15 522
13 июля 2020 в 15:03
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова

Вспомнить строчки из песни Коржа, найти граффити с Фридой Кало. Минский музей придумывает необычные квесты по Беларуси

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова

Еще полгода назад у музея миниатюр «Страна мини» дела шли хорошо. Поток иностранных туристов, самоокупаемость, планы на будущее — расширить экспозицию, переехать в отдельное здание… С началом эпидемии коронавируса посещаемость упала до нуля, платить зарплату и аренду стало нечем и пришлось думать, как быть дальше. Решение подсказала сама жизнь: пока путешествия за границу для нас почти невозможны, нужно организовать их прямо здесь. Так и появилась идея создания индивидуальных маршрутов по Беларуси.

Что было до?

Директор музея Евгений Данилик по образованию историк. Но на зарплату учителя в нашей стране прожить довольно сложно, поэтому после университета он двинул штурмовать Москву: сначала сферу электронной коммерции (интернет-магазины и вот это все), потом логистики, где за пару лет дорос до топ-менеджера в одной из компаний. Так и подкопил деньжат на открытие собственного музея. Уже на родине.

— Идея возникла, когда я приезжал домой. Общаясь с друзьями, с удивлением обнаружил, что они ничего не знают о Беларуси и ее достопримечательностях. Тогда я подумал: а что я могу сделать для того, чтобы белорусы начали гордиться своей историей и культурой?

Парень вернулся обратно, собрал команду, которая целый год работала над созданием экспозиции. И вот в декабре 2016 года в самом центре Минска, во Дворце профсоюзов, открылся музей миниатюр «Страна мини». По словам Евгения, в мире всего 20 таких, но ни одного со столь тщательной детализацией. Когда подходишь ближе к любому макету, понимаешь: не врет. При желании и хорошем зрении можно даже лица людей рассмотреть.

Здесь, за стеклами, хранятся в уменьшенном виде 22 достопримечательности — этакая выжимка всего самого классного, что есть в Беларуси. И у каждой есть свой сюжет и концепция: в Лидском замке проходит средневековый турнир, в Мирском зрители наслаждаются «нетленочками» Солодухи на традиционных музыкальных вечерах, а у Кафедрального собора на Немиге сотрудники правопорядка задерживают очередного пьянчужку. В общем, все как в жизни.

— Не хотим, чтобы посетителям становилось скучно, поэтому серьезные исторические факты мы разбавляем какими-то шуточками, элементами геймификации: например, просим найти на одной из миниатюр единорога и загадать желание.

Удивлять здесь и правда любят. В прошлом году на «Ночи музеев» проводили экскурсию по комиксам Marvel «Что, если бы супергерои родились в Беларуси?». В каких бы локациях жили, чем занимались… Отзывы были полярные: от «ребят, что вы курили?» до полнейшего восторга.

Заморачиваются Евгений и его команда и над тем, что будет с посетителями после того, как они рассмотрят все макеты, купят на выходе парочку сувениров… Кстати, 90% ассортимента — ручная работа ремесленников. Их искал по всей стране специально обученный человек, нашел аж 115.

— Наша миссия — влюбить людей в Беларусь. И музей — это не конечная точка маршрута, это только его начало.

Мы показали самые стоящие, на наш взгляд, достопримечательности, сделали бесплатное мобильное приложение на русском и английском языке с аудиогидом и путеводителем для самостоятельного путешествия. Понравился Дворец Пусловских? Открываешь нужную вкладку, там тебе и актуальный адрес, и телефон, и информация, как добраться, где остановиться на ночь, где поесть… Хочешь экскурсию? Не проблема, ее можно заказать прямо в приложении: у нас своя база индивидуальных гидов. Мы все продумали за человека — только бери и поезжай.

За три с половиной года у музея не было ни одного выходного. Сюда забредали лица самых разных национальностей: прошлым летом здесь были замечены туристы из 63 стран, в том числе из таких отдаленных, как Бразилия, Южная Корея, Куба… Всего в 2019 году его посетили рекордных 43 тысячи человек, в 2020-м планировалось увеличить эту цифру еще на 8,5 тысячи… Но тут случился коронавирус.

А что сейчас?

 — Когда появились первые тревожные новости, мы думали, потерпим месяц-два, и все наладится. Но время шло, число посетителей сокращалось, пока не превратилось в полный ноль. Наши доходы упали на 99%. А у меня 11 сотрудников, которым нужно платить зарплату, аренда… Поэтому мы начали искать варианты, как привлечь людей. Рассказывали в соцсетях о том, что у нас безопасно: сотрудники носят маски, везде стоят антисептики, на входе измеряем температуру — мы вообще первые из музейщиков города, кто начал это делать. Не помогло. Потом разбили время работы на часовые слоты: приходи один или с семьей — и на целых 60 минут музей только твой. Никого. Ввели free donation: плати за вход сколько хочешь. Без толку.

В итоге зарплату пришлось существенно сократить, а владельца помещения просить о снижении аренды и даже отсрочке (спойлер: арендодатель пошел на уступки). Но и этих мер оказалось недостаточно, чтобы выжить.

— В конце мая мы решили: если клиент не идет к нам, мы пойдем к нему. Сейчас уехать за границу либо крайне сложно, либо вообще невозможно, поэтому люди точно начнут заново открывать для себя нашу страну. Но далеко не все знают, как это правильно делать. Больше месяца мы всей командой разрабатывали новый проект для самостоятельных путешествий. Он получил название «Тутубел». Оно легко запоминается, вызывает улыбку и отражает локальность идеи. Мы создали три квестбука на выбор. Первый — по городу Минску. Его бесплатно нарисовала для нас замечательная художница Аня Позднякова. Как им пользоваться? Сканируешь QR-код, открываешь карту с проставленными метками и двигаешься по маршруту. По ходу читаешь интересные факты, получаешь разные небанальные задания: дополнить строчку песни Макса Коржа, дорисовать башни Красного костела или найти на Октябрьской граффити с Фридой Кало. Ответы на некоторые вопросы тоже можно найти по QR-кодам.

Стоимость такой ненавязчиво-познавательной прогулки по городу — 15 рублей. С начала продаж, а это 30 июня, такие квестбуки приобрели уже 150 человек. Как говорит Евгений, попали прямо в точку.

Для тех, кто готов отправиться за пределы большой деревни и посмотреть на деревни поменьше, есть варианты поизощреннее — «Поеду посмотрю» и «Поеду посмотрю 2.0». Это индивидуальные маршруты для путешествий с  указанием конкретных геолокаций, включая заправки, придорожные кафе и т. д. Весь день расписан по минутам и продуман так, чтобы человек не устал от долгой дороги (остановки примерно каждый час), вовремя пообедал и успел посмотреть все достопримечательности. Пока доступны только Минская и Гродненская области, но совсем скоро появится и Брестская.

— Чтобы заказать квестбук, нужно зайти на наш сайт и ответить на несколько простых вопросов в анкете: возраст, опыт поездок по Беларуси, что уже видел и что больше по душе: пышная архитектура, заброшки, природные красоты или что-нибудь «инстаграмненькое». Прежде чем составлять план, надо понять, кто наш клиент и что ему интересно.

Разница между «Поеду посмотрю» и «Поеду посмотрю 2.0» в степени подстройки под запросы человека. В 2.0 подход индивидуальнее за счет большего количества вопросов. Цена тоже варьируется: 30 рублей против 55. Книжечки с маршрутами доставляют в запечатанных конвертах, открыть их рекомендуется в день поездки.

Пока создатели ориентируются на автолюбителей: все-таки путешествие позиционируется как безопасное, а общественный транспорт такого ощущения не дает. Тем, у кого своей машины нет, ребята предлагают воспользоваться каршерингом Anytime. На первой странице каждого квестбука есть задание: находишь спрятанные на картинке 3 цифры, вводишь их в правильном порядке в приложении партнеров — и получаешь скидку 20 рублей. Мелочь, а приятно.

За лето команда музея планирует выйти на доход, который хотя бы позволит выплатить сотрудникам зарплаты. Сейчас все они переквалифицировались: кто в курьера, кто в составителя маршрутов, а кто в оператора колл-центра. Если идея народу зайдет, что-то подобное разработают и для иностранных туристов, когда они снова у нас появятся. Правда, это может случиться еще очень нескоро.

сервиз на 6 персон, для чая, стекло, цвет: черный
Нет в наличии
набор кружек на 8 персон, стеклокерамика, цвет: белый

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by