Если выехать за пределы Минска и посмотреть на дома, построенные в разные годы, то очень скоро можно заскучать. Что и говорить, разнообразия за пределами МКАД (да и в черте города) не обнаружить: за исключением странно выглядящих замков и редких попыток придать дому необычную форму хотя бы за счет эркера, большинство построек как будто стремятся к негласному, но обязательному стандарту — четыре стены, скатная крыша и небольшие окна. Все примерно так же, как и пятьдесят-сто лет назад, разве что материалы изменились: дерево и кирпич отошли на второй план, уступив место универсальному газосиликату. Задумавшись о постройке собственного дома, супруги Николай и Ольга сразу решили: у них все будет не так. Их коттедж должен внешне отличаться от остальных построек и в идеале стать тусовочным местом — таким, чтобы вечеринки можно было устраивать прямо на крыше. Время и появление детей немного изменили планировавшуюся атмосферу, но не заставили минчан отказаться от идеи постройки нестандартного дома.
Переезд за город «на ПМЖ» Николай и Ольга стали планировать еще в 2008 году. Молодые люди были воодушевлены этой затеей и видели в ней одни плюсы: свобода, независимость, свежий воздух… Полные оптимизма, они начали подыскивать подходящий участок — не слишком большой, правильной формы (никаких длинных узких полосок земли), в уединенной, но в то же время расположенной недалеко от города деревне. В свободное время минчане ездили по селам и весям, но с покупкой «с рук» никак не складывалось: либо собственники слишком дорого оценивали свои наделы, либо на заветных сотках красовались полусгнившие хаты и сделанные абы как фундаменты.
А потом, к счастью «покорителей деревни», вышел указ, согласно которому землю начали продавать через аукцион — все законно и прозрачно, никаких проблем с потенциальным темным прошлым участка. Ради интереса в 2009 году Ольга решила поучаствовать в одном из первых аукционов и, к своему удивлению, приобрела участок — 17 соток в деревне Клюи.
— Рассчитывали, что будем жить за городом постоянно, — вспоминает Николай, стоя перед большим домом, который находится в процессе совершенствования. — Были уверены, что это интереснее и удобнее, чем то, к чему мы привыкли в Минске: никаких соседей за стеной, всегда свободная парковка, возможность слушать музыку хоть в два часа ночи. Было понятно, что переезд произойдет далеко не сразу: по сути, кроме земли, здесь ничего и не было — ни электричества, ни воды, ни газа. Все обещали подвести, но на деле в этой части деревни появилось только электричество, да и то через три-четыре года. Поэтому начинали стройку на генераторах.
Забегая вперед, скажу, что, окунувшись в реальность, мы полностью пересмотрели свое отношение к загородной жизни. Если бы мы с женой были только вдвоем, то, наверное, вопросов было бы чуть меньше: сел в машину — и через 15 минут ты уже в городе. Но так как у нас появились дети, очень остро встал вопрос садов, школ и секций. То есть твой распорядок уже не ограничивается поездками дом — работа — магазин. Ты становишься просто привязан к колесам: сломалась машина — и все, жизнь закончилась. А в деревне секций по тхэквондо и хорошего бассейна для полноценных занятий нет. Как ни крути, надо ехать в город.
Магазина здесь тоже нет. Забыл что-то элементарное — будь добр собирайся и езжай в Минск, прогуляться пешком до ближайшего супермаркета не выйдет. То есть ты находишься совсем близко к столице, но в то же время в изоляции. Но самое главное — красиво и весело здесь только летом. Осенью, зимой и весной в деревне делать нечего: мрачно, грязно, дороги превращаются в месиво. В общем, попробовав загородную жизнь, мы пришли к выводу, что этот дом станет для нас дачей. В мае у старшего сына заканчиваются занятия в школе, и мы на три месяца все вместе переезжаем сюда. А с наступлением осени возвращаемся в город.
— Категорически не хотелось получить на выходе обычный скучный дом, — рассказывает, как все закрутилось, Ольга, которая придумала нетипичный проект, нарисовала его и доверила специалистам вести просчет. — Мы были активные, свободные, все время находились в разъездах, поэтому и дом виделся нам тем местом, где можно будет не только жить, но и полноценно отдыхать. К примеру, мечталось устраивать вечеринки на патио на крыше.
В своих фантазиях Ольга очень далеко отошла от белорусских стандартов. Так, в доме появились круглый эркер на первом этаже, открытый балкон над ним, панорамное остекление на втором этаже, высокие узкие окна в спальнях и эксплуатируемая кровля с дивным видом в качестве завершающего аккорда. Два жилых этажа дают семье 240 кв. м для жизни и свободы творчества. Супруги признаются, что работы впереди еще очень много, даже с крышей пока не закончили: в выемках будет смонтировано ограждение.
— Когда архитектор разрабатывал наш проект, все время спрашивал: зачем вам это нужно, мол, стройте обычный дом и ничего не выдумывайте, — говорят супруги. — Потом другие специалисты, когда делали конструктивные расчеты, удивлялись: у вас что, совсем земли нет, что вы лезете на крышу и делаете ее плоской? От плоской кровли отговаривал и брат-строитель, предупреждая, что это потенциальные проблемы с протеканием на всю жизнь. Но мы стояли на своем.
Переубедить нас смогли только по двум моментам: выслушав аргументы специалистов, мы отказались от сауны с небольшим бассейном в доме. Это было бы очень дорого в строительстве и обслуживании, к тому же добавляло бы ненужную влажность. Также, несмотря на очень глубокий, почти трехметровый фундамент, решено было не делать подвальный этаж.
Архитектор помог и правильно «посадить» дом. Сразу мы думали делать вход параллельно дороге, чтобы был парадный вид. Но тогда в гостиную совсем не попадало бы солнце. Поэтому повернули здание боком — в результате из окон спален виден красивый закат, а свет сконцентрирован в помещении, в котором мы проводим больше всего времени.
На первом этаже необычного дома сейчас господствует самый настоящий лофт: бетонный пол, оштукатуренные стены, кирпичная кладка в зоне лестничного пролета. Всем гостям с уверенным видом можно говорить, что так и задумывалось. Помимо огромной кухни-гостиной, нашлось место для двух санузлов, гардеробной и большой кладовки, которая одновременно выполняет функции постирочной и топочной. Потолки в помещениях — почти 3 метра.
Холодный тамбур в доме не проектировался. Но, побывав в коттедже зимой и осенью, супруги поняли, что без него не обойтись: суровый уличный воздух, как ни крути, в наших широтах необходимо отсекать.
— Красота красотой, но нужно думать и о том, как проявят себя те или иные конструктивные решения в процессе эксплуатации. Поэтому потенциально проблемные места надо сразу же делать по технологии и с запасом прочности. Экономия — это, конечно, хорошо, поэтому многие работы мы старались выполнять своими силами. Но тут важно подходить к вопросу взвешенно и соизмерять затраты: можно самому несколько недель выкапывать лопатой канализацию, а можно все спроектировать, нанять технику и разделаться с этой задачей за один-два дня, заплатив при этом умеренные деньги, — объясняет Николай.
На втором этаже пока только голые стены и голые же деревянные перекрытия. Здесь планируется сделать две спальни, детскую и большую общую комнату, также предусмотрено место для санузлов. Попасть на «третий», тусовочной этаж можно по винтовой лестнице, размещенной на балконе.
Возводился дом не из привычного новоселам газосиликата. Супруги отдали предпочтение керамзитобетону — теплому, более экологичному, не боящемуся влаги.
— Керамзитобетонные блоки очень прочные и надежные, но и работать с ними сложнее. Строители всегда уговаривают делать дома из газосиликата, но это только потому, что им так проще: легко пилится, укладывается и так далее. Здесь же надо повозиться, но и результат в несколько раз лучше. Да просто почитайте характеристики материалов, сравните их. Правда, заплатить придется дороже и за сами блоки, и за работу с ними, — предупреждает Николай.
— То, каким в итоге будет ваш дом, зависит не только от вашей фантазии и финансовых возможностей, — делится опытом Ольга, которая занималась документальной частью строительства. — Уже в процессе работы ты узнаешь, что практически все придется согласовывать с нашими чиновниками, и именно они будут решать, какого цвета у тебя должен быть фасад (чаще всего предлагают невзрачный однотонный бежевый), забор и многое другое. Причем одни и те же документы придется возить по пять раз: то у специалистов не будет печати, то времени, то появится еще что-то. Так что стройка будет проходить на нервах.
Еще одна составляющая борьбы — взаимодействие со строителями. Супруги признаются, что универсальные правила работы с мастерами вывести невозможно: кажется, ты предусмотрел уже все, но какой-то хитрый нюанс все равно вылезет. А еще многие рабочие очень обидчивые: только начинаешь с ними воевать за качество и говорить, что и как надо переделать, как с тобой перестают разговаривать. В лучшем случае на все указания будут отвечать, что «это потом заштукатурится», «это спрячется и не будет видно». «Дуть губы» могут вплоть до отказа от дальнейшего сотрудничества. Ну и по традиции каждая новая бригада строителей будет хаять предыдущую.
— Стройка во всех ее проявлениях отнимает очень много сил и нервов. Иногда просто хочется опустить руки и отказаться от своих затей. Поэтому летом мы занимаемся домом, а все остальное время отдыхаем, отходим от общения с рабочими и чиновниками. К весне все проблемы забываются, и уже снова хочется в бой, хочется что-то делать и украшать, — смеются супруги.
— Оцените здраво, по силам ли вам будет круглогодичная загородная жизнь. Если деревня небольшая и объектов социальной инфраструктуры под боком нет, заниматься развитием детей будет сложно. В семье должно быть две машины — без них никак. И даже полная автомобилизация не дает гарантии, что вы все и всегда будете успевать: дороги могут размокнуть, или их занесет снегом.
Перед покупкой участка постарайтесь узнать, какая почва в этом населенном пункте. У нас оказался суглинок, и в фундамент пришлось «закопать» $15 тыс., причем строители долго спорили, нужны еще сваи или нет. Вообще, работа со строителями — отдельная история: три разных прораба будут выдавать три разных мнения, толково обосновывая, почему предыдущие два неправы. Так что в итоге делаете вы все на свой страх и риск.
Оплатите архитекторский надзор. Неспециалисту разобраться в том, что делают строители, очень сложно. И даже когда видишь, что что-то идет не так, мастера начинают убеждать тебя, что все в порядке, «мы всегда так строим». В таком случае можно пригласить третейского судью, который и расставит все по местам, сославшись на нормы и ТКП.
Приготовьтесь к тому, что, какой бы бюджет на строительство вы ни заложили, в него вы никогда не впишетесь. Причем это все будет «элегантно» оформлено. Ведь как мы подходим к стройке? Узнаем, к примеру, стоимость блоков, работ по кладке, умножаем одно на другое, добавляем стоимость клея — и вроде как получается нормальная сумма. Но строители считают по-другому: в процессе всплывают подгонка, подрезка, отмостка, замес и все такое прочее. В результате первые цифры уходят в неизвестность.
Также смиритесь с тем, что сроки будут сдвинуты, как бы тщательно вы ни распланировали все этапы. И отнюдь не по вашей вине, а из-за сопутствующих факторов: для наших строителей перенести появление на объекте на неделю-другую — это норма. Также они могут экстренно сорваться из-за якобы семейных или еще каких-то проблем. А то и просто метаться между несколькими объектами, которые ведут одновременно. Но ведь строительный сезон у нас короткий…
Учитывайте: рабочие не ценят и не берегут ваши стройматериалы, так что на участке будет немало битых кирпичей, порванных мешков с цементом и прочего. Обидно, но вряд ли с этим можно бороться.
В связи с этим еще одна рекомендация: следите за тем, что делают строители. Если не стоять над душой и не контролировать бригаду, то на выходе можно получить что-то очень странное и несовершенное: халтурить и уезжать по своим делам ребята начнут сразу же. Причем от такого отношения вы не застрахованы даже при работе с бригадой по рекомендации или знакомству.
Попросите архитектора, который делал проект и разрабатывал узлы, просчитать необходимое количество стройматериалов для того или иного этапа. К примеру, для оконных и дверных перемычек на первом этаже архитектор выписал нам пять мешков цемента по 50 килограммов. После того как строители залили самую первую (самую узкую) перемычку в топочной, мы ради интереса спросили, хватает ли им материалов. И те, не моргнув глазом, сказали: привезите еще цемента, мешков двадцать. Рабочие хотели то ли превратить цемент из связующего звена в основное, то ли пустить материал налево.
Когда начнутся работы с бетоном, заказ оформляйте у крупной фирмы: если вдруг сломается насос (как было у нас), они смогут быстро заменить неисправную технику на рабочую, и оплаченный раствор пойдет в дело, а не перегорит. Также всегда заказывайте как минимум один «куб» бетона про запас: сколько мы ни заказывали объем строго по расчетам, бетона всегда оказывалось меньше, чем надо. Причем это не единичный случай: бетона не хватило на фундамент, полы, кровлю, хотя мы все высчитывали и знали точные размеры. Также всегда держите на участке щебень и песок, чтобы в случае чего вручную «нагонять» нужный объем.
Никогда не платите строителям вперед, забудьте об авансах и промежуточных платежах. Выполнил работу качественно — получил расчет. Также сразу четко оговаривайте итоговую сумму по конкретному виду работ. Будьте уверены, сдавая этап, мастера попытаются увеличить цифры зарплаты как минимум раза в полтора: «а мы сделали еще то», «мы вам не говорили, но надо было еще и здесь доделать». Но вы не ведитесь, стойте на своей первоначальной позиции. А еще всегда проверяйте смету: как-то строители пытались заставить нас оплатить одну и ту же работу два раза.
На своем опыте мы убедились: на этапе «жестких» переговоров, когда вы четко обозначаете сроки и оплату работ, отсеивается половина претендентов на стройку. Многие хотят работать на расслабоне и получать расчет в тот день, когда им это заблагорассудится. Еще понравился один товарищ, который после указаний на «косяки» ответил: «Я не получаю кайфа от работы у вас», — собрал свои вещи и уехал. Так что могут быть и такие экземпляры, — предупреждают супруги.
— Забавно, но друзья и знакомые, проезжая мимо, зачастую спрашивают: «Когда крышу уже будешь делать?», «Чего не накрываешься? Давно пора». Мало кто с ходу может принять мысль, что у нас плоская кровля. Да, в перспективе она может доставить проблемы и делать ее довольно проблематично, но я еще не видел ни одной вечной крыши, которую не приходилось бы латать и переделывать. Поэтому мы постепенно воплощаем свою мечту и рассчитываем, что сможем завершить все, что задумали, — оптимистично настроен Николай.
От редакции. Onliner.by ищет владельцев необычных частных домов. Если вы готовы поделиться историей строительства, пишите на ok@onliner.by.
Порядочных строителей ищите при помощи сервиса «Onliner. Услуги»
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by