309
15 декабря 2018 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Александр Ружечка

Железнодорожный вокзал днем и ночью: лирический фоторепортаж о месте, которое обладает особенной магией

Успокаивающий перестук колес, терпкий запах на перроне, четкий голос диктора, объявляющего прибытие и отправление поездов, — главный железнодорожный вокзал, пожалуй, как никакой другой объект в городе, имеет свои узнаваемые «маркеры», способные за доли секунды возродить в сознании воспоминания о прошлом, о приятной поездке. Если ты хотя бы раз путешествовал поездом, то, считай, навсегда попал под обаяние особой «вагонной» атмосферы: приглушенный свет, ссобойка в дорогу, чай в ажурных подстаканниках, горячий титан, улыбка проводницы, разговоры в тамбуре — все это создает неповторимый уют, умиротворяющий душу и наполняющий ее ожиданием чего-то светлого и доброго. Очарованный магией железной дороги и предновогодним настроением, Onliner провел 24 часа на вокзале станции Минск-Пассажирский и в его окрестностях, разузнав, чем живет место, работающее как часы при любых обстоятельствах.

Прогулка в районе железнодорожного вокзала, даже сугубо деловая, чревата неожиданными последствиями: стоит увидеть поезда, почуять запах дороги — и все, в голове роятся мысли бросить все, сложить чемоданы и, позабыв заботы на какое-то время, отправиться по любимому или еще неизведанному маршруту.

Пока не начнешь изучать карту, планируя путешествие, даже и не думаешь о том, что Беларусь, компактная и аккуратная, буквально «разрисована» железнодорожными ветками. Пути, с высоты кажущиеся совсем тонкими черными полосками, бегут во всех направлениях, спеша соединять города и судьбы. Ветка на юг, на запад, на северо-восток — если суммировать протяженность всех полотен, проложенных по территории Беларуси, получается весьма внушительная цифра: эксплуатационная длина составляет 5480 километров. Это как расстояние от Минска до острова Ньюфаундленд или 1/7 длины экватора.

И все же как бы ни была развита железнодорожная сеть, позволяющая заглянуть в самые отдаленные уголки, главные ее ветки сходятся в одной точке — на станции Минск-Пассажирский. Официальное название локации, всегда напечатанное на билетах и служащее ориентиром для путешественников, в народе используется редко. Люди говорят куда проще: «Встретимся на вокзале». И все понимают, о чем речь и куда надо идти.

Железнодорожный вокзал — место особенное, работающее по своим четким правилам. Здесь нет места импровизации и импульсивным поступкам. Главный ориентир — расписание, которого надо строго придерживаться. Окружающий мир может дремать, скорбеть и радоваться, а здесь все будет идти по заведенному порядку: прибытие, посадка, отправление. Иначе — хаос, который так просто не разрулишь.

Сейчас уже кажется, что стеклянное здание главного железнодорожного вокзала страны существовало всегда, настолько люди привыкли к нему, изучив все ходы-закоулочки. Но на деле постройке вот-вот исполнится лишь 18: новый вокзал был открыт 30 декабря 2000 года — накануне нового века и тысячелетия.

Минск долго шел к тому, чтобы получить свой новый и функциональный вокзал: восстановленные после войны постройки (хоть и очень красивые) явно не справлялись с растущим потоком пассажиров и с растущими же требованиями к перевозкам. О том, что городу надо дать что-то современное, соответствующее статусу столицы, задумались еще в семидесятых. К началу восьмидесятых московскими специалистами был подготовлен проект, который даже успели частично реализовать — в районе Привокзальной площади появилось стройное 13-этажное здание (сейчас несколько этажей высотки занимает гостиница «Экспресс», а на остальных размещается аппарат управления станции Минск-Пассажирский). А дальше последовали события, которые отодвинули процесс строительства на долгий срок: в 1991-м было разрушено не только старое здание вокзала, но и кое-что помасштабнее.

Много позже, когда ситуация утряслась, белорусские архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов предложили подходящий проект нового здания, который и был воплощен в жизнь. Масштаб задумки впечатлял: более 35 тыс. квадратных метров общей площади, способность обслуживать до 7 тыс. пассажиров в день, эскалаторы внутри самого здания, подвижные «рукава» к перронам и поражавший тогда воображение стеклянный фасад, глядящий прямо на «Ворота города». Новое здание настолько впечатлило людей, что сюда даже приходили фотографироваться молодожены.

С тех пор минуло больше шести тысяч дней, миллионы спешащих ног прошлись по мраморному полу, неисчислимое количество чемоданных колесиков проехалось по вокзалу во всех направлениях, а по информационному табло пробежало столько букв и цифр, что и угадать не получится. Само собой, отдельным составным элементам здания периодически стал требоваться ремонт или даже реконструкция (надо же соответствовать последним тенденциям). Первым глобальной перестройке подвергся большой зал ожидания на третьем этаже.

В 2013-м, после нескольких лет «забытья» в зал вновь позвали пассажиров. Это было уже не угрюмое, темное помещение — теперь тут появились удобные кресла, национальные мотивы в отделке, модные тумбы с растениями, информационный островок и другие приятные дополнения. Люди были приятно впечатлены. Про казавшиеся полезными киоски с мелочовкой, отъедавшие когда-то добрую половину помещения, все позабыли как страшный сон.

И все же, каким бы удобным ни было главное здание, душа вокзала — это перроны. Каждый путь, будь у него такая возможность, рассказал бы не одну драматичную историю, как люди, стоя возле поезда, прощались со слезами на глазах. И как радостно встречали друг друга после долгой разлуки.

Каждый поезд, откуда бы он ни прибыл и куда бы ни направлялся, везет с собой целый ворох чувств и переживаний пассажиров. Железнодорожный состав — это куда больше, чем «связка» исправных вагонов и профессионалов, следящих за тем, чтобы все в пути прошло гладко. Это знакомства, мечты, надежды.

По традиции самые народные вагоны — плацкартные. Здесь все, как одна дружная (или не очень) семья, которой предстоит совместно проделать определенный путь, зачастую длящийся всю ночь или весь день. Заправляет настроением проводница или проводник (что пока встречается реже) — в их силах и власти приструнить смутьянов, подбодрить грустящих после разлуки и решить почти любой вопрос, касающийся поездки. А если появится тема посерьезнее, на выручку всегда готов прийти начальник поезда.

Белорусская железная дорога — это десяток стран, с которыми налажено регулярное сообщение. Чаще всего наши составы отправляются в Москву, Санкт-Петербург, Вильнюс, Киев, Львов. Внутри страны самые популярные города — Минск, Гомель, Брест, Витебск, Орша. Топ-3 самых дальних по протяженности маршрутов выглядит следующим образом: на первом месте маршрут Брест — Новосибирск (за 67 часов 52 минуты состав преодолевает 4390 километров), на втором — звучащий куда более экзотично путь Барановичи — Караганды (83 часа 12 минут и 4124 километра), на третьем — Минск-Пассажирский — Адлер (чтобы проехать 2314 километров, уходит 48 часов 14 минут). Регулярно добавляются и новые маршруты: в этом году белорусам стали доступны рейсы Минск-Пассажирский — Казань и Гродно — Варшава — Гливице.

Несмотря на альтернативы, популярность железнодорожного сообщения не падает: пунктуальность, надежность, комфорт (в машине ноги не вытянешь), предсказуемое время нахождения на границе и доступная цена делают свое дело. Каждый год услугами Белорусской железной дороги пользуется более 78 млн пассажиров, а во время больших праздников наступает настоящий ажиотаж — на наиболее востребованные направления ставят дополнительные поезда. И что особенно приятно, стоимость билетов даже на самый дефицитный рейс не повышается.

Если говорить о цифрах, то каждый день через Минск-Пассажирский проходит 60 тыс. пассажиров, отправляется в среднем 160 поездов. Самый длинный состав, который может отправиться от главной станции, насчитывает 20 вагонов плюс локомотив. Билетные кассы работают круглосуточно. Иногда, особенно накануне больших праздников или летних отпусков, из желающих заполучить заветный квиток выстраиваются большие очереди.

Белорусская железная дорога, несмотря на «брутальность» своего наименования, — это в первую очередь люди. Каждый день сотни, если не тысячи человек работают над тем, чтобы мы могли без лишних забот сесть в поезд и оказаться в нужном месте в назначенное время. Работа одних видна и с детства вызывает восторги: ну кто не мечтал прокатиться в кабине машиниста, управляя огромным составом и видя перед собой поля, города и убегающие вдаль бесконечные железнодорожные пути.

Труд других менее заметен: кто-то в кабинетах решает сложные задачи, а кто-то на местах в любую погоду проверяет исправность всех систем поезда и целостность полотна. Минское отделение Белорусской железной дороги — одно из крупнейших в стране. В его состав входит несколько десятков подразделений. Минских машинистов, готовых днем и ночью доставить пассажиров по выбранному маршруту, насчитывается 568, помощников машинистов — 386, проводников — 1031 (из них мужчин — 132).

Железная дорога никогда не спит. Пока вы умиротворенно раскладываете в поезде вещи, застилаете постель, пьете вечерний чай в красивом подстаканнике и думаете о том, как окажетесь на нужном месте, сотни видимых и не видимых вам профессионалов следят за тем, чтобы все шло так, как запланировано: системы работали, стрелки переводились, светофоры не барахлили и вся поездка была безопасной. На долю путешественника выпадает только думать о приятном и, засыпая, слушать, как мерно стучат, убаюкивая, колеса.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Оксана Красовская. Фото: Александр Ружечка