«Замки» на могилах, упыри и костомахи. Репортаж из белорусской «деревни вампиров»
71
19 июня 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
«Замки» на могилах, упыри и костомахи. Репортаж из белорусской «деревни вампиров»

Если оставить мелкие городские проблемы и долго ехать на юг по старой дороге, покрытой кубическими километрами пыли, можно оказаться в деревне Паре. Можно, конечно, и не оказаться, а некоторые считают, что лучше и вовсе не пробовать: говорят, там не только пограничники с собаками, магазины до 16:00 и ни одного барбершопа, но еще и вампиры, костомахи да упыри. Старая полесская деревня на самом краю вселенной много лет живет так, как было велено отцами и дедами, и даже не думает ничего менять: ставит огромные кресты на перекрестках, украшает их яркими лентами, на всякий случай прикрывает могилы дубовыми нарубами… Зачем? Так надо. Журналисты Onliner.by отправились в Паре, прозванную «деревней вампиров», и, что показательно, вернулись оттуда.


От Паре до украинской границы метров шестьсот, за ней — уже ничего. Дачников здесь почти нет. В такую даль даже рассаду не довезешь: завянет!

Над старыми соломенными крышами нависает тягучая тишина, в огородах мелькают яркие платки старушек, патрулирующих километры грядок, в тени сидит молчаливый экипаж дедушек в пиджаках и кепках. С виду деревня как деревня, но кое-что необычное в ней есть, и прячется тайна в самом неожиданном месте — на местном кладбище.

Деревня уже не раз привлекала внимание историков, уфологов, мистиков и просто любителей приключений. В интернете опубликовано много историй о том, что на местном кладбище можно увидеть следы необычной традиции — могилы, заложенные частями массивных дубов. Зачем это делалось, историки наверняка не знают, но, согласно одной из версий, таким образом местные жители защищали себя от представителей нечисти, которая периодически покидала места своего обитания и прибывала с визитом в Паре. Кто-то называет их вампирами и упырями, другие пишут о костомахах — сгнивших до костей существах, которые пугали проезжающих людей и пакостили в деревнях.

Как и любую интересную историю, эту тоже пытались приукрасить. Туристы писали об угрюмых и нелюдимых местных жителях, отказывающихся идти на контакт и не общающихся даже между собой, описывали осинник (сырье для изготовления убойных колов против вампиров), каким обсажена деревня, рассказывали о жителях соседних деревень, которые отговаривают туристов ехать в Паре: ведь там чертовщина! Мы нагрянули с визитом в мистическую деревню, чтобы проверить легенды о ней и посмотреть, как живет этот загадочный белорусский уголок.

К скрипучим воротам деревенского кладбища ведет завязанная в узел дорога. Рядом стоит ветхая лачуга с тростниковой крышей, возле нее пасет лошадей старик. Кладбище небольшое, не то что возле крупных городов. В самом центре пугают своим возрастом деревянные кресты — маленькие и большие.

Почти все старые могилы действительно заложены уже сгнившими дубовыми колодами, зато деревьев на кладбище нет вообще — спилено все.

В некоторые колоды вставлены деревянные крестики, а один экземпляр впечатляет больше всего: небольшой крестик «растет» прямо из ствола.

Большинство свежих захоронений ничем не выделяются: обычные гранитные памятники. Однако несколько могил все же вызывают интерес: вместо привычной насыпи они заложены кусками газосиликатных блоков. Традиция живет.

На перекрестке возле кладбища стоит еще один необычный крест — выше остальных, украшенный цветными ленточками. Похожие кресты часто можно видеть в деревнях, но этот отличается своим украшением, к тому же в Паре таких тьма.

За ответами мы направляемся к местным жителям. Совсем недалеко от кладбища находим дом старосты и местного депутата — 73-летнего Якова Борисовича. Сейчас старик занимается заготовкой сена на зиму, но ради общения готов прерваться.

— Те, кто побогаче, ставили камень и железный крест, победнее — вырезали кресты из дуба и могилку деревом закладывали. Ну как зачем закладывали? Чтобы порядок был! Сейчас же тоже стараются аккуратно все сделать. Но тогда средств не было, а дерева в лесу полно! — рассказывает улыбчивый старик.

— Сейчас так уже не делают, сегодня все памятники ставят. А в других деревнях что, тоже не делают так? — удивляется дедушка. — А кресты мы много лет так украшаем. Это называется оброк. В старину так делали, когда скот падал или гроза сильная была. Тогда все мужики шли в лес, делали крест и ставили на перекрестке, а женщины его потом украшали. Это такое обращение к богу, чтобы беды не случилось. Сейчас мы его только раз в год ставим — на Пасху мертвых.

Яков Борисович советует обратиться к его соседу Анатолию Павловичу, звонарю. Говорит, тот все знает. Слушаемся.

Анатолий Павлович выслушивает вопрос и предлагает прогуляться к капличке, от которой у него есть ключи, а по дороге рассказывает о деревне.

— Сейчас тут только старики и пьяницы, которых выселили из квартир в Пинске и сюда отправили, — наталкивает старик на мысль о мошенниках и переходит к делу. — Дуб — дерево крепкое, а у нас их много растет. Зачем эти колоды ставили? А бог его знает. Так все делали. Традиция, наверное, такая была. Сейчас такого уже нет. Только если кто-то умирает, мы достаем похоронки (они тут в капличке стоят) и несем по деревне. А я обычно еще в колокола звоню.

Идем в разведку по деревне. Об истоках, похоже, не знает никто. Все старики твердят одно и то же: ставили просто так, о вампирах не слышали, упыри сон не нарушают (не считая тех, что из Пинска сослали). О переродившемся языческом обряде с обращением к богам информации тоже практически нет. Разве что одна старушка, сгребающая сено, вспомнила, как оброк проводило поколение ее бабушек и дедушек.

— Раньше крест ставили именно ночью. Сразу после грозы все мужики шли в лес, чтобы до утра успеть сделать большой крест. Потом они шли спать, а бабы выходили на перекресток и украшали его рушниками, ленточками и «хустками». Почему ночью? Да не знаю. Все так делали. Говорили, что, если оброк не провести, скотина будет болеть и дохнуть.

Похоже, найти информацию в деревне вряд ли получится. Разворачиваем лошадей, чтобы до заката успеть покинуть место (а то мало ли) и мчим к ученым: они-то должны были заняться столь любопытной темой!

Историки советуют обратиться к доценту, кандидату исторических наук Игорю Углику. Ученый посвятил не один десяток лет исследованию белорусских обрядов. Как оказалось, историк не единожды бывал в Паре в рабочих поездках и пытался разобраться в истоках странной традиции.

— Эти дубовые колоды называются нарубами. Это уникальная традиция, следы которой сохранились только в нескольких деревнях на Полесье, — со склонной преподавателям вкрадчивостью «начитывает» Игорь Григорьевич. — Существует две гипотезы об установке этих нарубов.

Первая гипотеза — рационалистическая. Утверждается, что дубы на могилах служили защитой от диких животных (в первую очередь волков). На мой взгляд, такая гипотеза появилась только потому, что другого объяснения просто не было. Хотите защитить место от волков — почему бы не заложить его камнями? Да и зачем тогда кресты на нарубах? Они от волков вряд ли защитят.

Вторая гипотеза — религиозно-мифологическая. Я считаю ее более логичной и обоснованной. Когда-то мне на глаза попались довольно редкие фотографии начала XX века. На одном из снимков наруб стоит вертикально и очень напоминает соху.

Соха в белорусской культуре и мифологии — это разделитель, который разграничивает мир живых и мир мертвых. Соха служила оберегом, защитой от мертвых. Ее использовали во время обряда празднования Веснянки: девушку сажали на соху и обвозили вокруг горящего костра — делали магический круг. Белорусский мифологический герой запряг змея в соху и провел большую разделительную черту. В общем, примеров тьма.

Соха — самое тяжелое сельскохозяйственное орудие, его основная функция — придавливать землю.

Если учесть при этом тот факт, что нарубы ставили именно на «Наўскі вялікдзень» (день поминания мертвых), вывод напрашивается сам собой.

Я писал об этом месте статью и в ней приводил пример, когда грубо сделанный тяжелый крест клали на могилу «грешной», разгульной женщины, чтобы она под тяжестью креста еще помучилась на том свете. Здесь схожая история: наруб должен был защищать от вампиров, которых в Беларуси называли «вупырамі». У нас было свое представление об этих существах: они не были похожи на летучих мышей и не имели длинных клыков. У белорусского упыря был длинный острый язык, которым он впивался в шею жертв, а потом зализывал им раны, чтобы никто не смог увидеть следов. Белорусы верили, что не очень хорошие люди могли вставать из могил и, например, приходить на ночь к своей вдове, пугать людей, пакостить…

Причем упырем мог стать не только колдун, а практически любой человек, который перед смертью думал о чем-то нехорошем или сделал что-то плохое.

Традиция с крестами на перекрестке тоже отходит к язычеству. По представлениям древних славян, перекресток — это сакральное место, где собирается нечисть.

Интересно, что кресты и с кладбища, и с перекрестка сделаны именно из дуба: к выбору дерева всегда подходили осознанно. У славян дуб — это дерево Перуна. Потому местные и говорят что-то про грозы.

Думаю, все эти нарубы очень и очень старые. Скорее всего, речь идет о переходном периоде между язычеством и христианством. Увиденные вами относительно свежие могилы, заложенные блоками, вероятно, говорят о том, что традиция жива и сегодня, только люди делают это инертно, не придавая значения.

К сожалению, эта тема исследована очень плохо. Подобных деревень в Беларуси много, но внимания к ним явно не хватает. К тому же много информации по ним давно утеряно, а люди редко задумываются над тем, зачем они делают те или иные вещи.

От редакции. У вас есть история о необычных людях или местах? Пишите на dm@onliner.by.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
19.06.2017 в 8:07

Прыемна чытаць такія нарысы. Дзякуй, што распавядаеце пра гісторыю нашай краіны і яе звычаі.

355
Лучший комментарий
19.06.2017 в 8:04

Прям местная Трансильвания)

19.06.2017 в 8:05

Все вымирает в приграничной полосе...

19.06.2017 в 8:06

"Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете – сходи на кладбище.
А когда почувствуешь себя самым несчастным – сходи туда снова".(с)

19.06.2017 в 8:06

-К сожалению, эта тема исследована очень плохо. Подобных деревень в Беларуси много, но внимания к ним явно не хватает. К тому же много информации по ним давно утеряно, а люди редко задумываются над тем, зачем они делают те или иные вещи.

19.06.2017 в 8:06

Настоящие упыри и кровопийцы уже давно обитают вовсе не здесь!

19.06.2017 в 8:07

Вий идем снимать к вам

19.06.2017 в 8:07

Классный репортаж. Думаю многим будет интересно.

19.06.2017 в 8:07

Прыемна чытаць такія нарысы. Дзякуй, што распавядаеце пра гісторыю нашай краіны і яе звычаі.

19.06.2017 в 8:09
19.06.2017 в 8:10

Жутко как-то. Удивительно что в современном мире все еще верят в мифологию.

19.06.2017 в 8:18

Это вам не бонстики

19.06.2017 в 8:18

все белорусы знают где настоящая современная деревня вампиров ответ будет только один .

19.06.2017 в 8:19

[спасибо]

19.06.2017 в 8:23

Немногие в наше время чтят традиции предков...

19.06.2017 в 8:29

[спасибо]

19.06.2017 в 8:31
-К сожалению, эта тема исследована очень плохо. Подобных деревень в Беларуси много, но внимания к ним явно не хватает. К тому же много информации по ним давно утеряно, а люди редко задумываются над тем, зачем они делают те или иные вещи.
дурачина

Ты исследовала эту тему? Может пойдешь в Академию наук РБ и займешься столь интересным вопросом?

19.06.2017 в 8:32
Вий идем снимать к вам
дурачина

Да ты еще и режиссер...
Это ж сколько талантов пропадает на комменты...

19.06.2017 в 8:35
Это ж сколько талантов пропадает на комменты...
makar123

Забавно это читать от Макара.

19.06.2017 в 8:42

[спасибо]

19.06.2017 в 8:47

в каждой деревне есть свои мифы и легенды.

19.06.2017 в 8:48

[спасибо]

19.06.2017 в 8:51

Вампиры в Беларуси есть до сих пор, но вы не там ищете

19.06.2017 в 8:59
Но тогда средств не было, а дерева в лесу полно!

Банальная нищета породила легенду.

19.06.2017 в 9:09

Дзякуй,вельмі цікава!

19.06.2017 в 9:15
фотог
ssergg

Фотографии начала 20-го века, спасибо, поправили)

19.06.2017 в 9:29

Это говорит о том какие надо делать памятники. Простые. Сколько лет стоят.

19.06.2017 в 9:36

Все эти страхи на кладбище от самовнушения

19.06.2017 в 9:54

Смотреть не на что, жаль.

19.06.2017 в 9:55

Уже и методы Рен ТиВи пошли, в погоне за просмотрами :D

19.06.2017 в 10:05

Только было бы круто, если бы передавали колоритную полесскую речь как в оригинале, а не в переводе на русский.

19.06.2017 в 10:16

Вот отличный способ организации тур.места.Полесские упыри и мистика,чем плохая идея?

19.06.2017 в 10:16

Karl_Kori, и многое бы ты понял?

19.06.2017 в 10:19

Прыемна чытаць такія нарысы

19.06.2017 в 10:21

.... бабушка, бабушка, а вы мертвецов боитесь? ... А чего нас бояться, милок...

19.06.2017 в 10:26
Традиция с крестами на перекрестке тоже отходит к язычеству. По представлениям древних славян, перекресток — это сакральное место, где собирается нечисть.

Разборки с Красновым :)

19.06.2017 в 10:40
Прыемна чытаць такія нарысы. Дзякуй, што распавядаеце пра гісторыю нашай краіны і яе звычаі.
pipoo

Це перамога:)

19.06.2017 в 10:53

Прочитала и сразу захотелось к бабушке с дедушкой в деревню... чтоб просыпаться от звука потрескивающих в печи дров, бряканья ухватом о сковороду, на которой бабушка в печи печёт пышные блины (почти пироги), потом плестись сонной за стол и уплетать за обе щеки эти самые блины, макая их в перетёртую с сахаром клубнику или домашнюю сметанку (а можно и в то, и в другое одновременно) и запивая только что надоенным парным молоком... А потом бегом босиком на речку купаться... А вечером, когда дедушка приезжал на возу, а на возу огромный стог сена... Накатаешься вдоволь с этого стога, как зимой с ледяной горки, под крики бабушки "на вилы напоретеся!!!" А вечером ужинаешь... и не то ужинаешь, не то спишь за столом... а потом чувствуешь, как тебя подымают сильные дедушкины руки и несут в кровать... И ты всю ночь во сне бегаешь за гусями и хватаешь их за длинные шеи раньше, чем они ущипнут тебя за попу, втихаря тыришь из огромной дубовой бочки, что стоит в кладовке, жито (на улице жара, и ты опускаешь руки в жито по локоть... а оно такое приятное, прохладное) и кормишь им кур... А ещё ты всю ночь чешешься - неприятный бонус к весёлым катаниям со стога сена...
А ранние подъёмы в дни, когда подошла очередь пасти коров... прямо вот слышу "Та-даааам, Союз нерушимый республик свободных..." и ты встаёшь, берёшь корзину с собойкой (аромат молока в бутылке с пробкой из газеты не забуду никогда), собранной заботливой бабушкой, и на целый день в поля...
Господи, как же я хочу назад в детство!!!!!!!!!!!!!

19.06.2017 в 11:04
Жутко как-то. Удивительно что в современном мире все еще верят в мифологию.
Татьяна246

Если не верите вам не должно быть жутко)

19.06.2017 в 11:32
Господи, как же я хочу назад в детство!!!!!!!!!!!!!
Autoblonde

Хотеть в прошлое - верный признак не очень хорошо прожить настоящее.

19.06.2017 в 11:42

Самое интересно, что на таких деревнях ушлые европейцы делают миллионы на туристах. Главное - это пара светлых голов и прекрасная легенда для пиара

19.06.2017 в 13:41

Обычная деревня в глубинке. Ничего не обычного. При чем тут упыри, вампиры, я так и не понял :)

19.06.2017 в 14:10

Что-то на Гоголя потянуло. Вечера на Хуторе почитать, что ли.

19.06.2017 в 14:13

он точно кандидат наук??? "На мой взгляд, такая гипотеза появилась только потому, что другого объяснения просто не было. Хотите защитить место от волков — почему бы не заложить его камнями?"
На Полесье годный камень по наследству передовали для хоз нужд (сыр сделать, капусту заквасить...) не в таком уж далеком прошлом

19.06.2017 в 14:24

Дубовые плахи на тех могилах надежнее цементных памятников. (Соответственно технологическим возможностям наших Предков). Поставить памятник, чтоб не провалился на болотных песках - та ещё задача.

19.06.2017 в 14:34

своя аутентичность ближе к телу

19.06.2017 в 15:08

У бабули и старосты - лица позитивные..) Хорошие фото

19.06.2017 в 15:24

Судя по последним новостям из Пинска, там живет много полесских упырей, перебравшихся из Паре))

19.06.2017 в 15:27

Традиции они такие: фиг разберешься...

Анекдот на тему:
Мама с дочкой готовят рулет... Тесто раскатали... Завернули... Края обрезали... и на противень...
доченька интересуется:
- Мама, зачем края обрезали?..
Мать призадумалась:
- Не знаю, давай бабушке позвоним, она тоже так делала.
Звонят бабушке... Та тоже не в курсе, решили позвонить прабабке... Спрашивают:
- Бабуль, зачем когда рулет делаем края обрезаем?
А та им и отвечает:
- Не знаю зачем вы обрезаете, а у меня противень короткий был!..

19.06.2017 в 16:08

Жаль, конечно, что все эти истории настолько немногочисленны. Как и исследования культуры, традиций, истории в нашей стране. А это очень важно. Ведь традиции, культура, вера, мифы славян - это огромная ценность. И если уж чья-то мифология вышла на высший уровень кинематографа, то и наша не сильно уступает в интересе.

19.06.2017 в 17:12
Жаль, конечно, что все эти истории настолько немногочисленны. Как и исследования культуры, традиций, истории в нашей стране. А это очень важно. Ведь традиции, культура, вера, мифы славян - это огромная ценность. И если уж чья-то мифология вышла на высший уровень кинематографа, то и наша не сильно уступает в интересе.
Dovlet_n

Вы ошибаетесь! Всё уже ОЧЕНЬ хорошо исследовано! И что можно было продать - продано! То, что про это не знают обычные люди - это обычное дело) Никто не будет писать про "нереальную находку-открытие", которая в корне может поменять представление о каком-то событии - ведь ты получишь всего ничего в лучшем случае, ибо "капать" и искать у нас запрещено законом. После "находки" тебе придётся ещё доказывать, что ты нашёл это всё случайно и на поверхности земли. Максимум, что сейчас можно найти - это снаряд или гильзы времён ВОВ, и то, как нам рассказывали на археологии и краеведении - Беларусь уже вся перерыта "охотниками кладов", и там своя мафия.

19.06.2017 в 17:18
и, например, приходить на ночь к своей вдове

И тогда мужики жили меньше..

19.06.2017 в 17:27

как -то на пионерскую не похожа.

19.06.2017 в 18:15

Придумали сказки всякие, просто сохранилась традиция, которую привнесли друиды. Раньше много где так или похоже обустраивали места захоронения. Кто увлекается мифологией древних народов тот знает, что символизировал дуб и откуда пошло выражение: "дать дуба", а то на фантазировали про вампиров. В культуру белорусского народа вообще было много привнесено разных традиций, обрядов и ритуалов, свойственных для других народов и племён (культурно-массовый обмен ни кто ни когда не отменял). Но, к сожалению, об этом предпочитают не помнить, причём не только наследники "клятого СССР" но и "змагары з лiцвiнами".

19.06.2017 в 18:28

Autoblonde, л Спасибо Вам, будто сама в детство вернулась! Вы так точно все изложили, что ощутила на себе даже зуд кожи от царапин сена.

19.06.2017 в 18:32

ssergg, А Вам видно хорошо в настоящем!

19.06.2017 в 19:25

У крайней деревеньки газовая труба !! За бабушкой с сеном. Соха орудие для вспахивания земли на не большую глубину- а не утрамбовывания как у историка !

19.06.2017 в 20:34

Ничего в этой деревне необычного нет, сколько раз у бабушки гости! Очень добрый и приветливый народ, ах да рыбалка супер.

19.06.2017 в 20:55

А где котики? Собака есть,котиков нет!Не зачет.

19.06.2017 в 21:04

Это деревня в которой родился мой дед. Помимо нарубов там хватает своих легенд. Был там пару лет назад. Очень рекомендую тем кто хочет понять что такое полесье и Беларусь.

19.06.2017 в 22:02

это деревня моих родителей... и все правда )))

19.06.2017 в 22:24

жутковато

19.06.2017 в 23:07

Эх, знакомые места. Девяностые, контрабас...

19.06.2017 в 23:18

Дык а што робицца у пастустаронним миру )

20.06.2017 в 0:26

и да, к дому подведен природный газ я так понимаю.. да глушь несусветная

20.06.2017 в 1:17

тёмные люди

20.06.2017 в 1:40

Всё это произошло благодаря огромной бедности народа.

20.06.2017 в 7:57

Там живут добрейшие люди, а реальные упыри, в Минске и пригородах столицы.

20.06.2017 в 8:51

а вы говорите Дракула, Румыния,- вот вам страх и ужас местного колорита, на котором можно неплохо заработать!

20.06.2017 в 9:49
Karl_Kori, и многое бы ты понял?
Gennadij-grok

Понял бы всё. И остальные беларусы поняли бы всё.

20.06.2017 в 12:26

Углик крутой дядька. Помню вёл у нас предмет - Мифология. Самые тёплые воспоминания. Говорит тихо, но все слушают ибо боятся пропустить что-то важное. С других потоков иногда приходили послушать его.

Вчера в 19:05
Прыемна чытаць такія нарысы. Дзякуй, што распавядаеце пра гісторыю нашай краіны і яе звычаі.
pipoo

что-что,простите?