Минчанка: «Собиралась строить квартиру с УКСом, но узнала, что передо мной непонятная очередь из 200 желающих». Объясняем, что к чему

 
29 276
18 мая 2017 в 18:15
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

Дешевый квадратный метр, да еще от госзастройщика, — веская причина, чтобы задуматься о «долевке» и по максимуму контролировать подготовительный этап. Как только становится известно, что тот или иной УКС собирается строить дом типовых потребительских качеств за $700—800 в эквиваленте, общество начинает шевелиться и самоорганизовываться. Активисты создают очередь, пишут списки, сверяют фамилии и раз в несколько недель устраивают перекличку. Кто не отозвался раз и два — до свидания, на «однушку» или «двушку», на которую он записался, найдется масса желающих.

Для чего и кому нужна очередь из потенциальных дольщиков?

По мере продвижения дела и приближения выпуска проектной декларации возле УКСов начинают круглосуточно дежурить люди — шпион не пройдет. И днем и ночью все участники заветного списка на месте контролируют ситуацию, дежуря по 4—6 часов и не давая образоваться «пятой колонне» с альтернативным списком или прошмыгнуть постороннему вне очереди в желанный кабинет для заключения договора долевого строительства. В Минске известны случаи, когда дешевые квартиры разбирали еще за пять дней до официального старта продаж. Но далеко не все люди согласны с таким положением дел.

Одна из минчанок, которая хотела построиться в панельке в Заводском районе, но еще на подступах наткнулась на «километровую» очередь из желающих, задалась логичным вопросом:

«Насколько все это законно? И каким образом в день продажи квартир будет строиться очередь? Кто создавал группу — тот, кто будет продавать, или просто какие-то активисты? Я про этот дом знала давно — в УКСе мне про него еще в сентябре говорили, а тут очередь какая-то, и уже, судя по ветке, примерно 200 человек. Кто придумал эту ерунду? И если я, к примеру, буду дежурить, жить и т. д. возле УКСа, попутно составляя там свою очередь, то как же мы тогда разберемся? Почему организаторы этой очереди не предупредили никого, в частности чиновников. В таком случае я бы записывалась еще в сентябре. Это было бы прозрачно. Если бы я случайно не зашла на ветку форума, то вообще и не знала бы о существовании очереди! И в УКСе никто никак на это не намекал — вообще, ни словечком... Такие дела надо делать публично — можно было даже огромными буквами на листе А4 написать и повесить информацию на дверях УКСа о создании очереди!» — приводит свои доводы минчанка. Однако большинство счастливых обладателей номерков в очереди девушку осудили, некоторые привели себя в пример, мол, смирно ждем и не возникаем.

«Очередь для того, чтобы подать заявление в УКС. Без очереди вас никто не пропустит, люди с сентября ее занимали и регулярно отмечаются», — приводит свои доводы еще один очередник.

«Если очередь имеет юридическую законность, тогда нет проблем, — парирует новый собеседник, который также не против включиться в строительство. — И как УКС, например, не сможет принять мое заявление, если в декларации четко все обозначено и ни о какой отдельной очереди там нет ни слова? Так что вы можете стоять хоть с сентября прошлого века и приходить отмечаться хоть по сто раз на дню, но если кто-то в назначенную дату попадает с заявлением раньше вас и вашего списка, то автоматически он становится номером один в списке УКСа».

Серьезно ли это?

— Поскольку подобные очереди организованы не на территории УКСов и уже тем более не сотрудниками УКСов, то реальной юридической силы они не имеют. Понятно, что застройщик за все эти действия ответственности не несет и не имеет к этому никакого отношения. УКС будет заключать договоры с теми, кто к ним первым обратится (попросту — кто первый зайдет в кабинет). И не имеет значения, каким по счету в очереди, созданной активистами, человек числился.

Если кто-то крепкий и устойчивый в моральном плане приедет раньше, обойдет очередь и каким-то образом первым зайдет в дверь, с ним договор и заключат. И представители очереди не могут требовать, чтобы этот договор аннулировали. Очередь создается активистами только для упорядочения, но составленный список не может восприниматься как реальный документ и исключительное руководство к действию. Те, кто не признают все очереди и списки и смогли вовремя добраться до двери застройщика, находятся в абсолютно равных условиях с остальными. Добровольные ночные дежурства под дверями в юридическом плане не дают никаких преимуществ, — объясняет адвокат Сергей Зикрацкий.


Дешевые квадратные метры в столице расхватывают если не за часы, то за считаные дни. В декабре прошлого года горожане раскупили квартиры в Уручье буквально сразу же после выхода проектной декларации. О том, как добровольно стоят в очередях под проливным дождем и в зной, можно почитать в материале «Десятки людей выстроились в очередь за дешевыми квартирами в Минске: „Я стояла с 19-го числа“»

Отремонтировать выстраданную в очередях квартиру помогут ребята из сервиса «Услуги» Onliner.by