Те же фамилии, те же традиции, те же дела. Репортаж о белорусской деревне, хранящей тайны четырехсот лет
26 066
68
16 июля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
Те же фамилии, те же традиции, те же дела. Репортаж о белорусской деревне, хранящей тайны четырехсот лет

Когда-то по белорусским деревням вальяжно разъезжала дробная шляхта с воткнутыми в возы сена шпагами, по выходным гудели колоритные вечеринки, а на праздники устраивались настоящие карнавалы. Теперь тут можно встретить только изглодавшую по общению старушку да сосредоточенного, но уже веселого деда, одной рукой держащего руль велосипеда «Аист», а второй — укрытую в удобном кармане серого пиджака бутыль вина с пластмассовой пробкой. Сегодня здесь нет работы, нет детей, нет развлечений. С виду здесь вообще ничего нет. Но это только на первый взгляд. Сами того не зная, белорусские деревни веками хранят традиции, которых, однако, не станет с последним стариком. Вместе с историком Игорем Угликом, который больше десяти лет провел в экспедициях по Беларуси, отправляемся в ничем вроде бы не примечательное село, чтобы разгадать все его неочевидные загадки.

Доцент, кандидат исторических наук Игорь Углик объездил каждый уголок Беларуси и везде находил что-то новое: традиции, слова, обряды, архитектуру, людей. Говорит, встречал даже ведьм (во всяком случае, так считали они сами и все деревенские). Недавно на глаза историку попалось старое академическое издание с описанием деревень XVII века. В некоторых местечках историк бывал уже не раз, а потому подметил любопытную вещь: в двух селах Клецкого района фамилии жителей сохраняются уже как минимум четыреста лет.

Первым делом отправляемся в деревню Блевчицы. Не считая приехавшей автолавки и юбилея бабы Ларисы, из событий недели здесь только вчерашний дождь. Такой выпуск афиши не спасла бы даже Джессика Альба (на самом деле, спасла бы). Подобные деревни рассыпаны по всей стране и мало чем отличаются друг от друга: деревянные дома, пластиковые пальмы, плохие дороги и простые люди.

Историк открывает тетрадь с записями, зачитывает фамилии семей, которые жили здесь четыреста с лишним лет назад, и предлагает начать экскурсию со старого кладбища. Чуть поодаль от новых захоронений находим довольно старые с бетонными надгробиями. Прочесть надписи на большинстве памятников конца XIX века не удается, но несколько фамилий разглядеть все же возможно. Из совпадающих — Кобрин, Тупица, Варвашеня, Варченя и Лапотко (Лопатко).

На относительно свежих захоронениях встречаем те же фамилии. Историк удивлен: сейчас семьи не так часто остаются жить в тех же локациях, что и их пращуры.

На самом кладбище находим несколько лип и старые ульи. Гулу пчел ученый искренне обрадован: если верить инвентарям, пчеловодством в этих краях занимаются уже больше 450 лет!

— Бортничеством в этих краях занимались всегда. В начале XIX века здесь содержали двенадцать ульев, да и в принципе во всей округе не было деревни, где стояло меньше восьми, — объясняет ученый.

За конкретикой идем к одному из домов, где нас уже заприметила любопытная бабушка.

— В Блевчицах я с 1938 года. Сначала жила в доме напротив, а потом с батьком из-за штанов и 15 рублей поссорилась и в эту хату переехала, — откровенничает старушка. — Пчелы? Да, раньше много кто держал, а сейчас уже некому, одни старики остались. На кладбище кто-то ульи еще ставит, но я даже не знаю кто. Может, из другой части деревни. 

Историк спрашивает о деревенских традициях и названиях хозпостроек. Старушка с трудом вспоминает, как деревня жила раньше, но искренне радуется каждому восстановленному факту.

— Раньше свадьбы интересно праздновали, молодых рушником связывали, на подушку усаживали, гуляли всей деревней, музыкантов приглашали. У нас это называлось «свадьбой на трубах». Рядом жил мужик, который на духовых играл. Да-да, на дуде, точно! — улыбается старушка.

— На Купалье мы всегда ведьму жгли, а на Щедрик маски надевали и колядовали. Сама помню, как в маске зайца по колбасу бегала. Кто в волка переодевался, кто в козу, кто в деда... А ночью гадали: насыплем сена под скатерть и достаем по одной травинке. Если целая попалась — повезет, а если сломанная, то не сбудется загаданное, — замолкает бабушка и уносится в воспоминания.

— А застеночка у вас не было, где когда-то шляхта жила? — не дает помечтать историк.

— А бог его знает. Раньше ж улиц у нас не было: деревня да и деревня. Мы сами называли кусок на отшибе Тупицами, а за ним пару домов — Заречное или Замосток. А кто там жил… Люди жили.

Тупицы, наверное, по фамилии. У нас тут все Тупицы и Лопотки. Я ж и сама до свадьбы Лопоткой была. 

Оставляем бабушку в воспоминаниях и отправляемся дальше по деревне. Игорь Григорьевич объясняет смысл своих вопросов.

— Раньше дробная шляхта жила отдельно от остальных деревенских. Их кусок земли назывался застенком. Мне часть деревни на отшибе показалась любопытной. Поскольку деревенские даже дали месту свое название по фамилии жителей, вероятно, там и жили шляхтичи. В инвентарях это обозначено, только конкретного места не указано. Конечно, сейчас там такие же дома, как и везде, хотя сам факт любопытный.

На улицах местных почти нет. Двухметровый историк с блокнотом и фотоаппаратом собирает в окнах косые взгляды. Какой-то старик в шапке кричит сквозь грязное стекло что-то оскорбительное и велит убираться. Решаем прислушаться и двигаемся дальше, пока дед не достал из-под кровати берданку.

Игорь Григорьевич обращает внимание на любопытное расположение домов на участках: многие из них стоят перпендикулярно улице, а хозяйственные постройки выстроены в одну линию за домом. Так расположены и некоторые относительно новые, кирпичные или блочные дома. Для обывателя — ничего необычного, для ученого — настоящая находка.

— Сейчас дома обычно строят параллельно дороге, что вполне логично: так строение закрывает от посторонних двор и помогает удобно расположить огород. Раньше же все дома в Центральной и Западной Беларуси строили иначе, и совсем неслучайно.

Влияние на формирование деревень оказала волочная реформа, инициированная королевой Боной Сфорца во второй половине XVI — начале XVII века. Смысл реформы состоял в систематизации податей и наделении каждого хозяйства определенным размером земельного участка. В ходе реформы были созданы новые деревни и перепланированы старые. При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Поскольку участки были очень узкие, поперек дома никто не ставил, и все постройки тянулись вдоль этой узенькой полосочки. В Блевчицах я заметил много дворов, где все постройки выстроены в одну линию и тянутся на 80—100 метров. Это говорит о том, что люди строят дома таким образом по инерции, без понимания смысла такой планировки.  

В деревне достаточно много заброшенных домов и погребов. Конечно, во всех уже побывали местные и вынесли все ценное. Но у историков другие ценности.

В одном из таких строений, со всех сторон спрятанного кустами и деревьями, находим части старого ткацкого станка. Все в домашнюю коллекцию.

Из Блевчиц перемещаемся в деревню Бабаевичи, которая находится буквально в нескольких километрах от Клецка.

Судя по инвентарям, в 1665 году здесь было 59 дворов, в которых проживало 79 человек (вероятно, при подсчете учитывались только мужчины). Затем деревня росла: в 1805 году здесь жило уже 150 человек.

Сегодня здесь только дачники. Через условную границу соседних участков две женщины обсуждают грядущие похороны односельчанина и ругают водителей грузовиков, которые невольно орошают дорогу навозом.

— Сейчас тут уже ничего нет, но когда я еще маленькая была, тут и люди работали, и традиций много было, и мастеров своих. В деревне всегда пчеловодов было много, только сейчас заниматься перестали, когда в деревне все липы срезали. Всегда мы баранов держали, овечек, бычков, в каждом доме корова была. Сегодня уже никому это не надо. А моему дому, между прочим, уже больше ста лет, а может, и все двести! Только моя бабка здесь девяносто лет прожила, а потом мать, и я вот 58 лет живу! — хвастает женщина и продолжает разговор с соседкой.

Сегодня от старой деревни не осталось практически ничего: большинство домов перестроили, старинное кладбище заброшено и находится в ужасном состоянии, потомков местных жителей почти нет.

Наверное, совсем скоро и этих мизерных знаний, которые несут оставшиеся несколько десятков человек, не станет. Игорь Григорьевич разводит руками и подводит итог экспресс-экспедиции.

—Люди очень мало знают о белорусских деревнях, нам кажется, что у нас ничего нет, хотя изучать этот вопрос можно очень долго. Это даже в самой обычной деревне прослеживается: не зная ничего об истории родных мест, люди инертно занимаются теми же делами, что и их прапрадеды: до недавнего времени многие выращивали волов, баранов, занимались пчеловодством или плотницким делом. Хотя, если проехать двести километров, например, на юг, там вы увидите совершенно других людей с другими интересами и занятиями. Просто потому, что так сложилось.

От редакции. Есть история о необычных людях, строениях или местах? Пишите на dm@onliner.by.

Читайте также: 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
16.07.2017 в 8:12
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

113
Лучший комментарий
16.07.2017 в 8:06

Кто не помнит своего прошлого у того нет будущего...

16.07.2017 в 8:07

Нужно чтить и помнить наше прошлое.Это святое

16.07.2017 в 8:10

Когда смотришь на опустившие и брошенные дома слезы на глазах наворачиваются.А ведь когда то здесь кипела жизнь,был смех и радость жизни.

16.07.2017 в 8:12
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

16.07.2017 в 8:18

умирают деревни............
остается только память................

16.07.2017 в 8:28

Все мы немощны, ибо человеци суть!

16.07.2017 в 8:29

Интересный репортаж.Люди помоложе деревни покидают, поскольку нет работы. Люди постарше, живущие в 21-м веке натуральным трудом за счет огорода, сами вымирают - и долго не живут от безнадеги и недостатка медпомощи

16.07.2017 в 8:32

Закономерный процесс. Но все развивается по спирали и может дачники вдохнуть новую жизнь в умирающие деревни..

16.07.2017 в 8:36

Грустно видеть оставленные портреты в заброшенном доме...

16.07.2017 в 8:38
Когда смотришь на опустившие и брошенные дома слезы на глазах наворачиваются.А ведь когда то здесь кипела жизнь,был смех и радость жизни.
kadgan

Не плакай, едь деревню поднимай

16.07.2017 в 8:47

в нормальном государстве такого, что мы имеем точно не было бы.

16.07.2017 в 8:52

BonnyM, Был во многих заброшенных домах в 9 из 10 фотографии лежат прямо на полу в грязи и крысином помёте, целыми альбомами, там тебе и свадьбы и похороны, как так могут люди делать, взять и кинуть (предать) память предков кто тебя тут народил, воспитал.... не пойму или они с другой планеты.

16.07.2017 в 8:55
Когда смотришь на опустившие и брошенные дома слезы на глазах наворачиваются.А ведь когда то здесь кипела жизнь,был смех и радость жизни.
kadgan

Не плакай, едь деревню поднимай

user_9280840

только после тебя

16.07.2017 в 8:58
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

ХитрыйЛыс

угу, итоги "выделения" земли:

Крестьяне лишались права перехода с места на место, обрабатываемая ими земля более не рассматривалась как их собственность
16.07.2017 в 9:13

fogast,
Работа есть. Желания нет.
Почему то на Полесье до сих пор выращивают и клубнику и огурцы и помидоры. И в города не сильно рвутся.

16.07.2017 в 9:44
BonnyM, Был во многих заброшенных домах в 9 из 10 фотографии лежат прямо на полу в грязи и крысином помёте, целыми альбомами, там тебе и свадьбы и похороны, как так могут люди делать, взять и кинуть (предать) память предков кто тебя тут народил, воспитал.... не пойму или они с другой планеты.
AlyXei

А это, знаете, такие Иваны не помнящие родства, потом удивляются, почему их собственные дети наплевательски к ним относятся.

16.07.2017 в 9:48
BonnyM, Был во многих заброшенных домах в 9 из 10 фотографии лежат прямо на полу в грязи и крысином помёте, целыми альбомами, там тебе и свадьбы и похороны, как так могут люди делать, взять и кинуть (предать) память предков кто тебя тут народил, воспитал.... не пойму или они с другой планеты.
AlyXei

А это, знаете, такие Иваны не помнящие родства, потом удивляются, почему их собственные дети наплевательски к ним относятся.

BonnyM

откуда вы знаете что у людей случилось? есть масса причин, по которым такое могло произойти.

16.07.2017 в 10:10

Вымирает село. Все в Каменную Горку уехали.

16.07.2017 в 10:12
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

ХитрыйЛыс

Когда-то бабуля рассказывала, что батрак у пана за сезон зарабатывал себе на хороший добротный по тем временам дом. Попробуй сейчас найти такую работу.

16.07.2017 в 10:18
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

ХитрыйЛыс

Бояре появились позже...

16.07.2017 в 10:19
Кто не помнит своего прошлого у того нет будущего...
SOLDYK

Спасибо, кэп!

16.07.2017 в 10:22
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

ХитрыйЛыс

угу, итоги "выделения" земли:

Крестьяне лишались права перехода с места на место, обрабатываемая ими земля более не рассматривалась как их собственность
1763864

Прямо как сейчас, взял кредит на стройку и считай попал в рабство, а землю с ПНВ не продашь, низзя.

16.07.2017 в 10:25

Деревни заброшены, потому что в собственности у беларуса только гнилая разваливающаяся хатка, земля под этой хаткой не его собственность. И так везде.

16.07.2017 в 10:31
Нужно чтить и помнить наше прошлое.Это святое
kadgan

Какое там прошлое? Серая масса постоянно под кем-то лежала. Как нацию себя никто не осознавал, куда ни заедь, кого не спроси кто вы, ответ будет тутэйшыя. И ничего не поменялось, все также в приоритете чарка-шкварка-абынебыловойны, власть отдельно, народ, который эту власть не может выбрать и повлиять на нее, отдельно.

16.07.2017 в 11:08
BonnyM, Был во многих заброшенных домах в 9 из 10 фотографии лежат прямо на полу в грязи и крысином помёте, целыми альбомами, там тебе и свадьбы и похороны, как так могут люди делать, взять и кинуть (предать) память предков кто тебя тут народил, воспитал.... не пойму или они с другой планеты.
AlyXei

А это, знаете, такие Иваны не помнящие родства, потом удивляются, почему их собственные дети наплевательски к ним относятся.

BonnyM

откуда вы знаете что у людей случилось? есть масса причин, по которым такое могло произойти.

1763864

Соглашусь, причин может быть масса, но и равнодушие не редкость.

16.07.2017 в 11:22
Нужно чтить и помнить наше прошлое.Это святое
kadgan

Какое там прошлое? Серая масса постоянно под кем-то лежала. Как нацию себя никто не осознавал, куда ни заедь, кого не спроси кто вы, ответ будет тутэйшыя. И ничего не поменялось, все также в приоритете чарка-шкварка-абынебыловойны, власть отдельно, народ, который эту власть не может выбрать и повлиять на нее, отдельно.

с.лобанов

а вы чьих будите?

16.07.2017 в 11:36

встретить только изглодавшую по общению старушку

даже при написании коммента в браузере красным подчеркивает. На чем вы там пишите...

16.07.2017 в 12:24

Навсегда наблюдаю как в деревнях всё устроено.....

16.07.2017 в 12:46

ХитрыйЛыс, за польским часам никто ноги не целовал, это брэд

16.07.2017 в 13:46

Мы пидем у клюб, там будут танцы! Когда-то в этот клуб бегал, кино смотреть!

16.07.2017 в 14:00

Ужасно. Прошло 400 лет. Сколько сменилось поколений? Да не меньше 16-ти. Что построили, что осталось? - Да практически ничего, сгнившие избы и камни с фамилиями. Про фото: Неужели зелень и свежий воздух так влияет на лица?.......

16.07.2017 в 14:03
Нужно чтить и помнить наше прошлое.Это святое
kadgan

Какое там прошлое? Серая масса постоянно под кем-то лежала. Как нацию себя никто не осознавал, куда ни заедь, кого не спроси кто вы, ответ будет тутэйшыя. И ничего не поменялось, все также в приоритете чарка-шкварка-абынебыловойны, власть отдельно, народ, который эту власть не может выбрать и повлиять на нее, отдельно.

с.лобанов

а вы чьих будите?

kadgan

не знаю, после разграбления моей семьи советами не знаю. до 1939 года очень зажиточные крестьяне.

16.07.2017 в 14:10

это не жизнь

16.07.2017 в 16:03

Отличный репортаж!
Вот такой и должна быть Белоруссия! Старой, духовной и самобытной! А такое убожество, что показывают в репортажах про польшу, нам не нужно!

16.07.2017 в 16:08
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

ХитрыйЛыс

угу, итоги "выделения" земли:

Крестьяне лишались права перехода с места на место, обрабатываемая ими земля более не рассматривалась как их собственность
1763864

Прямо как сейчас, взял кредит на стройку и считай попал в рабство, а землю с ПНВ не продашь, низзя.

с.лобанов

Так в чем проблема не брать кредит на стройку ?
Я один дом построил, второй купил. Без всяких кредитов!

16.07.2017 в 17:59
BonnyM, Был во многих заброшенных домах в 9 из 10 фотографии лежат прямо на полу в грязи и крысином помёте, целыми альбомами, там тебе и свадьбы и похороны, как так могут люди делать, взять и кинуть (предать) память предков кто тебя тут народил, воспитал.... не пойму или они с другой планеты.
AlyXei

А про чердаки есть инфа интересная)?

16.07.2017 в 18:19

AlyXei, я даже забрал один довоенный портрет молодого польского солдата с матерью себе домой, хотя я вообще чужой человек..

16.07.2017 в 19:47

репортаж хороший.
а жить там по-старому - ни-ни!
Человек изменился, ему нужен комфорт, много информации, пищи для ума , приключений
А по части: *где народ делся* -так из 300 человек моего курса ещё в 70-х в Минске осталось 295.
Потом они получили лет через 10 квартиры, а то и раньше - если кооперативные, так что внуки их вполне себе - городские)

16.07.2017 в 19:51

Фото старые люблю рассматривать, и вообще старинные вещи, с удовольствием хожу в музеи,
но в дом нести старое чужое - это никогда, чисто из гигиенических соображений.

16.07.2017 в 20:01

И снова тема паноу остро волнует кудряша. Ты бабка мечтай, но где паны жили.

16.07.2017 в 20:05
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

ХитрыйЛыс

Когда-то бабуля рассказывала, что батрак у пана за сезон зарабатывал себе на хороший добротный по тем временам дом. Попробуй сейчас найти такую работу.

user_123321123321

Судя по количеству хороших добротных домов либо батраки были так себе, либо паноу на всех не хватало.

16.07.2017 в 20:43

Позор наследникам заброшенных домов ! Нет памяти - нет будущего !!!

16.07.2017 в 20:45

Я дешёвую дачу не могу купить, а тут заброшки, которые у нас по тысяче и не купишь.

16.07.2017 в 20:49
BonnyM, Был во многих заброшенных домах в 9 из 10 фотографии лежат прямо на полу в грязи и крысином помёте, целыми альбомами, там тебе и свадьбы и похороны, как так могут люди делать, взять и кинуть (предать) память предков кто тебя тут народил, воспитал.... не пойму или они с другой планеты.
AlyXei

Осадок после статьи. Как минимум люди не дружные жили. Могилы заброшены, людей нет. Обычно деревенские тянутся на малую родину, договариваются. Где хорошо, народ подтягивается. Пусть и дачники, но село летом кипит.

16.07.2017 в 21:10
Кто не помнит своего прошлого у того нет будущего...
SOLDYK

только не произносите этот бред в реальной жизни, онлинер стерпит

16.07.2017 в 21:12
Где хорошо, народ подтягивается. Пусть и дачники, но село летом кипит.
Olynik

Кипит 30 км от мкад. Всё остальное умирает.

16.07.2017 в 21:14
Позор наследникам заброшенных домов ! Нет памяти - нет будущего !!!
Geodmit

Часто заброшка возникает потому что родственники поделить не могут. Например у хаты 3-4 собственника. Денег нет ни у кого. Продавать один не согласен. Выкупать долю у остальных никто не в состоянии. Всё. ситуация безвыходная. Стоит разваливается.

16.07.2017 в 21:37

Бабуля казала што жылi добра да 1939 года, а потым прыйшлi рускiя пустадомкi - вашывiкi, усе адабралi, многа людзей ссялiлi, знiшчылi.......

16.07.2017 в 21:51
fogast,
Работа есть. Желания нет.
Почему то на Полесье до сих пор выращивают и клубнику и огурцы и помидоры. И в города не сильно рвутся.
GlobalSIM

Где не рвутся? В ольшанах? В остальном полесье пустых деревень сотни.

16.07.2017 в 22:34

Вот и все в нашей стране, в последнее время сводится к " Просто потому, что так сложилось.", а жаль!

16.07.2017 в 23:19

Я бы тоже хотел про пробабкин хутор рассказать, там раньше господский двор был. Кавенево назывался. Боюсь забудется и ничего в истории не останется.

17.07.2017 в 0:06

Красивые, но грустные фото.
За статью и историю - спасибо!

17.07.2017 в 1:39

-Советская власть дала вам работу, бесплатную возможность учиться!
-Ага, и лишила дворянского титула! (с)

17.07.2017 в 8:49

Мой прапрадед имел большое хозяйство + 50 колод (ульев) пчёл. Мог позволить содержать одного батрака. За мёдом приезжали со всей Польши. И паном он не был. Но затем пришли Советы...

17.07.2017 в 8:52

Блевчицы-это Копыльский район!)))

17.07.2017 в 10:08
kadgan Вчера в 8:10
Когда смотришь на опустившие и брошенные дома слезы на глазах наворачиваются.А ведь когда то здесь кипела жизнь,был смех и радость жизни.
kadgan

кто мешает ехать в село и поднимать его?

17.07.2017 в 11:28
Бабуля казала што жылi добра да 1939 года, а потым прыйшлi рускiя пустадомкi - вашывiкi, усе адабралi, многа людзей ссялiлi, знiшчылi.......
SCHURUS_1975

Извините, а до 39 года кто был?

Деревни не то что бы умирали, а меняется структура. В деревни моей бабушки не так и много пустых не жилых домов. Просто место деревенских жителей заняли дачники и городские жители, которые на пенсии поехали жить на природу.
А вообще, по-большому счету в нормальных странах с высокой производительностью труда в сельском хозяйстве занято 5-6% населения. Так что уход молодежи в города, где больше возможностей для работы, это совершенно нормальная вещь.

17.07.2017 в 13:20
Кто не помнит своего прошлого у того нет будущего...
SOLDYK

Кто порит фигню СЕЙЧАС у того нет будущего.

17.07.2017 в 16:36
При новой, уличной планировке крестьяне получили достаточно большие куски земли, которые были поделены на узкие прямоугольники, идущие в поле.

Крестьяне при Жэчи Посполитой так бедно жили, что им даже землю выделяли.
А кое-где они барину ноги целовали.

ХитрыйЛыс

Садись, двойка. Реформа начала проводиться, когда Речи Посполитой еще не было, были отдельно Королевство Польское и Великое Княжество Литовское.

А от объединения с Польшей белорусы только проиграли. Кинули нас.

17.07.2017 в 16:55

Углик Игорь Григорьевич, учился у него. Очень интересный человек, старался ни одной его пары не пропускать.

17.07.2017 в 22:27
Бабуля казала што жылi добра да 1939 года, а потым прыйшлi рускiя пустадомкi - вашывiкi, усе адабралi, многа людзей ссялiлi, знiшчылi.......
SCHURUS_1975

Извините, а до 39 года кто был?

Срочно (Алексей)

Про Западную Беларусь в школе слышали? Плакат ещё советский есть, там два мужика целуются от радости после присоединения.

17.07.2017 в 22:47

ХитрыйЛыс,
Ерунду какую-то один " грамотей" написал а остальные " грамотеи" полайкали.
Жесть! Истории не знают, знать не хотят, и ересь какую-то пишут.

17.07.2017 в 22:48
ХитрыйЛыс,
Ерунду какую-то один " грамотей" написал а остальные " грамотеи" полайкали.
Жесть! Истории не знают, знать не хотят, и ересь какую-то пишут.
Korybut
Кре
ХитрыйЛыс
17.07.2017 в 22:57

Недавно на глаза историку попалось старое академическое издание с описанием деревень XVII века.

Подскажите,что за издание?? Очень интересно.
Предполагаю, что инвентари имений, но интесресует конкретное название и автор.

18.07.2017 в 12:57

Калісьці мы, напэўна, маглі быць вялікія, але не здолелі. Наша палітычнае быццё скончылася. У нас – толькі магілы. Толькі адны магілы, раскіданыя па гэтай зямлі. Курганы на беразе Дняпра, капцы на сялянскіх могілках, твая і мая магільня, сыне…

20.07.2017 в 8:48
— В Блевчицах я с 1938 года. Сначала жила в доме напротив, а потом с батьком из-за штанов и 15 рублей поссорилась и в эту хату переехала,

Только ради этого стоило прочитать :)
Автору респект, ждем продолжения.

23.07.2017 в 10:01

NavPil,

встретить только изглодавшую по общению старушку

даже при написании коммента в браузере красным подчеркивает. На чем вы там пишите...

NavPil

Смех, да и только!!! Тоже мне учитель!!! ПишЕте
Пишите - повелительное наклонение и предполагает еще и ударение на второе И