14 944
120
08 декабря 2018 в 10:05
Автор: Влад Борисевич
В Москве есть выключатели даже из золота: фоторепортаж о JUNG, немецком производителе электрофурнитуры

Розетки и выключатели — не самые главные вещи в комнате. Но они могут сыграть с тканью, деталями и дизайн-идеей пространства: такую мысль пытались донести нам во время командировки в недра JUNG. Корреспондент Onliner побывал на заводе немецкой компании, уже почти 100 лет считающейся одной из флагманов в производстве розеток и выключателей, а с недавних пор также и систем управления умным домом. Фурнитура JUNG использовалась при оформлении рейхстага и музея BMW, Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Выключатели делали даже из 24-каратного золота: этот вариант был задействован в оформлении московского отеля «Ритц-Карлтон».

В нескольких часах по автобану от Франкфурта (за нетипичное обилие для Германии небоскребов жители называют его Maine Hatten), города самолетов, поездов и денежных потоков, находится компания, задача которой — «разводить» потоки электронов и фотонов. У вас дома.

Об особенностях труда и отдыха в дождливой немецкой глубинке

Шальксмюле — не самый знаменитый немецкий город. По статистике, это одно из самых дождливых мест в Германии, больше напоминающее ухоженный дачный кооператив. Именно тут начала свою историю компания JUNG, один из производителей бытовой электрофурнитуры премиум-класса.

Основное производство компании расположено в городе Люнен, а Шальксмюле выполняет роль штаб-квартиры: тут тестируются новые идеи и более 400 работников задействованы на полуавтоматических линиях производства.

В 1912 году компания была создана 40-летним электромехаником Альбрехом Юнгом. Она до сих пор является семейной — сейчас ею руководит внук основателя. В те времена компания разрослась вокруг запатентованного шнурового выключателя с поворотом «1/8». В течение следующих 30 лет JUNG придумает выключатель с кнопкой без фиксации, стандарт конструкции любого современного выключателя.

Несколько этажей среди осеннего леса, много стекла и минимализм в дизайне — так кратко можно описать штаб-квартиру розеточной индустрии в Германии.

В холле находится небольшая демозона с самыми популярными продуктами JUNG — палитрой Ле Корбюзье, минималистичными LS Zero:

Все это на фоне огромного «портрета» выключателя LS 990:

В экскурсии по заводу представитель JUNG Губертус Вернцман подчеркивает: вся продукция производится на двух заводах в Германии и больше нигде.

розетка одинарная, скрытый монтаж, с заземлением, самозажимная клемма, пластик (дюропласт), цвет накладки: белый
клавиша для выключателя, управление одноклавишное, пластик (термопласт), цвет накладки: антрацит
рамка 1-местная, пластик (дюропласт), цвет рамки: алюминий
кнопка без фиксации, скрытый монтаж, самозажимная клемма, управление двухклавишное

Как отмечает наш экскурсовод, борьба за IT-специалистов тут идет ожесточенная. Как и во всем мире.

Айтишников на всех просто не хватает. Ближайшая кузница кадров находится в электротехническом университете Дортмунда — и, конечно же, специалистов в технологичной глубинке недостает. Ситуация очень комфортная для работников: профильные компании намечают своих будущих специалистов с первых курсов университета и забирают их к себе, как только те хлопнут дверьми альма-матер.

Основное производство JUNG расположено в городе Люнен неподалеку от дортмундского технического университета отчасти и потому, что заманить молодых специалистов в Шальксмюле непросто.

Исторически территория коммуны была освоена под отдых от громыхавшей весь XX век сталелитейной промышленности: немцы организовали укрытие в тишине, сады и огороды у домиков, нарезанных для тихой жизни до трех семей. Сейчас тут живет около 11 000 человек.

Однако на то, что многим белорусам показалось бы раем, немцев приходится стимулировать.

«Велосипеды? Тут слишком холмисто для велосипедов. Нужна машина, — отвечает наш экскурсовод. — Если нашему работнику что-то нужно, мы об этом позаботимся, будь это машина или жилье».

Как и Bang & Olufsen, про которых мы писали чуть больше года назад, JUNG по-немецки полагается на незыблемость своего качества и на актуальность дизайна. В компании три директора: маркетинг, технический и финансовый.

Каталог JUNG сейчас насчитывает более 10 000 продуктов: это простая комбинаторика нескольких дизайн-серий, разных цветов и материалов.

В середине прошлого столетия война переместила мужскую рабочую силу в тяжелую и угольную промышленность, а управляться с электротехникой пришлось оставшимся без работы и без мужей женщинам. И оказалось, что с этим они справляются даже лучше. Если быть точными, 85% рабочих в компании — женщины. Точно такая же ситуация с кадрами и у ближайшего конкурента, компании Gira.

На производстве в Шальксмюле работает несколько полностью автоматических линий сборки, на которых производится от 50 до 80 тысяч розеток в день почти в 2000 вариантов исполнения. На основном заводе в Люнене пиковые мощности выпуска могут достигать 300 000 единиц в день.

О производстве почти по канонам Industrie 4.0

Несколько лет назад JUNG перешла на принципы бережливого производства. Эти простые правила впервые были внедрены в Toyota с подачи американских специалистов, помогавших японцам после войны. Благодаря этим принципам получилось делать недорогие авто с очень низкими показателями брака — они и прикончили золотые годы американского автомобилестроения. Стоит отметить, что концепция Lean Production проникает не только на заводы, по ним также работают современные IT-компании и стартапы. Но вернемся к производству не на словах.

Каждый день 200 тонн листового металла превращается в 200 миллионов деталей розеток и выключателей JUNG. Алюминий, латунь, сталь:

Это станет контактом, кнопкой или корпусом:

JUNG производит многие подкомпоненты для электрики автомобилей BMW и Mercedes. Тут можно засвидетельствовать фразу «технологический прогресс лежит на плечах 100 небольших немецких компаний». Даже проходные контакты в розетках оцениваются на отклонения на высокоточной лазерной установке:

Линия по сборке останавливается, если лазерные датчики увидят на конвейере постороннего. За ограждения проникают лишь инженеры и технические специалисты, прерывать ручей на 80 тысяч розеток в день больше никто не имеет права:

Немало заказов комплектуется вручную. Индивидуальные сборки порой сочетают совершенно разные детали корпусов, рамки и клавиши.

Для такого многопрофильного производства на заводе удивительно немноголюдно:

Автоматическая линия финиширует стремительным роботом-упаковщиком, с ювелирной точностью разбрасывающим свежие розетки в упаковочную тару:

На JUNG достаточно ручного труда. Модели выключателей и систем управления домом собираются под конкретный электромонтажный чертеж, а если над всем этим витает дизайнер интерьера — потоковым конвейером такие задачи не решишь.

Детали в зеленой пленке — обработанный алюминий. В ручном режиме на один элемент уходит примерно две минуты.

Вкратце так выглядит процесс производства деталей корпуса: металл вытягивают, плющат, штампуют и обрезают:

Разные сплавы требуют особого отношения. Одни нужно вытягивать медленно, чтобы не образовывались некрасивые кристаллы. Другие важно обрабатывать при строгой температуре.

Один этаж над уровнем производства — и мы попадаем на территорию тестов. Выключатель должен выдержать 15 000 срабатываний от силиконового имитатора пальца, при этом на клавишах не должно оставаться даже минимальных следов эксплуатации. Розетки проверяются на «пенетрацию» 25 000 раз.

Такие стандарты неслучайны: розетки и выключатели, как говорится, продукты на всю жизнь, их меняют реже не то что смартфонов, они переживают домашнюю технику и несколько ремонтов. Поэтому все потребительские стандарты отрабатываются с 3—5-кратным запасом прочности как в тактильном плане, так и в плоскости электромеханики:

«Вот, к примеру, тихие выключатели LS 990 — они смонтированы 25 лет назад и все равно остаются белыми, а не желтыми», — с гордостью замечает наш экскурсовод.

Не обходится в тестах и без экранирующей комнаты-клетки. Она не пропускает радиосигнал и обеспечивает отсутствие помех в особо чувствительных замерах:

Мы поднимаемся в небольшой музей компании. Наш сопровождающий с улыбкой указывает на старые модели выключателей компании, многие из которых сейчас можно найти только в раритетах на eBay.

О дизайне, который должен понравиться и архитектору, и электрику

«Разработку новых продуктов мы начинаем, конечно же, с прототипов, отлитых на 3D-принтерах. Идею — на ощупь. В творческом процессе вообще важно все трогать руками», — отмечает дизайнер JUNG Оливер Штуке. Процесс создания новых продуктов и набитые шишки довольно дорого давались компании, выгоднее всего начинать разработку с маркетинга.

В самом начале процесса дизайнер пытается найти ответы на банальные вопросы. Что любит потенциальный клиент? Какие бренды предпочитает? Где получает информацию? Желает ли разбираться в новинках? Важна ли цена? Затем смотрят на его дом, превалирующую палитру цветов и материалы отделки. Из такого реверс-инжиниринга JUNG узнает две вещи: как попасться на глаза потенциальному покупателю и понравиться ему.

Продавать электромонтажку непросто. Отдельный частный клиент покупает за жизнь розетки и выключатели максимум 2—3 раза. И то — если имеет несколько квартир. Другое дело — отели, в них реновацию проводят раз в 5—7 лет.

Нужно продумать не только изящный внешний вид, но и удобство работы монтажников электрофурнитуры. На определенных стадиях розетке необходимо понравиться архитектору, дизайнеру, заказчику, электрику и строителю.

«Некоторые вещи — как Rolls Royce или iPhone. Ты просто не можешь сделать их еще лучше», — отмечает Оливер и гордо показывает модуль LS 990 с узкой рамкой.

Трудно поверить, но сегодня модели стукнуло 50: она впервые увидела свет в 1968 году. За это время в каком формате LS 990 только не выпускался: с кожаной мереей, в мраморном и глянцевом пластике, в 24-каратном золоте, хроме, стали и алюминии, матовом дюрапласте и палитре Ле Корбюзье. Полвека компания отметила выпуском утопленной в стену LS Zero.

Оливер особенно гордится LS Zero. Эта серия изделий требовала стандартизации всех продуктов. C ней нельзя изменить окружение поверх, а только подстроиться под него изнутри. Решения конкурентов не могли позволить узенькую рамочку по бокам, потому что рамки просто не хватало, чтобы скрыть монтажную коробку.

— Монтажная коробка в стене не может дать «плоскостенный дизайн», — объясняет Оливер.

LS Zero — скорее даже архитектурное решение. Розетка скрытого монтажа — это гибкая пластиковая основа, которая привинчивается к стене. Она сплавлена с керамической рамкой, которая затем обеспечивает устойчивость при заливке бетоном...

— В нашей практике они особенно часто используются в местах с борьбой за сантиметры: на кухне, где устанавливают холодильники и микроволновки, в больницах, где каталками регулярно выламывают обычные розетки... В смысле грязные обои вокруг выключателя? — недоумевает Оливер на вопрос из зала. — Странно. Руки нужно мыть.

Оливер показывает линейку архитектурной полихромии Ле Корбюзье: серию выключателей и розеток в определенных цветах. Не секрет, что таким образом компания старается быть замеченной и делает реверанс в сторону архитекторов, которые точно знакомы с творчеством швейцарца. Если кратко, Корбюзье считал, что цвет влияет на помещение не меньше, чем планировка и форма пространства. Учитывая, что цвет — это прежде всего ощущение, которое возникает у нас в голове, французский швейцарец был хитер и запатентовал свою палитру.

Палитра архитектурной полихромии Корбюзье составлена так, чтобы любой цвет можно было легко комбинировать с другим — это всего 63 оттенка. Чтобы выпускать электроприборы в этих цветах, JUNG пришлось получать специальную лицензию от фонда, курирующего наследие архитектора. Как видим, коллаборейшены случаются не только у Sony и Zeiss и Huawei и Leica.

— Google, Apple — компании такого масштаба способны и менять мир, и задавать мировой стандарт. Мы слишком маленькая компания и такими мощностями не располагаем. Но мы можем адаптироваться, чтобы помочь людям решать проблемы, — подмигивает дизайнер.

Примечательно, что несколько лет назад мы были в Германии и знакомились с тем, как финансовый локомотив Европы готовится к четвертой промышленной революции. Айсберг автоматизации и глубокой подстройки под индивидуальный заказ обычно скрыт даже от глаз приглашенных и серьезно охраняется. Удивительно, что реальные движения четвертой промышленной революции мы впервые увидели не на автомобильном производстве (что не отрицает его наличия), а в производстве таких незамысловатых вещей, как розетки и выключатели. Десятки тысяч единиц продукции, сотни тысяч готовых изделий в день, поменять можно даже цвет отдельных кнопочек — и этим всем занимается лишь около тысячи человек.

Нарастающее внимание людей к виду пространства вокруг себя, тенденция «инстаграмизации» даже домашних локаций, куча домашних картинок на Pinterest, с которыми хочется посражаться за уют и красоту, точно не оставят немцев без работы.

Читайте также:

Благодарим компанию

JUNG

за помощь в организации материала.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Влад Борисевич