От 12 рублей в месяц за проживание и «коммуналку». Как панельную гостиницу в Минске переделали в современное общежитие

12 октября 2017 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

От 12 рублей в месяц за проживание и «коммуналку». Как панельную гостиницу в Минске переделали в современное общежитие

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

К 78-му чемпионату мира по хоккею, свалившемуся на Беларусь, готовились всей страной еще с 2009 года: реконструировали дороги, проектировали ледовые арены и строили все новые и новые здания. Тогда-то белорусы и узнали, что панельными могут быть не только дома, но и целые гостиницы. Бюджетные девятиэтажные отели открылись в разных концах города и неожиданно для многих получили довольно неплохие отзывы на международных сервисах по бронированию жилья. Работают они и сейчас, принимая тех, кто готов платить около $50 за двухместный номер с завтраком. Впрочем, одной из четырех типовых минских гостиниц довелось пережить чудо второго рождения: из места, куда приезжают на сутки-двое, она превратилась в настоящий дом для 335 человек. Onliner.by побывал в новом общежитии Национального аэропорта Минск и посмотрел, как обустроена постоянная жизнь в когда-то временных номерах.

Перековать мечи на орала, а гостиницу переделать в общежитие

Панельная гостиница «Халт Тайм», открывшаяся весной 2014 года на улице Корженевского, не претендовала на элитность и статусность: честные две звезды, опрятные номера, новая мебель и отечественная бытовая техника. Длинные светлые коридоры были плотно усеяны входными дверьми: как-никак на восьми жилых этажах расположилось 134 номера (одноместных, двухместных, трехместных, а также 2 люкса и 2 номера для людей с ограниченными возможностями).

В статусе отеля здание существовало вплоть до осени прошлого года, а потом произошло нечто уникальное и вряд ли воспроизводимое: девятиэтажку превратили в общежитие. Нетривиальный для Минска шаг был вызван необходимостью: район возле аэропорта Минск-1 начал активно застраиваться, и общежитие на улице Аэродромной, где проживали несколько сотен сотрудников Национального аэропорта и их семьи, решено было снести. Людей надо было куда-то переселить, и первые лица города постановили: трансформировать ближайшую гостиницу в современное общежитие. Немаловажную роль в осуществлении этого масштабного проекта сыграла и активная позиция руководства аэропорта.

Реализовывать смелый проект начали быстро. Почти сразу с улицы Корженевского исчезли люди с большими чемоданами на колесиках. Затем с кровли были демонтированы гигантские буквы, составляющие слово Hotel. Внутри также шла работа по адаптации здания гостиницы в подходящее для постоянного проживания.

Сегодня на фоне остальных построек бывший «Халт Тайм» выделяется разве что отсутствием балконов и всего одним входом с «парадной» стороны. В остальном все как обычно: спешащие по делам жильцы, ажурные занавески на окнах, автомобили перед домом. Впрочем, приятное отличие от обычных многоэтажек все-таки есть: клумбы перед общежитием просто утопают в цветах (разноцветные композиции высадили сами работники общежития и жильцы).

Ресепшен превращается…

В наследство от «Халт Тайма» общежитию достались не только стены, неплохое географическое расположение (прямо возле «Солнечной долины») и кое-какая мебель. Добротный ремонт, выполненный так, чтобы не было стыдно встречать заморских гостей, никуда не делся и за год эксплуатации в новой ипостаси не истерся.

Изменилось разве что назначение некоторых помещений. Бирюзовый ресепшен с высокой стойкой регистрации стал местом «пограничного контроля»: дежурный по общежитию следит за порядком днем и ночью, проверяет документы посетителей.

— Сами жильцы на стойке, естественно, не дежурят, — рассказывает начальник жилищно-бытового участка РУП «Национальный аэропорт Минск» Максим Смирнов. — Это делают нанятые работники, которые контролируют пропускной режим, делают ежечасные обходы по ночам (по всем этажам), отслеживают обстановку при помощи камер видеонаблюдения.

Зайти и выйти жилец может в любое время суток. Это и понятно: сотрудники Национального аэропорта работают по совершено различному графику, поэтому вернуться со смены человек может и в полночь, и в пять утра. Но есть правило: в 23:00 двери закрываются, и после этого попасть в здание можно только индивидуально и при предъявлении пропуска. В будущем мы планируем установить домофонную систему с переговорным устройством, чтобы у каждого жильца был свой ключ. Но посторонние лица в неположенное время в общежитие все равно не попадут, так как путь пролегает мимо поста дежурного.

Как бы современно ни выглядело общежитие, правила в нем стандартные и строгие: никаких посетителей после 23:00 (и уж тем более с ночевкой), все «пришлые» должны записываться в специальный журнал. За год было исписано немало станиц: «любят погостить».

Холл гостиницы, где когда-то стояли диванчики и столики, превратился в колясочную — судя по количеству «транспортных средств», она очень востребованна. Чуть дальше по курсу постирочная — спасение для холостяков и тех, кто по каким-либо причинам не обзавелся своей стиральной машиной.

На первом этаже также расположилось помещение, без которого общежитие в наших широтах немыслимо, — комната воспитателя (сотрудник это универсальный: занимается и детскими, и взрослыми вопросами). Также нашлось место для методического кабинета и спортивно-игровой комнаты, где воспитатель проводит занятия с детьми — от рукоделия до подготовки к школе.

Койко-места, «однушки» и «двушки»

— Все сотрудники, которые проживали на Аэродромной, переехали сюда, — заверяет Максим Смирнов. — Без жилья никто не остался, причем переселяли практически метр в метр: сколько было «квадратов», столько и получил. В некоторых случаях кое-какая разбежка в минус есть, но она незначительная и, по-моему, полностью покрывается плюсами нового здания.

У нас 134 одно- и двухместных блока. В каждом есть свой санузел с душевой кабиной, необходимой сантехникой и хорошим ремонтом. Эдакая мини-квартира, только без кухни.

Заселение в новые блоки происходило по справедливости: у кого больше семья, у того и метров больше. Двухкомнатные блоки получили семьи с одним или двумя детьми, однокомнатные — супруги без детей, койко-места — пока одинокие в личном плане специалисты. При этом кому-то из «одиночек» очень повезло: получили 9-метровую комнату на одного в двухкомнатном блоке. Остальные холостяки живут по двое в 17-метровых комнатах.

Все обитатели блоков на Корженевского не новички в вопросах проживания в общежитии, поэтому переезжали со своей мебелью. Единственное, те, кто претендовал на койко-место, получил его в прямом смысле этого слова: в комнате каждого холостяка ждали кровать, тумбочка и шкаф.

Что касается кухонного вопроса, то решился он за счет переоборудования помещений для горничных. Бывшие кладовые для белья и подсобки стали компактными кухнями с электроплитами и большими рабочими столами. Своя кухня есть в каждом крыле здания. Схитрить и приготовить кашу или отбивные на небольшой электроплитке в комнате не получится: оставшиеся в дар от гостиницы датчики уловят подозрительную активность и сообщат дежурному по общежитию. Пожарная безопасность есть пожарная безопасность. Но в век распространения мультиварок и микроволновок запрещенный девайс вряд ли кому-то понадобится.

— Лишних людей в общежитии нет, здесь проживают только сотрудники Национального аэропорта Минск и специалисты в сфере авиации — всего 335 человек (из них 48 детей), правда, практически каждый месяц эта цифра корректируется. Само собой, очередь из желающих заселиться есть, сформированы списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все довольно прозрачно и понятно — люди могут сами следить за изменениями.

Никакой дополнительной нагрузки на жильцов нет: все помещения внутри общежития убирает уборщица, снаружи — дворник. Все остальное — по личному желанию или во время субботника, — объясняет начальник жилищно-бытового участка.

От 12 до 45 рублей в месяц за «все включено»

Пару лет назад белорусские общежития стали массово переводить в разряд арендного жилья. За считаные месяцы плата за проживание в «общаге», которая, в общем-то, не претерпела никаких изменений, кроме юридических, выросла в разы. В некоторых случаях за двухкомнатный блок семьи стали платить по 150—200 рублей, и это без «коммуналки». Но сотрудникам Национального аэропорта повезло: стоимость месячного проживания в их общежитии приятно греет душу, сердце и кошелек.

— Наши жильцы получают обычные жировки. К сожалению, индивидуальных счетчиков воды, света и тепла нет, так как у гостиницы не было в этом необходимости. Но разговоры о том, чтобы децентрализовать показания, уже ведутся. В месяц за однокомнатный блок жильцы отдают 25 рублей вместе с коммунальными платежами, за двухкомнатный — 45 рублей, койко-место обходится в 12 рублей.

В новом общежитии все как на картинке: чистые коридоры, непрокуренные лестницы, стекла в целости и сохранности, даже специфического запаха нет. Еще до старта отопительного сезона в здании очень тепло. Свои новые метры жильцы ценят: переезжали в полностью отремонтированные квартирки, где полы, стены и потолки уже выглядели отлично. Оставалось только провести интернет и сигнализацию (по желанию).

— У нас домашние условия, здесь так хорошо, — искренне говорит Светлана, которая получила двухкомнатный блок. — Да и с кухней проблем нет: плит хватает, поскольку работаем посменно. Так что очередей нет. У нас отличные столы, мойки. Одним словом, спасибо администрации за то, что это все закупили. Мы стараемся и следим за порядком.

— Переезду были очень рады, — вспоминают Ирина и Людмила. — Все-таки новое здание, все свежее. А когда увидели, что и как, своими глазами, вообще остались довольны. Некоторые переживают, что вышло на пару «квадратов» меньше, но так ведь зато все вокруг чистое и аккуратное, приятно по коридорам ходить! 

— Здесь и район отличный, рядом парк «Солнечная долина». Нашей первой покупкой вообще стал сноуборд для сына. Нельзя было не воспользоваться такой возможностью, — продолжает Светлана, приглашая в квартиру. — Еще очень здорово, что разрешили держать небольших собак. Теперь с нами живет Малыш.

А еще в пользование жильцам оставили карнизы, светильники, большие встроенные шкафы. Да тут вообще не надо было ничего менять или вкладываться в ремонт: окна хорошие, стены приятного цвета. Единственное, я по согласованию с администрацией вместо ковролина постелила линолеум. На этом все.

В комнатах всегда тепло, да и со звукоизоляцией особых проблем нет. Немного слышно только соседей сверху и снизу, а по бокам — тишина. Живем здесь уже чуть больше года (переезжали 25 сентября). До центра города добираться стало лишь немногим дольше, всего на семь минут. А до Национального аэропорта ходит служебный автобус.


Преображение гостиницы в общежитие произошло довольно быстро: на переделку понадобилось буквально несколько месяцев. Достичь такой легкости удалось за счет того, панельная гостиница изначально строилась по типовому проекту общежития. Так что по большому счету «Халт Тайм» вернулся к истокам. Правда, повторения такого опыта в Минске в ближайшее время ждать не приходится.

Жилье в аренду ищите при помощи сервиса «Дома и квартиры»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by