32 886
01 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Денис Макаренко

Что скрывали в закрытом городе Горьком? Гид выходного дня по Нижнему Новгороду

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Денис Макаренко

Более сорока лет в этот город не могли официально попасть иностранцы — теплоходы с зарубежными туристами проходили ночью и без остановок. Лишь в начале 1990-х Горький снова стал Нижним Новгородом и его открыли для иностранных гостей. Что скрывали? Понятное дело, всемогущую оборонку. Но туристов-то поди интересовали больше кремль, старая купеческая архитектура и необычный опыт соцгорода. Сами нижегородцы сейчас часто вспоминают Всероссийскую выставку 1896 года, сравнивая ее с грядущим чемпионатом мира по футболу. Оба события, как считается, весьма способствовали развитию города (к слову, побратиму Минска).

То война, то торговля

...У города весьма неоднозначная история: так сложилось, что его судьбу практически на всем протяжении определяли войны и торговля, и это отразилось в конечном счете на современном облике Нижнего.

Он возник как форпост Владимирского княжества, затем долгое время прикрывал владения от Казанского ханства, одновременно выполняя роль пограничного пункта и места размещения войска.

При этом требовалось мощное оборонительное сооружение, которым по хорошей русской традиции стал каменный кремль (изначально был деревянным, на самом деле выполнял скорее административные функции). Видно, стены были крепки, а ратники отважны, так как за всю историю он не был взят ни разу!

Кремлевские стены хранят немало тайн. Что правда, а что ложь, определить сложно, но горожане любят рассказывать туристам местные легенды.

— Есть такая история. Будто бы простая деваха, спустившаяся поутру к реке за водой, как-то побила коромыслом татар, задумавших захватить город, и те, встретив такой яростный отпор, решили убраться подобру-поздорову, — повествуют нижегородцы. — По другой легенде, при строительстве одной из башен надо было замуровать кого-то живого. А тут женщина с коромыслом...

Пришедшие к власти большевики первым делом лихо бросились красить белокаменный кремль в красный цвет. А потом и вовсе хотели частично снести его как «символ самодержавия», но планы нарушила война. В годы Великой Отечественной на башнях (на данный момент сохранилось 13) установили зенитки, с помощью которых отражали налеты вражеской авиации.

В 1990-е кремль стал приходить в упадок, на стенах появились трещины, лишайник, мох... Говорят, тут тусовались неформалы, оставившие в одной из башен неизгладимые следы пребывания. В последние годы здесь проводились реставрационные работы, возвели разрушенную Зачатскую башню, и кремлевское кольцо замкнулось.

Сейчас на территории кремля расположены здания мэрии, областного правительства и пр. В последнее время стали проводить фестивали на открытом воздухе, там находится арт-пространство. Но главное, ради чего сюда приходят нижегородцы и туристы, — это шикарные виды на речную акваторию и город.

«Город ситуацией прекрасен, но строением мерзок»

Вернемся немного назад. Череда больших изменений Нижнего Новгорода началась с визита императрицы Екатерины II, метко заметившей: «Сей город ситуацией прекрасен, но строением мерзок, всё — либо на боку лежит, либо близко того...» После этого стали перекраивать градостроительные планы, возводить больницы и типографии.

А в начале 19-го века сюда перенесли ярмарку, которая способствовала развитию торговли. Город и до того был привлекательным для коммерсантов благодаря расположению и судоходству. Его даже называли столицей русского хлеба. Имена местных купцов были известны не только в России: Рукавишниковы, Бугровы, Блиновы, Башкировы...

Бродя по городу, время от времени натыкаешься то на мемориальную доску, то на доходный дом, построенный именитым семейством, то на памятник, установленный в назидание о громком коррупционном деле того времени — соляной афере (один из чиновников в сговоре с купцами украл и распродал городские запасы соли, что обнаружили и придали огласке). Видно, что богатое купечество любило подчеркнуть свои достижения на фасадах — с помощью пилястр, лепнины, сандриков.

Самым значимым событием в 19-м столетии для Нижнего Новгорода стала Всероссийская выставка 1896 года, которую вспоминают до сих пор. Это был общественный взрыв! К ее открытию запустили трамвай (а не конку), построили драмтеатр, суд, биржу, гостиницы, открыли скоростную пароходную линию.

Чтобы осмотреть всю выставку, потребовалось бы не меньше недели. Это был целый город со своей железной дорогой, элеваторами, электрическим освещением (что в те времена было роскошью).

К этому грандиозному событию приурочили промышленный съезд, на котором представили радиоприемник конструкции Попова, первый русский автомобиль Яковлева-Фрезе, башню Шухова и другие достижения того времени.

В наследие город получил здания, над которыми работали лучшие архитекторы, хорошую инфраструктуру (трактиры, гостиницы и пр.), филиалы крупнейших банков, торговые связи. Сюда везли товары со всего мира: чай, хлопок, металл, вино, меха.

А потом грянула Первая мировая и следом — кризис, но самый сокрушительный удар выставка получила после прихода советской власти: экономическая политика не вязалась с капиталистическими традициями ярмарки.

Оживление произошло в годы НЭПа, но, как известно, ненадолго. Жизнь в нее попытались вдохнуть лишь после распада СССР. Сейчас фасад красивейшего ярмарочного дома скрывают случайные павильоны из 1990-х.

И снова война, беженцы, эвакуация... Во время Первой мировой город принял десятки тысяч человек. В 1930-е вроде бы все начало налаживаться — появились крупные предприятия, в том числе Горьковский автозавод (репортаж с автогиганта можете почитать по ссылке), построили грузовой порт. Нижний Новгород даже стали называть русским Детройтом.

В годы Великой Отечественной войны предприятия перепрофилировали под актуальные нужды, в связи с чем город неоднократно подвергался бомбардировкам. В 1959-м его объявили закрытым для иностранцев, так как, по мнению советского правительства, он представлял интерес для врагов молодого государства.

В 1980-м Горький (так тогда назывался Нижний Новгород) стал местом ссылки для Андрея Сахарова с супругой. Причиной, по мнению самого академика, стала его критика ввода войск в Афганистан. Здесь народный депутат СССР пробыл почти семь лет, за это время он трижды объявлял голодовку. На проспекте Гагарина, где жил Сахаров, сейчас находится его музей.

Смешение нижегородского с французским

Городской ландшафт Нижнего Новгорода весьма занимательный. На ум приходит сравнение со слоеным пирогом. Вот купеческая деревянная застройка, характерные двухэтажные домики, резные наличники. Сохранились целые улицы старины! А там пошел советский слой — типичные панельки: где-то получше (чешские проекты — в таких домах жила партийная номенклатура), где-то попроще. Здесь уже что-то более современное — много стекла, террасы, веранды...

Местами поблескивают золоченые купола церквей. Одной из самых значимых считается собор Александра Невского (время постройки — 18-й век), который в ранние советские годы использовался в качестве жилых помещений, склада и даже места установки зенитной батареи (во время войны). Как говорят, возведен практически на воде, на деревянных балках.

Совсем рядом сейчас строят стадион, на котором в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира по футболу. В связи с грядущим событием строится и реконструируется около 50 объектов. В частности, спортивные базы, аэропорт, дорожно-транспортная инфраструктура. Откроют и новую станцию метро.

В часы пик сейчас в городе довольно большие проблемы. Мы сами застряли в пробке, когда спешили на следующее место встречи. Одной из главных трудностей было перебраться с одного берега Оки на другой. Несколько существующих мостов не решают задачу.

Пару лет назад был открыт метромост, связавший улицы Пешкова и Горького. Сверху — машины, снизу — метро. Однако это не избавило от хронических заторов. Наибольшие сложности вызывает подъезд к мосту. Нам привели такой пример: на расстоянии в полтора километра водители вынуждены совершать семь (!) поворотов. В результате возникают конфликты, случаются ДТП, что еще больше провоцирует образование пробок.

Интересно, что метро в Нижнем Новгороде так и не стало основным видом общественного транспорта, хотя было запущено всего на год позже, чем в Минске. Сейчас это две ветки и 14 станций (еще одну планируют открыть к чемпионату мира по футболу). Подземка пока не пришла во все районы и не связывает центр с окраинами, что называют главным ее недостатком. Потому горожане часто выбирают наземный транспорт. Так, трамвай, запущенный более века назад, по-прежнему перевозит пассажиров больше, чем метро.

А еще в городе можно гулять, то есть он не отдан безоговорочно автомобилям. Много локаций, куда приятно пройтись теплым летним вечером. Особенной любовью нижегородцев пользуется пешеходная улица Большая Покровская.

Там много скульптур, занятных образчиков архитектуры... Например, возле театра драмы (построенного к Всероссийской выставке в конце 19-го века) установлен памятник Евгению Евстигнееву, родившемуся и учившемуся в Нижнем Новгороде.

На самой улице много людей, большое число ресторанов, кафе, баров и прочих мест для досуга современного горожанина.

Если же чуть отклониться от привычного маршрута и заглянуть в подворотню, то можно найти необычный образчик советской архитектуры — дом-коммуну, получивший пафосное название «Культурная революция». Здания в стиле конструктивизма соединены подвесными переходами.

Интересна задумка: архитекторы посчитали, будто советские граждане не будут обременены бытом. Потому в квартирах не было кухонь — зато внизу располагалась столовая. Но вдруг что-то пошло не так... Как рассказывали нам нижегородцы, сейчас здесь по-прежнему находятся квартиры, которые пользуются спросом на рынке недвижимости.

Последствия еще одного архитектурного эксперимента советской эпохи находятся в самом крупном районе города — Автозаводском. Можно сказать, он градообразующий, раньше тут была деревня, но после строительства Горьковского автозавода нужно было решать жилищный вопрос для рабочих. Так появился Соцгород: стали возводить дома, потом социальную инфраструктуру — бани, прачечные, столовые, хлебозавод, больницу.

Вид с канатной дороги

Подытожить впечатления от Нижнего Новгорода, который находится на месте слияния Волги и Оки, лучше из вагончика канатной дороги, запущенной пять лет назад. Особенно увлекает речной пейзаж. Активное судоходство всегда определяло жизнь города...

Про канатку протяженностью более 3,5 километра нужно сказать особо. Изначально она должна была выполнять транспортные функции — соединять Нижний Новгород с живописным городом Бор (население — 78 тысяч человек), где находится много дач и частных домов... Это что-то вроде легких мегаполиса, куда устремляются за свежим воздухом, тишиной и спокойствием.

Но утром снова надо на работу, а как добраться до Нижнего Новгорода? Так что по задумке 28 вагончиков, движущихся со скоростью пять метров в секунду, должны были обеспечивать бесперебойное и быстрое сообщение. Перемахнуть с одного берега на другой за 12 с половиной минут? С открытием объекта это стало возможным.

Однако вскоре канатка стала выполнять другие функции, превратившись в туристический объект. Днем за билетами (разовый в одну сторону стоит 100 российских рублей) в основном выстраиваются туристы. Зимой услугами этого вида транспорта пользуются около 3 тысяч человек в сутки, летом — около 5—6 тысяч.


Глядя, как меняется Нижний Новгород, его жители с сожалением констатируют: историю убирают как что-то ненужное, а взамен появляются коробки из бетона, металла и стекла. Купеческая роскошь уступает место сомнительной по ее ценности однотипной архитектуре. Плана по спасению старины, увы, нет.

Благодарим автоцентр «Хёндэ АвтоГрад» за предоставленный автомобиль,
а также магазин imarket.by за помощь в организации поездки

Услуги по комплексному ремонту в разделе «Услуги»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by