Поезд в облака: топ-10 самых опасных железных дорог мира

28 января 2017 в 8:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, panoramio.com, Wikimedia, indiarailinfo.com, japantimes.co.jp

Поезд в облака: топ-10 самых опасных железных дорог мира

Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, panoramio.com, Wikimedia, indiarailinfo.com, japantimes.co.jp

Железные дороги остаются одним из самых популярных и при этом безопасных видов транспорта. Они уже давно не роскошь, а в отдельных случаях даже не средство передвижения. Сила человеческого гения смогла доставить поезда на немыслимые высоты, переправить их через глубокие ущелья, форсировать стальными магистралями морские заливы и проникнуть сквозь неприступные горы. Такие магистрали дают возможность насладиться невероятными пейзажами нашей планеты, будоражат, вызывают страх, а порой и убивают. Самые захватывающие, но и самые опасные железные дороги мира — в подборке Onliner.by.

Дарджилингская железная дорога, Индия

Это выдающееся произведение инженерного искусства в 1999 году было включено ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Железная дорога была проложена британцами в расположенный в гималайских предгорьях город Дарджилинг, известный не только одноименным чаем, но и как всеиндийская колониальная здравница. Всего за два года, с 1879-го по 1881-й, в тропиках под постоянными дождями, рельефу вопреки, 78-километровую линию ввели в строй, и по ней запыхтели паровозы, тянущие в гору вагоны с изможденными солнцем курортниками.

Сейчас железная дорога не только перевозит местных жителей, но и выступает полноценной туристической достопримечательностью региона. Наслаждаясь индийским колоритом под все теми же паровозами любители железнодорожной экзотики поднимаются с высоты 100 метров над уровнем моря, где царит удушающая жара, в прохладу Дарджилинга, находящегося на отметке 2200 метров. Поднимаются не без риска для жизни: ранее этнические волнения, землетрясения и оползни неоднократно останавливали работу магистрали.

Джорджтаунская кольцевая железная дорога, Колорадо, США

На фоне эмоций, которые доставляет путешественникам линия на Дарджилинг с ее переполненными поездами и умопомрачительными видами Гималаев, Georgetown Loop («Джорджтаунское кольцо») может показаться респектабельным, но скучным родственником. Оно в 10 раз короче, перепад высот составляет всего 183 метра, да и Скалистые горы при всей их живописности с мощью Гималаев сравнить сложно. Однако объективно эта горная «железка», когда-то обслуживавшая шахтерские городки, представляет собой аналог индийского брата, но в миниатюре.

Ее открыли всего на три года позже, но при этом строители при возведении столкнулись со многими похожими проблемами. Большие уклоны, необходимость сооружения тоннелей и высоких мостов, один из которых носит говорящее название «Врата дьявола», подковообразные виражи — это также было инженерное чудо. В отличие от Дарджилингской, Джортаунская дорога ныне под все теми же паровозами катает исключительно туристов. Восторг от пейзажей и мурашки по коже от форсируемых пропастей входят в цену билета.

Пилатусбан, Швейцария

Швейцария — это не только страна молочных рек, шоколадных берегов, изумрудных лугов и неприступных банков. Швейцария — это еще и страна железных дорог, забирающихся здесь на трехкилометровую высоту, причем порой прямо сквозь толщу Альпийских гор. Одна из самых впечатляющих линий такого рода построена у города Люцерн над одноименным озером. Средний уклон Пилатусбана составляет 35%, а максимальный — 48% (!).

Со стороны это кажется невозможным, но ярко-красные вагончики дороги действительно поднимаются по крутому склону горы Пилатус, для чего инженер Эдуард Лохер предложил инновационное решение. Чтобы обеспечить покорение высоты, он предложил модернизировать традиционную для горных железных дорог зубчатую передачу (подъем осуществляется с помощью центрального рельса и зубчатого колеса). Количество рельс и колес потребовалось удвоить, причем последние для пущей надежности развернули горизонтально.

Железная дорога Минамиасо Такамори, Япония

Девять станций (в том числе одна с неподражаемым названием Мизу-но-Умареру-Сато Хакусуи-Кёген), 17,7 километра длины, металлические мосты над реками, тоннели и холмистая местность. Линия Минамиасо Такамори не стоила бы особенного внимания, если бы не одно обстоятельство. В 1928 году она была проложена прямо по кальдере (остаткам разрушенного кратера) действующего вулкана Асо.

Даже в ХХ веке этот вулкан своими регулярными извержениями уносил человеческие жизни, при этом активность горы была достаточно слабой. Что может произойти в случае крупной катастрофы, предсказать сложно: в кальдере размерами 24×18 километров постоянно проживает около 50 тысяч человек. Совсем недавно, в апреле 2016 года, пассажиры поездов на Минамиасо Такамори могли в очередной раз наблюдать за разволновавшимся вулканом. Высота выброса составила 100 метров.

Фломская железная дорога, Норвегия

20-километровая ветка, пересекающая западнонорвежскую долину Фломс — вероятно, самая популярная горная железная дорога мира. Ежегодно 600 тысяч человек пользуются ее услугами, отправляясь к Согне-фьорду. Однако такое количество народа вряд ли бы привлек даже крупнейший из европейских фьордов. Туристов интересует и способ доставки.

Регулярное пассажирское движение по Фломской дороге открылось в 1941 году. Сооружение шло без малого два десятка лет. Строителями, работавшим в сложнейших горных условиях с помощью взрывчатки, кирки, лопаты и собственных рук, удалось возвести 20 тоннелей (включая многоярусный), 10 станций, устроить несколько тормозных систем, задача которых — безопасно остановить поезд на линии с перепадом высот в 863 метра.

Ферробус, Боливия

Рельсовый автобус (рельсобус) — популярный вид подвижного состава для малодеятельных железнодорожных линий. Обычно он представляет собой автомотрису или дизель-поезд с одним или несколькими вагонами, но в Боливии отнеслись к вопросу буквально, поставив на рельсы настоящие автобусы.

Такие экзотические транспортные средства, в частности, обслуживают линию между городами Сукре и Потоси, официальной и горнодобывающей столицами страны соответственно. Двигаются они чрезвычайно медленно, обычно переполнены местными жителями и периодически сходят с рельс, но зато дешевы. А наградой для отважного путешественника станут величественные пейзажи боливийской глубинки и полное погружение в бытовую культуру населения страны.

Железная дорога Ченнай — Рамесварам, Индия

Рамесварам — один из сакральных центров индуизма, место активного паломничества с одной небольшой проблемой: расположен объект на острове. Чтобы обеспечить удобную доставку желающих в святой город, индийское правительство построило туда железную дорогу, форсировавшую морской залив по двухкилометровому мосту. Это сооружение возведено на совсем небольшом расстоянии от воды, из-за чего порой кажется, что поезд идет прямо по заливу. Однако опасность представляет даже не это.

Мост расположен в зоне, подверженной сильным ветрам и частым мощным циклонам. В декабре 1964 года один такой циклон стер с лица земли соседний с Рамесварамом городок Дханушкоди. Заодно он сдул поезд Рамесварам — Дханушкоди, причем в этой необычной катастрофе погибли 150 человек. Учитывая общее состояние индийских железных дорог, путешествие за просветлением в Рамесварам может превратиться в настоящее испытание.

Железная дорога White Pass and Yukon, Аляска, США

В начале ХХ века по этой изолированной линии на Клондайк ехали охваченные золотой лихорадкой искатели быстрых денег. Бóльшая часть из них возвращалась той же дорогой полными разочарования. Спустя много десятилетий эта живописная узкоколейка была восстановлена на потеху туристам, превратившись в увлекательный аттракцион.

Деревянные мосты над бурными реками, вековые тоннели, дикая первозданная природа Аляски — все это к услугам пассажиров круизных теплоходов, прибывающих в портовый город Скагуэй, где White Pass and Yukon начинается. Впереди у счастливчиков 109 километров в винтажных вагонах под паровозом, возможность на несколько часов прикоснуться к романтике золотопромышленников, не прилагая к этому ни малейшего усилия.

Nariz del Diablo, Эквадор

«Нос дьявола» — такое название дали харизматичной горе в эквадорских Андах. Именно по ее склону на рубеже XIX—XX веков принялись прокладывать железную дорогу между городами Риобамба и Алауси. С непростой задачей в конце концов справились к 1908 году. Спустя столетие восхищаются инженерным свершением уже преимущественно путешественники.

Из-за крутизны склона «Носа дьявола» строители были вынуждены для его преодоления укладывать пути зигзагами. До 2007 года туристы любили наблюдать за тем, как поезд взбирается на гору, прямо с крыш вагонов. Однако после того, как двух человек убило низко висящим электрическим кабелем, а также после серии оползней, регулярно разрушавших линию, проезд на свежем воздухе был категорически запрещен.

Tren a las Nubes, Аргентина

В 1948 году была торжественно пущена в эксплуатацию железная дорога Сальта — Антофагаста, связавшая Аргентину и Чили, а по пути преодолевавшая Анды. Сейчас пассажирское движение на ней сохранилось только на одном участке, зато на самом интересном. Туристический состав Tren a las Nubes, «Поезд в облака», за восемь часов доставляет своих пассажиров из Сальты на перевал Полворилья, расположенный на высоте 4220 метров над уровнем моря.

Здесь же, на Полворилье, находится и знаменитый одноименный виадук, изогнутая конструкция высотой 64 метра. Кроме этого чрезвычайно фотогеничного сооружения по пути туристы преодолевают еще 13 виадуков, 29 мостов, 21 тоннель, два спиральных подъема и два спуска-зигзага. Экстремальные природные условия порой прерывают наслаждение дорогой форс-мажорными обстоятельствами. В 2005 году «Поезд в облака» застрял на высоте 3,5 километра и пассажиров вынужденно эвакуировали вертолетами. А в 2014-м состав и вовсе сошел с рельсов на отметке в 4000 метров.

Чемоданы и дорожные сумки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by