Покупать сейчас или ждать 2022 года? Что будет с ценами и кредитами? Чем удивил 2021-й и повторит ли этот успех 2022-й? Вместе с экспертами подводим итоги года: говорим о количестве сделок, динамике цен, активности покупателей, доступных кредитах и новых рекордах.
— 2020 год был полон событий для общества и экономики в целом и для рынка недвижимости в частности. Уходящий же 2021-й сохранил и даже приумножил драматизм и напряженность во многих сферах жизни. Когда год только начинался, все было неопределенно и многие смотрели на него со страхом и надеждой одновременно. При этом наблюдать было чрезвычайно любопытно — как говорится, ничего не понятно, но очень интересно, — рассуждает Петр Емельянов, менеджер по развитию центра недвижимости «Моя 7я».
— Такой уровень спроса (меряем его количеством сделок) никто не мог предположить.
Высокий интерес фиксировался на протяжении всего года (за исключением слабого января). И все это на фоне пессимистичных экономических ожиданий, тревожной информационной повестки и откровенно слабых финансовых инструментов на рынке недвижимости, особенно вторичной.
Тем не менее, по наблюдениям специалиста, рынок жил в стандартном цикле: слабые январь и февраль, весеннее оживление, июльский спад в разгар отпусков, августовский рост перед началом учебного года, активный ноябрь и, предположительно, хороший декабрь.
— При этом цены в течение года оставались достаточно стабильны. Рынок поощрял снижение, и первыми традиционно уходили самые «вкусные» варианты, — отмечает Петр Емельянов. — Выросло и количество предложений. Это позволило избежать дефицита интересных вариантов даже в месяцы очень высокого спроса. В противном случае рынок мог отреагировать заметным повышением цен.
А аномальный рост цен на квартиры, согласитесь, последнее, что можно было ожидать на фоне происходящего кругом.
По мнению Петра Емельянова, некоторые застройщики искусственно создают ажиотаж вокруг своих объектов, пытаясь внушить, что цены растут и новостройки вот-вот подорожают. Специалист уверен — если «квадрат» и вырастет, разницу компенсируют скидками или программами доступной рассрочки/кредитования:
— Понятно, что в свете всех санкционно-контрсанкционных новостей у застройщиков увеличиваются риски. Однако покупательская способность тоже не резиновая. Нельзя игнорировать и тот факт, что из страны уехало много платежеспособных потенциальных участников рынка. В связи с этим цены новостроек вряд ли покажут какой-либо значительный рост.
К сожалению, узнать точную информацию по совершенным сделкам на рынке первичного жилья сегодня невозможно. Долевые договоры, заключенные на стадии строительства в офисах застройщиков, не попадают в базу НКА. Однако заместитель начальника отдела консалтинга и аналитики ГК «Твоя столица» Андрей Чернышев уверен — цифры по первичке не хуже, чем в сегменте вторичного жилья:
— Если мы говорим о новостройках, то, к сожалению, данных по объему сделок у нас нет. Но здесь надо быть внимательным. Иногда в прессе проскакивает информация, что за условный июль в Минске продано 35 трешек в новостройках. Многие, читая эти цифры, удивляются: «Ничего себе как мало!» И будут правы, поскольку здесь речь идет только о введенных в эксплуатацию домах. А ведь преобладающая часть квартир в новостройках (согласно нашим исследованиям — более 70%) продается на стадии строительства — по договорам долевого строительства и путем приобретения жилищных облигаций. А данные по этим сделкам никто не аккумулирует в одном месте. Поэтому в действительности квартир в новостройках продается гораздо больше.
По нашим подсчетам, количество ежемесячно продаваемых в 2021 году квартир на стадии строительства очень близко к объему сделок на вторичном рынке.
То есть ежемесячно в Минске продается как минимум 1000 квартир в новостройках. При этом спрос остается стабильным и высоким.
Вместе с тем аналитики фиксируют небольшое снижение цен в 2021 году на рынке новостроек (на $50—70 за «квадрат»), однако Андрей Чернышев советует не спешить с выводами. Сегодня «средняя температура по больнице» находится на уровне $1300 за «квадрат» по курсу, но огромный объем жилья продается в виде «полуфабриката».
— Мы попытались разобраться, почему на бумагах произошло снижение, а на сделках откат практически неуловим. Исключение — один из комплексов экономкласса, который уже ввели в эксплуатацию (и продавали, естественно, дороже), и несколько объектов с высокой степенью готовности в комфорт-сегменте, которые изначально были выставлены по завышенным ценам. На этом все, — отмечает эксперт. — Тогда вопрос: откуда минус $50—70 за «квадрат» за год? Ответ прост: в 2021-м на рынок изначально вышло много строящегося жилья по низким ценам. Не из-за того, что застройщик был вынужден снижать стоимость, а потому, что не за что просить больше: огромный объем на первичном рынке жилья — это квартиры даже без черновой отделки.
Если к цене «квадрата» приплюсовать стоимость черновой отделки, то снижения и вовсе нет.
При этом, по данным «Твоей столицы», прямо сейчас в Минске (плюс деревня Копище) продается 150 новостроек (136 каркасников и 15 панелек). Для сравнения: даже на пике цен и спроса в 2013—2014 годах эта цифра была на уровне 130 домов. Плюс анонсированы новые крупные объекты (в том числе «Северный берег»), а масштабные комплексы («Новая Боровая» и «Минск-Мир») имеют достаточно площадей на будущее освоение.
— Большое предложение (текущее и перспективное) на фоне снижения покупательской способности и инфляции может пошатнуть ситуацию с ценами. Сейчас на рынке нестабильный момент, когда из-за любого «дуновения ветра» цены могут пойти вниз, — считает Андрей Чернышев.
Еще один любопытный тренд 2021 года — рост сделок на рынке готовых новостроек. По данным Андрея Чернышева, в хороших 2018—2019 годах эти цифры колебались в пределах 70—80 сделок ежемесячно, а сегодня — 180—190. Как так? Неужели у белорусов стало больше денег, чтобы не играть в «долевку»?
— Будем откровенны: данные цифры нельзя воспринимать однозначно, — полагает специалист. — С одной стороны, подобное явление можно было бы объяснить увеличением инвестиционных покупок, в подтверждение чего говорит и рост поступающих к нам в агентство заявок на покупку готовой квартиры в новостройке для последующей сдачи в аренду. То есть люди хотят обезопасить свои сбережения от пагубного действия инфляции и прочих рисков. Но, с другой стороны, возможно, число реальных сделок купли-продажи в готовых домах вовсе не изменилось, а увеличение произошло за счет расчетов застройщиков квартирами с подрядчиками, которые также оформляются как переходы права собственности.
По данным «Твоей столицы», средний кредитный чек по новостройкам в 2021 году — 75 тыс. рублей. Что касается вторички, то здесь ситуация сложнее: количество прокредитованных сделок сократилось, а средняя сумма за год снизилась на 10 тыс. рублей.
— Еще в 2020-м, когда кредитование вторички было доступно, эта цифра находилась на уровне 74 тыс. рублей, сейчас — 63 тыс. рублей. За счет чего такое падение? Конечно, виной всему ужесточение условий и снижение числа банковских программ. Плюс доля покупателей с кредитами на вторичке всегда ниже, чем в сегменте новостроек. Как правило, они продают имеющееся жилье, в результате чего эта сумма выступает базисом, а для приобретения другой квартиры им нужна лишь доплата. В то же время новостройки гораздо чаще берутся в качестве первого жилья, сумма на приобретение которых собирается полностью, — отмечает Андрей Чернышев.
Если говорить про спрос, то директор АН «Эксперт» Павел Астапеня также фиксирует хорошие показатели ноября. Главные тенденции месяца на рынке недвижимости — найдена равновесная цена, торг сократился, цены встали.
— Ноябрь показателен тем, что мы вернулись к докризисным результатам на рынке недвижимости. В первую очередь я говорю о вторичке, поскольку по первичному рынку информации в открытом доступе немного. Так, в Минске в ноябре было зафиксировано порядка 1400 сделок по квартирам (это значительно больше, чем в аналогичном месяце 2020 года, и соответствует показателям докризисного ноября 2019 года), — рассказывает Павел Астапеня.
— Это говорит о том, что равновесная цена на рынке недвижимости на сегодня найдена.
Подчеркну — на сегодня, поскольку ситуация может меняться. В целом спрос удовлетворяет предложение и, соответственно, наоборот.
Что касается цен, то к концу года падение перестало ощущаться.
Возможно, где-то в цифрах реальных сделок оно немного чувствуется, но это совсем не так значительно, как было в начале года. Сегодня дисконт уже не исчисляется тысячами долларов США в эквиваленте. Такой торг возможен только на дорогих штучных объектах.
По мнению специалиста, сейчас на рынке сложились хорошие условия, чтобы решать свои жилищные вопросы. И люди это делают.
— По первичке, повторюсь, данных в открытом доступе почти нет, но из той информации, что проходила в СМИ, можно сделать вывод о достаточно высоком спросе. К примеру, не так давно «Дана Холдингз» рассказала, что за год только в «Минск-Мире» продано порядка 5000 квартир. К концу года эта цифра может вырасти, и это очень хороший результат, — считает Павел Астапеня.
В «Твоей столице» и вовсе зафиксировали рекорд по сделкам за последние 10 лет. Пик пришелся на август, но уже очевидно, что общая цифра за год превысит рекорд 2017 года.
— В августе 2021-го на вторичке было продано 1480 квартир. При этом в ряде источников эта цифра может быть больше, но наши специалисты ежемесячно отфильтровывают данные по каждой сделке на предмет исключения дублей, долей и принадлежности к готовым новостройкам.
Чтобы понимать, средний показатель по сделкам таков: в стабильном 2019 году — 1100 проданных квартир в месяц, в этом — 1180.
В ноябре 2021-го зафиксировано 1280 сделок, и декабрь обещает быть как минимум не менее активным. С чем это связано? Скорее всего, в 2020 году многие покупатели взяли тайм-аут (кто-то ждал снижения цен, кто-то боялся не справиться с финансовой нагрузкой и т. п.). В 2021-м люди устали ждать, увидели, что доллар стабилен, кредиты появились, — поэтому и приняли решение вернуться на рынок, — рассказывает Андрей Чернышев.
— Что касается стоимости, то средняя цена «квадрата» на вторичке равна $1280 по курсу. При этом в отличие от новостроек за эти деньги можно рассчитывать на жилье с хорошим ремонтом «въехал и живи». Основной объем (80%) проданного жилья традиционно приходится на однушки и двушки, — говорит собеседник.
— Что касается советов для игроков рынка, то тут все традиционно для декабря, — делится Петр Емельянов. — Продавцам: если есть возможность, продавайте сейчас или хотя бы старайтесь выйти на задаток в этом году. Если у вашего покупателя сложная цепочка с не очень ликвидными объектами (завышенная цена, многокомнатные, в непопулярном районе), которые могут не успеть продаться в декабре, лучше выберите другого покупателя, с чуть меньшей суммой, но в наличном виде. Если пока нет предложений — смелее снижайте цену в рекламе: лучше сделать это добровольно сейчас, чем вынужденно в январе-феврале.
Поверьте, спрос сейчас нормальный, и если ваше предложение будет интересно, покупатели сами набегут и не дадут вам опуститься ниже рынка.
Не забывайте и про качественную рекламу: на этом рынке побеждает тот, чей маркетинг сильней.
Что касается покупателей, то тут Петр Емельянов советует ровно противоположное:
— Если есть возможность, отложите покупку до января-февраля.
Есть риск, что все самое сладкое разберут, но зато потом вы сможете надеяться на заметно больший торг и лучшие условия. При этом торгуйтесь правильно: не спрашивайте, за сколько отдадут, делайте свое предложение и обозначайте, что готовы принять решение здесь и сейчас. Подталкивание к быстрому принятию решения — мощный маркетинговый прием. Недаром вы так часто видите акционные предложения с таймером.
— Минувший год наглядно показал, что рынок недвижимости — это живой организм, со своей психологией и поведением. Оглядываясь назад, логику тех или иных событий понять легко, однако в моменте это сделать иногда очень сложно. Предположу, что декабрь закончится активно, а январь пройдет примерно как в этом году: спрос заметно отстанет от предложения, — прогнозирует Петр Емельянов. — Не исключено, что информационная повестка станет тревожнее, а потому более осторожные покупатели уйдут с рынка, продавцы же, наоборот, получат дополнительный стимул, чтобы выставить объект или снизить цену.
В любом случае все это ведет к удешевлению предложения и увеличению количества объектов в продаже.
Даже если количество новых объектов не увеличится, будет заметный остаток из нераспроданного.
— Прогнозировать дальше — все равно что гадать на кофейной гуще, но я только что выпил кофе, поэтому можем попробовать, — улыбается Петр Емельянов. — Похоже, что белорусы, как в том самом анекдоте, повисели-повисели да и привыкли. При текущим уровне напряжения и опасений рынок, вероятно, будет достаточно стабильным. Он будет продолжать жить при любых условиях, а большое количество стрессов в конце концов выработает иммунитет. Реакция рынка на всякие вызовы и риски будет слабее и слабее, как мы наблюдали это в уходящем году с волнами коронавируса.
Павел Астапеня солидарен с коллегой и не видит причин для резких колебаний цен на рынке. По мнению специалиста, декабрь завершится в темпе ноября, а 2022 год во многом повторит 2021-й.
— Я думаю, что декабрь будет похож на ноябрь. Возможно, количество сделок чуть сократится, но незначительно. Что будет дальше? Вторичный рынок будет по-прежнему ориентироваться на первичный. Если на первичном рынке продолжат появляться яркие объекты, финансовые программы и интересные условия для приобретения, то количество сделок на вторичке будет плюс-минус как в этом году. При этом я не ожидаю какого-то значительного падения количества сделок или существенного снижения цен. Скорее всего, оно будет происходить в рамках 3—4% за год.
Андрей Чернышев не так позитивен в своих прогнозах, но серьезных скачков и потрясений в ближайшей перспективе не видит:
— В январе на рынке будет совершенно ожидаемая просадка, к февралю начнется оживление, а весной и летом спрос активизируется. Заглядывать дальше не вижу смысла, потому что исходных данных нет. Можно сказать одно: любое негативное явление (скачок курса доллара или ухудшение условий кредитования) влияет на покупательскую способность и, соответственно, на стоимость жилья.
Если ситуация станет ухудшаться, то и цены будут потихоньку проседать.
В отличие от 2017—2019 годов (когда доллар колебался на уровне 2%, доходы росли, а кредиты опустились с 35 до 15%) сегодня ситуация выглядит куда менее радужно.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by