Частный сектор возле «Динамо» снова хотят снести. Местные жители в это не верят, и вот почему

06 мая 2022 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский

Частный сектор возле «Динамо» снова хотят снести. Местные жители в это не верят, и вот почему

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Частный сектор в районе улицы Белорусской пытаются стереть с карты города еще с конца 1970-х. Но этот островок параллельной деревенской реальности, нагло торчащий в самом центре Минска, продолжает держаться. Вопреки всем планам чиновников, которые разрабатывают один проект за другим и рассыпают по почтовым ящикам оповещения о сносе. Потом в этой схеме что-то ломается, и все изменения откладываются на неопределенный срок. Очередная новость о сносе появилась на прошлой неделе. На этот раз дома попытаются снести до 2025 года. А на освободившейся территории хотят построить общежития БГТУ, многоквартирные дома и здания общественного и коммунального назначения. Поверят ли в это местные жители? Или они уже давно распрощались с идеями о скором переезде? Сходили и узнали.

Осколок частного сектора неуклюже торчит напротив стадиона «Динамо». В основном это небольшие деревянные домики, но есть и старая советская двухэтажка, в которой тоже до сих пор живут люди. По окнам можно понять, кто уже смирился со сносом, а кто его старательно игнорирует: пластиковые стеклопакеты здесь соседствуют с деревянными ставнями (кое-где стекло разбито). В доме несколько квартир, одна из них все еще является коммуналкой. Когда-то в них даже центрального отопления не было, вместо этого у каждого стоял свой камин.

— У нас здесь холодно, сыро. Полы деревянные, прохудились уже, ветер под ними гуляет. Капитальный ремонт так никто и не сделал, разве что к Европейским играм фасад покрасили. От чиновников только отписки приходят, что вот-вот начнут. Писем уже целая куча накопилась, — рассказал нам один из жильцов.

— XXI век на дворе, люди живут в более комфортных условиях, а тут… Это даже не объяснить, надо прочувствовать все на своих костях, — вторила ему соседка.

— Хотелось бы уже какой-то определенности. Каждый год выходит очередная новость про снос, но ничего не происходит. Если бы сказали железно: «Не сносим», тогда можно было бы ремонт сделать. А так деньги не хочется тратить, когда находишься в подвешенном состоянии.

По воспоминаниям, когда-то здесь была очень тихая местность со множеством садов. Потом часть бараков снесли и построили учебные корпуса университета и общежития. Народу заметно прибавилось: студенты «захватили» частный сектор и теперь снуют то тут, то там в поисках знаний (хотя, наверное, все же в поисках приключений).

А мы тем временем сворачиваем в Круглый переулок. Некоторые дома здесь выглядят весьма колоритно: такое ощущение, что их не раз перестраивали, добавляя все новые и новые части (порой из совершенно разных материалов). Пару зданий разделены пополам: одна половина выглядит ухоженно, а другая практически разваливается.

Николая мы застаем во время тщательного инспектирования собственного огорода. На вопрос, верит ли он в предстоящий снос, недовольно бурчит:

— Меня раньше вперед ногами вынесут… От него первый раз еще в 1978 году пытались избавиться, к Олимпиаде. А при мне пять раз какие-то письма присылали. В этот раз тоже дело до конца не доведут. А я бы и не хотел никуда переезжать. И супруга моя тоже. Мы тут 25 лет уже живем.

Спускаемся по непривычно холмистой дороге и натыкаемся на деревянную постройку с отсутствующими дверными ручками. Либо владелец носит их с собой, боясь внезапных краж, либо просто давно отсюда уехал. Здесь вообще много зданий, которые кажутся заброшенными и никому не нужными. Возможно, их обитатели просто замерли в ожидании… на пару десятков лет.

Но такого точно не скажешь про Тамару. В прошлом году ее семья уже закончила ремонт внутри своего дома, в этом планирует обновить его еще и снаружи.

— Заранее нервничать я не собираюсь. Вот когда вручат документы, тогда и можно будет о чем-то говорить. Но даже если и снесут нас в 2025-м, нам еще как-то три года жить. Правда, непонятно, что здесь можно построить: общежития кругом. Очередной бизнес-центр? — задается вопросом женщина.

— Мы въехали сюда в 1991 году — обменяли на этот дом две свои квартиры. Его строили для профессора Шапиро, он проводил здесь прием больных: был его кабинет, комната ожидания. Мы несколько поменяли планировку, сделали удобства внутри… Много всего сделали. Но держаться за него не будем: я выросла в квартире, так что с удовольствием туда вернусь, — продолжает Тамара. — У меня с этим местом никакой связи нет, как, например, у соседей. Если думаете, что собственный дом — это счастье, то я вас разочарую: это бесконечные проблемы. Мы не числимся на балансе у города, и всеми вопросами ЖКХ я занимаюсь сама. Заключаю договоры с организациями, если нужно что-то почистить, вскопать и так далее. Да, здесь красиво: деревья, цветы, соловьи раньше пели. Но это очень большой труд.

Конечно, далеко не все в этом частном секторе настроены позитивно по отношению к возможным переменам.

— Возмущения уже никакого нет, давно привыкли к такому. Сколько уже проектов застройки утверждали… А за три года много чего может измениться. Неизвестно, найдутся ли на все это деньги у государства, — рассуждает мужчина по имени Петр. — Лично меня устраивает наше жилье — центр города, все близко. Дом благоустроенный, хорошая территория с детской площадкой, мангалом, зоной отдыха. Как только потеплеет, все друзья и знакомые сразу к нам. Так что переезжать мы не хотим.


Выбор покупателей
раскладные, 3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 280 кг
3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 180 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by