Спецпроект

Нашли доступное развлечение, ради которого стоит съездить в литовскую глушь

12 июня 2022 в 8:00
Автор: darriuss
Спецпроект

Нашли доступное развлечение, ради которого стоит съездить в литовскую глушь

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Уже в начале одиннадцатого утра у старого деревянного вокзала заметно оживление. Касса внутри вовсю продает билеты, а снаружи пара в форменных фуражках торгует сувенирами и отвечает на вопросы первых туристов. Несмотря на прохладную и пасмурную погоду, пассажиров набирается почти полный вагон, и ровно по расписанию маленький состав во главе с гудящим локомотивом ТУ2 отправляется в свой 12-километровый путь к живописному озеру. Мы уже подробно рассказывали про литовский городок Аникщяй и про то, где в его окрестностях с толком провести выходные. Но самое интересное мы все же оставили на десерт. Оказавшись здесь на новом кроссовере Kia Seltos, мы завершаем совместную с официальным дистрибьютором Kia в Беларуси ООО «Автопалас-М» серию материалов о поездках выходного дня к соседям рассказом о действующей узкоколейной дороге, уже почти 125 лет катающей всех желающих.

Почему туда?

С одной стороны, практически все, чем привлекателен Аникщяй, можно найти и в Беларуси. У нас тоже есть холмистый озерный край, ведь сотворивший его ледник был общим достоянием этих мест. Можно найти экотропы и обзорные башни, старинные дворцы и храмы, объекты активного отдыха, агроусадьбы среди пасторальных пейзажей и современные отели. Возможно, в Литве выбор всех этих объектов более широкий, но зато у нас все родное, привычное и более дешевое.

Преимущество Аникщяя в том, что там все вышеперечисленное сконцентрировано в радиусе даже не поездки на автомобиле, а велосипедной прогулки, а до многих «мест силы» и вовсе можно добраться пешком. К тому же есть в этом городке и уникальная в своем роде по значению и доступности достопримечательность, с которой наша страна, увы, конкурировать пока может с трудом. Аукштайтская железная дорога, протяженность которой сейчас составляет чуть меньше 70 км, — чудом сохранившийся реликт прежнего царства узкоколеек, в свое время опутавшего своими линиями не только литовскую территорию, но и значительную часть северо-запада Беларуси.

В чем уникальность?

Узкоколейки, железные дороги с шириной колеи в 750 мм (ширина стандартной колеи БЧ равна 1520 мм), конечно, существуют в нашей стране и сейчас. В настоящее время в том или ином виде насчитывается около тридцати таких транспортных систем. Проблема заключается лишь в том, что последняя полноценная пассажирская из них (Новоельня — Новогрудок) была закрыта еще в 1965 году. С тех пор, уже почти шесть десятков лет, наши узкоколейки предназначены для перевозки грузов или в лучшем случае работников тех предприятий, которые они обслуживают. Детская железная дорога в Минске, тоже узкоколейная по своей сути, все же относится к особому жанру, обычно рассматриваемому отдельно.

В Беларуси существуют энтузиасты, организующие чартерные экскурсии на промышленные узкоколейки с частичным проездом в вагонах. При всей их занимательности (например, в процессе можно познакомиться с работой торфопредприятия, ведь такие белорусские дороги исключительно торфовозные), все же речь идет о нерегулярных рейсах, случающихся редко, в лучшем случае несколько раз за сезон. Узкоколейка же в Аникщяе осуществляет регулярные перевозки, сесть в состав можно в относительно крупном городе, а главное, она вывозит своих пассажиров за его пределы, что делает ее уникальной в своем роде. По крайней мере, в регионе.

Как она появилась?

Интересно, что когда-то давным-давно в Аникщяй можно было приехать по этой узкоколейке с территории Беларуси. В 1892 году Болеслав Яловецкий основал «Первое общество подъездных железных путей России». Дебютным проектом общества была дорога шириной в 750 мм, которая прошла по родным местам Яловецкого. Первый участок уже в 1895 году связал Новые Свенцяны (ныне литовский Швенчёнеляй) с нашими Поставами. В течение следующих лет дорога была продлена до Паневежиса в Литве и Глубокого в Беларуси. Далее масштабы узкоколейной сети Яловецкого лишь расширялись, и перед Первой мировой ему принадлежало более 1100 верст таких дорог в разных регионах Российской империи, без малого половина транспортных систем такого типа в стране. За это инициатор проекта даже получил прозвище «Король узкоколеек».

В отличие от магистральных дорог с широкой колеей, у узких «железок» были свои преимущества. Они были дешевле и строились гораздо быстрее. Зачастую они проходили через небольшие населенные пункты, куда тянуть полноформатную железную дорогу было невыгодно. Для всех этих городков и местечек узкоколейки стали «линиями жизни», по которым на «большую землю» вывозились не только люди, но и региональные товары, что крайне положительно сказывалось на экономическом развитии прежде глубокой провинции. Во время Первой мировой много таких линий было сооружено в прифронтовых зонах для подвоза оружия и солдат. Некоторые из них сохранились и после войны были включены в единую сеть, начало которой положил Болеслав Яловецкий.

Почему узкоколейка в Аникщяе выжила?

С 1960-х годов начинается постепенный упадок узкоколейных железных дорог и в Литве, и в Беларуси. Самые важные их участки «перешиваются» на широкую колею, на остальных пассажирское движение постепенно прекращается. С точки зрения чиновников, дешевле было перевозить местных жителей с помощью автомобильного транспорта, чем содержать соответствующий железнодорожный подвижной состав. Когда-то на вокзале в Аникщяе можно было купить билет хоть до Владивостока, но постепенно участки пассажирского движения сокращались, хотя до 1990-х годов продолжала осуществляться довольно активная перевозка грузов (например, из кварцевого карьера под Аникщяем песок отправлялся на заводы кинескопов и стекла в Паневежис).

Во время экономического кризиса 1990-х умерли и грузоперевозки. Значительная часть литовского «узкоколейного континента» была разобрана, но, к чести правительства Литвы, участок от Паневежиса через Аникщяй к озеру Рубикяй был не просто сохранен, а поставлен (вместе со зданиями вокзала, складов и прочей технической инфраструктурой) под охрану как культурная ценность. Деревянный вокзал Аникщяя и станция при нем действительно выглядят как машина времени, переносящая в эпоху, когда узкоколейные дороги процветали.

И как дела обстоят сейчас?

Сейчас линия между Паневежисом и Аникщяем поддерживается в рабочем состоянии, однако проехать по ней можно лишь во время нерегулярных рейсов, назначаемых на различные праздники (например, рождественские), или при заказе чартерного спецрейса. Зато с мая по октябрь каждую субботу и воскресенье в 11 утра отправляется состав из Аникщяя до озера Рубикяй. Состав из локомотива и одного (или нескольких в высокий сезон) вагона преодолевает 12 километров неспешно, давая пассажирам целых 50 минут, чтобы насладиться природой Аукштайтии. Прибыв к цели, туристы могут погулять в ландшафтном заповеднике вокруг озера, позагорать на песчаном пляже, покататься на лодках или пообедать в живописной корчме в рыбацком стиле. Через два часа поезд отправляется обратно.

Вернувшись в город, туристы могут сходить в созданный на станции Аникщяй музей дороги, осмотреть старый подвижной состав, потрогать настоящий паровоз, прежде ходивший по этим путям, или осмотреть коллекцию ретроавтомобилей. Стоимость поездки составляет 10 евро – совсем небольшая цена за удовольствие испытать уцелевшую частичку уходящей железнодорожной эпохи. Занятие, одинаково интересное и взрослым, и детям.

Благодарим дилера Kia «Атлант-М» за предоставленный для поездки кроссовер Kia Seltos.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by