Здесь садились «инопланетяне». Что на самом деле скрывают таинственные круги на полях

115
06 августа 2020 в 7:37
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, Wikimedia, pinterest.com

Здесь садились «инопланетяне». Что на самом деле скрывают таинственные круги на полях

В начале прошлого месяца обычный французский фермер Жерар Бенуа внезапно прославился на всю округу. Рано утром 5 июля 2020 года, выйдя на свое поле рядом с городком Вими на самом севере страны, он обнаружил, что оно безнадежно испорчено. Чуть позже с помощью дрона выяснилось, что участки примятой пшеницы образуют гигантский рисунок — тамплиерский крест. Возмущению фермера не было предела, и он поделился «вандализмом» в социальных сетях. И совершенно зря. Через несколько дней огромный геоглиф стал местом паломничества тысяч любопытствующих, принявшихся вытаптывать остатки несчастного урожая. Господин Бенуа невольно оказался очередной жертвой таинственных «кругов», с конца 1970-х годов регулярно появляющихся на полях по всему миру. Десятки и сотни тысяч энтузиастов до сих пор воспринимают их как свидетельство контакта с долгожданными внеземными цивилизациями, хотя уже давным-давно понятно, как эти круги с бесконечным набором сюжетов появляются и кто за ними на самом деле стоит. Почему эти объекты так распространены в Южной Англии? При чем здесь туристическая индустрия и неформальное искусство? Разбираемся.

Дьявол-косарь

Все началось в пабе, как это иногда и случается.

Место действия: заведение под названием Percy Hobbs на окраине британского города Уинчестер на самом юге Англии.

Время действия: 1976 год.

Герои: некие Даг Боуэр и Дэйв Чорли.

Вечер, смеркалось.

Двое друзей проводили время, как и положено двум респектабельным джентльменам, за пинтой эля и интересным разговором. В какой-то момент беседы Боуэр, не так давно вернувшийся из Австралии, вспомнил об интересной истории, мелькавшей в австралийских газетах во второй половине 1960-х. Рядом с городком Талли в провинции Квинсленд местные фермеры стали сообщать в полицию, а затем и журналистам о загадочных кругах, которые появлялись ночью на их полях сахарного тростника. Причины возникновения кругов так и не были установлены, что дало возможность с чистой совестью назвать их saucer nest («гнездо летающей тарелки»), тем более что один из фермеров клялся, что видел, как с этой площадки взлетало НЛО. Посмеявшись над австралийцами, Боуэр и Чорли вышли на улицу освежиться, увидели перед собой пшеничное поле, ну и дальше логика их мысли, подогреваемая употребленными пинтами, оказалась совершенно очевидна. Так с помощью обычной железной балки и веревки началась их мистификация.

В течение следующей пары лет друзья устроили еще несколько таких провокаций, но их никто не заметил, пока в 1978 году Боуэр и Чорли не выбрали особенно удачное место — естественный амфитеатр Чизфут Хед, популярный среди туристов. Эффект превзошел ожидания — 25-метровый круг, просто круг без всякого рисунка, попал сначала в региональные, а затем и национальные СМИ и, естественно, угодил в сферу пристального внимания разного рода уфологов и специалистов в области необъяснимых явлений, принявшихся с умным видом комментировать происхождение объекта. Это был полный успех, которого и ждали Боуэр и Чорли. В дальнейшем друзья стали сами сообщать в СМИ о своей очередной работе, притворяясь случайными свидетелями, обнаружившими неопознанное.

Круг, созданный Боуэром и Чорли в 1978 году

Во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов популярность всякого рода мистификаций была на своем пике. Не только в узких кругах увлеченных тематикой паранормального, но и среди широкой общественности обсуждалась загадка т. н. Бермудского треугольника, сообщения об очередном «неопознанном летающем объекте» начали носить повсеместный характер, всерьез проводились поиски «снежного человека», организовывались экспедиции к шотландскому озеру Лох-Несс. Круги на полях, которые стали появляться в Южной Англии, оказались в таком дискурсе как нельзя более уместны.

Немедленно выяснилось, что на самом деле подобные объекты фиксировались и раньше. В Британской библиотеке обнаружился памфлет 1678 года, в котором некое существо делало что-то похожее на круг на поле. Сюжет источника, чье полное название было «Дьявол-косарь, или Странные новости из Хертфордшира», касался фермера, который отказался платить крестьянину за покос поля, заявив, что пусть лучше дьявол его скосит. Следующей ночью то самое поле объял пожар, а наутро выяснилось, что оно идеально скошено. На самом деле на появившиеся в Англии круги, где пшеница (или другие злаки) была всего лишь примята (а не скошена), это было не очень похоже, но такие нюансы не интересовали охотников за сенсациями.

Куда больший ажиотаж у них вызывал другой факт — локация, где массово стали появляться данные объекты.

Место силы

Успех акции, начатой в уинчестерском пабе, во многом обусловило место, где Боуэр и Чорли стали устраивать свои выходки. В соседнем графстве Уилтшир находится крупнейший комплекс неолитических памятников, к тому времени уже ставших Меккой любителей всего оккультного. Самым известным сооружением в этом ряду является, безусловно, Стоунхендж, расположенный в 40 минутах езды от Уинчестера. Но этим культовым в определенной среде мегалитом дело не ограничивалось. Фанатов нью-эйджа и тому подобных течений привлекали находящееся в том же графстве святилище Эйвбери (весьма кстати представляющее собой круг-кольцо, что должно было напоминать объекты на пшеничных полях), искусственный меловой курган Силбери-Хилл, крепость Барбери-Касл, т. н. Уффингтонская белая лошадь (выдолбленное в доисторические времена изображение белой лошади), кромлех Овертон-хилл и начинающаяся от него Риджуэйская дорога, одна из древнейших на земле.

Все эти выдающиеся памятники эпохи неолита и бронзового века традиционно находились в центре внимания любителей необъяснимых явлений, уверявших, что объекты накрыты энергетическими куполами, связаны энергетическими потоками и вообще представляют собой древние реликты, служившие для контакта с кем-то за пределами нашей бренной планеты. Боуэр и Чорли впоследствии честно признались, что принялись штамповать свои круги не в последнюю очередь из-за репутации местности, где, помимо прочего, была и самая плотная концентрация случаев «обнаружения» НЛО.

Инопланетный контакт и стал первой, самой популярной, версией происхождения геоглифов. Однако вскоре масштаб происходящего приобрел такой характер, что за попытку найти научное объяснение ему взялись и настоящие ученые. Наиболее бурную деятельность на этом поприще развил метеоролог и физик Терренс Миден из Университета Дэлхаузи в канадском Галифаксе. Сначала он выдвинул теорию, что профиль холмов в Южной Англии прямо влиял на образование специфических воздушных вихрей, которые в свою очередь в определенных точках могли стабилизироваться и формировать необходимый круг из примятой пшеницы. И хотя данная версия никак не объясняла, почему подобные объекты (по крайней мере, в таких количествах) не образовывались раньше, Боуэр и Чорли, создавшие фейк на теме НЛО, решили принять нужные меры. Следующие свои геоглифы они развили, принявшись вместо одного круга «рисовать» конструкции из нескольких кругов. Это, кстати, впоследствии привело ко все большему усложнению таких объектов.

В ответ на новые факты свою теорию адаптировал и Миден. Вместо обычных воздушных вихрей он сделал ответственными за появлявшиеся загадочные образования некие «электромагнитные гидродинамические плазменные вихри». Объяснения канадца выглядели столь правдоподобно, что даже Стивен Хокинг, после того как очередной круг появился у его дома в Кэмбридже, заявил, что его причиной мог стать определенный природный вихрь. Правда, одновременно знаменитый физик-теоретик счел более вероятным человеческое воздействие.

Боуэр и Чорли не сдавались в своей борьбе с ученым Миденом. В конце концов, чтобы опровергнуть «вихревые» измышления, они соорудили объект из двух кругов и пяти прямоугольников. Последние уж совершенно точно не могла сотворить матушка-природа, что в итоге вынужден был признать и незадачливый канадский метеоролог. Ну а в 1991 году Боуэр и Чорли решили получить свои 15 минут славы и выйти из шкафа. Друзья собрали журналистов и признались им, что вся эта грандиозная мистификация была начата ими еще во второй половине 1970-х. Они рассказали, что всего за прошедшее время создали на полях Южной Англии более 200 различных геоглифов, а для убедительности продемонстрировали технологию их создания. Обычный круг делался чрезвычайно просто. Необходимо было определить его центр, воткнуть там условную палку, привязать к ней веревку и обойти центр по окружности, с помощью обычной плоской доски приминая злаки.

Для полноты картины после формирования этого образцово-показательного круга Боуэр и Чорли пригласили на место происшествия ничего не подозревающего цереолога (цереология — деятельность по изучению «кругов на полях»). Эксперт подтвердил подлинность объекта (т. е. его необъяснимое происхождение), после чего был немало разочарован, когда ему рассказали правду.

Бритва Оккама

Надо сказать, что разоблачение мистификации практически никак не повлияло на количество верующих в паранормальную версию появления геоглифов. Даже наоборот, попадание всей этой растянувшейся на 15 лет истории в газеты и на телевидение лишь способствовало распространению подобных объектов по всему миру. Еще одной тенденцией стало последовательное усложнение геоглифов. Возникший в начале июля 2020 года на французском поле рисунок далеко не самый сложный из тех, что появлялись в Южной Англии и прочих странах мира. Боуэр и Чорли, некогда и начавшие все в уинчестерском пабе, могли только позавидовать масштабу и сложности многих из них.

На полях возникали не просто комбинации больших и маленьких кругов, там порой рисовались целые картины, визуализировались математические функции, фракталы (например, множество Мандельброта).

Но если к достоверности человеческого происхождения многих простых фигур, к примеру работ Боуэра и Чорли, вопросов нет, то как появлялись куда более сложные рисунки, ведь многие из них возникали всего за одну достаточно короткую ночь. Ответ на этот вопрос лежит в плоскости опыта и эффективной организации работы. Очевидно, что двумя парами рук современное производство кругов на полях не обходится — над ними сейчас работают большие команды, действия участников которых четко скоординированы. В их распоряжении уже не только примитивные веревка и доска, но и современные средства определения геопозиции, а также лазерные устройства, позволяющие правильно рассчитывать расстояния между элементами фигуры и создавать объекты нужной формы.

Еще в 1998 году группа авторов, известная под псевдонимом Circlemakers, продемонстрировала журналистам BBC возможность создания за одну ночь сложнейшей спирали из 100 кругов разного размера. Еще более сложные рисунки порой делаются в малолюдных местах, но за несколько дней. Или же для их создания получается формальное (или неформальное) разрешение хозяев поля. Многие создатели красивейших кругов считают себя настоящими художниками. Большинство из них даже предпочитает соблюдать анонимность, как это делают некоторые их коллеги с городских улиц, например Бэнкси. Этим поддерживается необходимый ореол загадочности процесса творчества. Ну а второй причиной, по которой создатели кругов не берут на себя ответственность за свои произведения, является тот факт, что чаще всего фигуры на полях могут быть расценены как вандализм, порча чужой частной собственности.

Геоглиф, созданный группой Circlemakers в 1998 году

Несмотря на то что человеческое происхождение кругов достаточно очевидно (откуда условные «инопланетяне» могут знать, например, про тамплиерский крест, да и зачем им его рисовать?), все равно в мире продолжает существовать множество людей, верящих в откровенную фантастику. Поддержанию этой веры способствует большое количество соответствующей литературы и специализированных сайтов. Ничего странного в этом нет. Во-первых, многим людям в принципе не свойственно рациональное мышление, а во-вторых, вокруг подобных геоглифов создана и существует целая небольшая туристическая индустрия. Ровно так же, как это происходит вокруг озера Лох-Несс или Бермудского треугольника. Вполне возможно, что некоторые круги и их комбинации (по крайней мере, в Южной Англии, месте их наибольшей концентрации) создаются специально, в результате сговора владельцев ферм и «экспертов-цереологов», для которых экскурсии в «места силы» стали источником заработка. Любая фигура такого рода — и последний французский пример это лишний раз подтверждает — неизменно привлекает к себе повышенное общественное внимание.

Ну а жертвы всей этой мистификации, строя очередную теорию происхождения столь заманчивых объектов, забывают про принцип «бритвы Оккама». Чаще всего верное объяснение действительно оказывается самым простым.

Читайте также:

семейный, надувной, круглая форма, 2100 л, фильтр-насос в комплекте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, Wikimedia, pinterest.com
Без комментариев