«Таунхаус» своими руками: минчанин вместе с другом возвел блокированный дом и рассказывает о его плюсах, минусах и тратах на стройку

21 августа 2017 в 8:13
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

«Таунхаус» своими руками: минчанин вместе с другом возвел блокированный дом и рассказывает о его плюсах, минусах и тратах на стройку

Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

Свой дом за городом (а еще лучше — в черте столицы) — заветная мечта тысяч белорусов. Воображение рисует идиллические картинки теплых вечеров на террасе, ярких рождественских праздников и умиротворения от единения с природой. Все это, конечно, так, но вожделенному дзену предшествует большая работа, требующая времени, сил и денег. Почти десять лет назад минчанин Игорь решился на нестандартный шаг: вместе с другом детства мужчина собрался самостоятельно, без помощи строителей возвести блокированный дом — один на двоих. Постройка напоминает что-то вроде таунхауса, но состоит не из длинного ряда домиков, а всего из двух половин, у каждой из которых свой хозяин. Каково это — начать стройку в 23 года совсем без опыта, делить жизнь с другом и доказывать налоговой, что дом стоит дешевле, чем выглядит, — в репортаже Onliner.by.

Из Минска в Приморье

В Беларуси нет моря (Заславское водохранилище, простите, не в счет), но вот деревня Приморье, на удивление, есть — живописная, с густым хвойным лесом неподалеку и хорошими дорогами. Он нее до столицы рукой подать, до пляжей так называемого Минского моря и вовсе можно дойти пешком. Населенный пункт застроен коттеджами разной степени крутости, а еще в 2006 году здесь было обычное поле.

— С Колей мы дружим, считай, всю жизнь — с первого класса, да и разница в возрасте — всего две недели, — рассказывает о своем товарище и соратнике в глобальных начинаниях Игорь. — Вместе прошли школу, техникум, институт. Оба — городские жители: выросли в Слепянке и проблем с жильем, в общем-то, не испытывали. На фоне нашей продолжительной дружбы стали общаться между собой и родители. О родителях хотелось бы сказать отдельно. Большое спасибо им за то, что вырастили нас и всегда поддерживали даже самые сумасшедшие наши идеи.

Когда нам обоим было по 23 года, мамы переговорили с папами и решили, что было бы неплохо построить каждому сыну по однокомнатной квартире — непременно в одном доме и на одной площадке. Какое-то время этот вариант рассматривался всерьез, а потом стали думать: надо бы и гаражи иметь под боком, ведь мы оба любим машины и имеем профильное инженерное образование. В итоге пришли к идее, что лучше построить дом.

Начали искать подходящий участок. Основные критерии — близость к городу и наличие нормального подъезда. Посмотрели Лапоровичи — не подошла цена, пришлось отказаться. Съездили на полигон в Колодищи — обомлели: люди собираются дома строить, а вокруг настоящие танки ездят. И хотя участки на полигоне были очень дешевые, совершить покупку не рискнули. И, как оказывается, правильно сделали: насколько я знаю, там до сих пор разбитые дороги и никакого благоустройства.

Оценив несколько вариантов, друзья-авантюристы решили остановиться на участке в деревне Приморье: 20 соток, 20 километров от центра Минска, хорошая дорога. Опора электропередач находилась в двух метрах от границы участка, газа не было. Надел продавался одним куском за $15 тыс., позже документы оформили на двух хозяев: каждому по 10 соток, все официально. Сейчас мужчина понял: стоило бы брать больше соток — земли много не бывает.

«Блокированные дома надо строить только с теми людьми, в которых ты на сто процентов уверен»

— Опыта строительства ни у меня, ни у Коли не было. Для своих семей мы стали первопроходцами. До этого вся родня «упражнялась» лишь на дачных домиках, но это несопоставимые масштабы. В стройке мы оба понимали очень мало: фундаментальных знаний не было, да и образование с этой сферой совсем не перекликалось. Поэтому поначалу я думал, что мы наймем рабочих и они все сделают. Но вдруг Коля уперся: будем строить сами, ведь только в наших интересах получить хороший результат. Вроде бы оно и так, но возникает вопрос: а как строить? Нам по 23 года, мы с друзьями только и делаем, что ходим по клубам — то в «Реактор», то в «Белую вежу», — а тут такая ответственность. К тому же почти полный информационный вакуум по сравнению с нынешним временем: это сейчас у всех есть интернет, YouTube, под рукой куча источников, а тогда было по-другому. Мы стали доставать какие-то книжки, читать, готовиться. Но, несмотря на все сложности, друг отступать не собирался.

До сих пор помню случай, когда приехал сюда, на это заросшее поле — кругом ни души, ни одного дома. Лето, отличная погода, печет солнце, а мы, несмотря ни на что, берем в руки лопаты и начинаем копать траншею под фундамент. Не успели толком ничего сделать, как появляется наш друг в компании двух девушек и зовет купаться на Минское море. И так мне хочется поехать, уже буквально бросаю лопату, но Коля охлаждает: нет, никуда ты не поедешь, мы строим дом. Компания развернулась и отправилась отдыхать. Наверное, это был один из самых тяжелых в психологическом плане моментов: все гуляют, веселятся, а ты вкалываешь.

Ребята сразу планировали возвести блокированный дом: это выходило дешевле и быстрее, чем заниматься индивидуальной стройкой. К тому же молодые люди понимали: они всегда будут рядом и смогут помогать друг другу в случае чего. Проект купили польский типовой. У каждого хозяина были предусмотрены полноценный цокольный этаж, два жилых уровня, гараж на две машины. Если сложить площади всех помещений, получится около 300 «квадратов», если отнять цоколь и гараж — порядка 200. Игорь признается, что в отделе архитектуры, увидев проект, скривились, мол, что это вы такое затеяли, пытались отговорить, но печать «Согласовано» в итоге поставили и выдали молодым людям паспорта застройщика.

На первом жилом этаже располагаются кухня-столовая, большая гостиная и санузел, на втором — три спальни, гостиная и санузел. Внесли парни и изменения: дополнили дома каминами, хотя в проекте их не было.

— Сразу хочу оговорить очень важный момент: блокированный дом можно строить только с тем человеком, в котором ты на сто процентов уверен. Как в себе. Если есть хотя бы доля сомнения или были случаи, которые заставляли задуматься, откажитесь от затеи: ничего хорошего не выйдет. Соседство слишком близкое, и оно не терпит даже легкой неприязни, не говоря уже о вражде.

В то время Коля работал инженером на заводе и имел доступ к компьютеру. Он-то и адаптировал этот типовой проект к нашим условиям. Получив все чертежи и схемы на бумаге, мы приступили к делу. На то, чтобы возвести коробку размером 30 на 14 метров, ушло три года: год на фундамент, столько же на стены и еще 12 месяцев на крышу. Внутренняя отделка также растянулась на год. Работали сами, с друзьями, родственниками (очень помогал мой брат), но посторонних людей не привлекали. Была, конечно, попытка положиться на специалистов. Приезжали на участок два прораба, посмотрели на нас с удивлением: мол, что вы тут затеяли — и все на этом. Поэтому приходилось каждый вечер после работы и все выходные проводить в Приморье. Трудились, пока светло, ставили прожектора, когда было уже темно, и строили-строили-строили.

Причем Коля был очень дотошный. Белорусские газосиликатные блоки, из которых мы возводили дом, оставляют желать лучшего: я своими глазами видел, как их еще сырыми достают из печи и складируют на улице в надежде, что они высохнут сами и все будет хорошо. Однако на практике блоки получаются средненького качества, имеют трещины, сколы, геометрия тоже гуляет. Но Коля все вымерял — ни один блок не шел в дело без предварительной проверки на соответствие его стандартам качества.

Стройка шла равномерно и постепенно: два ряда положим у него на половине, два — у меня. Не было такого, чтобы кто-то корпел только над своей частью. Это командная работа. То же касается и крыши: невозможно накрыть только мою половину и не сделать ничего с кровлей друга. Во время стройки установилось правило: если у нас что-то выходило неверно, все рушили и начинали заново.

Общая стенка, соединяющая две части дома, выполнена из того же газосиликата, что и весь дом, — 500-й плотности и шириной 50 см. Дополнительную звукоизоляцию не делали, она просто не нужна: ни музыки, ни разговоров друг друга мы не слышим. Газосиликат — идеальный материал для новичка: стройка идет быстро и не столь трудоемка, как если бы мы соблазнились на кирпич, — объясняет Игорь.

Плюсы, минусы и цена вопроса

— В одиночку такой дом никогда не возведешь. Повторюсь, это исключительно командная работа, — настаивает хозяин половины дома. — Поэтому партнер должен быть надежный. И еще важно финансирование: во время стройки то у одной, то у второй стороны могут закончиться деньги. В таком случае надо сообща искать резервы. Если застопорилась одна половина, то застопорится и вторая.

Блокированный дом не дает той полноты ощущения пространства и закрытости от всех, как индивидуальная постройка. Но в то же время ты всегда знаешь, что у тебя за стенкой лучший друг, который поможет в любой ситуации. И ты можешь когда угодно выручить его.

Стройку мы затеяли в не самое удачное время. В 2006 году наступил бум строительства, а потому дорогим было все: и материалы, и услуги, и техника в аренду. Чтобы хоть как-то сэкономить, работали сами. Для понимания трат вели смету. По моим раскладкам, моя половина обошлась примерно в $60 тыс. Через четыре года после начала работ я все достроил и ввел дом в эксплуатацию (хотя до сих пор остаются незаконченными потолки). Как только сделал это, пришло письмо из налоговой: отчитайтесь, уважаемый, на какие средства вы вели такую стройку. По прикидкам госорганов, моя половина дома должна стоить в два-три раза дороже. Я предоставил все чеки, документы, выписки. Но этого оказалось мало, пришлось брать письменные заверения у соседей, что я работал сам, приносить фотографии, на которых были запечатлены моменты строительства. И все для того, чтобы подтвердить факт самостоятельной стройки и, следовательно, экономии огромной суммы.

А в целом, по своему опыту, могу сказать, что 40% денег, выделенных на стройку, уходит на приобретение материалов, остальные 60% — на оплату работы, аренду техники. Так что если все делаешь сам, можно значительно снизить траты.

Вдохновившись успехом в домостроении, Игорь перешел на более мелкий калибр — не без помощи друзей возвел гараж, баню, беседку. Впереди — постройка еще двух гаражей, а прямо сейчас мужчина занимается строительством дома для родителей.

Собираетесь начать стройку? Послушайте советы человека, который все это уже прошел

— Получив на руки проект, обязательно проконсультируйтесь с независимыми экспертами. Любой, даже кажущийся абсолютно совершенным проект будет содержать определенные ошибки: архитектор мог перестраховаться и заложить такие узлы и мощности, которые вас разорят. В большинстве случаев многие системы можно упростить, и именно незаинтересованные люди направят вас на верный путь.

В моем случае ошибкой стало место размещения камина: труба расположена на стыке двух крыш. Как потом выяснилось, на стыке вообще ничего не должно быть, иначе начинаются проблемы. Да и в целом камин бы я сейчас, наверное, уже и не делал: им можно отопить весь дом, но разжигаем его мы очень редко. Он больше для антуража.

Если заранее продумать нюансы и подготовиться, построить можно что угодно. Но при этом очень важно иметь желание — без него ничего не получится, все будет валиться из рук. К тому же учитывайте, что дом — это не квартира, сидеть сложа руки здесь не получится. Заселяясь в дом, вы включаетесь в своеобразный цикл: закончил одно — надо переделывать другое, постоянно что-то вылезает. Это надо принять и понять, сможете ли вы все тянуть. Если ничего не делать, вскоре дом потребует капитального ремонта.

Прожив несколько лет в этом доме, понимаю, что двухэтажный коттедж я бы уже не строил: ходьба по лестнице туда-сюда утомляет. Со стороны кажется, что это ерунда: молодой, силы и здоровье есть. Но, поверьте, эта беготня надоедает. На втором этаже мы сейчас почти не появляемся. На мой взгляд, лучше сделать одноэтажный, но большой дом.

Деревянные перекрытия, которые применялись во время стройки, я бы тоже уже не использовал. Лучше обычные железобетонные плиты, так как звукоизоляция очень хромает — и сделать с этим ничего не получается. А вот деревянная доска в качестве напольного покрытия служит отлично — главное, использовать хорошо высушенные доски и правильно их уложить. Стягивать или переделывать что-либо мне до сих пор не приходилось: не трещит, не расходится, не прогибается.

На этом месте друзья Игоря хотели видеть бильярдный стол, но мужчина решил поставить теннисный. За вечер нарисовал проект, а в течение следующего воплотил его в жизнь

Если у вас нет $50 тыс., то даже не стоит лезть в стройку (в реальности все равно будет потрачено значительно больше). Знаю, что многие люди, имея в загашнике $10—20 тыс., приступают к работам, рассчитывая, что потом как-то срастется. На самом деле смысла в этом нет: вы закопаете/заморозите те сбережения, которые были, потратив их на фундамент и первый этаж. А потом деньги резко закончатся, и поделать уже ничего будет нельзя. Итог — ни денег, ни дома. Сейчас полно случаев, когда люди взяли участки, которые государство раздавало нуждающимся, начали что-то делать и сели на мель. В результате земля в лучшем случае окашивается раз в сезон для пикника, в худшем — сельсовет через суд забирает участок.

От редакции. Onliner.by ищет владельцев необычных частных домов. Если вы готовы поделиться историей строительства, пишите на ok@onliner.by.

Хотите жить в своем доме, но не знаете, с чего начать? Найдите специалистов при помощи сервиса «Onliner. Услуги»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by