Районы-кварталы: как в Минске появилась главная улица страны

191
10 января 2018 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, vk.com/minskphotohistorynews

Районы-кварталы: как в Минске появилась главная улица страны

В Минске достаточно много проспектов, но настоящий Проспект лишь один. Для большинства горожан это слово даже не требует дополнительных уточнений: фразы «Встретимся на Проспекте» или «Я сейчас на Проспекте» могут означать лишь одну — главную — улицу столицы и всей страны. Его центральную часть который год хотят включить в престижный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а любая появляющаяся на нем новостройка вызывает нешуточную озабоченность прогрессивной общественности. Между тем возникновение этой магистрали в ее нынешнем виде было вовсе не очевидным, а вот благодарить за впечатляющий своей цельностью и гармонией архитектурный ансамбль или, наоборот, оплакивать историческое наследие, принесенное в жертву созданию нового города, — это вопрос личной позиции. Чему обязан Минск его появлением и как выглядел бы город, повернись история чуть иначе? Onliner.by в цикле «Районы-кварталы» рассказывает о феномене проспекта Независимости.

Предыстория

В 1793 году в размеренной жизни Минска произошло событие, принципиально изменившее весь ход его последующей истории. 23 января была подписана конвенция, в соответствии с которой город в числе прочих земель Речи Посполитой вошел в состав Российской империи. Воеводская столица в одночасье превратилась сначала в столицу наместничества, а потом и губернии. На первый взгляд, принципиально ничего не изменилось: Минск по-прежнему оставался небольшим провинциальным городом, по сути, областным центром, напоминавшим многие другие населенные пункты Великого княжества Литовского — компактный, преимущественно деревянный, со стихийно сложившейся застройкой, над которой доминировали каменные громады барочных костелов и церквей.

С другой стороны, Россия с ее сильной центральной властью была вовсе не увлечена шляхетской демократией Речью Посполитой. У империи существовали свои планы на Минск (впрочем, как и на любой другой свой губернский город), а главное, было настойчивое желание их реализовать.

Это касалось и градостроительных вопросов. К этому моменту в России уже вовсю проводилась реформа, инициированная Екатериной II: свободная планировка, стихийно следовавшая рельефу, заменялась в городах регулярной застройкой с сеткой кварталов правильной формы, которая зачастую шла по «образцовым» (сейчас типовым) проектам. Подобным образом многие российские населенные пункты лишились своих средневековых «старых городов» (например, в Москве так был «вычищен» Кремль). Со вновь присоединенными землями поступали чуть более гуманно: в большинстве случаев «узкие кривые улочки», за которые многие из нас так любят Европу, сохранялись. «Образцовое» строительство (в соответствии с принципами екатерининской реформы) начиналось по соседству на свободной территории, и российские власти зачастую использовали это для создания полноценных новых городских центров.

Именно так в губернской Вильне по соседству со Старым городом через предместье Лукишки был проложен Георгиевский проспект (сейчас проспект Гедимина), а исторический центр Риги стал началом Большой Александровской улицы (сейчас улица Бривибас). В обоих случаях эти парадные магистрали стали центром «Новых городов», своим видом и застройкой ярко контрастировавших со средневековым ядром. Минск, несмотря на свои куда более скромные размеры, не стал исключением.

План Минска 1793 года

На карте выше видна планировка будущей белорусской столицы на момент ее присоединения к России. В том Минске существовало два композиционных центра: площади Высокий Рынок (нынешняя площадь Свободы) и Низкий Рынок (сейчас площадь 8 Марта). Главная магистраль проходила по современным улицам Немиге и Богдановича. Имперские власти такая ситуация не устраивала: с юга, запада и востока город был окружен укреплениями, сдерживавшими его рост, и от этого фактора необходимо было избавиться.

Уже к 1800 году был составлен первый в истории города планировочный план (аналог нынешнего генерального плана), в соответствии с которым предполагалось старые земляные укрепления срыть, на их месте проложить новую широкую улицу и на ней же устроить третью площадь — Новоместскую, или Новый Рынок. Сейчас место площади занимает Александровский сквер, ну а новая улица, получившая в честь первого российского губернатора Минска Захария Корнеева название «Захарьевская», достаточно быстро превращается в главную городскую магистраль, а в будущем становится основой для нынешнего проспекта Независимости. По иронии судьбы, Проспект (точнее, его «личинка») рождался как дублер Немиги. Спустя 150 лет уже на месте Немиги устроили дублер Проспекта.

План Минска 1876 года

Это был ключевой момент в городской истории. Захарьевская волей архитектора Т. Крамера, автора планировочного плана 1800 года, становится нашим аналогом виленского Георгиевского проспекта и рижской Большой Александровской улицы, парадной губернской магистралью, на которой (и в ее ближайших окрестностях) сосредотачивается самая представительная застройка, а вместе с ней формируется и эпицентр общественной жизни. Минск постепенно развивался, а с приходом сюда железных дорог начал расти еще активнее, но суть не менялась. Жителей становилось все больше, дома были все выше, но Захарьевская оставалась главной и именно в таком качестве досталась в 1917 году большевикам.

Новая власть поначалу сохраняла статус-кво, спустя два года, в 1919-м, лишь заменив старорежимное название «Захарьевская» на идеологически верное «Советская». Комплексное социалистическое преобразование города до начала Великой Отечественной войны произвести не успели. Все ограничилось лишь отдельными локальными проектами, пусть и крупными, и главным из них было строительство на Советской Дома правительства, начавшееся в 1929 году и растянувшееся на целую пятилетку. Монументальный административный комплекс появился в самом начале улицы, заняв место совсем уж малоценной исторической застройки. Принципиально важным был следующий момент: одновременно с этой грандиозной стройкой архитекторы, получив соответствующий государственный заказ, впервые задумались о формировании перед Домом правительства новой крупной площади, своими масштабами в разы превосходящей что-либо возникшее в городе до революции.

Одним из важнейших идеологических элементов советской власти были массовые мероприятия. Режим, возникший из демонстраций, сделал их неотъемлемой частью своего культурного кода в самых разнообразных вариантах, шла речь о парадах физкультурников или манифестациях солидарности трудящихся. Подходящих улиц и площадей для этого в губернском Минске не существовало. К тому же их формирование позволяло большевикам заняться любимым делом — строительством нового мира на обломках старого. В данном контексте речь шла о создании архитектурных ансамблей, всем своим обликом порывавших с прежними традициями и провозглашавших начало новой эры.

Архитектор Иосиф Лангбард, автор Дома правительства, уже к 1930 году разработал эскизный вариант новой площади, на которой его главная работа заняла бы центральное место. Предполагалось (и к концу 1930-х это было закреплено в генплане, разработанном в ленинградском институте «Гипрогор»), что именно эта не существовавшая ранее площадь станет главной в городе и будет через также строившийся Университетский городок напрямую связана с другой площадью — Привокзальной, образуя единый крупный градостроительный объект.

Вариант застройки площади Ленина (арх. И. Лангбард, 1930)

Еще один вариант застройки площади Ленина (арх. Киловатов, Ватман, 1932—1936)

Второй по значению новый общественный центр в те же 1930-е годы начал формироваться вокруг исторического Александровского сквера. Здесь до войны успели возвести здания Окружного дома офицеров (по проекту того же И. Лангбарда) и ЦК КПБ, а в ближайших окрестностях компанию им составила Библиотека имени Ленина. Однако дальнейших реконструктивных мероприятий в месте, где когда-то российские власти образовали Новый Рынок, до войны провести не успели. Саму Советскую-Захарьевскую также не трогали. Капитальная дореволюционная застройка в основном сохранялась, лишь в городских предместьях, преимущественно деревянных и расположенных в заречной части Минска, вдоль улицы развернулось активное возведение целого ряда знаковых объектов.

В 1940 году началось формирование будущей площади Победы (в то время Круглой) с двумя характерными дугообразными жилыми домами авторства архитектора Р. Столлера. В районе перекрестка с Долгобродской (сейчас Козлова) появилось еще два крупных жилых дома (горсовета и специалистов), на Комаровских развилках (ныне площадь Якуба Коласа) среди деревенского вида трущоб вырос дворец Института физкультуры, а еще дальше в той или иной степени успели построить главный корпус политехнического института, лечебный городок (сейчас ГКБ №1), Академию наук, Дом печати, «генеральский дом» напротив парка Челюскинцев и метеообсерваторию уже на самом выезде из Минска.

Однако все эти достаточно масштабные довоенные преобразования носили во многом случайный характер. Объекты были разного масштаба, выполнялись в разных архитектурных стилях (в соответствии с изменением линии партии в этом вопросе), наконец, находились на значительном удалении друг от друга, чередуясь с сохранившимися дореволюционными вставками. Никакого единого замысла в их появлении не было, и достойного ансамбля они не образовали. В центральной части Минск и вовсе сохранял свое старое губернское лицо с узкой (18—25 метров) изломанной главной улицей, застроенной двух-трехэтажными доходными домами. Все изменила война.

Рождение проспекта

Вопрос, кто и когда уничтожил старый Минск, по-прежнему остается дискуссионным — Onliner.by разбирал его в отдельном материале. Официальная статистика хорошо известна: к лету 1944 года в городе было разрушено 80% жилого фонда, в центральной части уцелело лишь около 10% всех зданий, однако в большинстве случаев речь идет о погибшей деревянной застройке, а многие из «разрушенных» домов при желании могли быть восстановлены. Другой вопрос, что такого желания не было. Более того, минскую трагедию было решено использовать для создания (очередного!) нового города.

«Многие организации естественно стремились к немедленному восстановлению этих [сгоревших] коробок [зданий]. Однако в случае их восстановления терялась возможность радикального изменения исторически сложившейся планировки района (так как коробки зданий стояли по красным линиям узких улиц), а также затруднялось достижение архитектурного единства всей застройки центра и главной магистрали», — открытым текстом писали заслуженные архитекторы В. Король и А. Воинов в своей книге «Минск. Послевоенный опыт реконструкции и развития». И добавляли: «Важнейшей проблемой проекта планировки было создание нового главного ансамбля в центре столицы, в архитектурно-художественном облике которого должны были отразиться расцвет социалистической культуры, героическая борьба и исторические победы белорусского народа».

Выше приведены два принципиальных тезиса, которыми руководствовались вернувшиеся в освобожденный город архитекторы и их начальство. Военные разрушения стали поводом наконец-то избавиться от остатков «скученной застройки старых кварталов», создав на их месте «нужный для столицы главный общественный центр с площадями, удобными для проведения демонстраций и других массовых мероприятий». При современной оценке данного решения, естественно, необходимо учитывать и систему ценностей того времени, когда дореволюционная архитектура не воспринималась как нечто ценное само по себе, когда никто не думал про историческую ткань городов, «дух места» и прочие вещи, вновь ставшие важными к XXI веку. Куда большее значение имело создание новых торжественных ансамблей, своей «радостной архитектурой» в полной мере отражавших бы величие народного подвига. И вот с учетом такого контекста можно достаточно уверенно констатировать: Минску повезло. За восстановление города взялась талантливая команда.

Довоенные проектно-планировочные материалы не пережили оккупацию, и за их создание пришлось браться заново. Всего через два месяца после освобождения в начале сентября 1944 года в столицу БССР прибыла авторитетная московская комиссия, в состав которой входили действительно выдающиеся советские архитекторы Аркадий Мордвинов, Владимир Семенов, Николай Колли и уже успевший немало поработать в нашем городе Иосиф Лангбард. Делегация совместно с успевшими вернуться на родину белорусскими коллегами разработала «эскиз-идею планировки Минска», на основе которого к началу 1946 года был закончен первый послевоенный генеральный план развития города. В первую очередь документ исправлял далеко не совершенную уличную и транспортную сеть Минска. Большие разрушения позволили преобразовать радиальную систему улиц в радиально-кольцевую. Ее основой стали кольцевые магистрали (которые не могут достроить до сих пор) и магистральные диаметры, пересекающиеся в центре города. Основных диаметров была два: один пересекал Минск с юго-востока на северо-запад (трассы современных Партизанского проспекта, улицы Ленина, проспекта Победителей), но самым главным был второй, проходивший с северо-востока на юго-запад и в своей центральной части примерно совпадавший с трассой прежней Захарьевской (в то время Советской) улицы.

Именно на его базе и было решено создать «главный общественный центр» с новым монументальным архитектурным ансамблем, который был бы достоин столицы БССР. Все прежние здания (и их остатки), мешавшие коренной реконструкции, безжалостно сносились. Главная улица расширялась более чем в два раза. Прежняя Захарьевская с ее максимальной шириной 25 метров уступала место новому Проспекту шириной 48 метров (24 метра — проезжая часть, по 12 метров — тротуары). Кроме того, в части, прилегающей к нынешней площади Независимости, устранялся дополнительный излом улицы, в результате несколько менялась ее трасса, что хорошо заметно на следующем снимке.

Начальный участок будущего проспекта Независимости. Прежняя трасса улицы Советской проходит левее. На свободной площадке была построена гостиница «Минск», а место справа занял почтамт

Трасса проспекта Независимости, наложенная на трассу улицы Советской (Захарьевской)

Расширение магистрали и корректировка ее трассы привели к масштабным сносам довоенной застройки на всем ее протяжении. Лишь на своем начальном участке (современные улица Советская, площадь Независимости, перекрестки с Володарского и Городским Валом) сохранились отдельные исторические здания, не мешавшие реконструкции. Некоторые из них, по иронии судьбы, с красной линии переместились в глубину кварталов, но главное, конечно, что они уцелели.

В остальном же архитекторы и строители получили в свое распоряжение во многом пустующую магистраль восьмикилометровой длины, вдоль которой предстояло увековечить в кирпиче, граните и гипсе «расцвет социалистической культуры». Конечный результат получился неоднозначным, но центральному участку (от площади Независимости до Октябрьской площади) повезло. Это была первая, самая ответственная, очередь строительства, которую успели закончить практически в полной мере в соответствии с оригинальным замыслом Михаила Парусникова, выигравшего со своим предложением соответствующий архитектурный конкурс.

Здесь было решено построить восемь крупных пяти-шестиэтажных жилых домов, универмаг, Госбанк, почтамт, гостиницу и то, что в соответствующих книгах носило криптоназвание «административное здание» (на самом деле — Комитет государственной безопасности).

Авторы проекта продумали все. Выбранная высота зданий наилучшим образом гармонировала с шириной проспекта, что позволило достичь нужной соразмерности застройки и пространства проспекта. Это же помогло обеспечить и хорошее восприятие зданий с точки зрения пешеходов. Монотонности, зачастую присущей ансамблевой застройке, успешно избежали: протяженность зданий составляла 100—120 метров, некоторые ставились с отступлением от красной линии, иногда с формированием курдонеров-карманов перед парадным фасадом. В то же время архитекторы в ряде случаев строили друг напротив друга дома-близнецы, что добавляло в замысел единства, а чередование жилых и общественно-административных зданий создавало при этом необходимые паузы.

Ответственные точки оформлялись соответствующим образом. Здание КГБ, например, было украшено башенкой, закрывающей створ бульвара Комсомольской улицы, ведущей к стадиону «Динамо». С противоположной стороны проспекта этот же створ декорировался двумя небольшими башнями жилых домов, на одной из которых были установлены часы.

Жилые дома строились по индивидуальным проектам, но на основе типовых секций, что позволяло обеспечить необходимый уровень планировки квартир и удешевить строительство за счет использования единообразных конструкций (лестниц, перекрытий и так далее). На первых этажах жилых домов проектировались общественные помещения (от магазинов различного профиля до кинотеатра). Вдоль проспекта, отделяя проезжую часть от тротуаров, сразу высаживались 20—25-летние липы. Как бы шокирующе по нынешним меркам это ни звучало (особенно для «Минскзеленстроя»), оказывается, высадка многолетних деревьев была освоена нашими предками еще как минимум шесть десятков лет назад.

Осторожно, шокирующий кадр

Слева еще видна дореволюционная застройка улицы Советской. Впереди заметна башенка на здании КГБ

Важнейшим отличием нового проспекта стала и целая система площадей, «нанизанных» на всю его длину. Довоенная идея с формированием главного центра на нынешней площади Независимости была признана неудачной. Первоначально и там планировался монументальный архитектурный ансамбль в классическом стиле с раскрытием его к железнодорожному вокзалу. Совершенно по-другому мог выглядеть главный корпус педагогического института, и даже мост через железную дорогу на улицу Московскую должен был получить монументальное оформление со скульптурными группами и дорогой отделкой из натурального камня. Однако от всех этих идей после начала борьбы с излишествами в архитектуре отказались. Застройка здесь продолжилась лишь в 1960-е годы уже в соответствии с новыми художественными веяниями. Тогда же избавились и от последних остатков старых дореволюционных кварталов, занимавших прежде все обширное пространство площади. К счастью, при этом уцелел Красный костел (его должны были снести под строительство панорамного кинотеатра на 2500 мест) и два доходных дома по соседству.

Однако вопрос создания новой главной площади с повестки дня не сняли. Для нее выбрали площадку в районе Центрального сквера, где до войны успели возвести Дом офицеров и здание ЦК КПБ. Участок был очень удачным. Он находился на верхушке естественного холма, на кромке достаточного крутого спуска к пойме Свислочи. Но имевшегося пространства для «парадов и демонстраций», разумеется, не хватало. В этой связи было принято решение расчистить территорию размером 220×170 метров с устройством на этом месте Центральной (сейчас Октябрьской) площади. Под ковш экскаватора и шар-бабу пошли десятки дореволюционных зданий и комплекс доминиканского монастыря имени Фомы Аквинского, безусловный шедевр белорусской архитектуры XVII—XVIII веков. Во имя создания парадного архитектурного ансамбля с карт города исчезли целые улицы, но самое обидное, что, как оказалось, зря. Никакого ансамбля здесь создано так и не было.

Центральная площадь сформирована. Одну ее половину занял сквер, на второй установлен памятник Сталину

Каким он мог быть

Конкурсные эскизы предполагавшейся застройки площади, центром которой планировали сделать новое здание Совета министров и Верховного совета БССР, впечатляют. Лучшие союзные и республиканские зодчие пытались перещеголять друг друга в степени торжественности создаваемого ансамбля, а закончилось все ничем. Вместо целостного замысла, реализация которого могла хоть в какой-то степени оправдать проведенные сносы, площадь была застроена случайным набором зданий разных эпох, слабо гармонирующих друг с другом. Пышный античный храм Дворца профсоюзов соседствует с громоздким модернизмом Дворца республики. Умеренная классика застройки улицы Энгельса противопоставляется остаткам Верхнего города и «стекляшке» бизнес-центра на Интернациональной. Завершающим гвоздем станет только что представленная «умеренная эклектика», издевательски иронизирующая над главной неудачей всего послевоенного проекта «нового мира».

Вторая очередь проспекта, главным архитектором которой стал москвич Михаил Барщ, резко отличается от первой. В ее начале, на перекрестке с улицей Янки Купалы, поставлено два высотных жилых дома, служащих своеобразными воротами перед Октябрьской площадью. Далее сплошная застройка магистрали прерывается широкой полосой водно-зеленого диаметра, на которой размещено здание цирка и сразу два крупных городских парка. Трасса проспекта при этом проходит по насыпи, возвышаясь над зелеными массивами парков и позволяя наслаждаться прекрасными панорамами обводненной Свислочи и Троицкой горы со зданиями Оперного театра и Министерства обороны. Логическим завершением участка стала необычная по своей форме для Минска Круглая площадь (сейчас овальная площадь Победы) с обелиском в центре. Михаил Барщ не только аккуратно восстановил довоенные дугообразные жилые дома, формирующие ее северную сторону, но и окончательно оформил ансамбль площади еще шестью зданиями, которые от проспекта отделяют зеленые эспланады. Получившийся результат стал несомненной удачей в застройке всего проспекта.

Начало формирования ансамбля площади Победы

О том, как выглядел этот район Минска до войны, приблизительное представление дает восстановленный и перенесенный на новое место дом-музей 1-го съезда РСДРП. В основной своей массе сельского вида деревянные хаты с полукустарными предприятиями и лавками заполняли почти все пространство до Комаровских развилок (площадь Якуба Коласа), где эта застройка достигала своего пика. Редкие капитальные здания (за исключением крупного Дома специалистов у Золотой Горки) удалось восстановить и более-менее удачно включить в новый ансамбль. Однако на этом и следующих участках он в значительной степени теряет свою цельность и гармоничность.

К примеру, на перекрестке с улицей Козлова угловая часть жилого дома так и не получила запланированного высотного завершения, отмечавшего бы важный городской перекресток с первой кольцевой магистралью.

Эскиз с нереализованной высоткой на перекрестке современных проспекта Независимости и улицы Козлова

Площадь Якуба Коласа также вышла эклектичной. Прекрасный комплекс промышленных корпусов, своими башнями выделяющий створ улицы Хоружей, контрастирует с жилыми домами на противоположной стороне улицы, лишенной богатого декора филармонией, довоенным минимализмом Института физкультуры и особенно ушедшим после реконструкции в постмодернизм ЦУМом.

Довоенный проект застройки будущей площади Якуба Коласа (тогда она должна была носить имя Пушкина)

Площадь Якуба Коласа в 1950 году

Масштабы эклектики продолжают расти по мере удаления от центра города. Довоенный постконструктивистский городок политехнического института в ходе его восстановления «одели» в пышнейший классический декор. В получившемся дворце главного корпуса БНТУ сложно узнать практически завершенное к 1941 году здание, но вместе со своими общежитиями он, по крайней мере, образует законченный и достаточно гармоничный комплекс. С ним контрастируют оставленная в оригинальном виде лангбардовская Академия наук и позднесоветский модернизм кинотеатра «Октябрь» и корпусов 1-й городской клинической больницы.

Главный корпус БНТУ в 1941 году. На переднем плане — кладбище немецких солдат. За спиной фотографа — Академия наук

Не удалось реализовать и первоначальный вариант застройки пятой городской площади — Калинина. Из всего задуманного до середины 1950-х годов успели возвести (да и то в усеченном виде) колоннады входов в Ботанический сад и парк Челюскинцев. Место еще одной задуманной высотки занял модернистский жилой дом, остальные здания возведены по измененным проектам, полностью утерявшим свой оригинальный декор.

Нереализованный проект застройки площади Калинина

Нереализованный проект застройки площади Калинина

Итоговый результат

Однако несмотря на то что творческие поиски второй половины 1940-х — первой половины 1950-х не были реализованы в полном объеме, архитектурный ансамбль проспекта Независимости в Минске все равно стал крупнейшей удачей всей белорусской советской архитектуры и одним из выдающихся образцов своего жанра во всесоюзном масштабе. В кратчайшие в исторической перспективе сроки (с 1948-го и до конца 1950-х годов) Минску достался замечательный в своей полноте и цельности комплекс зданий. Объем земляных и строительных работ был колоссальным — главная улица белорусской столицы в ходе них получила новую трассу, новый профиль и новую застройку. По утраченному из-за этого проекта города можно горевать, но факт остается фактом. Именно Проспект сейчас является лицом Минска, и он же останется им в обозримом будущем.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, vk.com/minskphotohistorynews
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
10.01.2018 в 8:04
Главное, чтобы современные архитекторы не убили то немногое, что нам осталось от предыдущих поколений в погоне за длинным рублем
10.01.2018 в 8:07
Главное, чтобы современные архитекторы не убили то немногое, что нам осталось от предыдущих поколений в погоне за длинным рублем
"че-ша":

А что там кроме Сталинского ампира есть исторического Уручье шоли?
10.01.2018 в 8:07
Как- как? Разбомбили немцы Минск во время войны, вот и был простор у архитекторов в полете мысли.
10.01.2018 в 8:08
Название - Проспект Скорины мне больше нравился.
10.01.2018 в 8:09
Наверное, если сделать такое же сравнение по Нью-Йорку,то такие же картинки трансформаций 1850-1900 гг. будут)
10.01.2018 в 8:10
И оставался бы Минск таким малоэтажным, как и раньше.
10.01.2018 в 8:11
5 лет жил на проспекте в годы учебы, моя любимая улица в Минске))
10.01.2018 в 8:14
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
10.01.2018 в 8:15
Название "Праспект Скарыны" мне больше нравилось...
10.01.2018 в 8:17
Спасибо интересный репортаж.Вот раньше люди строили и восстанавливали Минск,спасибо им! А сейчаc только тырцы и офисные планктонники.
10.01.2018 в 8:17
Минск красавец, только дороги с каждым годом узкие становятся))
10.01.2018 в 8:21
Нужно восстановить историческую справедливость и установить памятник И.В.Сталину!
10.01.2018 в 8:24
Как- как? Разбомбили немцы Минск во время войны, вот и был простор у архитекторов в полете мысли.
"ШМЭЛ":

Бабушка рассказывала, что основные разрушения приносили не немецкие, а советские бомбы.И переубедить её в этом никак не получалось...
А что до полета- стоит однажды начать безконтрольно дарить участки для застройки бизнесменам- и не аспекте оглянуться, как не останется никаких величественных задумок архитекторов. Одно убожество. Уже сейчас это явно видно..
10.01.2018 в 8:25
Отличный обзор ! Приятно было посмотреть !
10.01.2018 в 8:26
Название "Праспект Скарыны" мне больше нравилось...
"SOLDYK":

Именно на нем я и жил)
10.01.2018 в 8:27
Нравится мне смотреть старые фото Минска)
10.01.2018 в 8:32
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

Не хочу вас огорчить, но большинство ваших "россиян" имели совсем не русские фамилии!
10.01.2018 в 8:35
Misterfin,
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

А сколько снесено и уничтожено?
10.01.2018 в 8:38
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

Не русскими, а советскими. И многие исторические памятники заодно уничтожили.
10.01.2018 в 8:43
Как- как? Разбомбили немцы Минск во время войны, вот и был простор у архитекторов в полете мысли.
"ШМЭЛ":

Справедливости ради, город уничтожили не столько немцы, сколько советская авиация в 44-м.
10.01.2018 в 8:44
Про зеленстрой повеселили :)
10.01.2018 в 8:47
"Сталинки" адских денег стоят, всегда в цене как антиквариат.
10.01.2018 в 8:48
Знаменитый памятник Сталину на площади несомненно будет восстановлен. Собственно, у нас в Белоруссии их уже несколько: в Свислочи, на линии Сталина - очень достойный человек, при котором республика стала достойной частью сверхдержавы.
10.01.2018 в 8:48
И что характерно, 60 лет назад, проблем с пересадкой деревьев и озеленением проспекта не было никаких. Выкопали, пересадили и все. А сейчас эти прутики тыкают на проспекте, а толку 0.
10.01.2018 в 8:48
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
10.01.2018 в 8:49
Его центральную часть который год хотят включить в престижный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО- Хотели до постройки уродства возле цирка,теперь уже не включат.
10.01.2018 в 8:57
Такую красоту изуродовали
10.01.2018 в 8:58
лучшие дома на Проспекте построили немцы я к ГУМу бегал менять хлеб на игрушки
10.01.2018 в 9:09
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

Помню, как дед рассказывал, как за 1 день вывозили они свои семьи с территорий отошедших к Польше, чтобы не "поубивали нас поляки"
10.01.2018 в 9:10
Посмотрите какой вид на заглавной картике! Прочувствуйте, что мы потеряли :/
10.01.2018 в 9:17
Если бы не Война, Минск был бы намного красивее и сохранил бы свои исторические самобытные черты (например как Гродно).
А так все столицы бывших союзных республик строились по советским лекалам - где то больше "ампира" (Москва, Киев), где-то меньше (Минск).
10.01.2018 в 9:19
Есть такая улица на сельхозпосёлке - Гало, до сих пор покрытие - булыжник. Предлагаю переименовать в Проспект и сохранить в первозданном виде.
10.01.2018 в 9:23
Нормально,возводили, все в одном стиле,и лучше б оставили вообще старый город в покое со своими стекляшками,кемпински....пусть бы себе строили второй рядом)
10.01.2018 в 9:23
Жаль, что многие масштабные проекты не были реализованы. По сравнению с нынешним убожеством современных архитекторов, возникает вопрос, а они реально архитекторы нынче или это только модное название специальности? Изуродовали Минск за последние 20 лет.
10.01.2018 в 9:29
Зря цум "модернизировали". Получили убожество какое-то
10.01.2018 в 9:37
Было время когда машину(если она конечно была), можно было запарковать прямо на проспекте, рядом с ГУМом например, красота)
10.01.2018 в 9:38
Уже тогда высаживали полноценные деревья, а не эти жалкие и чахлые кустики, как сейчас ((
10.01.2018 в 9:47
Бабушка рассказывала, что основные разрушения приносили не немецкие, а советские бомбы
"Codman":

бабушка у каждой бомбы перед взрывом паспорт спрашивала?
10.01.2018 в 9:51
МАЗ и тракторный и БЕЛ ЛОМО и 32 и радио завод построили НЕМЦЫ а партизаны и
русские с 3 классами образования были охранниками
10.01.2018 в 9:59
Оказывается, рушить и сносить здания пережившие войну у нас в крови
10.01.2018 в 9:59
У империи существовали свои планы на Минск

И существуют.
10.01.2018 в 10:03
Низкий Рынок (сейчас площадь 8 Марта)

Нет уже площади 8 марта, когда то на ней была диспетчерская автобусов.
10.01.2018 в 10:03
Такую красоту изуродовали
"Дохтер":

Как бы не уродовали мой родной город современные "горе-бизнесмены-архитекторы', время все расставит по своим местам и всех "наградит' по заслугам,но для любого настоящего минчанина Минск останется лучшим городом Земли...
10.01.2018 в 10:04
Даже сейчас Россия строит нам АЭС, потому что мы ничего сами не умеем. По сути мы доедаем труп СССР, и в области архитектуры тоже.
Знаменитый памятник Сталину на площади несомненно будет восстановлен. Собственно, у нас в Белоруссии их уже несколько: в Свислочи, на линии Сталина - очень достойный человек, при котором республика стала достойной частью сверхдержавы.
"Misterfin":

Очень "достойный". Через 3 дня после начала войны немцы уже были в Минске. Потери белорусов от войны и репрессий исчисляются миллионами. Ещё Гитлеру предложите поставить.
10.01.2018 в 10:08
Даже сейчас Россия строит нам АЭС, потому что мы ничего сами не умеем. По сути мы доедаем труп СССР, и в области архитектуры тоже.
"Misterfin":


не обобщайте,не мы ,а вы не умеете!
10.01.2018 в 10:16
Я немного обалдел от того, что в конце 18 века уже были такие детальные схематичные планы городов, с масштабами и подписями. Я честно говоря думал такое появилось только где-то в 20 веке.
Ну а вообще очень интересная статья, как всегда.
10.01.2018 в 10:18
Вот чего есть хорошего в домах развалюшках?
10.01.2018 в 10:19
Загазованная клоака.
10.01.2018 в 10:19
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

После раздела РП я не знаю по каким признакам можно уверенно отделить русского от беларуса. Разве что по фирменному нытью.
10.01.2018 в 10:29
Хорошо написано, честно. Спасибо.
10.01.2018 в 10:30
Misterfin, что за бред... Лангбард очень русская фамилия. А дурныя мужики-беларусы только и делали, что на печи сидели. Вам бы в школу, уважаемый, историю подучить.
10.01.2018 в 10:32
Интересно! особенно о пересадке деревьев!))))
10.01.2018 в 10:33
Если бы не Война, Минск был бы намного красивее и сохранил бы свои исторические самобытные черты (например как Гродно).
А так все столицы бывших союзных республик строились по советским лекалам - где то больше "ампира" (Москва, Киев), где-то меньше (Минск).
"vadim1968":

Исторические и самобытные черты, это еврейские лабазы, и дешманские гостиницы? Разочарую, они бы давно развалились.
Гродно - бывшая королевская столица, Минск - нищий губернский городок.
10.01.2018 в 10:34
Очень точная методика вычисления "разведчиков", "Ольгинских троллей" и всяческой пятой колонны - определение по названию страны "Беларусь/Белоруссия". Вы серьезно?! Змагары и русофобы смешны в своей ненависти параноидальной
"iavizysvet":

То есть исходный комментарий того человека о любви к Сталину и заявление, что беларусы в Беларуси только и мечтают, чтоб мудрые русские им что-то построили, вас не смущает. Ясно-понятно.
10.01.2018 в 10:34
И что характерно, 60 лет назад, проблем с пересадкой деревьев и озеленением проспекта не было никаких. Выкопали, пересадили и все. А сейчас эти прутики тыкают на проспекте, а толку 0.
"Jimmy81":

Разумеется. Машин ведь нету, стой и копай. Сейчас как бэ на проспекте сильное движение автотранспорта. Перекрой его на неделю - Минск сдохнет.
10.01.2018 в 10:34
один пересекал Минск с юго-востока на юго-запад (трассы современных Партизанского проспекта, улицы Ленина, проспекта Победителей)

на северо-запад
10.01.2018 в 10:35
кто видел Тополиную улицу в Берлине тот сразу поймет кто был архитектором
и строителями нашего Проспекта рано их отпустили1955 г немцы сбросили на

Минск 3 бомбы разбомбили Минск советы когда немцев в городе уже не было
10.01.2018 в 10:35
Очень точная методика вычисления "разведчиков", "Ольгинских троллей" и всяческой пятой колонны - определение по названию страны "Беларусь/Белоруссия". Вы серьезно?! Змагары и русофобы смешны в своей ненависти параноидальной
"iavizysvet":

То есть исходный комментарий того человека о любви к Сталину и заявление, что беларусы в Беларуси только и мечтают, чтоб мудрые русские им что-то построили, вас не смущает. Ясно-понятно.
"Karl_Kori":

Как бы давно не секрет, что Минск изначально застраивался русскими, на русские деньги. Это русский город.
10.01.2018 в 10:36
кто видел Тополиную улицу в Берлине тот сразу поймет кто был архитектором
и строителями нашего Проспекта рано их отпустили1955 г немцы сбросили на

Минск 3 бомбы разбомбили Минск советы когда немцев в городе уже не было
"_GMC_":

Правильно сделали. Люди дороже чем пустые камни.
10.01.2018 в 10:36
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

После раздела РП я не знаю по каким признакам можно уверенно отделить русского от беларуса. Разве что по фирменному нытью.
"Varin":


Как же людей тянет в средневековье. Вам эти выкл и рп медом намазаны?
10.01.2018 в 10:38
Исторические и самобытные черты, это еврейские лабазы, и дешманские гостиницы? Разочарую, они бы давно развалились.
"X-harn":

ну тут вы не правы, центральная застройка Минска сегодня выглядела бы вполне по-европейски. конечно, за Свислочью уже начиналось село, но район Верхнего города-Захарьевской очень жаль, что потеряли.
10.01.2018 в 10:38
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

Не хочу вас огорчить, но большинство ваших "россиян" имели совсем не русские фамилии!
"bbking":

В Советском союзе много не руских фамилий . Главное душа Русская!!!
10.01.2018 в 10:40
Исторические и самобытные черты, это еврейские лабазы, и дешманские гостиницы? Разочарую, они бы давно развалились.
"X-harn":

ну тут вы не правы, центральная застройка Минска сегодня выглядела бы вполне по-европейски. конечно, за Свислочью уже начиналось село, но район Верхнего города-Захарьевской очень жаль, что потеряли.
"Karl_Kori":

Да, по европейский. Тогда все города европы состояли из дешевых лабазов и гостиниц. Разумеется кроме некоторых районов проживания аристократов, и крупных купцов.
В Минске ничего такого не было. Задрипанный губернский городок, пока тут железку не построили.
10.01.2018 в 10:43
Что у вас за оптика на фотоаппарате? БТ-1? Кадры как с новостей.
10.01.2018 в 10:44
Бомбили немцы, потом советы, а потом руководители партии снесли, что осталось(
10.01.2018 в 10:44
Да, по европейский. Тогда все города европы состояли из дешевых лабазов и гостиниц. Разумеется кроме некоторых районов проживания аристократов, и крупных купцов.
В Минске ничего такого не было. Задрипанный губернский городок, пока тут железку не построили.
"X-harn":

Ваши деланный цинизм по отношению к Минску скучен и неинтересен, как и вы сами.
10.01.2018 в 10:47
Да, по европейский. Тогда все города европы состояли из дешевых лабазов и гостиниц. Разумеется кроме некоторых районов проживания аристократов, и крупных купцов.
В Минске ничего такого не было. Задрипанный губернский городок, пока тут железку не построили.
"X-harn":

Ваши деланный цинизм по отношению к Минску скучен и неинтересен, как и вы сами.
"Karl_Kori":

Это чистейшая правда о Минске, которая большинство змагаров видеть не хотят, поэтому любую халупу готовы памятником признать, лишь бы построена была больше чем 70 лет назад.
10.01.2018 в 10:48
Отличная статья! Больше таких, меньше про всяких нытиков!
10.01.2018 в 10:51
Золотые века Белоруссии и Минска были только лишь в составе Российской Империи / СССР. До этого времени здесь не было ничего достойного в архитектуре, если не считать нескольких замков, к которым белорусы не имели никакого отношения. А после этого времени не построено вообще ничего, кроме примитивных стекляшек. В СССР строили для людей, а сейчас - для так называемого "бизнеса", а по сути для узаконенного воровства.
10.01.2018 в 10:55
завершать статью должна, например, фотография недоотеля возле цирка какбе для контраста: как проектировали/делали тогда, и как сейчас
10.01.2018 в 10:56
Золотые века Белоруссии и Минска были только лишь в составе Российской Империи / СССР. До этого времени здесь не было ничего достойного в архитектуре, если не считать нескольких замков, к которым белорусы не имели никакого отношения. А после этого времени не построено вообще ничего, кроме примитивных стекляшек. В СССР строили для людей, а сейчас - для так называемого "бизнеса", а по сути для узаконенного воровства.
"Misterfin":

Ну вложи свои деньги и построй для людей.
10.01.2018 в 11:02
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

В Освенциме в почве в виде остатков ДНК
10.01.2018 в 11:04
Как- как? Разбомбили немцы Минск во время войны, вот и был простор у архитекторов в полете мысли.
"ШМЭЛ":


Господи, и эти люди будут строить будущее...
10.01.2018 в 11:05
Спасибо за такую интересную статью. Раньше верил байкам о том, что Минск был почти полностью разрушен в время войны. Как сейчас помню со школы строки, выученные наизусть по теме "My native city" "...was destroyed almost completly by nazi invaders". Хотя на многих фото прекрасно видны хорошо сохранившиеся дома. Остаётся только воображать, какими они были сейчас... Наверняка их привели бы в порядок, как дома в Верхнем городе, и нам бы теперь было бы приятно гулять улицам с уютной европейской застройкой. Более того, видел послевоенные фото Раковского предместья, которое вполне себе уцелело и которое можно было бы также восстановить, как Верхний город. А теперь на минуту представьте, если бы не снесли довоенные дома на Захарьевской, Раковском предместье, не проложили бы проспект с ул. Немигой (которые разрезали старый город), то у нашего города был бы полноценный (!) старый город. Пусть не такой большой как в других европейских городах, но это был бы солидный исторический центр города, по которому можно было бы гулять намного дольше, чем по современному Верхнему городу.

Кстати, Онлайнер, подкину вам материал для новой статьи. Вы упомянули, что
Трасса проспекта при этом проходит по насыпи
(это в районе цирка). Было это в первый-второй год после окончания войны, когда ещё не было насыпи, угол наклона дороги был больше, были установлены рельсы, ходили трамваи. Так вот один трамвай сорвался и съехал вниз. Без жертв не обошлось, в т.ч. с летальным исходом. И уже после этого инцидента сделали насыпь и сделали подъём более плавным.
10.01.2018 в 11:06
Золотые века Белоруссии и Минска были только лишь в составе Российской Империи / СССР. До этого времени здесь не было ничего достойного в архитектуре, если не считать нескольких замков, к которым белорусы не имели никакого отношения. А после этого времени не построено вообще ничего, кроме примитивных стекляшек. В СССР строили для людей, а сейчас - для так называемого "бизнеса", а по сути для узаконенного воровства.
"Misterfin":


На сегодняшний день на территории Беларуси осталось примерно 2% уцелевшего культурного наследия ВКЛ и РП. 2 спички из 100, если объяснять невежде на пальцах.
10.01.2018 в 11:08
Как- как? Разбомбили немцы Минск во время войны, вот и был простор у архитекторов в полете мысли.
"ШМЭЛ":

Бабушка рассказывала, что основные разрушения приносили не немецкие, а советские бомбы.И переубедить её в этом никак не получалось...
А что до полета- стоит однажды начать безконтрольно дарить участки для застройки бизнесменам- и не аспекте оглянуться, как не останется никаких величественных задумок архитекторов. Одно убожество. Уже сейчас это явно видно..
"Codman":


Ну вполне логично. У немцев вообще не было нормальных бомбардировщиков. Были бы у Люфтваффе бомберы ходя бы как в СССР, не говоря уже о США, то Дрезден был бы детским садом по сравнению с тем, в что бы немцы превратили наши города.
10.01.2018 в 11:13
Умели садить деревья )
10.01.2018 в 11:13
Знаменитый памятник Сталину на площади несомненно будет восстановлен. Собственно, у нас в Белоруссии их уже несколько: в Свислочи, на линии Сталина - очень достойный человек, при котором республика стала достойной частью сверхдержавы.
"Misterfin":

Ну то помечтайте-помечтайте :)
10.01.2018 в 11:14
хочу расписать комментарий также, но скажу, спасибо за статью )
10.01.2018 в 11:19
Был проспект зеленее, а стал "бетоннее"....
10.01.2018 в 11:19
Хорошая дата 23 января 1973.
10.01.2018 в 11:21
Смотришь на эскизы и поражаешься каким бы мог быть Город. Хотя он и сейчас вцелом ничего такой, то восстановив как всё и было до войны- эффект совсем другой был бы.
И Самое печальное, что Главные архитекторы не видят в этом красоты и не хотят как-то иначе от советского ампира отойти сегодня(
Если память не подводит, то Варшаву восстановили локально точь-в -точь
10.01.2018 в 11:23
Я Вам мог Минска фоток старых подкинуть еще
10.01.2018 в 11:23
для статьи было бы еще
10.01.2018 в 11:24
Верните название проспектам:
Ф.Скорины и
Машерова.
Какая независимости и победимость ???
"modelkh":

83 процента - чем не победителей проспект? Независимости и так понятно - теперь уже ничего не от кого не зависит)))
10.01.2018 в 11:26
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

Точнее в рейхскомиссариате Остланд .
10.01.2018 в 11:46
Жалко что проект пл. Калинина не реализовали(((
10.01.2018 в 11:51
Если бы не Война, Минск был бы намного красивее и сохранил бы свои исторические самобытные черты (например как Гродно).
А так все столицы бывших союзных республик строились по советским лекалам - где то больше "ампира" (Москва, Киев), где-то меньше (Минск).
"vadim1968":

Максимум Немига, остальное трухлявые избушки были)))
10.01.2018 в 12:00
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

Возможно и так,вот только нам было бы все равно,нас бы не было.
10.01.2018 в 12:00
Спасибо интересный репортаж.Вот раньше люди строили и восстанавливали Минск,спасибо им! А сейчаc только тырцы и офисные планктонники.
"fogast":

Присоединяюсь к Вашему мнению. Просто уродуют наше прошлое, руки прочь от проспекта!
10.01.2018 в 12:07
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

если бы не русские не жили бы мы сейчас немцы все решили бы за нас))
10.01.2018 в 12:15
http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/147841_razglyadyvaya-starinnye-foto-gorodov-mozhno-zametit-mnogo-strannogo
10.01.2018 в 12:15
завершать статью должна, например, фотография недоотеля возле цирка какбе для контраста: как проектировали/делали тогда, и как сейчас
"Вумудщзук":


Правильно. Когда проспект вели по этой местности, для чегото-то его на насыпь поместили. Гостиницу прямо внизу у воды начали строить - и так сойдет ! Наши предки были честнее и умнее.
10.01.2018 в 12:24
Очень точная методика вычисления "разведчиков", "Ольгинских троллей" и всяческой пятой колонны - определение по названию страны "Беларусь/Белоруссия". Вы серьезно?! Змагары и русофобы смешны в своей ненависти параноидальной
"iavizysvet":

То есть исходный комментарий того человека о любви к Сталину и заявление, что беларусы в Беларуси только и мечтают, чтоб мудрые русские им что-то построили, вас не смущает. Ясно-понятно.
"Karl_Kori":

Как бы давно не секрет, что Минск изначально застраивался русскими, на русские деньги. Это русский город.
"X-harn":

Советский, а не русский.
10.01.2018 в 12:27
Смотришь на эскизы и поражаешься каким бы мог быть Город. Хотя он и сейчас вцелом ничего такой, то восстановив как всё и было до войны- эффект совсем другой был бы.
И Самое печальное, что Главные архитекторы не видят в этом красоты и не хотят как-то иначе от советского ампира отойти сегодня(
Если память не подводит, то Варшаву восстановили локально точь-в -точь
"konsyl":

Огромное спасибо советским архитекторам хочется передать за радиальную структуру дорог и магистралей. Лет через 15 в Минске от пробок будет не продохнуть и ничего уже с этим не поделаешь.
10.01.2018 в 12:29
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

После раздела РП я не знаю по каким признакам можно уверенно отделить русского от беларуса. Разве что по фирменному нытью.
"Varin":


Как же людей тянет в средневековье. Вам эти выкл и рп медом намазаны?
"ZhiSE":

Да
10.01.2018 в 12:36
Бабушка рассказывала, что основные разрушения приносили не немецкие, а советские бомбы.И переубедить её в этом никак не получалось...
"Codman":

зачем ты рассказываешь это? Судя по всему бабка не в своем уме была, ну так зачем эти бредни пересказывать?
10.01.2018 в 12:38
Еще бы решили наконец это главный проспект страны или главный танковый полигон страны, чтобы остался хоть какой-то шанс сохранить это наследие.
10.01.2018 в 12:39
Ну вполне логично. У немцев вообще не было нормальных бомбардировщиков. Были бы у Люфтваффе бомберы ходя бы как в СССР, не говоря уже о США, то Дрезден был бы детским садом по сравнению с тем, в что бы немцы превратили наши города.
"BoRoG":

А еще в СССР были автострадные танки, лучшие в мире. Да, да.
10.01.2018 в 12:40
автор, а ты не обнаглел на зеленстрой тут наговаривать? ну пересади такое дерево если умный, а мы посмотрим и дружно посмеемся
10.01.2018 в 12:42
Знаменитый памятник Сталину на площади несомненно будет восстановлен. Собственно, у нас в Белоруссии их уже несколько: в Свислочи, на линии Сталина - очень достойный человек, при котором республика стала достойной частью сверхдержавы.
"Misterfin":

Что, Ольгино из запоя вышло после праздников? Памятник сталину несомненно будет. Уже и скульптор известен - тот самый якутский мастер по лепке из навоза. Материалом обеспечим.
10.01.2018 в 12:43
а я еще помню стену Цоя на Октябрьской площади :)
10.01.2018 в 13:10
Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта,
"Misterfin":

Лучше не было бы проспекта, но при этом еще не было ничего ЛЕНИНСКОГО. Ни проспекта, ни идей, ни советской власти...ни России
10.01.2018 в 13:14
Дарриус, спасибо за статью о родном городе.

Вообще я бы с большим удовольствием погулял по Минску разных годов, и что-то мне подсказывает, что эстетического удовольствия больше вызовет сталинский ампир, чем творения чижа и экс-кемпински
10.01.2018 в 13:18
Верните название проспектам:
Ф. Скорины и
Машерова.
"modelkh":

Давайте уж сразу исходное название: "Парковая магистраль". :-)
10.01.2018 в 13:23
Как всегда, познавательно. Спасибо.

Маааленькая ошибочка:
дин пересекал Минск с юго-востока на юго-запад
.
10.01.2018 в 13:27
Без памятника Сталину на нынешней Октябрьской площади совсем пусто. И на площади и в душе.
10.01.2018 в 13:27
Очень точная методика вычисления "разведчиков", "Ольгинских троллей" и всяческой пятой колонны - определение по названию страны "Беларусь/Белоруссия". Вы серьезно?! Змагары и русофобы смешны в своей ненависти параноидальной
"iavizysvet":

То есть исходный комментарий того человека о любви к Сталину и заявление, что беларусы в Беларуси только и мечтают, чтоб мудрые русские им что-то построили, вас не смущает. Ясно-понятно.
"Karl_Kori":

Как бы давно не секрет, что Минск изначально застраивался русскими, на русские деньги. Это русский город.
"X-harn":

Советский, а не русский.
"1508198":

А русский в то время, это что не советский? как вы можете это разделять?
10.01.2018 в 13:29
Название - Проспект Скорины мне больше нравился.
"pablorianni":

А мне - проспект Ленина
10.01.2018 в 13:30
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

После раздела РП я не знаю по каким признакам можно уверенно отделить русского от беларуса. Разве что по фирменному нытью.
"Varin":


Как же людей тянет в средневековье. Вам эти выкл и рп медом намазаны?
"ZhiSE":

Да
"1508198":

Нет!!!
10.01.2018 в 13:34
Очень точная методика вычисления "разведчиков", "Ольгинских троллей" и всяческой пятой колонны - определение по названию страны "Беларусь/Белоруссия". Вы серьезно?! Змагары и русофобы смешны в своей ненависти параноидальной
"iavizysvet":

То есть исходный комментарий того человека о любви к Сталину и заявление, что беларусы в Беларуси только и мечтают, чтоб мудрые русские им что-то построили, вас не смущает. Ясно-понятно.
"Karl_Kori":

Как бы давно не секрет, что Минск изначально застраивался русскими, на русские деньги. Это русский город.
"X-harn":

Советский, а не русский.
"1508198":

Вообще как раз таки русский. Отстроенный вначале на деньги российской империи, как пересечение железных дорог. А потом на деньги СССР.
10.01.2018 в 13:40
Лучше не было бы проспекта, но при этом еще не было ничего ЛЕНИНСКОГО. Ни проспекта, ни идей, ни советской власти...ни России
"_TURBO":

Сходите в церковь
10.01.2018 в 13:51
Лучше не было бы проспекта, но при этом еще не было ничего ЛЕНИНСКОГО. Ни проспекта, ни идей, ни советской власти...ни России
"_TURBO":

Сходите в церковь
"nikita-ips":

Если в русскую православную- то-вы правы- это единственное место, куда надо идти с лениской идеей и методами
10.01.2018 в 14:01
деньги СССР
"X-harn":

То есть деньги всего СССР - это русские деньги?
Следовательно и весь бывший СССР - Россия?
Ну тогда ясно, откуда вылезли крымнашисты-присоединители...
"kolyan19-06":

95% денег СССР, это деньги от продажи природных ресурсов Урала и Сибири. ) А это Россия.
А так да, Россия это СССР с отрезанными некоторыми регионами. Надеюсь мы снова станем жить в одной стране.
10.01.2018 в 14:10
Надеюсь мы снова станем жить в одной стране.
"X-harn":

Она будет называться "кладбище", товарищ
10.01.2018 в 14:13
И что характерно, 60 лет назад, проблем с пересадкой деревьев и озеленением проспекта не было никаких. Выкопали, пересадили и все. А сейчас эти прутики тыкают на проспекте, а толку 0.
"Jimmy81":

Разумеется. Машин ведь нету, стой и копай. Сейчас как бэ на проспекте сильное движение автотранспорта. Перекрой его на неделю - Минск сдохнет.
"X-harn":

Перекрывали на несколько дней, ничего, никто не сдох
10.01.2018 в 14:13
Осторожно, шокирующий кадр

Шок! В Минске когда-то садили деревья а не рубили!
10.01.2018 в 14:21
Шок! В Минске когда-то садили деревья а не рубили!
"BigBrother":

В те времена сажали массово не только деревья
10.01.2018 в 14:22
duquer, тебе погулять в городе негде? я лучше по парку пройтись...
10.01.2018 в 14:23
Как- как? Разбомбили немцы Минск во время войны, вот и был простор у архитекторов в полете мысли.
"ШМЭЛ":

Минск разбомбили не немцы, а советы! А то что не разбомбили подорвали уже после войны! Учите историю!
10.01.2018 в 14:23
деньги СССР
"X-harn":

То есть деньги всего СССР - это русские деньги?
Следовательно и весь бывший СССР - Россия?
Ну тогда ясно, откуда вылезли крымнашисты-присоединители...
"kolyan19-06":

95% денег СССР, это деньги от продажи природных ресурсов Урала и Сибири. ) А это Россия.
А так да, Россия это СССР с отрезанными некоторыми регионами. Надеюсь мы снова станем жить в одной стране.
"X-harn":

Вы не один.
10.01.2018 в 14:24
Надеюсь мы снова станем жить в одной стране.
"X-harn":

Она будет называться "кладбище", товарищ
"_TURBO":

Какая то даже больная фантазия. Впрочем мне названия страны, флаг и прочий символизм глубоко до звезды.
10.01.2018 в 14:27
хорошая хроника про Минск
https://www.youtube.com/watch?v=iJf7aKE9gA4
10.01.2018 в 14:27
Если бы не Война, Минск был бы намного красивее и сохранил бы свои исторические самобытные черты (например как Гродно).
А так все столицы бывших союзных республик строились по советским лекалам - где то больше "ампира" (Москва, Киев), где-то меньше (Минск).
"vadim1968":

Исторические и самобытные черты, это еврейские лабазы, и дешманские гостиницы? Разочарую, они бы давно развалились.
Гродно - бывшая королевская столица, Минск - нищий губернский городок.
"X-harn":

Про гродно не скажу, но про лабазы - верно. В бобруйске есть район бывших еврейских поселений. Такой исторический район нам точно не нужен. Даже для истории.
В некоторых местах статьи явные перегибы. Кто ещё заметил?
10.01.2018 в 14:28
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

Точнее в рейхскомиссариате Остланд .
"VladikK":


Комиссариат Северо-Западный край лучше что ли? Или забыли про Куропаты и Катынь?
10.01.2018 в 14:28
Авторы проекта продумали все. Выбранная высота зданий наилучшим образом гармонировала с шириной проспекта, что позволило достичь нужной соразмерности застройки и пространства проспекта. Это же помогло обеспечить и хорошее восприятие зданий с точки зрения пешеходов.
Вот до чего проклятый Сталин доводил! - Думать заставлял! Соизмерять и гармонировать!
Жуткие времена, жуткие...
10.01.2018 в 14:29
1431253, в Юнеско хотят включить часть он пл. Независимости до Октябрьской
10.01.2018 в 14:31
познавательная статья. спасибо.
жаль, что многое загублено, а достойные проекты не реализованы...
10.01.2018 в 14:33
Невзирая на строили хорошо и старались чтобы было красиво и гармонично.
А теперь?
10.01.2018 в 14:36
Знаменитый памятник Сталину на площади несомненно будет восстановлен. Собственно, у нас в Белоруссии их уже несколько: в Свислочи, на линии Сталина - очень достойный человек, при котором республика стала достойной частью сверхдержавы.
"Misterfin":

Что, Ольгино из запоя вышло после праздников? Памятник сталину несомненно будет. Уже и скульптор известен - тот самый якутский мастер по лепке из навоза. Материалом обеспечим.
"Кирюха":

а я еще помню стену Цоя на Октябрьской площади :)
"2B":

Сталин- часть нашей истории и при нем мы совершили гигантский скачек в развитии на многие годы вперед. Это человек принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой, построил заводы, провел везде электричество, а самое главное, - выстоял и выиграл войну у врага, который поставил на колени всю европу. Потому закройте свои рты и памятник ему надо вернуть в город.
10.01.2018 в 14:37
Название - Проспект Скорины мне больше нравился.
"pablorianni":

Наверно все, кто вырос в 90-ых, привык к такому названию.
10.01.2018 в 14:47
Авторы проекта продумали все. Выбранная высота зданий наилучшим образом гармонировала с шириной проспекта, что позволило достичь нужной соразмерности застройки и пространства проспекта. Это же помогло обеспечить и хорошее восприятие зданий с точки зрения пешеходов.
Вот до чего проклятый Сталин доводил! - Думать заставлял! Соизмерять и гармонировать!
Жуткие времена, жуткие...
"norbit":

И то правда, и как это в Вене и Париже без Сталина обходились? Как ни приедешь - кругом одна бездуховность и сплошное отсутствие скреп.
10.01.2018 в 15:03
Что-то смотрю много медведей-шатунов повылазило. Не спится после праздников? Своих сталинов у себя оставьте. Нам вурдалаки ни к чему.
10.01.2018 в 15:06
Очень высокая оценка по моему...
Ну какая-же это главная улица страны? Минска - да, но не страны...
У каждого человека, его главная улица того города, в котором он живёт...
Ох уж эти минчане, сколько пафоса и самооценки...
10.01.2018 в 15:11
на Центральной площади стояло 3 брошенных танка один из них теперь памятник
отец говорил Т-34 плохой танк больше 50 км проехать не мог без ремонта
он говорил лучше Валентайна нет это как отдых в Ялте от Белостока до Берлина
ни чего не сломалось и не оторвалось 6 снарядов словил и живой
10.01.2018 в 15:15
Что-то смотрю много медведей-шатунов повылазило. Не спится после праздников? Своих сталинов у себя оставьте. Нам вурдалаки ни к чему.
"sramas":

Это скорее всего повторяется история с атакой троллей из Питера на автомобильный сайт несколько дней назад
10.01.2018 в 15:20
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

Помню, как дед рассказывал, как за 1 день вывозили они свои семьи с территорий отошедших к Польше, чтобы не "поубивали нас поляки"
"Ignat_04":

вы еще вспомните тех кто поверив пропаганде перебирался из западной беларуси под поляками в восточную под советами...
10.01.2018 в 15:24
завершать статью должна, например, фотография недоотеля возле цирка какбе для контраста: как проектировали/делали тогда, и как сейчас
"Вумудщзук":


Правильно. Когда проспект вели по этой местности, для чегото-то его на насыпь поместили. Гостиницу прямо внизу у воды начали строить - и так сойдет ! Наши предки были честнее и умнее.
"alex3319":

последнее время все чаще задумываюсь
что очень важно не скатываться в крайности
да сделали неплохой архитектурный ансамбль
да было много трэша и угара в старой застройке
но это не означает что старая застройка по определению фекалии
и надо ее беспощадно сносить
надо искать баланс
10.01.2018 в 15:32
Надеюсь мы снова станем жить в одной стране.
"X-harn":

Она будет называться "кладбище", товарищ
"_TURBO":

для таких как вы, сэр
10.01.2018 в 15:37
Совдепо-колхозный город.
Всегда таким был, всегда будет.
10.01.2018 в 15:38
Золотые века Белоруссии и Минска были только лишь в составе Российской Империи / СССР. До этого времени здесь не было ничего достойного в архитектуре, если не считать нескольких замков, к которым белорусы не имели никакого отношения. А после этого времени не построено вообще ничего, кроме примитивных стекляшек. В СССР строили для людей, а сейчас - для так называемого "бизнеса", а по сути для узаконенного воровства.
"Misterfin":


На сегодняшний день на территории Беларуси осталось примерно 2% уцелевшего культурного наследия ВКЛ и РП. 2 спички из 100, если объяснять невежде на пальцах.
"Брауни":

Даже не пытайся что то ему обьяснять. Просто игнорируй его бред.
10.01.2018 в 15:39
Эх, умели-же строить (читай: сносить) во все времена...
10.01.2018 в 15:48
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

Что значит России? Мы все были СССР
10.01.2018 в 16:08
А расскажите про глав Почтамт. ВРоде Итальянец его строил? Очень интересно. Тем более нынешняя молодёжь уже и не знает, что это за здание.
10.01.2018 в 16:23
то что хотели и что сделали это как если сравнивать палец и например ... особенно площадь Калинина
10.01.2018 в 16:25
А по чему до сих пор в центре Минска памятник основоположнику идеологии признанной преступной во многих странах?
10.01.2018 в 16:27
И то правда, и как это в Вене и Париже без Сталина обходились? Как ни приедешь - кругом одна бездуховность и сплошное отсутствие скреп.
"БатькаМахно":

Ооо... В Вене и Париже были монархи. Монархи тамошние были гораздо жостче тов. Сталина, гораздо. Ну и кстати в Париже да, за центром сплошная бездуховность, мусор и прочая разруха
10.01.2018 в 16:43
Зря разрушили монастырь Фомы Аквинского
Какое-то проклятое место эта Центральная/Октябрьская площадь.
Что ни планируют построить- результат - убожество.
Снести Велком и Дворец республики и погнать метлой Дану с этого места .
А там и "свято место пусто не бывает".
Кстати, Велком своим присутствием изуродовал застройку на Интернациональной и спуск к Свислочи
10.01.2018 в 17:12
а теперь возле цирка уродский полу-отель - бросающий тень на весь парк горького и набережную...
10.01.2018 в 17:35
Спасибо автору!
Из статьи я понял, что Минск город-неудачник. Площадь Калинина какая могла бы быть, а что имеем в итоге. Так и сейчас строят всякую [censored] безвкусную.
10.01.2018 в 17:35
«Встретимся на Проспекте» или «Я сейчас на Проспекте» могут означать лишь одну —
сугубо личное мнение автора.....................................
10.01.2018 в 17:38
И то правда, и как это в Вене и Париже без Сталина обходились? Как ни приедешь - кругом одна бездуховность и сплошное отсутствие скреп.
"БатькаМахно":

Ооо... В Вене и Париже были монархи. Монархи тамошние были гораздо жостче тов. Сталина, гораздо. Ну и кстати в Париже да, за центром сплошная бездуховность, мусор и прочая разруха
"norbit":


А может еще Ивана Грозного вспомним,если до монархов дело дошло? Во где было время духовности...
10.01.2018 в 18:08
...больно смотреть, как еще в те времена, строители заботливо переносили взрослые деревья, уберегая корни...а сейчас, в 21 веке, деревья вырубают, потому что у нас нет люльки, для переноса взрослого дерева...
10.01.2018 в 18:19
А может еще Ивана Грозного вспомним,если до монархов дело дошло? Во где было время духовности...
"sergun74":

ага. а можно вспомнить еще и то, что Россией русские и не руководили никогда...то немцы, то грузины )
10.01.2018 в 18:38
ниче в этом проспекте нет, мне не нра
10.01.2018 в 18:59
41 год.немецкие могилы ухожены.///??/?
10.01.2018 в 19:05
)ни одной машины на улицах-да и людей тоже
10.01.2018 в 19:49
Кстати, очень хороший вариант - установить памятник Сталину на месте бывшего музея Великой Отечественной войны, а не городить там бизнес-центр. Тогда и сквер там будет к месту, гулять возле монумента.
10.01.2018 в 19:52
Жаль центр испортили недогостиницей
10.01.2018 в 20:05
Конечно, ансамбль Проспекта получился весьма винрарным. Эх, если бы Парковую магистраль и новую Немигу проложили лет на 10-15 раньше, то возможно, что и там построили бы сталинские дома (пусть даже и "ободранные"), а не позднесоветское убожество, которое стоит там сейчас и портит исторический центр.
10.01.2018 в 20:35
Спасибо рукам немецких пленных, которые восстанавливали МИНСК!
10.01.2018 в 21:37
Спасибо.Очень познавательная и насыщенная статья.Все таки удивительно,насколько архитектура Лангбарда опередила свое время!
10.01.2018 в 22:02
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

Точнее в рейхскомиссариате Остланд .
"VladikK":


Комиссариат Северо-Западный край лучше что ли? Или забыли про Куропаты и Катынь?
"БатькаМахно":

Комиссариат Усходния Крэсы лучше что ли? Или забыли про Березу-Картузскую, Бялы Подляски и Стшалково?
10.01.2018 в 22:15
А не реализованные проекты интереснее...
10.01.2018 в 22:17
завершать статью должна, например, фотография недоотеля возле цирка какбе для контраста: как проектировали/делали тогда, и как сейчас
"Вумудщзук":


Правильно. Когда проспект вели по этой местности, для чегото-то его на насыпь поместили. Гостиницу прямо внизу у воды начали строить - и так сойдет ! Наши предки были честнее и умнее.
"alex3319":

последнее время все чаще задумываюсь
что очень важно не скатываться в крайности
да сделали неплохой архитектурный ансамбль
да было много трэша и угара в старой застройке
но это не означает что старая застройка по определению фекалии
и надо ее беспощадно сносить
надо искать баланс
"ZxV":

Золотые слова!
10.01.2018 в 23:15

Роберт-----Мугабе
Сегодня в 20:35

Спасибо рукам немецких пленных, которые восстанавливали МИНСК!
"Роберт-----Мугабе":

Если это троллинг, то тупой. А если ты так действительно думаешь, то ты еще тупее.
10.01.2018 в 23:19
Шпилей московских что-то не понавтыкали.
Неплохо.На заглавной вид ещё без этого чудовища.
Традиционно годный материал от Дарриуса.
10.01.2018 в 23:22
Дариус - лучший! Спасибо за очередную отличную, увлекательнейшую статью!
10.01.2018 в 23:51
а я еще помню стену Цоя на Октябрьской площади :)
"2B":

А потом на Интернациональной, в районе соверменной Зыбицкой
Кто её не помнит?
11.01.2018 в 0:12
Название - Проспект Скорины мне больше нравился.
"pablorianni":

Хоть горшком назови - только в печь не ставь!
11.01.2018 в 0:15
Что-то смотрю много медведей-шатунов повылазило. Не спится после праздников? Своих сталинов у себя оставьте. Нам вурдалаки ни к чему.
"sramas":

Это скорее всего повторяется история с атакой троллей из Питера на автомобильный сайт несколько дней назад
"Dog-fox":

На онлайнере всегда так. Как только злободневная статья, имеющая скрытый политический подтекст, как черт из табакерки появляется с десяток определенно настроенных комментаторов, проявляющих гиперактивность (при том, что в комментариях к политически нейтральным новостям они вообще не светятся).
11.01.2018 в 0:44
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":

Не хочу вас огорчить, но большинство ваших "россиян" имели совсем не русские фамилии!
"bbking":

Ахахахахаха чёт в голос))))
11.01.2018 в 0:51
Все самое достойное в Минске построено русскими архитекторами и строителями. Без России не было бы у нас ни Ленинского проспекта, ни МАЗа, ни Белаза, ни всего остального.
"Misterfin":


Это точно, если б не русские, то жили мы бы сейчас в Польше))
"booker":

Точнее в рейхскомиссариате Остланд .
"VladikK":


Комиссариат Северо-Западный край лучше что ли? Или забыли про Куропаты и Катынь?
"БатькаМахно":

Комиссариат Усходния Крэсы лучше что ли? Или забыли про Березу-Картузскую, Бялы Подляски и Стшалково?
"VladikK":

С этого места можно поподробнее? Сколько белорусов расстреляли поляки, скажем, в Берёзе? Число жертв в Куропатах оценивается 200 тыс! Число расстрелянных поляков и белорусов в Катыни около 20 тыс!
11.01.2018 в 1:11
Как- как? Разбомбили немцы Минск во время войны, вот и был простор у архитекторов в полете мысли.
"ШМЭЛ":

Разбомбили коммунисты. Город в 41-м был захвачен почти без боев....
11.01.2018 в 3:44
Главное, чтобы современные архитекторы не убили то немногое, что нам осталось от предыдущих поколений в погоне за длинным рублем
"че-ша":

Не убьют сегодня, убьют через 50-т лет. Исход всё равно будет один, вопрос времени.
11.01.2018 в 9:13
Наверное, если сделать такое же сравнение по Нью-Йорку,то такие же картинки трансформаций 1850-1900 гг. будут)
"Justpaul":

Не будут!
11.01.2018 в 9:28
деньги СССР
"X-harn":

То есть деньги всего СССР - это русские деньги?
Следовательно и весь бывший СССР - Россия?
Ну тогда ясно, откуда вылезли крымнашисты-присоединители...
"kolyan19-06":

95% денег СССР, это деньги от продажи природных ресурсов Урала и Сибири. ) А это Россия.
А так да, Россия это СССР с отрезанными некоторыми регионами. Надеюсь мы снова станем жить в одной стране.
"X-harn":

Вы свободно можете переехать в любимую Россию , в места добычи природных ресурсов Урала и Сибири. Вас здесь, в чужой для русского человека Беларуси, никто насильно не держит. А свои замечательные комментарии вполне можно писать на Онлайнер хоть из Колымы. Мы не против.
11.01.2018 в 9:30
Шок! В Минске когда-то садили деревья а не рубили!
"BigBrother":

В те времена сажали массово не только деревья
"_TURBO":

Не выдумывайте.
11.01.2018 в 9:41

Роберт-----Мугабе
Сегодня в 20:35

Спасибо рукам немецких пленных, которые восстанавливали МИНСК!
"Роберт-----Мугабе":

Если это троллинг, то тупой. А если ты так действительно думаешь, то ты еще тупее.
"motodeep":

Он не думает, он точно знает. А Вы не в курсе, что немецкие пленные строили жилые здания, например, в районе автозавода? Это я знаю точно. Думаю, строили и в других районах Минска тоже. И да, автозавод тоже немцы начинали строить. Вот оно как, товаришчь...Книжки или интернет читать не помешает никогда. И тогда не будет никто тупым. Как Вы
11.01.2018 в 10:13
Спасибо.Очень познавательная и насыщенная статья.Все таки удивительно,насколько архитектура Лангбарда опередила свое время!
"Audibu":

Ничем она свое время не опередила. Она добротна, гармонична, но приписывайте ей мифических заслуг
11.01.2018 в 10:48
duquer, тебе погулять в городе негде? я лучше по парку пройтись...
"bvlad0":

Чукча не читатель, чукча писатель (хотя и писатель не ахти судя по орфографии). Ещё раз перечитай о ЧЁМ ИМЕННО я написал.
11.01.2018 в 11:02
Спасибо.Очень познавательная и насыщенная статья.Все таки удивительно,насколько архитектура Лангбарда опередила свое время!
"Audibu":

По мне так архитектура Лангбарда вообще не вписывалась в картину Минска начала 20 в. Малоэтажная застройка гармонировала на общем плане. И тут откуда ни возьмись посреди барочных и деревенских построек вырастают гаргары из другого стиля.
11.01.2018 в 12:16
Как- как? Разбомбили немцы Минск во время войны, вот и был простор у архитекторов в полете мысли.
"ШМЭЛ":

Справедливости ради, город уничтожили не столько немцы, сколько советская авиация в 44-м.
"Alexander979":

То же бабушка рассказывала?
11.01.2018 в 14:20
а я еще помню стену Цоя на Октябрьской площади :)
"2B":

А потом на Интернациональной, в районе соверменной Зыбицкой
Кто её не помнит?
"xx":

тут половина коментаторов родилось уже после того, как забор на Октябрьской убрали... не говорю уже про смерть Цоя.
11.01.2018 в 17:22
Кстати, очень хороший вариант - установить памятник Сталину на месте бывшего музея Великой Отечественной войны, а не городить там бизнес-центр. Тогда и сквер там будет к месту, гулять возле монумента.
"Misterfin":

Ваши потуги про любовь к разного рода диктаторам (Сталиноленинам), оставьте при себе. Если хотите - стройте у себя в России и за свои деньги, а мы уж без ваших советов сами справимся.