Под видом дешевого загородного жилья белорусам предлагают модульные дома-коробки за $30 тыс. и даже дороже. Люди осведомленные твердят в ответ: за эти деньги можно построить полноценный коттедж площадью больше 100 «квадратов». И ведь действительно можно! Читатель Onliner.by по имени Михаил пригласил нас на свой участок у реки Птичь и подробно рассказал об опыте возведения каркасного дома. Обладая прямыми руками и столярными навыками, ему удалось минимизировать затраты на всех этапах строительства, значительно снизив стоимость коттеджа. Как это получилось — читайте в нашем репортаже.
— По образованию я инженер-механик. Но вся жизнь связана с работой по дереву. К этому делу меня пристрастил отец. Он вел уроки труда в школе, — коротко рассказывает о себе Михаил. — Сам смастерил столярные станки и делал с их помощью сначала окна и двери. Потом стали интересны лестницы, попробовал строить бани. Почти вся деревянная мебель в нашем доме — от табуреток до фасадов на кухне — также моей работы.
Несколько лет назад Михаил с супругой начали задумываться о строительстве нового дома. Из множества технологий выбрали каркасную.
— Среди белорусов все еще широко бытует мнение, что коттедж должен быть массивным, основательным. Мой дом — моя крепость, и никак иначе. А вот возьмите прогрессивную Швецию. Там каркасное домостроение получило широчайшее распространение, — рассуждает Михаил. — По своей сути «каркасник» — это быстровозводимая и легкая конструкция, которая не дает усадки, хорошо держит тепло и по некоторым другим характеристикам превосходит блочные стены, дома из бруса и бревен. Ну и, конечно, каркасный дом обходится относительно недорого. А если понимаешь технологию, умеешь работать с деревом и инструментами, то можно сэкономить приличную сумму, отказавшись от услуг строителей.
Фундамент заливался в конце мая прошлого года. На сегодня готовы каркас, крыша, внутренние перегородки, стоят все окна и двери, сделана разводка воды и электропроводки, работает канализация, фасад затянут клеем под отделочную штукатурку. Остается утеплить дом, залить стяжку теплого пола, выполнить внутреннюю и наружную отделку.
Земля здесь не самая благоприятная для строительства: недалеко от участка протекает река. Фактически деревня стоит на насыщенном водой грунте — плывуне. С учетом этой проблемы Михаил решил применить комбинацию ленточного фундамента и шведской плиты — чтобы подвижный грунт не деформировал основание дома и не перекосил со временем всю конструкцию.
После снятия растительного слоя и выставления опалубки была выполнена 30-сантиметровая «подушка» из крупного гравия. На этом этапе закладывались трубы канализации и водопровода. Впоследствии укладывалась арматура и заливался бетон, для чего приглашались помощники. Получилась плита с ребрами жесткости.
Снаружи фундамент утеплялся пеноплексом и затягивался клеем по штукатурной сетке. Пенопласт под плиту, как того требует шведская технология, Михаил не укладывал. Объясняет: «Зачем греть слой бетона, когда изоляцию можно выполнить на уровне пола». Пятисантиметровый утеплитель будет положен позже между фундаментом и стяжкой теплого пола.
Брусья и доски пилились здесь же на самодельной цепной пилораме. Михаил выписал в лесхозе два лесовоза кругляка — 30 кубометров сосны. После распиловки получил около 14 м³ бруса 50×150 мм и 50×100 мм для каркаса и стропильной системы и около 8 м³ обрезной доски 25×100 мм и 25×120 мм для обрешетки и подшивки чернового потолка. Остаток пиломатериалов (около 3 м³) будет использован при строительстве гаража.
— На древесине прилично сэкономил. 30 кубов обошлись в $900 с доставкой. Если бы заказывал готовые брусья, то за 15 кубов пришлось бы заплатить $1500, — прикидывает в уме Михаил. — Брус технической сушки стоит еще дороже.
Складированные в штабеля пиломатериалы подсыхали прямо на участке. В дальнейшем брусья и доски теряли влагу уже в процессе строительства дома, а также обрабатывались антисептиком.
В местах стыка фундамента и каркаса была проложена гидроизоляционная подстилка. И дальше начался самый интересный этап — сооружение каркаса.
Михаил показывает нам незаменимый в его деле специнструмент для обрезки — торцовочную пилу. С ее помощью можно подрезать конец доски под нужным углом, получив идеально ровный срез. Каким бы ни был опыт работы с бензопилой, а «торцовочник» сделает все аккуратнее — все стойки получаются одинаковые по размеру, что обеспечивает легкость последующего монтажа.
На всех этапах работ Михаилу помогал старший сын Виктор. Когда все стойки были закреплены при помощи гвоздей, началось устройство балочного перекрытия и стропильной системы.
Каркас все еще стоял без обшивки, когда стропила накрыли обрешеткой, плитами ОSB, затем слоем рубероида, а сверху легла гибкая черепица.
— В это время многие местные жители не понимали, что происходит. Однажды за работой услышал разговор двух проходивших мимо мужиков. Один другому говорит: «Смотри, кафе строят. Кому оно в деревне надо?» — смеется Михаил.
Затем стены обшивались изнутри плитами OSB. На этом этапе конструкция получила необходимую жесткость и прочность.
Репутация у плит OSB неоднозначная. С одной стороны, дешевый и надежный материал, с другой — источник повышенной опасности для здоровья. Пропитанные клеями и смолами древесные опилки выделяют вредные для человека фенолы и формальдегиды.
— Думаю, проблема несколько преувеличена. Возьмите нашу мебель — те же смолы. Мы дышим ими всю жизнь, — рассуждает Михаил. — Что касается дома, то выделения можно свести к минимуму, проложив между плитами и внутренней отделкой изолирующую пленку.
В качестве утеплителя будет использована эковата. Ее задуют и утрамбуют в пока еще полые стены при помощи шланга и специального насоса. Несмотря на свое название, материал также не считается на 100% натуральным. В его состав, помимо переработанной бумаги, входят различные пропитки и борная кислота, дающая защиту от гнили, грибка и грызунов.
— А в каком материале сегодня не используется химия? Хотите жить в абсолютно чистой среде? Стройте сруб посреди тайги. Как по-другому? — задается вопросом Михаил. — Эковата, быть может, и не идеальна, но однозначно лучше минеральной ваты, которая накапливает влагу. Эковата обладает свойствами древесины: как забрала влажность, так же легко и отдала ее.
При правильном заполнении стен усадка эковаты исключена. Однако в случае чего всегда можно досыпать утеплитель через специальные отверстия вверху стен.
Газообмен на молекулярном уровне будет происходить главным образом через потолок. На чердаке снизу под балками подшит спанбонд, сверху утрамбуют эковату.
Вентиляция будет обеспечиваться за счет вентиляционных проемов во фронтонах чердака, которые прикроются решетками, чтобы в помещение не попадала дождевая вода.
Принудительная вентиляция такому дому не нужна, убежден Михаил. Если бы перекрытие было обшито OSB, коттедж превратился бы в «термос». А с «дышащим» потолком жизнь должна быть комфортной.
Михаил хотел оштукатуренный фасад, потому снаружи дом был обложен твердыми древесноволокнистыми плитами польского производства Steico. Плиты плотно стыкуются по системе шип — паз и не только являются основанием под штукатурку, но и служат дополнительным слоем теплоизоляции.
— В прошлом году польские плиты ДВП обошлись мне в $2050. А сейчас такие же начали производить в Мозыре, причем стоят они в два раза дешевле, — говорит Михаил. — Материал хорошо зарекомендовал себя в строительстве. Легко монтируется без образования мостиков холода и так же легко обрабатывается под финишную отделку фасада.
В дальнейшем на фасад будут нанесены финишная штукатурка и специальная паропроницаемая краска — чтобы дом мог отдавать излишнюю влагу на улицу. Фасад в районе входной группы для разнообразия облицуют блок-хаусом. В этом месте уже проложена гидроветроизоляционная мембрана и готовы рейки для набивки древесины.
Площадь дома — 120 квадратных метров: небольшая прихожая, коридор, кухня, две спальни, кабинет и просторная гостиная с отдельным выходом во двор. Отопление обеспечат котел-камин на дровах в гостиной, теплый пол и радиаторы. При устройстве стяжки теплый пол смонтируют на кухне, в прихожей и гостиной, где будет плитка. А в спальнях положат паркет и установят радиаторы.
Михаил поджигает газету в камине. В гостиной сразу меняется атмосфера.
— Настоящий камин в доме — это и тепло, и уют. Не понимаю тех, кто покупает электрические имитации, — говорит Ольга, супруга Михаила. — Тут и живой огонь, и тепло, и еле уловимый запах дымка — одно удовольствие. На такие вещи денег не жалко.
В тренде по всему миру сейчас энергоэффективность жилья. Кое-какие современные технологии использовал и Михаил. Например, на окна нанесена пленка, отражающая инфракрасное излучение. Благодаря ей тепло не покидает пределы помещения, а возвращается обратно, отражаясь от стекла. Эта же пленка препятствует перегреву дома под воздействием прямых солнечных лучей.
По нашей просьбе Михаил суммирует свои расходы. Фундамент потянул на $1300, древесина — $900, гибкая черепица — $1850, плиты OSB для внутренней обшивки и крыши — $1700. Еще в $2050 обошлись плиты ДВП для наружной обшивки. Окна и входная дверь — $2000, ветровые, сливные планки на крышу, «водосточка», вентиляционные выводы на крышу — $750. Клей, штукатурная сетка, уголки, грунтовка, работа по затяжке клеем наружных стен — еще $800.
— На все то, что мы имеем сейчас, включая фундамент и коммуникации, затрачено без малого $20 тыс., то есть $167 на квадратный метр, — Михаил погружается в расчеты. — После утепления дома эковатой, устройства стяжки и внешней отделки общая сумма превысит $30 тыс. Фактически это только стоимость материалов. Если бы нанимал строителей, вышло бы значительно дороже. Допускаю, что дороже раза в два. Ведь у нас как принято? Сколько стоят материалы, столько просят и за работу.
Причем я не ставил задачу сделать максимально дешево. Можно было обшить дом сайдингом, использовать вместо гибкой черепицы что-то попроще. Французский камин обошелся в $1100, тогда как российский стоит в два раза дешевле. Хотелось, чтобы и качество радовало, и дизайн. Кардинально сэкономить можно, строя двухуровневый дом мансардного типа. Я это прекрасно понимал, но шел на лишние расходы, так как хотел именно одноэтажный дом, без беготни по лестнице.
Позади дома на участке строятся баня и летняя кухня с погребом.
— Практически построив каркасный дом своими силами, я не вижу ничего особо сложного в этой технологии, — подводит итог последнему году своей работы на участке Михаил. — Смотрю на своего помощника — старшего сына — и понимаю, что справиться может любой человек, обладающий базовыми столярными навыками. С технологией можно ознакомиться в интернете, где полно пошаговых инструкций и видеоуроков. Несмотря на свой опыт, множество новой и полезной информации я получил на различных сайтах. Пошло на пользу и посещение выставок, личное общение с популяризаторами каркасного домостроения. Конечно, особо сложные работы лучше доверить специалистам-строителям, а в остальном чего бояться? Надо брать и делать самим.
Кровельные материалы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by