Эксперимент: делаем шумоизоляцию в панельке и проводим лабораторные замеры до и после. Что получилось?

14 сентября 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Эксперимент: делаем шумоизоляцию в панельке и проводим лабораторные замеры до и после. Что получилось?

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Когда-нибудь мир станет другим: появятся отдельные дома для сов и жаворонков, поклонники Лепса будут жить минимум за два квартала от фанатов Slipknot, а каждого жителя республики обяжут раз в пять лет проходить сертификацию на предмет тихого перемещения по ламинату. Когда-нибудь. Пока же девятиэтажные панельки ютят в своих хрупких стенах сборные из многодетных семей, невоспитанных собак с огромными когтями, меломанов без наушников, скандалящих семейных пар, глуховатых любителей спать под орущий телевизор и обожателей утренней уборки по выходным. Недовольны при этом остаются почти все. Правда, в последнее время люди все чаще начинают ремонт в новостройке с укладки шумоизолирующих материалов. Но насколько оправданны такие затраты в «картонной» панельке и так ли сильно шумоизоляция помогает сдерживать звук в стенах одной квартиры? Проверим. Делаем шумоизоляцию в обычном панельном доме и вместе со специалистами Технического института сертификации испытаний сверяем показатели до и после.

Есть ли разница между панельным домом и монолитно-каркасным, и как обстоят дела с нормами по звуку

— В Беларуси есть нормы проектирования жилых домов по степени шумоизоляции: категория А — высококомфортные условия проживания (54 децибела), категория Б — комфортные (52), категория В — предельно допустимые (50), — объясняет заведующая лабораторией акустики и вибрации испытательного центра ТИСИ Светлана Шныпко. — Большинство жилых домов относятся ко второй категории вне зависимости от того, панельный это дом, кирпичный или каркасно-монолитный, — норма для всех одна. Так прописано в документах. На деле же бывает совершенно по-разному. Безусловно, монолитно-каркасный дом будет иметь определенные преимущества, но многое зависит именно от застройщика.

Гипотетически самая дешевая панелька может обладать такими же шумоизолирующими свойствами, как и «элитный монолит», если застройщик не удосужится оборудовать плавающий пол, уложить минеральные плиты, сделать стяжку и акустический шов по контуру всех комнат.

Однако главная наша проблема заключается в том, что нормы есть, но при сдаче дома в эксплуатацию их не проверяют… Никто же не проводит замеры, как это делается за рубежом. К тому же все эти нормы достаточно низкие: при пропускной способности в 52 децибела мы можем слышать, как сосед берет ложку на своей кухне. Даже в соседней Латвии и Литве нормы строже: там ни один дом не может быть сдан с показателем ниже 57 децибел, что даже выше, чем в наших «элитных» новостройках. 52 децибел и 57 — огромная разница по ощущениям.

Виды шумов, шумы домов

Специалисты выделяют три вида шума: воздушный (звук телевизора, разговоры, музыка), ударный (перестановка мебели, падение тарелки, ребенок на скакалке) и структурный (передающийся по смежным конструкциям всего дома). Каждый дом в зависимости от типа постройки имеет свои недостатки и преимущества: в монолитно-каркасном работа перфоратора на девятом этаже может быть отчетливо слышна даже на первом, зато в панельном соседи по лестничной клетке могут общаться, не выходя из квартир.

Поэтому прежде чем браться за работу, следует определить, что именно беспокоит хозяина. Нужный материал выбирается в зависимости от вида шума, однако общее правило все же существует. Шумоизоляцию куда оправданнее делать со стороны источника, а не приемника звука. Если не хотите слышать соседских детей с непомерно тяжелыми шагами, купите им подложку: это куда эффективнее колдовства над своим потолком.

Проводим замеры до

В Беларуси замеры уровня шума проводит не так много организаций, хотя сам процесс достаточно прост. Определить параметры можно с помощью шумомера — прибора для объективного измерения уровня звука.

Сперва им измеряется уровень звукового фона — акустического загрязнения воздуха при отсутствии внешних звуков, или, другими словами, количество децибел в относительной тишине, к который мы привыкли. Сегодня безопасным для человека считается шум в диапазоне от 40 до 55 децибел, превышение этих норм пагубно сказывается на здоровье и самочувствии.

Включаем прибор и на минутку замолкаем. Устройство показывает уровень от 37 до 47 децибел, что по шкале шумов колеблется между приглушенным разговором и обычной речью — в таком уж шумном мире мы живем…

После замеров фона приступаем к самому эксперименту. Для начала измеряем уровень воздушного шума. Для этого специалисты устанавливают еще один нехитрый прибор — всенаправленный источник звука (по сути, обычная колонка с 12 динамиками, расположенными по разным сторонам).

Прибор издает протяжный гул громкостью около 110 децибел (такая громкость сопоставима с шумом от летящего вертолета), который чем-то напоминает звук реактивного двигателя. В соседней комнате устанавливаем микрофон и замеряем, какой уровень шума будет фиксироваться там. Такие замеры повторяются минимум в шести точках одной комнаты, чтобы затем уже в лаборатории вывести средний показатель.

На выходе получаем что-то около 50 децибел, что на треть превышает норму для жилых помещений в дневное время.

— Эти цифры нельзя считать итоговыми, окончательные значения можно будет вывести только в лаборатории, но по опыту могу сказать, что звукоизолирующие свойства межквартирной перегородки оставляют желать лучшего, — комментирует Светлана.

Второй тест — измерение ударного шума. Для этого отправляемся с шумомером этажом ниже, тем временем сверху коллеги Светланы запускают ударную машину — механизм с пятью молоточками, поочередно ударяющими в пол с определенной силой.

После нескольких секунд шумомер показывает значение в 70 децибел — примерно так же «рычал» бы мотоцикл с глушителем в вашей спальне.

Приступаем к работам

Сегодня существуют десятки вариантов улучшения звукоизолирующих свойств в квартирах — от самых бюджетных до невероятно дорогих. Владелец квартиры Никита вместе с представителями компании «Кнауф», которая помогала нам с экспериментом, остановился на достаточно бюджетном способе — так называемой сухой стяжке с использованием звукоизоляционных плит.

При применении этой технологии поверхность засыпается сухой смесью, поверх которой выкладываются элементы пола, образующие единую несущую плиту по всей площади помещения. Со слов представителей компании, это единственный способ сделать сухой плавающий пол.

— Перед заказчиком стоял выбор: использовать полистирольные плиты (они отлично глушат ударный шум, но почти не уменьшают воздушный, к тому же пожароопасны), засыпать керамзитовым песком или положить минеральную вату. Нам подходили два последних варианта — заказчик решил остановиться на последнем: так ему показалось удобнее, — комментирует проект-менеджер компании Александр. — Минеральная вата имеет свои минусы: ее нужно укладывать на идеально ровную поверхность, к тому же она, в отличие от песка, имеет определенную толщину, которую нельзя регулировать. Но сам по себе материал достойный.

Для облицовки стен и улучшения изоляции воздушного шума специалисты выбрали систему со стоечными профилями и гипсоволокнистыми листами. Гипсоволокно — однородный материал, плотность которого примерно в полтора раза выше плотности гипсокартона, что лучше сказывается на звукоизоляционных характеристиках. Между двумя плитами специалисты уложили слой минеральной ваты плотностью 50 кг/м3.

— Этот вариант можно считать бюджетным (большинство других технологий стоят значительно дороже), однако такого подхода вполне достаточно для комфортной жизни в обычной квартире, — уверены специалисты.

На выполнение работ двум мастерам понадобилось около трех дней, после чего сотрудникам лаборатории снова пришлось закатать рукава.

Что из этого получилось

Когда строительные работы были завершены, сотрудники ТИСИ снова вооружились оборудованием и вернулись для проведения повторных замеров. Алгоритм действий у них абсолютно такой же: снова замеряется шумовой фон, затем устанавливаются всенаправленный источник звука и ударная машина, а шумомер считывает показатели.

Звоним в дверь соседа по лестничной клетке и включаем шумомер. Светлана делает замеры в шести точках и фиксирует результаты, которые позже будут обработаны программой и отображены на графике.

В квартире этажом выше повторяем замеры ударного шума по такой же схеме, эксперты измеряют время реверберации (снижения уровня звука с 90 децибел до 0 внутри одной комнаты) и на несколько дней отправляются в лабораторию для подсчета результатов и подведения итогов.


В лаборатории итоговые значения подсчитываются при помощи специальной программы, которая объединяет все показатели и выводит среднее значение из результатов многочисленных замеров. В конце концов получаем довольно простые графики с двумя кривыми: одна показывает результаты до проведенных работ, другая — после.

График изменения воздушного шума показал увеличение шумоизолирующих характеристик на 9 децибел — с 52 до 61.

— В данном случае большую роль играет не разница показателей, а итоговый результат. По ощущениям очень комфортной считается звукоизоляция в 57 децибел. При показателе в 61 децибел вы не будете слышать скандал соседей и можете сами петь песни во все горло — они вас слышать тоже не будут, — объясняют специалисты.

При втором замере разрыв между показателями был больше — 23 децибела (упал с 70 до 47 децибел). Правда, здесь подсчет ведется иначе: при измерении ударного шума низкие показатели говорят о хорошей звукоизоляции. Если верить шкале шумов, при работающем этажом выше перфораторе вы будете ощущать звук, сопоставимый с разговором, в то время как до ремонта такой источник шума приравнивался бы к крику или оживленной беседе.

— При замерах ударного шума используются другие исходные данные, поэтому в данном случае разрыв получился намного больше. Однако сравнивать эти два показателя не совсем корректно, — объяснили в лаборатории.

По словам специалистов, работы по установке звукоизолирующих материалов требуют высокой точности и малейшее отклонение от нормы ведет к изменению конечных результатов: врезал розетку — снизил показатели, рабочие сделали неидеальный шов — снова потерял… К тому же многое зависит от материалов стен и других факторов.

Некоторые эксперты считают, что постепенно белорусские застройщики начинают задумываться о качестве постройки, а в Минске зарождается здоровая конкуренция, которая рано или поздно заставит их продавать достойное жилье, не задирая цены. Вероятно, когда-нибудь белорусам не придется ломать голову над установкой звукоизоляции, а повезет сразу покупать тихие квартиры без невоспитанных собак под боком и орущих через стенку телевизоров.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by