С виду деревня Волчин мало чем отличается от сотен прочих: аисты здесь маршируют так же важно, как и в других частях Полесья, бабушки недоверчиво вглядываются в окна, а каждый незнакомый автомобиль вызывает десятки косых взглядов. Но это только с виду. На самом же деле деревня не простая — королевская. Именно здесь в 1732 году родился последний король Польский и великий князь Литовский Станислав Август Понятовский. После смерти его останки вернули на родину, в деревенский костел. Король должен был стать достоянием деревни, ее гордостью, в конце концов! Но не вышло: однажды он просто исчез вместе со всеми драгоценностями и короной. Почти за семьдесят лет его так и не нашли, хотя версий за эти годы появилось много. Отправляемся на родину последнего короля и пытаемся разобраться, что произошло.
Волчин — деревня хоть и королевская, но нравы в ней простые. Местные копаются в огороде и курят у магазина, выходят на автобусную остановку по расписанию и катаются на велосипедах. Они редко вспоминают о культурном наследии: не до того.
Зарабатывать на туристах никто даже не пробует. Одна Галина Михайловна открыла что-то вроде агроусадьбы, где изредка принимает гостей. Она же — единственный в деревне человек, который занимается темой пропавшего короля и пробует раскрыть все тайны этой истории. Кажется, у нее неплохо получается.
— Туристы приезжают, смотрят, а местным не очень интересно: у них свои заботы, — рассказывает историк по дороге к своей усадьбе.
На участке краеведа живут павлины, перепела, кролики, собака и кошка с котятами. На входе в дом выкопан небольшой ручеек. Женщина старается приводить дом в порядок, хотя признается, что заработать на этом сложно, да и желания большого нет. История —вот что гораздо интереснее.
— В истории Понятовского очень много спорных моментов. Он даже умер загадочно. Вероятно, его отравили в Петербурге: многие боялись возрождения Речи Посполитой, — переходит к делу Галина Михайловна. — Его останки хранились там больше ста лет. Было много попыток забрать тело, его даже пытались выкрасть, но ничего не вышло.
Вернули его только в 1938 году по распоряжению Сталина. Везти тело в Краков, где покоятся национальные герои и правители, поляки не захотели: они считают Понятовского предателем, развалившим Речь Посполитую. Решили, что в Волчине (который до 1939 года был частью Польши) ему самое место: вроде и земляка домой вернули, и честь столицы предателем не запачкали.
Перевозить останки было решено тайно, но, если верить рассказам очевидцев, в деревне прекрасно знали о предстоящем событии. Сегодня в округе осталось всего пару человек, кто вживую видел останки короля. Один из них — дед Михаил. Сейчас старик с трудом передвигается и периодически забывается. Оценить правдивость его слов сложно, но выслушать все же стоит.
— Когда его привозили, вся деревня собралась посмотреть. Везли под конвоем. Гроб решили поставить в подвал, но не рассчитали с размерами — не поместился он туда. Потому его решили оставить в костеле. Туда даже экскурсии потом водили, я и сам школьником прибегал посмотреть, — пытается вспомнить старик. — Так он простоял пару лет, а потом наши пограничники повезли его в Польшу по приказу своего руководства. Загрузили воз, довезли до границы, а поляки их развернули: мол, не нужен им такой король.
Тот день, когда костел ограбили, я хорошо помню. Я до этого в школу босиком пошел (не было ботинок), простудился и дома сидел. А мы прямо возле костела жили. Я, значит, в окно смотрю, а там наш капитан с одним поляком шепчется. Долго они болтали, а потом ушли.
Наутро нам сказали, что могилу ограбили. Дети заметили, что дверь в костел открыта, и позвали учителей. Так до сих пор ничего и не нашли. Уж не знаю, кто короля украл, но капитана этого потом расстреляли, а поляка я больше не видел. Ходили слухи, что украденную корону нашли в Средней Азии. А правда это или нет — кто ж его разберет?
Если верить воспоминаниям местных, над гробом было установлено стекло, через которое было видно красивый синий мундир, корону, шпагу и королевский плащ.
Как это всегда бывает, по деревне расползлись десятки легенд о пропавшем короле. Председатель сельсовета слышал такую:
— Мне как-то рассказывали, что, когда короля перевозили, из гроба достали его корону и решили примерить самому здоровому мужику в деревне. Так она ему на плечи легла! Значит, худой бы через нее вообще пролезть смог. Это какой король был!
В интернете можно найти похожие легенды. В некоторых источниках сказано, что королевскую корону после войны примерило чуть ли не полдеревни, а в королевском плаще молодежь ходила на танцы…
— В деревне вам много понарассказывают, — иронизирует краевед Галина Михайловна. — Местные, например, считают, что прах перезахоронили на местном кладбище. Хотя я уверена, что он до сих пор здесь, возле костела.
Когда дети в 1949 году заметили пропажу короны и всех регалий, в костеле нашли кости во «внутреннем» гробу (всего их было три). То есть тело в Волчине все же было, и тело именно короля: очевидцы тогда говорили, что кости были будто глиной измазаны, а такой эффект дает бальзамирование.
Останки Понятовского лежали без присмотра несколько дней, после чего пропали и они. Вероятно, их перезахоронил секретарь Гмины. Он единственный, кого к тому времени не расстреляли или не сослали. Мужчина и сам признавался, что вынес останки, но не говорил куда. Это было рисковым делом, но секретарь понимал всю ценность этого праха. Самое интересное, что он был православным и не имел никакого отношения к этому костелу, да и к королю, в принципе.
Есть и еще одна версия, более романтичная: прах короля выкрал набожный сторож костела по прозвищу Антэк, который не мог смириться с тем, что над могилой происходит явное надругательство. Об этом он даже сообщал в письме главе конфедерации католических епископов, но тогда ему не поверили. В 1951-м Антэк переехал из Волчина в Брест, где спустя три с половиной десятка лет умер.
Несколько лет назад Галина Михайловна и еще несколько энтузиастов проводили в деревне раскопки. Нашли много любопытных вещей.
— Мы хотели сделать в здании возле костела музей, но пока все заглохло. Фонды у нас обширные, они касаются не только короля. Мы раскопали часть торговых рядов XVIII века, основание дома короля, много украшений, керамики, ценную печать…
Сегодня же о покойном короле в костеле напоминают лишь закрытые подвалы. Костел пытаются отреставрировать уже не первый год. Ксендз Андрей признается, что финансирования для реставрации не хватает.
— Раньше один инженер из Польши помогал восстанавливать здание, но он недавно умер. Теперь я своими силами стараюсь до толку тут все довести.
Работы здесь еще впрок. Во дворе костела лежат разбитые статуи апостолов, которые когда-то упали с крыши. Галина Михайловна уверена, что свалились они неслучайно после какой-то политической заварушки в Польше в прошлом веке. «Религия и политика всегда переплетались», — разводит руками историк.
Ксендз проводит нас по костелу. Сейчас там полным ходом идут работы. Возле стройматериалов в картонной коробке сложены рядами кости…
— Это все мы нашли при реставрации. Скоро понесем их врачам, они должны определить, кому принадлежат кости. Может, среди них и королевские есть, кто знает, — объясняет пугающие вещдоки Андрей. — По деревне много баек ходит. Многие верят, что какой-то человек увез останки в ящике от боеприпасов. Но это всего лишь байка без доказательств. Мне больше верится, что он где-то здесь захоронен. Хотя, признаться, католической церкви, как и Польше, этот король не слишком интересен. Конечно, это наша история, культура: он все же литвин из ВКЛ, но, с другой стороны, это вопрос политический. Король, так скажем, не очень правильный с нашей точки зрения. Нас больше судьба храма беспокоит, а не драгоценности и корона.
У Галины Михайловны другое мнение. Историк уверена, что корону никуда не увозили и она до сих пор хранится в Волчине:
— Всего у Понятовского было две короны. Одна — золотая — хранится в Москве в Оружейной палате. Вторая — вероятно, серебряная — исчезла. Так вот, я уверена, что она до сих пор здесь, в Волчине.
— Нет сведений, что она отсюда ушла. Что-то было бы, хоть какой-то намек. У меня даже есть подозрение, у кого она лежит, — хитро улыбается краевед. — Но не стоит спешить обыскивать деревенские сундуки. Эта корона принадлежит Польше, вот только полякам реликвия изменника не нужна. Как только ее найдут, артефакт уедет за границу и потеряется в не самом интересном музее. Уж лучше пускай лежит до лучших времен.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by