UPD
17 сентября 2021 в 17:30
Автор: Снежана Инанец. Фото: Максим Тарналицкий, facebook.com/750mm.by

Нашелся у ТЦ в Москве. Беларусь лишилась уникального паровоза

Автор: Снежана Инанец. Фото: Максим Тарналицкий, facebook.com/750mm.by

Весной Onlíner рассказывал историю старинного паровоза, который стоял в поле недалеко от Минска. Потом он исчез, а теперь нашелся в московских Черемушках. Выяснили, как Беларусь лишилась уникального объекта.

Вспоминаем, что за паровоз

Еще в мае этот паровоз находился в поле у деревни Хотеново, в Смолевичском районе. Любители старины и железных дорог смотрели на него с восхищением, мечтали когда-нибудь выкупить, восстановить и, может быть, даже возить на нем туристов. Не хватало только одного: денег. Раритет находился во владении у частного лица, мужчина называл цену: 40 тысяч долларов.

Если представлять официально, это узкоколейный четырехосный паровоз серии КП-4, одна из модификаций локомотива проекта П24. Конкретно этот паровоз с номером 465 произвели в Польше в 1955 году. В 1963-м его привезли на Детскую железную дорогу, а в 1975-м списали. Потом он стоял на путях станции «Пионерская», а после — во дворе привокзальных башен на Кирова.

В 1992 году паровоз выкупил у домоуправления и перевез к себе на участок бизнесмен, но так и не восстановил. Энтузиаст и директор частного учреждения по сохранению узкоколейных железных дорог Артем Слизкий связывался с собственником раритета, тот был готов продать, но хотел за него 40 000 долларов.

Тот самый паровоз на Детской железной дороге в Минске.
Фото: pobasenki.ru

 С участка под Минском — к ярмарке в Москве

Сейчас на месте под Минском, где стоял паровоз, — пустота

—  Всплыл паровоз в России, — рассказал редакции Артем Слизкий. — Буквально несколько дней назад нашли его в Москве, и наше узкоколейное сообщество пришло к выводу, что да, паровоз наш. Дело в том, что бесхозных паровозов именно такой модели еще недавно оставалось только три: у нас, в Казахстане и Украине. Последний узкоколейный паровоз из Беларуси стоит у торгового центра в Москве как малая архитектурная форма, такое вот банальное применение. Для нас это большая потеря. 

Белорусские энтузиасты надеялись, что паровоз признают движимой историко-культурной ценностью: обращались с таким предложением в Минский облисполком. Подготовили историческую справку, обосновали уникальность объекта.

Паровоз из Беларуси нашелся в Москве. Фото: сообщество «Неизведанная узкоколейка»

 

«На сегодняшний день паровоз К-4-465, заводской номер №4380, является единственным (!) на территории Республики Беларусь паровозом узкой (750 мм) колеи и находится в условиях, которые не способствуют его дальнейшей сохранности, а также существует реальная угроза его уничтожения в металлолом и вывоза за пределы РБ», — писал в своем обращении за 20 мая Артем Слизкий.

Специальный совет по этому вопросу собирался 29 июня, но паровозу статус историко-культурной ценности решили не придавать — мол, не в полной мере соответствует нужным критериям. Но Миноблисполком поручил Смолевичскому райисполкому «обеспечить сохранность культурной ценности, благоустройство территории возле рассматриваемого объекта, а также осуществлять контроль по его дальнейшему использованию», сказано в ответе от 8 июля.

— И вот паровоз уже вообще не в Беларуси. Кстати, у нас в законе есть такой момент: если поступает обращение насчет признания объекта историко-культурной ценностью, до момента вынесения решения о признании он должен находиться под охраной. К сожалению, неясно, когда именно паровоз увезли.

За возвращение паровоза домой Артем Слизкий намерен побороться, планирует писать в генеральную прокуратуру.

— Очень жаль, что так вышло. В принципе, уже нашлась и организация, которая была готова отыскать средства на восстановление паровоза.

Что говорит бывший хозяин паровоза

Бывший собственник паровоза, Геннадий, на белорусов обижен:

— За все эти годы было столько попыток украсть его, с прокуратурой приходилось разбираться. Я долго пытался продать его БелЖД, но она была готова только бесплатно у меня паровоз забрать. 

Геннадий подтвердил, что паровоз продал примерно полгода назад. Новый хозяин его отреставрировал и поставил на площади в Москве в районе Черемушки.

— Отдал я его по цене металлолома именно потому, что его пообещали привести в порядок и поставить в Москве как экспонат.

Что говорит покупатель

В российской столице узкоколейный старичок прописался на улице Профсоюзной, у владения 41. Здание используют для проведения межрегиональных ярмарок, по архитектуре оно напоминает старинный железнодорожный вокзал.

Мы разыскали Вячеслава, который вместе с коллегой Олегом выкупил паровоз у бывшего хозяина. Компания занимается автомобильными и железнодорожными перевозками, экспедированием грузов.

— Зданию в стиле железнодорожного вокзала около четырех лет, его построили в рамках концепции по развитию торговых зон Москвы. Этот паровоз купили, чтобы поддержать архитектурную концепцию проекта, — пояснил он.

Говорит, такой паровоз искали долго, так как часто это техника больших размеров, а дизайн требовал менее габаритную, но с захватывающим видом. Когда узнал, что под Минском как раз есть то, что надо, решил купить.

— Мне стало обидно, что столь важная техника находится в таком состоянии — ведь я сам бывший железнодорожник.

 Так Вячеслав связался с хозяином, договорился о встрече, а потом о покупке. Паровоз, говорит россиянин, купили в середине августа, во сколько обошлась техника — не рассказывает.

— Дальше были технические моменты: оформляли разрешительные документы, доставляли паровоз к месту реставрации в Калуге.

На вопрос, как вообще происходила перевозка габаритного груза, отвечает:

— Этот паровоз гораздо меньше своих собратьев, которые бегают по колее 1520 мм. Везти его было проще, чем погрузить на автотранспорт, а потом выгрузить. Время привело технику в ужасное состояние, 80% паровоза было просто уничтожено коррозией. Не хотелось, чтобы он просто переломился пополам, но опытные коллеги помогли и погрузить его, и доставить к месту назначения в целостности и сохранности.

Вячеслав считает, что любой паровоз — ценность.

— Потому что это действительно уникальная техника. Где бы паровоз ни находился, главное, что за ним следят и он кому-то нужен, а не простаивает брошенным в поле под открытым небом и погибает.

 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро