Детали разных пазлов будто случайно сложились вместе, образовав сумбурный архитектурный облик. Такое сравнение часто возникает у минчан и туристов, прогуливающихся по центру столицы. За последние 15 лет в городе появилось немало несуразных домиков «под старину», не имеющих ничего общего с исторической застройкой. Onliner составил топ зданий-подделок, снискавших самую неоднозначную репутацию как в профессиональной среде архитекторов, так и у жителей Минска.
По большей части уцелевший в годы войны район старой Немиги представлял собой типичную городскую среду конца XIX века. Узкие с плавными изгибами улочки, невысокие кирпичные дома с торговыми лавками и мастерскими на первых этажах, небольшие внутренние дворики. В таком виде историческая застройка существовала вплоть до 1970-х годов, пока не стала помехой городским властям.
Архитекторы и чиновники высокого ранга в то время не видели большой исторической ценности в кварталах ветхих двухэтажных домов. Такие районы воспринимались скорее как пережиток «темных» времен, а альтернативные точки зрения наверху не приветствовались.
Бурно растущий город социалистической республики требовал новых градостроительных подходов для решения ряда задач. Так старой Немиге был уготован снос ради строительства крупного общественно-торгового центра. Второй важной задачей была прокладка новой улицы — дублера главного городского проспекта.
Реализация масштабного проекта растянулась на долгие годы. И если застройка западной стороны Немиги (торговый центр и массивный жилой дом) с горем пополам была завершена к концу 1980-х, то освоение восточной стороны к тому времени даже не началось.
К идее придать улице завершенный облик вернулись только в середине 2000-х, когда Немига представляла собой одну из самых оживленных транспортных и пешеходных артерий города. Этим обстоятельством был продиктован повышенный интерес к проекту различных инвесторов, стремящихся разместить свои административные и торговые помещения в черте района.
Наряду с созданием достаточного количества офисов и магазинов от архитекторов требовалось устранить нарастающую с каждым годом проблему парковки автотранспорта в этой части города. Решение этих задач было возложено на архитектурно-проектную мастерскую ООО «Трайпл», возглавляемую Сергеем Багласовым.
Переосмыслив историческое прошлое района и нереализованные проекты 1970-х годов, творческий коллектив пришел к компромиссному варианту — архитектурно-художественной композиции «Воспоминание о Немиге». Многоэтажный паркинг был спрятан в глубине комплекса, вдоль улицы протянулась двухуровневая платформа из стекла и бетона, на которую водрузили некий мираж городской застройки конца XIX века.
Похожим образом была сформирована застройка от улицы Комсомольской до Городского вала, с той лишь разницей, что первые два этажа близки к стилю неоклассицизма. Эта часть Немиги строилась по проекту мастерской архитектора Геннадия Дулевича. Композицию завершила округлая башня высотой с 7—8 этажный дом.
Результатом попытки совместить прошлое и настоящее явилось нагромождение массивных и эклектичных объемов, масштаб которых отвечает потребностям инвесторов.
Вместе с тем, увлекшись вольной интерпретацией образов утраченной застройки, зодчие упустили возможность создать на Немиге образец действительно современной архитектуры европейского класса, которым Минск мог бы гордиться.
Это сегодня Зыбицкая — средоточие различных заведений и одна из самых тусовочных улиц Минска. А еще каких-то 7—8 лет назад на месте бар-стрит росла небольшая тополиная роща и стояли обшарпанные дома. Власти столицы долго откладывали реконструкцию территории Верхнего города, примыкающую к Свислочи. Вероятно, ускорить процесс помогли два обстоятельства: желание инвесторов и чемпионат мира по хоккею 2014 года, в преддверии которого наводился марафет по всему городу и особенно в его центральной части.
В результате горисполком поддержал концепцию «Минскпроекта», предложившего застроить Зыбицкую «в духе старого города». Связь времен проектировщики решили подчеркнуть сочетанием классических элементов архитектуры и современного остекления.
Официально утвержденный проект встретил резкую критику со стороны защитников наследия Минска. Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры обвинило коллектив «Минскпроекта» в отклонении от исторической правды в угоду интересам бизнеса.
В качестве альтернативы общество охраны памятников рекомендовало альтернативный проект архитекторов Антона Вантуха и Андрея Лари, подготовленный на основе изучения архивных документов и фотографий. В этом проекте сохранялись историческая планировка квартала, а также объемы и пропорции существовавших когда-то зданий. Однако работа была отклонена научно-методическим советом при Минкульте.
Застройка началась осенью 2012 года. Так фантазии «в духе старого города» выглядят сегодня.
Эклектика Зыбицкой зашкаливает. Получилась разностилевая застройка с элементами китча, едва ли уместного в историческом центре Минска.
Еще одна историческая подделка и архитектурная фантазия инвестора, зашедшая слишком далеко.
Когда-то в Музыкальном переулке Верхнего города был монастырский сад, затем автостоянка. В 2010 году стало известно о планах ЗАО «Мортекс БЦЗ» возвести на ее месте «объект общественно-бытового назначения».
Градостроительный регламент допускает появление в историческом центре объектов не выше существующей застройки. По факту же рядом с 2—3-этажными зданиями инвестор построил новодел высотой в 5—6 этажей. В давно сложившейся среде возникло эклектичное, несоразмерно громоздкое сооружение. Как так получилось? В Минкульте казус объясняли хитростью застройщика.
«На предоставленных нам архитектурных чертежах новое здание по высоте соответствовало соседней существующей застройке. Со стороны ратуши оно вообще не должно было просматриваться, а со стороны Дворца республики выступал бы только краешек крыши. Однако, как выяснилось позже, на чертежах историческая застройка была визуально приподнята, а размеры этого здания, наоборот, были занижены. Хотя метраж на новом объекте был представлен правильно, — так в 2014 году комментировал ситуацию для Onliner Игорь Чернявский, в тот момент занимавший должность начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкульта. — Мы не ходили с рулеткой и не замеряли высоту соседних зданий. Все полагали, что проектировщики несут ответственность за разработанные проектные решения. Был еще один обман: застройщик значительно увеличил высоту первого этажа. Диспропорции, недопустимые для сложившейся застройки Верхнего города, стали видны только на стадии строительства».
Общественность негодовала, наглости застройщика удивлялась даже госпресса, Минкульт и администрация Центрального района выдавали предприсания на демонтаж лишних этажей, составлялись административные протоколы. Компания «Мортекс БЦЗ» в свою очередь устранялась от общения с журналистами, исправно платила штрафы, но укорачивать здание не собиралась.
Около года назад стало известно, что комплекс в Музыкальном переулке введен в эксплуатацию и работает, принося стабильные налоговые поступления в бюджет. Вопрос был решен где-то в верхах без учета общественного мнения и позиции Минкульта…
Быть может, это субъективное мнение, но здание, возникшее несколько лет назад по адресу ул. Коммунистическая, 24, хорошо смотрелось бы в качестве корпуса какого-нибудь загородного санатория, или придорожного отеля. Но уместность его появления в окружающем контексте Осмоловки породила споры и претензии. На фоне сдержанной послевоенной застройки новодел с зеркальными окнами, металлочерепицей и «драконовской» расцветкой фасада смотрится, словно выскочка, щеголяющий напускной красотой.
В ходе так называемой реконструкции, обернувшейся полным сносом аутентичной двухэтажки, Осмоловка обзавелась чужеродным сложившейся среде сооружением, не имеющим ничего общего с историей места.
Впрочем, это был не самый худший из вариантов, ведь ранее район хотели застроить многоэтажками…
В особняке размещается продюссерский центр «Спамаш». Проект здания разрабатывала «Творческая мастерская 7» Анатолия Цейтлина.
Пойдет ли Минск дальше по пути имитации исторической застройки или эта практика будет признана ошибочной? «Любая подделка под что-то старое — это всегда фальшь», — прозвучало мнение на недавно прошедшем градостроительном совете. В центре города уже достаточно зданий, подтверждающих эту мысль. Зачем нам новые примеры?
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by