124
30 июня 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
Репортаж из утопленной в болотах белорусской деревни, которая веками развивалась отдельно от всего мира

Если раздвинуть километры полесского камыша и вытянуть голову к югу от несуществующих столичных проблем, можно оказаться в аутентичном белорусском селе, жизнь в котором не менялась слишком долго, чтобы закончиться хорошо. Окруженная гектарами болот деревня веками строила свою маленькую вселенную и почти не соприкасалась с остальным миром, пока цивилизация не протянула к ней свои прожорливые конечности и не поглотила ее с потрохами. До недавнего времени местечко Кудричи было с четырех сторон отрезано от остального мира водой. Потом туда проложили сухопутную дорогу, провели телефонную связь, телевидение, создали все удобства. В общем, все испортили. Кудричи много раз пытались вернуть к жизни, но чего-то не хватило: то ли упорства, то ли оптимизма и веры в себя, а может, все и правда было безнадежно. Как уникальная белорусская деревня стала частью мира и оттого многое потеряла — в репортаже Onliner.by.


Сейчас в деревню Кудричи можно добраться по относительно неплохой грунтовой дороге. Путь в 30 километров приходится преодолевать около часа: ехать быстрее без ущерба для автомобиля не получается. За всю поездку встречаем всего две машины: микроавтобус с польскими номерами и чиновничью Geely.

Эта дорога появилась относительно недавно, в середине 1990-х. До этого сюда невозможно было попасть без лодки: деревня со всех сторон находилась под надежной охраной рек и болот, тянущихся на километры. Раньше в такие места отправляли в качестве наказания, что было равноценно смертной казни: выжить в сражении с дикой природой сможет не каждый.

Фото Кудричей американской исследовательницы Луизы Арнер Бойд, 1934 год. Источник: planetabelarus.by

Конечно, окружение сильно сказалось на образе жизни аборигенов: многие за всю жизнь не заплывали дальше ямы, где водится сом, и поля, где можно собрать сена для скота. Люди годами перемещались по окрестностям исключительно по воде, а во время весенних паводков Кудричи и сегодня разделяются на несколько «островов».

Когда-то тут все было не так, как везде: старые имена, собственные традиции, промысел, культура. Но потом появилась дорога. Сто с лишним дворов превратились в десяток стариков, тростниковые крыши были заменены бездуховным шифером, собственное хозяйство облегченно выдохнуло и подвинулось для полуфабрикатов из редкой автолавки. Сегодня полесская глубинка выглядит так же печально, как и многие другие старые вымирающие местечки: на улицах, кроме дачников, почти никого, молодежи нет, большинство старых домов проседают все ниже и ниже под гнетом массивных аистиных гнезд, и только старики доживают свой век и ни о чем не жалеют. Традиции — это здорово, но и жить ведь как-то надо. И чем проще, тем лучше.

С развитием транспортного сообщения Кудричи медленно, но верно начали превращаться в обычную белорусскую деревню и терять все, что выделяло ее среди остальных. Заметив утрату исключительных традиций, несколько неравнодушных историков, краеведов и экологов решили встать на защиту родного края и начали добиваться придания месту статуса историко-культурной ценности, привлекать сюда бизнесменов, а вместе с ними и туристов. Не вышло.

Местные об интересе к деревне знают совсем мало: кто-то приходил, что-то спрашивал, а зачем — непонятно.

— Вон тот дом купил один мужик, бизнесмен из города, хотел там гостиницу, что ли, открыть, а потом пропал куда-то, — отрывается от заготовки сена старик и рассказывает о самом насыщенном времени в истории деревни. — Потом этот дом другой предприниматель купил, тоже ничего не сделал и тоже пропал. Сейчас вроде еще кто-то выкупил. Ой, бог их знает, что им тут нужно.

Таких бизнесменов здесь побывало немало, но к делу перешел только один — бывший слесарь из Пинска Олег Садовский. Когда о деревне начали узнавать по всей стране, мужчина решил, что место имеет все шансы на то, чтобы стать новой визитной карточкой Беларуси, а потому надо действовать.

Олег купил старый дом, за который заплатил смешные $600, навел порядок, сделал ремонт, зарегистрировал агроусадьбу и стал ждать туристов.

— Я до 2011 года работал слесарем в Пинске, а после — инженером на производстве. Потом услышал разговоры про создание в Кудричах музея под открытым небом. Идея показалось мне интересной, решил рискнуть, изменить жизнь, так сказать, — вспоминает скромный провинциальный бизнесмен. — Когда я открывался, дела вроде бы шли в гору. Была в Пинске парочка инициативных людей, которые подошли к делу серьезно: собрали информацию, проанализировали перспективы и обратились к местным властям с предложением. Они хотели отремонтировать людям дома и запретить их видоизменять. Место вернулось бы к первоначальному виду, стало бы интересным для туристов, а местные еще бы и зарабатывать на этом смогли, работая в этом музее и сдавая комнаты в аренду.

— Сначала чиновники заинтересовались, сказали, что это может сработать, что можно попробовать выбить деньги. Стали обсуждать. На одном из совещаний кто-то начал возмущаться: «XXI век на дворе, а у людей крыши из камыша — это же позор!» Видимо, возмущение было сильным, потому что после этого все и загнулось. Позже было еще несколько человек, которые пытались открыть здесь усадьбы и привлекать туристов аутентикой, но дальше залития фундамента дело не зашло. В общем, теперь только я здесь кручусь, — с долей сожаления рассказывает пинчанин.

По словам Олега, в начале его новой карьеры туристов было очень много, сейчас поток поутих. Мужчина связывает это с тем, что сегодня деревня уже не так привлекательна, как раньше.

— Для иностранцев это место — другая планета. Когда тут было много жилых домов с крышами из «чарота», предметы быта, старые лодки, им было интересно. Сейчас они в основном приезжают, чтобы просто отдохнуть на природе: смотреть-то уже почти не на что.

Тем не менее возвращаться к нанимателю на работу бизнесмен не планирует и на вопрос «Можно ли заработать на усадьбе среднюю по стране зарплату?» широко раскрывает глаза: «Можно намного больше».

Сама усадьба, конечно, выделяется на фоне остальных домов. Бизнесмен оправдывает «новодел» желаниями туристов.

— Баню я накрыл «чаротом», а дом не рискую из соображений пожарной безопасности: камыш очень круто горит. Да и мастеров уже не осталось — только те, кто по европейским технологиям делает, но они бешеные деньги дерут.

Я старался выдержать стилистику: собирал по деревне орудия сельского хозяйства, предметы быта, для отделки нанимал мастеров из соседней деревни, которые вырезают из дуба по своей технологии, старался не использовать новые материалы, но уходить в эту эстетику слишком сильно не хотел: иностранцы пугаются.

Недавно, например, немцы приезжали. Сказали, что хотят пожить на природе, отказались от номера и пошли спать в палатку. Хватило их ненадолго: утром прибежали в душ и переехали в комнату. Не нужна им настоящая деревня в полном масштабе.

Несмотря на упадок деревни, Олег утверждает, что интерес к ней все же есть: в усадьбе забиты практически все выходные и праздники.

Сегодня предприниматель слабо верит в возрождение деревни. Потеряла надежду и самая активная защитница Кудричей — преподаватель Полесского государственного университета, гид по Полесью и краевед Татьяна Хвагина. Она была одним из инициаторов возрождения уникального края, искала всевозможные варианты, но все же опустила руки.

— Здесь всегда жили другие люди: со своим складом ума, особенностями и умениями. Когда в Кудричи пришла цивилизация, деревня захлебнулась. Сейчас территория считается заповедной зоной: здесь нельзя ловить рыбу, рубить камыш, охотиться — делать все, чем веками занимались местные жители. Думаю, поэтому деревня и умирает. Ничего удивительного.

Мы пытались все исправить, даже вытащили в наш край тогдашнего замминистра спорта и туризма! Привезли его в Кудричи, сделали небольшую анимацию, местные накрыли стол, пели свои песни, показывали, возили. Он повздыхал и сказал: «Я всей душой за Кудричи, но есть еще одна инициатива — возрождение Августовского канала, и она более привлекательна с экономической точки зрения». Я согласна, у Августовского канала больший потенциал (как минимум в плане географии), но одно другого ведь не исключает.

Местные власти тоже нашу идею не поддержали. Даже наоборот, были очень недовольны интересом к Кудричам: мол, нечего такую страшную деревню тиражировать. Мы долго сражались, но так и не смогли найти деловую поддержку. Кто-то восхищался, кто-то критиковал, но дальше разговоров дело не пошло.

По словам Татьяны, местные тоже были достаточно холодны к инициативе, хотя и всегда оставались лояльны к туристам.

— Если бы местные смогли получать какие-то деньги, вероятно, им было бы все это интересно. Надо понимать, что тут остались только пожилые люди, доживающие свой век, — вздыхает краевед.

Похоже, сегодня планов по возрождению деревни не осталось уже ни у кого. В департаменте по туризму ситуацию комментировать отказались, а заместитель директора сказал о ситуации всего несколько слов:

— Эти вопросы до уровня Минспорта не поднимались, никаких документов подготовлено не было. У нас много людей, которые хотят поднять свою деревеньку, но кто-то занимается делом (взять хотя бы туркомплекс на Нарочи, который человек построил в деревне своих родителей своими силами и действительно преобразил местечко), а кто-то просто ждет помощи от государства и считает, что все им должны. Кто хочет, тот делает.

От редакции. У вас есть история о необычных людях или местах? Пишите на dm@onliner.by.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
30.06.2017 в 8:05
Живут же люди, точнее выживают, я бы так не смог.
30.06.2017 в 8:06
вымирает деревня...............
30.06.2017 в 8:07
Живут же люди, точнее выживают, я бы так не смог.
"vorobehhh":

Репортаж из болотной страны, которая развивается отдельно от остального мира.
30.06.2017 в 8:08
Езжу на Полесье регулярно. Кто был тот поймет - там витает некий особый дух единения с природой!
30.06.2017 в 8:08
- Хорошо у вас в деревне. И лес, и поле, и воздух, и речка...
- Ага, и пила, и топор, и навоз...
30.06.2017 в 8:08
вы там держитесь)
30.06.2017 в 8:08
В таких весках надо туркомплексы создавать, причем массово , среди природы , с комфортом. Глядишь беларусы и поехали бы отдыхать на Полесье.
30.06.2017 в 8:09
Это какой-то музей под открытым небом! Жить там, конечно, стремно, но для истории очень ценный объект.
30.06.2017 в 8:09
Развиваться отдельно от всего мира - это наша тема!
30.06.2017 в 8:09
Жить там сложно! А вот на 3-4 дня отдохнуть, с рыбалкой или охотой очень даже интересно было бы попробовать!
30.06.2017 в 8:11
Неужели такая деревня одна в РБ?! Чего другие не тиражируют?
30.06.2017 в 8:13
Сам из деревни, но что-то мне этот агроэкотуризм в комарне не дохиливает.
30.06.2017 в 8:14
Понимаю немецких туристов..
30.06.2017 в 8:15
Пару крыш не из шифера - больше я ничего уникального не увидел.
30.06.2017 в 8:18
"...Недавно, например, немцы приезжали. Сказали, что хотят пожить на природе, отказались от номера и пошли спать в палатку. Хватило их ненадолго: утром прибежали в душ и переехали в комнату..."
Они еще в ВОВ не "накушались" окруженных гектарами болот деревень?!
А если серьезно - все это очень печально. Уникальные белорусские деревни теперь годятся, в основном, для того, чтобы "толстосумы" бухали-отдыхали там на всю катушку :(
30.06.2017 в 8:21
сори! Не в ту тему закинул. Надо было в "Люди" про американские аттракционы)))
30.06.2017 в 8:22
В мире все увязано: рождение, становление, старение и .... смерть! Поэтому и в случае с этой деревне ничего удивительного нет. Только собаку жалко: не такая допотопная конура должна быть у пса, не такая https://content.onliner.by/news/1400x5616/e3812302e146094b940348a0c29bf398.jpeg
30.06.2017 в 8:23
Познавательно!
30.06.2017 в 8:26
Тех, кого взяли пьяным за рулем, принудительно селить в такие деревни. И пьяных меньше станет, и деревни поднимем!
30.06.2017 в 8:26
Это диииииичь
30.06.2017 в 8:27
Отлично получилось, респект !!!
30.06.2017 в 8:30
В конкурсе агроусадеб комменты типа "да ну на - лучше турция" в большинстве, а здесь по другому подали материал и все сейчас напишут как здорово отдыхать в агроусадьбе, ничего уникального в этой деревне не увидел
30.06.2017 в 8:30
...бизнесмен из города, хотел там гостиницу, что ли, открыть, а потом пропал куда-то...
Да издох он, от тоски, ужаса и уныния.
Я бы тоже сдохла там, день эдак на второй и сдохла.
30.06.2017 в 8:44
Живут же люди, точнее выживают, я бы так не смог.
"vorobehhh":

а все потому что до сих пор считаешь в миллионах.
30.06.2017 в 8:46
вымирает деревня...............
"2111964":

Статью читал?! Или коммент по названию?
А по статье- как мне кажется, то именно такими вещами мы и можем привлекать туристов. Только власти в погоне за показухой и показателями делают все наоборот. Показательный пример в статье- реплика кого-то из них про крыши из камыша...
30.06.2017 в 8:46
у нас государство никоим образом не помогает в развитии частного и малого бизнеса. никаким образом не рекламирует себя в качестве направления туристического только поддушивает и новые налоги придумывает.
30.06.2017 в 8:49
Хотя мне нравится отдыхать в деревне - свежий воздух, тишина, уединение, а вот моей девушке в последний раз не понравилось, катались на лодочке, ей на лоб сел комар и я его веслом убил
30.06.2017 в 8:50
Местные власти тоже нашу идею не поддержали. Даже наоборот, были очень недовольны интересом к Кудричам: мол, нечего такую страшную деревню тиражировать.

Вот и ответ, что не те сидят, мышление только для себя, мне не нравится, тогда и другим нечего тут делать, такие люди закрывают привлечение денег в страну
30.06.2017 в 8:50
Жить там сложно! А вот на 3-4 дня отдохнуть, с рыбалкой или охотой очень даже интересно было бы попробовать!
"pol123456":

--
Сейчас территория считается заповедной зоной: здесь нельзя ловить рыбу, рубить камыш, охотиться — делать все, чем веками занимались местные жители. Думаю, поэтому деревня и умирает. Ничего удивительного.
"":
30.06.2017 в 8:52
Баню я накрыл «чаротом», а дом не рискую из соображений пожарной безопасности: камыш очень круто горит.

А что ж так? Как людишкам, так "под камыш в 21м веке и без права изменять" если что - пусть горят, а как самому, так что-то сцыкотно?
30.06.2017 в 9:02
Стыдно и противно за наших чиновников...
30.06.2017 в 9:03
Вот так и вся Беларусь скоро опустеет!
30.06.2017 в 9:03
Мои родные места. Красота. Спасибо за приятную ностальгию.
30.06.2017 в 9:04
...бизнесмен из города, хотел там гостиницу, что ли, открыть, а потом пропал куда-то...
Да издох он, от тоски, ужаса и уныния.
Я бы тоже сдохла там, день эдак на второй и сдохла.
"Каринa":


А здесь ты чему радуешься? Инстаграму, хождению с такими же как сама по злачным местам и разводу мужиков на бабло??? Приехала бы в деревню, хоть мозг проветрила бы!
30.06.2017 в 9:08
пахабно все это... порой складывается впечатление что к нам только ради женщин приезжают... ну вы поняли.
30.06.2017 в 9:15
Езжу на Полесье регулярно. Кто был тот поймет - там витает некий особый дух единения с природой!
"pablorianni":

В точку!!!!! И тянет туда постоянно
30.06.2017 в 9:24
Люблю по таким местам погулять. Но только летом. Зимой там мрак.
30.06.2017 в 9:28
Место неплохое, но под старину не тянет, даже дом бизнесмена.
Для привлечения туристов хотябы рыбалку разрешили.
30.06.2017 в 9:30
Едет мужик на мерсе по трассе с приличной скоростью. Вдруг обгоняет его мужичок на маленькой красной машинке, с открытым верхом.
Первый выжимает из мерса все что может, догоняет мужичка, опускает стекло на окне и орет: А что у тебя за машина!?
- Неее знаааюююю!
- А сам то ты откуда!?
- С аааамерииканских гооорок!!!
"bigos":

Этот анекдот даже в теме про аттракционы был ни разу не смешной, а тут так он вообще непонятно к чему.
30.06.2017 в 9:39
моё мнение что если бы мы остались языческой державой - к нам бы валили туристы со всего света - на милые, массовые, красочные обряды

а так..выбрали мертвого бога - и умираем
30.06.2017 в 9:42
В Беларуси все деревни умирают. Не только Кудричи.

На полесье уже сотни деревень, где из всех признаков жизни только бульдозер ровняющий с землёй пустующие дома...
30.06.2017 в 9:55
Родина моя!!! Люблю свой край, полесье кардинально отличается от других регионов РБ!
30.06.2017 в 9:58
Только ленивое Интернет - издание не рассказывало об этом "уникальном" месте. Уникальное оно было именно своей отсталостью от основного мира до 1950-х годов - до начала массовой губительной для всего Полесского региона мелиорации и прокладки дорог.
В наше время среди брестчан считается козырным иметь в этом месте дачу. Причем все происходит по сценарию, который уже неоднократно видели в иных регионах - приезжают "городские", выкупают хатку-развалюху с заборчиками из одного бревна, делают из нее подобие коттеджа и обносят все 2-метровым забором из металлопрофиля (по принципу - все мое спрячу от чужих глаз). Потом рядом еще 1-2-3-8-20 таких же новичков появляется и все - пропала уютность места, его открытость и уютность.
Так выглядят все деревни вокруг городов, а в последние 5 лет так уже выглядят и места где заборов в принципе никогда не было - Полесье и Поозерье.
Увы, но и Кудричи уже превращаются в такое "попросовое" место :(((
30.06.2017 в 10:03
Чиновники не могут ничем помочь, так пусть хотя бы не мешают людям наводить порядок в деревнях. Больно смотреть на это запустение... Почему бы не продавать, а отдавать за символическую плату заброшенные деревни, освободить от налогов на какое-то время, и пусть люди ИЗМЕНЯТ бел.деревни. И еще: ПРОСЬБА к бизнесмену Олегу - постройте собаке (на фото, ужас просто) БУДКУ и не кормите хлебом!
30.06.2017 в 10:04
Олег сделал типичное "первобытное" бунгало для свадеб и пьянок, от деревни там ничего нету. но молодец, что честно это говорит.
30.06.2017 в 10:19
Езжу на Полесье регулярно. Кто был тот поймет - там витает некий особый дух единения с природой!
"pablorianni":

как и в любой глухой деревне.
30.06.2017 в 10:20
Езжу на Полесье регулярно. Кто был тот поймет - там витает некий особый дух единения с природой!
"pablorianni":

Неистово плюсую.
30.06.2017 в 10:28
...у Августовского канала больший потенциал (как минимум в плане географии), но одно другого ведь не исключает.
30.06.2017 в 10:28
Odmino, лучшее враг хорошего
30.06.2017 в 10:32
Люди на болоте. Навеяло.
30.06.2017 в 10:35
в свое время на солигорском водохранилище заготавливали траву типа тростника озерного и голландцам продавали , они крыши накрывали в своих эко-домах. Это еще в 90-е было.
30.06.2017 в 10:44
Езжу на Полесье регулярно. Кто был тот поймет - там витает некий особый дух единения с природой!
"pablorianni":


он везде витает где нет людей и цивилизации , не обязательно на полесье ехать
30.06.2017 в 10:45
Люди говорят, не понимая всю красоту жизни в деревне. В деревне жить круто. Да, меньше всего чем в городе, но за то тишина, чистый воздух и т.д.
30.06.2017 в 11:13
Общество потребления рулит.
30.06.2017 в 11:13
С развитием транспортного сообщения Кудричи медленно, но верно начали превращаться в обычную белорусскую деревню и терять все, что выделяло ее среди остальных. Заметив утрату исключительных традиций, несколько неравнодушных историков, краеведов и экологов решили встать на защиту родного края и начали добиваться придания месту статуса историко-культурной ценности, привлекать сюда бизнесменов, а вместе с ними и туристов. Не вышло.

Простите, по первым фото я не заметил многовекового РАЗВИТИЯ.... Наверное, поэтому так и не понял, чего потеряли?
Обычная деревня. Поэтому и с туристами не вышло. Любят у нас громко говорить про обычные вещи. А люди? Везде люди разные со своими особенностями. Давайте их в клетку посадим, будем возить по городам и весям за деньги показывать?

P..S. Ах да, наконец-то увидел, все-таки испортили деревню Пинскдревом...
30.06.2017 в 11:15
"Традиции — это здорово, но и жить ведь как-то надо. И чем проще, тем лучше."
Золотые слова. Местным жителям ваша аутентика обходится дорого и заплатить вы им не сможете, так как в Беларуси нет ни денег, ни туризма.
А позиция: "а местные еще бы и зарабатывать на этом смогли, работая в этом музее и сдавая комнаты в аренду" - просто эгоистичный капитализм. Вы всех этих жителей спросили, им это надо??? Не всем нравится, когда их деревня превратится в мартышку для фотографирования.
В целом же тенденция грустная - но очень ожидаемая.
"Купил старый дом, за который заплатил смешные $600, навел порядок, сделал ремонт, зарегистрировал агроусадьбу и стал ждать туристов."
Туризм так не работает. Туризм - это реклама, сервис, инфраструктура, оригинальность, насыщенность и ещё множество нюансов. А просто "дух местечка" - это не туризм и так это не работает.
30.06.2017 в 11:16
сори! Не в ту тему закинул. Надо было в "Люди" про американские аттракционы)))
"bigos":

Это не важно)))
успел ведь)
30.06.2017 в 11:18
Родина моя!!! Люблю свой край, полесье кардинально отличается от других регионов РБ!
"Headmx":

А полесье это что? Территориально?
- если гомельщина - то очень сомнительно
Особенно в "радости общения" с коренными)
30.06.2017 в 11:32
В таких весках надо туркомплексы создавать, причем массово , среди природы , с комфортом. Глядишь беларусы и поехали бы отдыхать на Полесье.
"vasil123":

побродить по болотам и покормить комаров...
30.06.2017 в 11:33
Чиновники не могут ничем помочь, так пусть хотя бы не мешают людям наводить порядок в деревнях. Больно смотреть на это запустение... Почему бы не продавать, а отдавать за символическую плату заброшенные деревни, освободить от налогов на какое-то время, и пусть люди ИЗМЕНЯТ бел.деревни. И еще: ПРОСЬБА к бизнесмену Олегу - постройте собаке (на фото, ужас просто) БУДКУ и не кормите хлебом!
"meuse":

С крестьянами деревни продавать или без? ))
30.06.2017 в 11:35
Езжу на Полесье регулярно. Кто был тот поймет - там витает некий особый дух единения с природой!
"pablorianni":

Полностью согласен. Был на сплаве по Припяти лет 5 назад, до сих пор особенные воспоминания...
30.06.2017 в 11:41
Тех, кого взяли пьяным за рулем, принудительно селить в такие деревни. И пьяных меньше станет, и деревни поднимем!
"Женя_Ч":

))) вот наивный)) ещё скажи пусть придёт демократия в страну и америка поставит своего который просто будет наблюдать
30.06.2017 в 11:48
судя по названию опуса речь должна идти про минск!))))
30.06.2017 в 11:51
вот оно наше чудо государство все гробят и рушат
30.06.2017 в 11:56
Это не деревня, это вся страна такая! Бесперспективняк и унылость.
30.06.2017 в 11:58
"XXI век на дворе, а у людей крыши из камыша — это же позор!» - позор людям, которые пекутся за свои большие толстые попы на хлипеньких стульчиках. Позор филистерам!
30.06.2017 в 12:08
Не на юго-востоке, как говорится в статье, находятся Кудричи, а на юго-западе. Село никогда не было беларуским. Там всегда говорили и говорят на украинском. Да, именно на украинском. Моя покойная бабуля родом из Кудрич. Сам я там много раз бывал. Незабываемые воспоминания, когда с дедом на коне переправлялись в брод по речке. На «чайках» не один километр намотал по воде. Красота там не сусветная!
30.06.2017 в 12:08
заедьте в простую деревню и вы поймете как за 25 лет хтости сравнял их с землей .
30.06.2017 в 12:12
Красивая статья. Олег молодец.
Интересно, а собачники накинутся на хозяина за то, что собака на цепи, на улице и под шифером живет ?
30.06.2017 в 12:13
«XXI век на дворе, а у людей крыши из камыша — это же позор!» - 21й век на дворе, а у нас по-прежнему горячую воду дважды в год отключают. Задолбали орать про "21 век"!
30.06.2017 в 12:25
На такіх мужыках і трымаецца наша гісторыя, на жаль, што больш нікому гэта не патрэбна. Знікае асаблівы беларускі быт.....
30.06.2017 в 12:27
viking1488, это село долго было недоступно для всего мира. Там сохранилось много уникального
30.06.2017 в 12:28
Где-то пару десятков миллиардов долларов в год только налогов и сто миллиардов оборота страна недополучает из-за чиновников, которые внезапно начали регулировать агроусадьбы. Да пусть там бухают, сношаются и едят что хотят, с каждой хаты 10 баксов в день налога на каждые 50 кв.м. дома и пусть делают что хотят, пусть даже свою милицию заведут и своего президента, лишь бы налоги платили, нашим правителям от нас нужны только деньги, если они ограничат свой борзометр, им же лучше будет, но эти тупни не понимают, что если брать больше, чем надо, то не получишь вообще ничего. А так 10-ка в день, да в год 3650, да помножить на миллион хат - вот и десять миллиардов.
30.06.2017 в 12:29
Первые лет десять можно и по 5 брать, потом каждые два года увеличивать на 1 до 10-ки.
30.06.2017 в 12:29
100 грин сутки аренды дома. Бугога
30.06.2017 в 12:29
Svetlana_Hilimon,
якія яскравыя словы....!!!!!!
30.06.2017 в 12:37
100 грин сутки аренды дома. Бугога
"bitlship":

Очень денег хочется. :)
30.06.2017 в 12:56
это юго-запад, а не юго-восток
30.06.2017 в 13:02
Похоже всю страну ожидает судьба Кудричей.
30.06.2017 в 13:24
Это настоящая Беларусь. Был в велопоходе неделю по Полесью, иной мир.
30.06.2017 в 13:34
Фотки крутые, как в компьютерной игре, типа Ведьмака. Онлайнер, зачёт.
30.06.2017 в 13:42
зачем над пёсиком так издеваться. Цепь как у змея Горыныча и вместо будки шалаш из замшелого шифера
30.06.2017 в 14:03
Полешукi!
30.06.2017 в 14:03
Что 1934 что 2017 ничего не изменилось)
30.06.2017 в 14:45
в первую очередь бизнесмен думает о прибыли, судя по кожаным диванам, а не о возрождении деревни. Но оно и понятно, а чтобы завлечь людей, нужна хорошая реклама, помощь маркетолога
30.06.2017 в 16:10
Вот это дыра, спасибо не нужно и даром.
30.06.2017 в 17:20
хорошо, что ещё кому-то интересно...
у меня романтика кончается с комарами,змеями и плесенью
30.06.2017 в 18:11
Где-то пару десятков миллиардов долларов в год только налогов и сто миллиардов оборота страна недополучает из-за чиновников, которые внезапно начали регулировать агроусадьбы. Да пусть там бухают, сношаются и едят что хотят, с каждой хаты 10 баксов в день налога на каждые 50 кв.м. дома и пусть делают что хотят, пусть даже свою милицию заведут и своего президента, лишь бы налоги платили, нашим правителям от нас нужны только деньги, если они ограничат свой борзометр, им же лучше будет, но эти тупни не понимают, что если брать больше, чем надо, то не получишь вообще ничего. А так 10-ка в день, да в год 3650, да помножить на миллион хат - вот и десять миллиардов.
"Aweary":

Экономист от бога. Почему взялась цифра миллион хат? Да ещё брать налог и за будний день. То есть если у меня в неделю только 2 дня будут оплачены, а агроусадьба у меня 150 кв. м, то в неделю хочешь не хочешь, а положь 210 американских денег. С такими предложениями вам прямая дорога в правительство. Добьете то, что ещё осталось. Так в Гродненской области Шапира полезащитные полосы вырезал. Это ж сколько земли пропадает) Малый бизнес в нормальных странах интересен самозанятостью людей, а не стрясанием с них налогов. Агроусадьбы это не то, что может сделать страну богатой
30.06.2017 в 19:16
Туристов говорите нет? Я сегодня прозвонила все, что нашла агроусадьбы и коттеджи, мест нет.
30.06.2017 в 19:20
Если у кого есть вариант, скиньте в личку.
2 взрослых плюс ребёнок 3 года. С питанием. Нужен бассейн (хоть небольшой, при бане, например), и возле воды, чтоб на лодке покататься.
С 30 по 1, с ночевкой. Возможно и по 02.07. , если зацепит.

И тишина нужна. Варианты с кооперативами параллельно не подходят.
30.06.2017 в 19:22
*С корпоративами...
30.06.2017 в 19:39
Все самое хорошее что было в деревнях агроусадьбы добивают окончательно.
По MIНСК ТV показывают документальные фильмы, сейчас вот про французскую провинцию рассказывают, пускай по фильмам этим учатся как нужно в деревнях зарабатывать а не агроусадьбами испоганивать эти места.
30.06.2017 в 19:44
В таких весках надо туркомплексы создавать, причем массово , среди природы , с комфортом. Глядишь беларусы и поехали бы отдыхать на Полесье.
"vasil123":

побродить по болотам и покормить комаров...
"Ятут":

Одна пластинка Раптор под язык, и комары исчезают. Появляются динозавры, бабочки, медведи и цыгане с бубном.
30.06.2017 в 20:12
удачи тебе Мужик
30.06.2017 в 20:45
Сруб на треугольной канавке - бешеная резня бензопилой: все в традициях белорусского зодчества. Но нормально сделать - как с той крышей - стОит дорого - потому и работают чуваки с соседней деревни, а парашу они делают, потому что платят мало (скорей всего еще и потому что не умеют ничего): все довольны
30.06.2017 в 20:47
в первую очередь бизнесмен думает о прибыли, судя по кожаным диванам,
"Ricochet":

судя по кожаным диванам, что-то там урвал, что-то тут - полный гарнитур не собирается в одной цветовой гамме
30.06.2017 в 20:52
А что ещё такие места есть? )
30.06.2017 в 21:12
Сам – уроженец Полесья.
Комар – просто мелкое и назойливое кровососущее существо по сравнению с ТУЧНЫМ Духом единения с природой, витающим над Полесским болотом – Мошкой!!!
Местным – пофиг, а «туристов» со смертельными отёками (аллергическая реакция) могут и на «скорой» увезти…
30.06.2017 в 21:14
Живут же люди, точнее выживают, я бы так не смог.
"vorobehhh":

Репортаж из болотной страны, которая развивается отдельно от остального мира.
"Remmoto":


Почему они выживают? Что значит выживают? Живут в свое удовольствие. Каждый человек видит свое счастье по разному!

"Репортаж из болотной страны, которая развивается отдельно от остального мира" - эта болотная "страна" хоть ка-то развивается, в отличии от другой "страны"
30.06.2017 в 22:53
А так выглядит бедность в Америке, признаюсь мне наша предпочтительней!)))
https://www.youtube.com/watch?v=zGpE-F1HkO4
30.06.2017 в 23:10
к сожалению деревня в РБ уже умерла!!! и это факт....
30.06.2017 в 23:28
Где-то пару десятков миллиардов долларов в год только налогов и сто миллиардов оборота страна недополучает из-за чиновников, которые внезапно начали регулировать агроусадьбы. Да пусть там бухают, сношаются и едят что хотят, с каждой хаты 10 баксов в день налога на каждые 50 кв.м. дома и пусть делают что хотят, пусть даже свою милицию заведут и своего президента, лишь бы налоги платили, нашим правителям от нас нужны только деньги, если они ограничат свой борзометр, им же лучше будет, но эти тупни не понимают, что если брать больше, чем надо, то не получишь вообще ничего. А так 10-ка в день, да в год 3650, да помножить на миллион хат - вот и десять миллиардов.
"Aweary":

Экономист от бога. Почему взялась цифра миллион хат? Да ещё брать налог и за будний день. То есть если у меня в неделю только 2 дня будут оплачены, а агроусадьба у меня 150 кв. м, то в неделю хочешь не хочешь, а положь 210 американских денег. С такими предложениями вам прямая дорога в правительство. Добьете то, что ещё осталось. Так в Гродненской области Шапира полезащитные полосы вырезал. Это ж сколько земли пропадает) Малый бизнес в нормальных странах интересен самозанятостью людей, а не стрясанием с них налогов. Агроусадьбы это не то, что может сделать страну богатой
"Zhukanaft":

Я предлагал первые десять лет 5 в день с хаты. Какая разница сколько ты дней работаешь, платишь по площади строений. Одна хата 150 баксов в месяц налога если тебе так проще понять. Всё остальное сверху - твой доход. Не можешь заработать за месяц 150 - твои проблемы. Хорошая хата может и штуку иметь легко. А большой дом метров на 200 будет и платить в 4 раза дороже. Почему миллион? Ты сделай как я сказал, все работяги уволятся с МТЗ и МАЗ-а и будут гнать самогонку и квасить капусту - на натур продукт и дешёвых местных баб потянутся караваны со всего мира. Да, я не писал, но это само собой разумеещееся, что проституцию разрешить.
01.07.2017 в 0:35
Красотища!
01.07.2017 в 14:53
Какая-то странная идея – накрыть хаты чаротам и превратить живущих в них людей в музейные экспонаты для немецких и других туристов. Зачем?
В 21 веке быт людей, живущих в любом уголке, должен развиваться в ногу с современностью: удобное жилище, дороги, связь.
Ну, а для памяти, естественно, нужно создать музейный комплекс, восстановив две-три хаты. И название придумать яркое, привлекающее не только иностранных туристов. Например, что-то подобное, уже прозвучавшее в комментариях: «Люди на болоте. Полесская деревня в начале 20 века».
01.07.2017 в 14:55
ПОЗОР БЕЛОРУСАМ!!! Что не ценят свою историю. Куда вы там ездите? Туристы фиговы? Что вы там смотрите?
Слов нет.....
01.07.2017 в 16:44
Выйди на улицу и посмотри.
02.07.2017 в 12:27
Нашим властям, это не интересно... Зачем напрягаться, когда и так у власти все хорошо!
02.07.2017 в 14:10
Туи откуда взялись в деревне? Эти агроусадьбы ни капли не похожи на старую деревню...агроколхоз какой то устроили
02.07.2017 в 14:13
ПОЗОР БЕЛОРУСАМ!!! Что не ценят свою историю. Куда вы там ездите? Туристы фиговы? Что вы там смотрите?
Слов нет.....
"prod_pir":

А куда им ездить? У большей части населения была своя деревня и каждые выходные ездили дадому и все это видели. Ездят на пальмы посмотреть которых у нас нет)) да и лета у нас нет по индийским меркам у нас сейчас зима.
03.07.2017 в 0:36
Собаке будку нормальную поставь, за такие деньги то....
03.07.2017 в 0:58
логично же, никто не хочет жить в нищите в задрыпанных деревнях. А старикам нет смысла дёргаться, они привыкли. Скоро старики вымрут и на селе останутся лишь алкоусадьбы агроусадьбы.
03.07.2017 в 17:11
Езжу на Полесье регулярно. Кто был тот поймет - там витает некий особый дух единения с природой!
"pablorianni":


в смысле лес и кусты загажены продуктами жизнедеятельности туристов?
тут и под минском таких мест хоть отбавляй, зачем ехать гадить так далеко?
04.07.2017 в 11:03
Интересное место, начал искать в интернете - 100уе дом в сутки...чешем голову дальше: "А чего к нам не едут туристы?"
04.07.2017 в 17:15
Крутое местечко! Двумя руками ЗА сохранение аутенчичности таких мест!
Уважаемая редакция обратите внимание на загородный клуб "Три Богатыря" под Кобрином - здоровское место с точки зрения географии и исключительное место с точки зрения реализации под белорусскую деревню! Обратите на это место внимание. напишите о нем репортаж! Был там один раз, но остался под огромным впечатлением! И знаете, фраза "кто хочет, тот делает" как никогда подходит к данному месту и его хозяевам. Я скажу больше: кто хочет и думает - тот сможет и сделает)
05.07.2017 в 8:49
Дайте уже людям дожить о смерти спокойно,
что Вы все время лезете "подымать" что-то?

Не стоит прикрывать рационалистскую жажду наживы благородными словами "подымать деревню".
05.07.2017 в 15:51
Копай ОЗЕРО!
26.07.2017 в 15:22
Важна идея. И ее финансовый подогрев. Пример: ездят туристы по местам "золотой лихорадки" , - нескончаемая река. На полесье тоже добывали золото. Есть заброшенные рудники. Почему не водить , почему не показывать. А смотреть на покосившиеся хаты желающих все меньше (не считаются корпоративы, выехавшие на природу отдохнуть).
04.08.2017 в 17:05
в первую очередь бизнесмен думает о прибыли, судя по кожаным диванам, а не о возрождении деревни. Но оно и понятно, а чтобы завлечь людей, нужна хорошая реклама, помощь маркетолога
"Ricochet":

Впринципе, бизнесмен думает как нужно, о прибыли. Просто ко всему этому нужно добавить грамотного дизайнера с архитектором (чтобы не было кожаных диванов), и "режиссера-сценариста" - чтоб от скуки не помереть там, а захотеть приехать еще не раз.
04.08.2017 в 23:30
Эх, жаль.... можно было бы на airbnb продвигать... Я бы там пожила несколько дней с семьей. Действительно, аутентично, особенно для городского жителя!
04.08.2017 в 23:49
дайте, пожалуйста, ссылки на аренду дома в Кудричах
05.08.2017 в 1:28
был там в этом году, грустно что деревня исчезает :(
03.01.2018 в 10:18
Ответ один .у народа нет денег. !!!!!!! Все аграусадьбы зачахли .
28.04.2018 в 21:08
Сам на Полесье вырос. Деревня Ласицк. Милиарацию провели давно (3 насосные стоят). С черотом крыш не осталось уже давно, но не в крыше дело. В деревне пустых домов десятков 2 стоит. Посути готовый бизнес. Только рекламу дать хорошую и все организовать (питание, размещение, проезд и тд.). Сам после города дня три отсыпаюсь ( тело отдыхает). Воздух чистый со своим каким-то привкусом. Если грамотно подойти, то можно сделать неплохой край для экотуризма. Есть лес, грибы, ягоды, болото, речка,рыба и т.д. Только комаров, слепней, и оводов многовато.
28.07.2018 в 17:56
А как же лозунг;Возвращение к малой родине
думаю зам.министра родился в ГОРОДЕ и ему побоку какая то деревня