем оказывается, что ситуация не столь очевидна.
В тот же день, 1 сентября 2005 года, катарский телеканал «Аль-Джазира» публикует видеообращение главы группы Сидик Хана. В июле следующего года обнародуют аналогичный ролик его сообщника Танвира. Оба сюжета смонтированы, но из них становится понятным, что речь идет о мести за вторжение в Ирак и Афганистан и финансовую и военную помощь США и Израилю. Расследование достаточно быстро устанавливает личности террористов-смертников, и становится ясно, что угроза для Лондона зародилась в британской же среде.
12 июля 2005 года, через пять дней после терактов в Лондоне, британская полиция проводит обыски по шести адресам в Лидсе, а на следующий день — в квартире в Эйлсбери. Речь идет о домах, в которых проживали смертники, и съемном жилье, которое они использовали для организации атак. Как оказалось, трое из четверых террористов были уроженцами Великобритании, сыновьями мигрантов из Пакистана. У Сидик Хана была жена и маленький ребенок, он работал учителем в начальной школе. Танвир жил с родителями, Хуссейн — с братом. Все они закончили британские школы и никаких подозрений ни у кого не вызывали. Лишь Джермейн Линдси был уроженцем Ямайки, переехавшим в Соединенное Королевство в возрасте пяти лет. Получив образование на Британских островах, он к своим 19 годам женился на местной уроженке Саманте Льютуэйт. После событий 2005 года та отрицала, что была осведомлена о подготовке теракта, однако позже уехала в Сомали, где примкнула к одной из радикальных исламистских организаций и в настоящее время разыскивается по подозрению в терроризме, получив в СМИ прозвище Белая вдова.
По одному из лидских адресов, в квартире, расположенной в районе Александра-Гроув, была обнаружена база террористов, где они и готовили взрывные устройства. Как заявляли потом представители спецслужб, такого рода вариация взрывчатки использовалась впервые. При этом парадоксально, что все расходные материалы преступниками были куплены совершенно легально и открыто. На подозрительные транзакции не обратили внимание продавцы, а соседи террористов по их базе в Лидсе не заметили, что в одной из квартир их жилого дома проводятся операции с едкими химическими веществами.
Группа была готова и к своему возможному обнаружению на пути к месту совершения преступлений. В оставленном на стоянке у лутонского вокзала Nissan Micra впоследствии были найдены дополнительные самодельные бомбы, которые, вероятно, планировалось привести в действие в случае остановки автомобиля полицией.
В опубликованных в 2006 году итогах официального расследования говорилось, что эта британская террористическая ячейка действовала самостоятельно. При этом представители спецслужб утверждали, что без внешних консультаций подготовить серию атак такого масштаба группа бы не смогла. Стало известно и о поездке в 2003—2004 годах трех из четырех сообщников в Пакистан. Однако это лишь косвенные доказательства того, что у людей, устроивших трагедию 7 июля 2005 года, были какие-то зарубежные вдохновители.
Спустя всего две недели после терактов, 21 июля, в Лондоне произошла еще одна попытка устроить массовые взрывы на транспорте. К счастью, из четырех бомб на трех станциях метро и в одном автобусе (то есть был полностью повторен оригинальный паттерн действий группы Сидик Хана) ни одна не сдетонировала. Подозреваемые в подготовке этой акции были арестованы и осуждены на пожизненные сроки заключения. До сих пор случившееся в разгар лета 2005 года в британской столице остается самой смертоносной атакой на Лондон со времен Второй мировой войны.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by