Бывают моменты, которые запоминаются на всю жизнь. Чаще всего они связаны с семейными обстоятельствами: личными радостями или трагедиями. Но случаются и события, казалось бы, имеющие к вам косвенное отношение (или не имеющие вовсе), но, тем не менее, остающиеся в памяти навсегда. Можно с уверенностью сказать, что большинство людей, бывших два десятилетия назад в более-менее зрелом возрасте, смогут уверенно рассказать, где они находились в тот самый день, 11 сентября 2001 года. При каких обстоятельствах они узнали ЭТУ новость. Что же сделало крупнейший теракт в человеческой истории неизбежным?
В начале нулевых интернет был вовсе не так легкодоступен, как сегодня, поэтому основным источником информации все еще оставалось телевидение. Кадры, которые показывали тем вечером полностью перешедшие на новостное вещание каналы, шокировали. Они казались сюрреалистичными, в них сложно было поверить, но это действительно происходило, причем все события разворачивались в прямом эфире.
Первые кадры происходящего появились в вещании уже через 2—3 минуты после того, как Boeing 767 авиакомпании American Airlines, выполнявший рейс №11 из Бостона в Лос-Анджелес, врезался в северную стену Северной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Камера местного телеканала, делавшего репортаж о предвыборной компании в городе, сняла момент катастрофы. Сперва это казалось случайностью. Страшным, невероятным, но стечением обстоятельств. Ошибка пилотирования, отказ навигационного оборудования или иные причины из привычного пула объяснений авиакатастроф. Совсем скоро стало очевидно, что США, да и весь мир, имеют дело с чем-то совершенно невиданным ранее.
Спустя 17 минут после первого самолета похожий Boeing 767 (рейс 175 также из Бостона в Лос-Анджелес), но только другого перевозчика — United Airlines, прошивает насквозь Южную башню ВТЦ. К этому моменту многие американские телекомпании ведут прямой репортаж с места первой трагедии. Второе столкновение уже в прямом эфире видят миллионы телезрителей. Когда проходит первая волна шока, почти все понимают, что речь идет о скоординированной террористической атаке, которая, возможно, только начинается.
К этому моменту авиационная администрация, авиакомпании, федеральные власти уже знали, что самолеты были кем-то захвачены. Стюардессы, некоторые пассажиры успевают позвонить работодателям, своим родственникам и сообщить о происходящем на борту. Целостная картина творящегося по-прежнему неясна, в небе находятся сотни бортов, и в суматохе диспетчеры почти на 40 минут «теряют» отключивший транспондер рейс 77. Самолет Boeing 757 American Airlines вылетел из вашингтонского аэропорта имени Даллеса вновь-таки в Лос-Анджелес. Он был захвачен уже после первого удара по ВТЦ, успел развернуться, вернуться в американскую столицу и врезаться в Пентагон, штаб-квартиру американского оборонного ведомства.
Во время захвата четвертого самолета (Boeing 757, рейс 93 United Airlines, Ньюарк — Сан-Франциско) с момента терактов в Нью-Йорке проходит 25 минут, до столкновения с Пентагоном остается 9 минут. Пассажиры и стюардессы с помощью бортовых телефонов связываются с землей, все узнают и, главное, все понимают. Им становится ясно, что их самолет — участник четвертой атаки. Судя по всему, ее целью был Капитолий в Вашингтоне (по другой версии — Белый дом). Находящиеся на борту, осознавая, что обречены, принимают решение оказать активное сопротивление террористам. Увы, в конечном счете самолет падает в поле у пенсильванской деревушки Шанксвилл.
О героизме пассажиров рейса 93 весь мир узнает позднее. За 4 минуты до падения последнего Boeing, в Нью-Йорке рухнула Южная башня ВТЦ, произведя на зрителей апокалиптическое впечатление. Северная башня продержалась дольше, хотя пострадала первой. В 10:28 по местному времени, поднимая тучи пыли, падает и она. Никто не понимает, что еще произойдет, ведь, возможно, это только начало, но на самом деле активная стадия самого масштабного теракта закончена. Впереди несчетное количество человеко-часов, потраченных на осмысление, анализ, переживание, изучение произошедшего и, конечно, реакцию на него.
События 11 сентября (сейчас даже можно не уточнять, какого года) оказали слишком фундаментальное влияние на следующий этап истории планеты, чтобы объяснить их какой-то сиюминутной причиной. Корни этого теракта были заложены как минимум в 1979 году, когда 22-летний студент факультета бизнес-управления Университета короля Абдул-Азиза в саудовской Джидде бросил учебу и уехал в Афганистан для борьбы против «неверных», вторгшихся туда для оказания «интернациональной помощи». Усама бин Ладен не был каким-то там нищим жителем богом забытого кишлака, для которого участие в отрядах моджахедов стало бы социальным лифтом. Его отцу принадлежал крупнейший саудовский строительный конгломерат, и хотя сыновей у бин Ладена — старшего по местному обыкновению было очень много, Усама уже в юности распоряжался неплохим состоянием в $20—30 миллионов. Именно оно стало основой его растущего влияния в среде радикального ислама.
К 1984 году 27-летний Усама совместно с партнерами создал целую организацию «Мактаб аль-Хидамат», ставшую посредником между арабским миром и антисоветским фронтом в Афганистане. Она аккумулировала финансовую помощь спонсоров, оружие, человеческие ресурсы, а затем распределяла все это, создав целую сеть тренировочных лагерей в стране. Вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 года бин Ладен воспринял и как свою личную победу, полагая, что его «Арабский легион» внес в это дело решающий вклад.
Разумеется, во время афганской кампании обойтись без контактов (скорее всего, достаточно частых и регулярных) с американскими «кураторами» было невозможно, но после ее окончания США довольно быстро из союзника моджахедов Усамы превратились в их нового врага №1. Один мировой колосс (атеистический) был повержен, настало время другого (уже преимущественно христианского, но не менее «неверного»). К этому моменту «Мактаб аль-Хидамат» из чисто афганской структуры был переформатирован в «Аль-Каиду», панарабскую организацию, целью которой была защита «угнетаемых мусульман по всему миру».
В 1992 году, после падения в Афганистане режима Наджибуллы и прихода к власти правительства, возглавляемого бывшими лидерами моджахедов, бин Ладен переезжает в Судан, который на следующие несколько лет становится центром его деятельности. По всей видимости, он планировал сделать эту африканскую страну базой «Аль-Каиды» надолго, потому что развернул в ней кипучую деятельность. Пользуясь режимом благоприятствования со стороны местных властей, он не только организовал там новую сеть тренировочных лагерей джихадистов, но и активно занялся бизнесом, в том числе привычным для себя строительным. В эти же годы фиксируются и первые попытки терактов. Существует мнение, что именно «Аль-Каида» на самом деле стояла за трагедией ноября 1997 года в египетском Луксоре, когда террористы в буквальном смысле зарезали 62 европейских и японских туриста рядом с храмом богини Хатшепсут.
Активная деятельность бин Ладена в Африке вызывает раздражение саудовской королевской семьи. Ее деньги и инвестиции оказываются более весомым аргументом для правительства Судана, чем финансы Усамы. В 1996 году его имущество в стране конфисковывают, а самого его вынуждают вновь вернуться в Афганистан. Потеря бизнеса становится последним звеном на пути радикализации бин Ладена. Считая саудовскую династию марионетками Вашингтона, обвиняя их в сговоре, он в феврале 1998 года издает фетву о создании «Всемирного фронта джихада против евреев и крестоносцев», которая провозгласила убийство американцев и их союзников «личной нуждой каждого мусульманина». С точки зрения Усамы США были виноваты прежде всего в регулярной помощи Израилю. Уже спустя полгода, в августе 1998-го, у посольств Соединенных Штатов в Танзании и Кении происходят мощные взрывы, жертвами которых становятся сотни человек. «Аль-Каида» устроила первую битву в будущей «войне на истощение» с Западом.
В конце того же 1998 года (или в самом начале 1999-го), вероятно, и произошло рождение плана, который менее чем через три года привел к событиям 11 сентября.
Одобрение «самолетной операции» состоялось на встрече бин Ладена с Халидом Шейхом Мохаммедом, международным террористом пакистанского происхождения, имевшим к этому моменту за своими плечами целую серию терактов, включая взрыв в подземном гараже Северной башни ВТЦ в Нью-Йорке 26 февраля 1993 года. С помощью набитого взрывчаткой грузовика Халид планировал «уронить» одну башню на другую и тем самым разрушить весь комплекс. В результате того теракта погибло 6 человек, но башня выстояла. А вот у организатора операции идея разрушения знаковых американских объектов приобрела навязчивый характер.
Уже в 1994 году он разработал так называемый план Боджинка, предполагавший параллельный взрыв сразу 11 пассажирских авиалайнеров над Тихим океаном. Помимо этого один самолет должен был врезаться в штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли. Спустя 2 года, уже познакомившись с Усамой, Халид представил тому модифицированное предложение. Предполагалось угнать на западном и восточном побережьях США ту же дюжину самолетов, после чего направить их в самые известные американские здания: Белый дом, Капитолий, Пентагон, ВТЦ, «Эмпайр Стейт Билдинг» в Вашингтоне и Нью-Йорке, «Сирз Тауэр» в Чикаго, «Пирамиду Трансамерика» в Сан-Франциско и так далее.
Лидер «Аль-Каиды» был в то время занят иными проектами, поэтому к плану Халида вернулся лишь через 2 года после «успеха» операции у американских посольств в Африке.
В общих чертах будущее «11 сентября» было одобрено к началу 1999 года. Споры между организаторами вызвали лишь предполагаемые цели теракта. Халид настаивал на все том же ВТЦ, а бин Ладен хотел разрушить политические символы Америки (Белый дом, Капитолий, Пентагон), что, по его мнению, должно было привести к коллапсу федеральной власти в США. Учитывая, что количество захватываемых самолетов было сокращено до четырех штук, цели были поделены организаторами теракта к обоюдному удовольствию.
Исполнителями задуманного были выбраны члены так называемой Гамбургской ячейки. Именно в этом немецком городе вокруг одной из местных мечетей сформировался круг радикальных исламистов, чья биография подходила для осуществления плана бин Ладена — Шейха Мохаммеда. Почти все они были студентами лучших гамбургских учебных заведений, выходцами из богатых и респектабельных арабских семей, неплохо учились, хорошо знали иностранные языки. И при этом мечтали об участии в джихаде. Лидером группировки стал студент Технического университета Гамбурга египтянин Мохаммед Атта, учившийся в Германии городскому планированию.
В конце 1999 года несостоявшийся урбанист, к тому времени совершивший хадж и даже попытавшийся проникнуть в Чечню, где вновь начинались боевые действия, вместе с другими членами ячейки познакомился с бин Ладеном в Афганистане, после чего началась активная стадия подготовки теракта. Летом 2000 года бóльшая часть террористов, много лет проживших в Европе, учившихся в хороших вузах, а потому не вызвавших подозрения у американских дипломатов, получила визы и приехала в США, где некоторые из них, включая и Мохаммеда Атту, записались в авиашколы для получения навыков, необходимых для совершения задуманного.
Связь Атты с Усамой американскими властями была прослежена достаточно быстро. Сначала лидер «Аль-Каиды» отрицал причастность к организации терактов, но в 2004 году все же признал очевидное:
«Видит Бог, что нам и в голову не приходило атаковать башни, но после того как ситуация стала невыносимой и мы увидели несправедливость и тиранию американо-израильского союза против нашего народа в Палестине и Ливане, я задумался об этом. А те события, что затронули меня напрямую, произошли в 1982-м и после этого, когда американцы позволили израильтянам вторгнуться в Ливан и им помог Шестой флот. Когда я наблюдал за уничтожением башен в Ливане, мне пришла мысль наказать неправых так же: уничтожить башни в Америке, чтобы они отчасти почувствовали, что чувствуем мы, и прекратили убивать наших детей и женщин».
Непосредственными жертвами теракта 11 сентября стали около 3 тысяч человек. Точную цифру, видимо, установить не удастся никогда. Процесс расследования произошедшего продолжается. Буквально на этой неделе были опознаны еще двое погибших во время тех событий.
С того дня прошло 20 лет. Впереди были «война с террором», американское вторжение в Афганистан и Ирак, падение «Талибана» и режима Саддама Хуссейна, арабская весна, революции в регионе, свержение многолетних лидеров Ливии и Египта, гражданская война в Сирии, уничтожение ИГИЛ, новый приход к власти талибов. И это лишь события, произошедшие в одном не самом крупном, но самом беспокойном уголке мира. Перечень впечатляет. И все же после размышлений над ним не отпускает банальная в своей сакраментальности мысль — как все-таки быстро летит время.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by