Орденские замки нацистов: где готовилась новая элита Третьего рейха

14 октября 2019 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, Bundesarchive, fotopolska.eu, Wikimedia

Орденские замки нацистов: где готовилась новая элита Третьего рейха

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, Bundesarchive, fotopolska.eu, Wikimedia

В первом замке им преподавали расовую теорию, во втором закаляли характер, в третьем развивали административные навыки, учили дипломатии и военному делу. Спустя три года после попадания юнкера в систему орденсбургов, созданных нацистами полувоенных лагерей, похожих на гибрид учебного заведения, монастыря и армейских казарм, из украшенных орлом со свастикой в когтях ворот должны были выйти отчаянные фанатики, единственным смыслом жизни которых была бы служба нацистской идеологии. Их строили на границах Третьего рейха в исключительно живописных местах по образу и подобию тевтонских замков, откуда в Средние века рыцари с черными крестами на плащах и щитах уходили в свои походы на Восток. Как создавались орденсбурги, масштабные комплексы, где должна была коваться новая элита нацистской Германии, — в обзоре Onliner.

Будущее за молодежью

Сфера образования всегда находится под пристальным вниманием любого тоталитарного режима. Нацисты после прихода к власти в Германии в 1933 году, естественно, максимально быстро установили жесткий контроль и над вопросом воспитания молодежи. Школьная система, отличавшаяся во время Веймарской республики несколько хаотическим разнообразием видов и типов учебных заведений, начала унифицироваться. Образование стало обязательным и раздельным, ведь любого юного немца необходимо было накачать соответствующей идеологией с детства, чтобы после получения аттестата рейху достался бы гражданин, готовый отдать за него жизнь. Для этого изменения были внесены и в школьную программу, которую существенно сократили. Гитлер полагал, что прежняя германская школа дает детям большое количество ненужных знаний. Освободившееся время перераспределили в пользу физкультуры, производственной практики и, особенно ближе к концу 1930-х, «военно-патриотического» воспитания.

Помимо государственной системы школ (и некоторого количества частных заведений), была выстроена и вертикальная система внешкольных детских и молодежных организаций. Каждый десятилетний ребенок обязан был зарегистрироваться в Имперской молодежной штаб-квартире и после проверки (в том числе и его «расовой чистоты») мог вступить в юнгфольк, младшую группу гитлерюгенда. По достижении 14-летнего возраста он переводился непосредственно в гитлерюгенд.

Однако, кроме общегосударственной школьной системы, существовала и сеть элитных учебных заведений, которые контролировались уже не Имперским министерством науки, воспитания и народного образования, а непосредственно партийными органами НСДАП и СС — «Школы Адольфа Гитлера» и так называемые НАПОЛАС (Национал-политические учебные заведения), задачей которых была непосредственная подготовка из наиболее перспективных подростков (среди которых были, конечно, и дети нацистской верхушки) будущих управленческих кадров для партии, правительства и армии.

После получения среднего образования идеологическая обработка молодежи не заканчивалась. Это касалось в том числе (и в особенности) той избранной прослойки, окончившей школы, которые управлялись НСДАП и структурами СС. В общем-то, этой подрастающей «элите» Третьего рейха не позавидуешь. После окончания такой школы с ее довольно суровыми нравами тех из них, кто выдержал испытание, ожидала обязательная полугодовая трудовая подготовка, затем двухлетняя служба в армии, возможно, университет, но и это было еще не все. Для лучших из лучших среди партийной молодежи был придуман финальный этап обучения — образовательные лагеря, получившие в 1935 году название NS-Ordensburgen (Национал-социалистские орденские замки).

NS-Ordensburgen

Впервые о специальных высших школах для наследников партийной элиты Гитлер заявил в своей речи в Бернау под Берлином еще в 1933-м, в первый же год своего нахождения у власти. Руководство этим проектом было поручено председателю Германского трудового фронта (DAF), аналога профсоюзов, но объединившего не только работников, но и их нанимателей, рейхсляйтеру Роберту Лею, который одновременно занимал должность заведующего организационным отделом нацистской партии. Первая очередь строительства подразумевала возведение сразу трех орденских замков, каждый из которых построили недалеко от одной из границ рейха. На западе рядом с Бельгией расположился NS-Ordensburg Vogelsang («Фогельзанг»), на юге, недалеко от Швейцарии — NS-Ordensburg Sonthofen («Зонтхофен»), а на востоке, у тогдашней польско-немецкой границы — NS-Ordensburg Krössinsee («Крессинзее»).

Все три объекта «замками» назывались исключительно формально: нацисты всерьез считали себя преемниками Тевтонского ордена (в том числе и в задаче «натиска на Восток»). На деле же они представляли собой достаточно крупные учебные комплексы, выполненные в свойственной эстетике гитлеровской Германии минималистичной неоклассике. Все они достаточно неплохо сохранились и сейчас являются одними из крупнейших уцелевших образцов архитектуры Третьего рейха.

«Фогельзанг»
«Зонтхофен»
«Крессинзее»

Любопытно и другое: их строили в чрезвычайно живописных местах. «Фогельзанг» расположился на склоне высокого холма с видами на окрестные долины, «Крессинзее» — на берегу померанского озера, а «Зонтхофен» — в окружении Альпийских гор. Были выбраны максимально германские ландшафты, что, вероятно, должно было оказывать свое влияние на нравственное воспитание орденсюнкеров (так назвали курсантов этих учебных заведений).

Альпийское окружение «Зонтхофена»

Для того чтобы попасть в число курсантов орденского замка, нужно было пройти строгую проверку. Претенденту должно было быть 25—30 лет, он должен был быть членом НСДАП, гитлерюгенда, СС или СА с идеальным физическим здоровьем (даже ношение очков было поводом для отказа) и послужным списком. Естественно, первостепенное значение имело происхождение будущего орденсюнкера: право на обучение получали лишь чистокровные немцы («арийцы») с безупречной родословной. При этом они вовсе необязательно должны были быть членами влиятельных семей: от идеи сделать орденсбурги школами исключительно для детей элиты быстро отказались, что не мешало им оставаться заведениями элитарными.

Курсантам, прошедшим отбор и успешно окончившим обучение, обещали быструю карьеру в партии, правительстве, армии, СС с последующим занятием ключевых должностей рейха. Орденские замки должны были ковать кадровый резерв нацистской Германии, выпускать из своих стен фанатичных сторонников режима, преданных и готовых на все. Взамен они бы получали доступ к главному — к власти.

Предполагалось, что любой орденсюнкер должен был последовательно пройти годовой курс обучения в каждом из трех замков. Первым был «Фогельзанг», центр идеологической обработки, где осуществлялось окончательное формирование мировоззрения, уже оболваненного годами в школе и университете. Закончив годовую смену в Северной Рейн-Вестфалии, курсант переезжал в Померанию, в «Крессинзее», где закалялся его характер, в том числе и интенсивными физическими упражнениями. Спустя еще год выживший на берегах озера Крессинзее юнкер уже (по идее) со стальными духом и телом отправлялся в нацистскую цитадель, Баварские Альпы, где в «Зонтхофене» ему преподавали науку геополитики, дипломатии, администрирования и военного дела.

Все три орденских замка силами Германского трудового фронта, обладавшего практически неограниченными мобилизационными ресурсами, были построены всего за два года и сданы в эксплуатацию в 1936-м. Планировалось, что в будущем появится и четвертый, главный объект этой сети учебных лагерей. Его планировалось разместить в сакральном для нацистов городе Мариенбург (сейчас польский Мальборк), где находился колоссальный средневековый замок, столица, сердце и душа Тевтонского ордена. Именно там, в месте, где крестоносцы лелеяли планы огнем и мечом колонизировать Восток, орденсюнкеры должны были заканчивать свою формацию и уже «сверхлюдьми» (Übermensch) выходить в настоящую взрослую жизнь.

Замок в Мариенбурге

«Факелоносцы нации»

«Вы факелоносцы нации. Вы несете свет духа в борьбе за Адольфа Гитлера»

Такая выспренная и довольно бессмысленная надпись украшала пятиметровую скульптуру обнаженного гиганта, установленного на территории орденсбурга «Фогельзанг». Из всех трех нацистских орденских замков этот был крупнее прочих и использовался активнее всего. Через «Птичью песню» (так переводится «Фогельзанг» с немецкого) прошло три годовые смены юнкеров, и на его примере проще всего пояснить, что представляли из себя эти учреждения изнутри.

Архитектором объекта стал Клеменс Клотц, один из крупнейших нацистских проектировщиков. Комплекс расположился на склоне одного из холмов в буковых лесах недалеко от бельгийской границы. В общей сложности там успели возвести целый набор казарм для проживания учащихся, «общественный дом» со столовой, зрительным залом и другими помещениями, площадь для проведения массовых мероприятий, спортивные объекты, включая бассейн и один из крупнейших крытых залов на то время в мире. Весь ансамбль был украшен декором, типичным для нацистских представлений о прекрасном, включая и скульптуру «Факелоносец».

Еще больше построено не было. В планах Роберта Лея, главы Германского трудового фронта и всей программы орденских замков, было сооружение и гигантского «Дома знаний» (по сути, библиотеки), и столь же грандиозной (на 2000 мест) гостиницы движения «Сила через радость», организации, ответственной в Третьем рейхе за досуг трудящихся.

Жизнь в «Фогельзанге» (да и в оставшихся орденсбургах) была на любителя. Именно поэтому нацистские бонзы предпочитали для своих детей более либеральные в смысле режима учебные заведения, а не эти фабрики «сверхлюдей». Подъем назначался на шесть утра, затем следовали часовая утренняя физкультура, завтрак, учебные занятия (в данном случае основным предметом была расовая теория и ее производные), обед, после которого вновь начинались интенсивные занятия спортом и военные упражнения. Например, специализацией «Фогельзанга» была авиаподготовка, для чего рядом с комплексом был построен большой аэродром. В 18:30 учебный день заканчивался, но с учетом ужина свободного времени оставалось совсем немного. Отбой давался в 22:00. На карманные расходы выдавалось по 1 рейхсмарке в день каждые 10 дней.

Орденсбург для рядового юнкера был смесью университета, монастыря и армейской «учебки».

До начала войны (1936—1939) через замок успели пройти 800 курсантов. После начала боевых действий «Фогельзанг» (и два других члена орденской триады) был передан на нужды вермахта. В этой связи комплекс даже подвергся бомбежкам авиацией союзников, однако серьезно не пострадал. После войны его заняли бельгийские, а затем американские войска, орденсбург стал центром военного полигона. В 2006-м военные передали объект гражданской администрации, открывшей туда свободный доступ. Это единственный (и самый крупный) из бывших нацистских замков, который сейчас может осмотреть любой желающий.

Через второй этап обучения, в «Крессинзее», успели пройти всего две смены юнкеров. Этот орденсбург также проектировал Клеменс Клотц, но данный комплекс получился куда менее масштабным. По сути, это набор казарм, объединенных площадью для массовых мероприятий и украшенный двумя высокими символическими башнями с колоколами. Скорее всего, такая планировка связана со специализацией объекта на физическом воспитании учащихся. Соседнее озеро позволяло устраивать соревнования по гребле и яхтенному спорту.

Сейчас комплекс занят военной частью польской армии, и любопытным остается только наслаждаться озером и соседним, уже польским сонным городком Злоценец.

Баварский «Зонтхофен» также принадлежит военным — на этот раз германскому бундесверу. Однако, в отличие от малоэтажного и расположенного в лесу «Крессинзее», третий из орденсбургов хотя бы можно осмотреть снаружи. Он больше всех своих собратьев похож на замок и сооружен на холме, а потому хорошо виден из ближайших окрестностей. Здесь курсантов, прошедших идеологическую и практическую подготовку, должны были учить быть лидерами, политическими, дипломатическими и военными, хотя, по сути, из-за начала Второй мировой войны комплекс практически не использовался. Его автором был уже не Клеменс Клотц, а Герман Гислер, еще более известный нацистский архитектор, фактически второй в соответствующей иерархии Третьего рейха после Альберта Шпеера.

Четвертый орденсбург в Мариенбурге-Мальборке так и не был организован, но у нацистов существовали планы и на следующий этап обучения своих сверхлюдей. В той же Баварии, на берегу озера Кимзее, Герман Гислер проектировал и монументальный ансамбль Высшей школы НСДАП (Hohe Schule der NSDAP), главного и самого элитного нацистского университета, проект которого лоббировался Альфредом Розенбергом, уроженцем Риги и идеологом партии. Этот грандиозный комплекс должен был в будущем стать основным теоретическим исследовательским и образовательным центром Третьего рейха.

Элитные нацистские учебные лагеря заработать, по сути, так и не успели. Те из курсантов, которые успели пройти хотя бы два из орденсбургов, после начала войны на Восточном фронте были отправлены на оккупированную советскую территорию, где заняли должности в администрации рейхскомиссариатов «Украина» и «Остланд» (в том числе и на территории Беларуси). Они организовывали угон граждан СССР на принудительный труд в Германию, занимались беспощадной эксплуатацией оставшегося населения Советского Союза и его ресурсов, занимались «переселением» евреев, то есть отправкой их в лагеря смерти. По сути, несостоявшиеся «сверхлюди» оказались заурядными военными преступниками, выращенными партийными идеологами среди красивейшей природы на фоне гор, рек и лесов. К счастью, воспитание подобных персонажей так и не стало конвейером, как планировалось нацистскими функционерами. Орденсбурги остались самыми необычными и самыми страшными из немецких замков.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by