«Белорусский принцип „продадим и разведем“ уже неэффективен». Минчане ушли из IT и занялись уборкой домов, вложив $10 тысяч

 
30 июня 2016 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

Для многих белорусов клининг квартир — это непозволительная роскошь и трата денег на то, с чем испокон веков наши мамы справлялись и не жаловались. Но наличие десятков клининговых компаний говорит о том, что услуга пользуется спросом. Вопрос в цене. Когда грянул кризис, трое молодых людей решили превратить дорогую услугу в доступную и человечную. Они взяли за пример Uber — компанию, которая не придумала новую идею, а развила старую и сделала ее ближе к народу. Бахрам, Всеволод и Дмитрий рассказали о процессе реализации старого-нового бизнеса по уборке квартир в Минске, который окупился за пару месяцев.

Молодым людям по 24 года. Подавляющее большинство парней в таком возрасте только начинают задумываться о том, как устроиться в жизни, параллельно не забывая о ночных развлечениях. Хотя, вероятно, это стереотип из прошлого, а современная молодежь давно ставит приоритетом самореализацию.

* * *

«Революция на рынке клининга произошла, когда Uber-экономику перенесли на различные отрасли»

Бахрам работает сам на себя с 18 лет и пробовался во всех сферах, в том числе и в IT, Всеволод был риелтором, а сегодня самостоятельно занимается арендой и продажей недвижимости, Дмитрий по сей день работает в сфере IT.

— Учился на физфаке, — говорит Бахрам Исмаилов. — Там нельзя перейти на заочку, а хотелось многим заниматься, поэтому учебу пришлось бросить. Пришел в менеджмент. Работал в калифорнийском стартапе по разработке ПО для медицинских компаний. Кроме того, мы делали различные проекты, например Wi-Fi в такси.

До недавнего времени Бахрам с Дмитрием занимались разработкой сайтов и мобильных приложений для россиян. В связи с кризисом 90% постоянных клиентов либо прекратили свою деятельность, либо сократили издержки на разработку приложений. Совместное аутсорсинговое дело перестало приносить молодым людям желаемый доход.

— Заниматься аутсорсингом в принципе неинтересно, а когда еще и рынок просел, мы с Дмитрием решили, что наше сотрудничество можно продолжить в другой сфере. IT — это бизнес с отсроченной выгодой, возврат дивидендов бывает очень далеким. Нам же хотелось построить бизнес на основе проверенной бизнес-модели западных рынков, обладающий высокой ликвидностью и приносящий хороший и растущий доход.

Выбор пал на клининг. Наши люди хоть и привыкли по старинке убираться в своих квартирах самостоятельно, но к услугам клинеров обращаются нередко. Подтверждение тому — десятки компаний, которые выдает Google по соответствующему запросу. Профессиональные мойщики готовы выдраить помещения в офисах, магазинах, квартирах, берутся за жилье, где пыль не протирали неделю, так и в катастрофически запущенном состоянии. Есть и услуги по мойке квартир, в которых умер человек.

Молодые люди, позже объединившиеся в компанию GetClean.by, решили ограничиться частными квартирами.

Клининговое дело начали с использованием исключительно собственных денег. Уложились в $10 тыс. В эту сумму вошли рекламный бюджет, разработка документации, создание сайта, платформы для обработки заказов, затраты на инвентарь и чистящие средства.

— Мы рассматривали несколько вариантов бизнеса в зависимости от того, насколько просто в него войти, какого объема инвестиции необходимы, насколько можно вырасти в его рамках, какие имеются факторы риска.

Искали именно проверенную бизнес-модель, которая нужна клиенту, так как решает его проблему, и является рентабельной.

Клининг недавно выстрелил в России, чуть раньше — в Америке. Большая революция на рынке клининга произошла, когда Uber-экономику перенесли на различные отрасли. Uber изменил рынок такси, Airbnb — рынок аренды. В США появился сервис Handy.com, позволяющий заказать уборку дома нажатием одной кнопки. Компания привлекла десятки миллионов долларов инвестиций и продолжает расти.

По их примеру в России создали сервис Qlean.ru. Принцип работы американского сервиса был адаптирован под российские реалии. Бизнес начал расти, за 2,5 года они вышли на отличные показатели — 600 уборок в день, привлекли более $4 млн и выходят на новые российские города.

* * *

«Я лично сменил пять домработниц: одна пила вино, хранившееся у меня в холодильнике, другая крала вещи»

Заразительный пример зарубежных бизнесменов подтолкнул и без того цепкие умы молодых людей к действию. Бахрам признается, что причиной начала этой деятельности, кроме всего прочего, стал личный неудачный опыт общения с клинерами.

— У меня дома всегда убиралась домработница. Ее подбор был крайне сложной задачей: нужно было обзвонить знакомых и послушать рекомендации либо найти ее самостоятельно. Я лично сменил пять домработниц: одна пила вино, хранившееся у меня в холодильнике, другая крала вещи, кто-то менял условия. Что касается клининговых агентств, то мою двухкомнатную квартиру они убирали за 2 млн.

Ребята принялись анализировать рынок. Насчитали в Минске несколько десятков клининговых агентств и около 2 тыс. частных объявлений. Изучили принцип работы, выявили недостатки.

Бизнесмены поняли несколько вещей: на рынке клининга частных квартир нет большой конкуренции, услуга востребована, успех подобной бизнес-модели подтвержден.

— Подготовительный период длился 3 месяца и включал в себя тысячи процессов. Были изучены десятки поставщиков, чтобы найти наиболее эффективные чистящие средства без резкого запаха и вреда. Важны были цена и экологичность: есть средства по $100 за бутылочку, но в таком случае стоимость наших услуг стала бы недоступной для 90% людей. Разрабатывалась технология уборки. Первые 60—70 уборок мы прорабатывали лично.

Вопросов была масса: как сделать сайт, который будет понятен и школьнику, и 50-летней женщине, каким образом можно сделать работу качественно и затратить на нее мало времени, важно было понять норму расхода чистящих средств, чтобы снизить издержки.

На свет появился GetClean.by.

— Мы создали сервис, с помощью которого за несколько нажатий кнопок можно заказать уборку. Выбираете количество комнат, сразу видите сумму заказа, затем выбираете дополнительные услуги, дату, время и оформляете заказ. Как говорил Юрий Гурский, если ваш продукт заставляет пользователя нажимать кнопку, чтобы сделать ему зашибись, а не делает это сам — значит, вы немного отстаете от тренда.

Сегодня любой продукт должен предугадывать потребности клиентов и давать им необходимое практически без их участия — все по канонам zero-интерфейса.

В конце уборки сумма не вырастет. Как-то я покупал дверь — условные $200 в итоге выросли до $500. Белорусский принцип «давайте продадим и разведем» уже неэффективен. Хорошие бизнесы строятся на честности и доверии.

Уборка занимает в среднем от 2,5 до 5 часов.

— В уборке важна последовательность. Клинер общается с клиентом и составляет план уборки: что убирать, а что не трогать. Начинать лучше с духового шкафа, так как это самое грязное место в квартире. Мы используем тряпки разного цвета, чтобы не переносить из помещения в помещение перекрестные загрязнения. Помыть микроволновку можно, поставив в нее емкость с уксусом и лимонной кислотой, которые безвредно разъедят загрязнения. Прежде чем мыть поверхности в ванной комнате, необходимо наполнить ванну водой, нанести средство и оставить на определенный срок.

Бахрам рассказывает, что за недолгий пока период работы случалось всякое. От случайно сломанной хозяйской вещи клинеры не застрахованы, но в таком случае компания возмещает ущерб.

— Это исключительно в наших интересах. Получая клиента, мы тратим деньги на рекламу. Она показывается 10 тыс. человек на Facebook, 100 из которых перейдет на сайт. Из 100 человек 10 сделают заказ. Чтобы 10 тыс. человек увидели рекламу, мы потратили, условно говоря, $20. Соответственно, один реальный клиент обошелся нам в $2. Эти деньги нам уже не вернутся. Если вы выбрали нас, но остались недовольны и ушли к конкурентам, мы заработаем лишь однажды. Необходимо, чтобы клиенты возвращались. В таком случае, делая работу хорошо, мы не только отбиваем деньги, вложенные в рекламу, но и зарабатываем неоднократно.

Уборка квартиры будет стоить от 399 тыс. до 799 тыс. Сумма на первый взгляд хоть и не особо большая, но если есть безболезненный способ ее сэкономить, то вряд ли кто-то со средней зарплатой в 5—6 млн это не сделает. Бахрам рассказывает, что есть люди, которые даже подписаны на уборку — это значит, что они несколько раз в месяц, а то и каждую неделю принимают клинеров.

— К нашему удивлению, основным клиентом оказался не холостяк-программист, а работающая самодостаточная белорусская женщина. 80% клиентов — женщины, лишь 20% — мужчины. Средний клиент — это работающая женщина с детьми.

У самой состоятельной прослойки населения есть домработницы. Наш пользователь — это занятой человек, который много работает и считает, что заслужил иметь возможность иногда или всегда перекладывать некоторые заботы по дому на различные сервисы.

Безусловно, люди, которые много работают, заслужили отдых от уборки. Только эта привилегия не всегда доступна тем, кто работает много, а вот зарабатывает не столько, сколько хотелось бы.

* * *

«Вы не представляете, что происходит на рынке труда. Ежедневно мы получаем по 50—60 резюме»

Сейчас в компании работает около 30 сотрудников. Спрашиваем об их заработке.

— Сегодня в стране кризис. Зарплаты по 3—4 млн в Минске — это стандартное явление. Мы знаем, что людям приходится на эти деньги выживать. В нашем бизнесе главная издержка — это зарплата сотрудникам. Мы сразу договорились: делать бизнес будем не ради максимальной прибыли, а ради того, чтобы он рос, максимально охватывал население и был выгоден сотрудникам. Оплата труда прозрачна: 60% от заказа отдается клинерам. Мы полностью обеспечиваем их инвентарем. При полной загрузке (8 рабочих часов в день) можно заработать от 6 млн до 12 млн. Минимальный порог для сотрудника — одна уборка в день. Вы не представляете, что происходит на рынке труда. Ежедневно мы получаем по 50—60 резюме.

В рассказе молодых людей все просто и позитивно. Но есть мнение, что делать бизнес в Беларуси — не самое легкое занятие.

— Не первый раз слышу о трудностях для предпринимателей в Минске. Оформление юрлица занимает 2—3 часа: подаете документы, забираете и сразу можете заниматься предпринимательской деятельностью. С открытием бизнеса в стране проблем нет, с развитием — есть. Втоптан в грязь институт банкротства юрлиц, есть проблемы с кредитованием. Да, есть определенные препятствия, с которыми можно столкнуться, но мы пока малый бизнес и трудностей не испытывали. Платим налоги, дружим с налоговым инспектором.

Компания уже окупилась. После деноминации Бахрам, Всеволод и Дмитрий намерены перейти к масштабированию бизнеса: «апдейтить» сайт, сделать приложение для смартфона, ввести сертификаты.

— До конца года хотим выйти на 80—90 заказов в сутки, затем на 100—150. Ежемесячно будем прибавлять по 10 заказов в день. Глобальная цель — 300 заказов в сутки.

Бахрам дает подсказку молодым предпринимателям: успех бизнес-модели в Москве — сигнал для белоруса заняться этим в Минске. Потенциал роста в 20-миллионной Москве и 2-миллионном Минске разный, но сделать прибыльный бизнес можно и у нас.

— К примеру, из горячего: в Москве развит сервис доставки конструкторов еды для тех, кто не хочет питаться в ресторане, но и не желает тратить время на покупку продуктов в магазине. В Москве такие стартапы выросли в многомиллионные бизнесы, а в Минске подобного сервиса еще нет. А если и есть, то мы о нем ничего слышали — значит, дорога открыта.

Пылесосы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by