Откровения отделочника: «В строительстве много лишних людей. Но и заказчики не святые: встречаются неадекватные люди и те, кто даже не собирался платить»

 
03 апреля 2015 в 8:00
Автор: Оксана Красовская
Автор: Оксана Красовская

Услышать мнение рабочих-отделочников удается нечасто. Это обиженные заказчики, дабы предостеречь возможных товарищей по несчастью, делятся опытом и выкладывают на форумы фотографии пребывания горе-мастеров на своей территории. А рабочие по большей части сдерживаются, в крайнем случае — обсудят неприятные моменты общения вместе с коллегами или в семейном кругу. Onliner.by решил разрушить завесу молчания и дать слово опытному отделочнику с хорошей репутацией, который на условиях анонимности согласился рассказать свою правду о заказчиках и о том, что происходит в строительной отрасли.

Евгений (имя изменено) «плотно» работает отделочником более пяти лет. До этого начиная с первого курса университета он подрабатывал на стройке подсобником. За плечами молодого человека, как выражается он сам, бесполезный юридический диплом и неплохой опыт работы в строительной сфере. Выбор созидательной профессии не был продиктован романтическими устремлениями. Все оказалось гораздо прозаичнее: между возможностью трудиться с девяти до шести в кабинете почти на добровольных началах и вероятностью зарабатывать неплохие деньги Евгений предпочел второе. «Просто пригласили в бригаду и предложили такую зарплату, что невозможно было отказаться», — объясняет молодой человек.

Начиная беседу, Евгений делает «лирическое отступление»: говорит, очень хотелось бы, чтобы читатели, прежде чем начать писать комментарии в духе «Расстрелять!», изучили статью до конца и постарались вникнуть в ее содержание.

Автор фото: Svetlana Vasilyeva

* * *

— В строительстве сегодня действительно много лишних людей. Некоторые поуходили с заводов, кто-то решил завязать с работой в госсекторе. А куда идти? Конечно, в отделочники! Рассуждают как: я валиком пользоваться умею, молоток в руках держал — значит, могу делать ремонт.

Ситуация почти катастрофическая: каждый второй заказ — это просьба что-то переделать за уже побывавшей и поработавшей за деньги бригадой. Раньше такого не наблюдалось, процент брака/переделки был минимальным. А сейчас приезжаешь на объект и выясняешь: до этого нанимали «трудяг» по расценкам ниже рыночных или даже существенно ниже рыночных. Такой и результат.

Ведь как будет делать вчерашний сверловщик-фрезеровщик? Конкурировать со специалистами на ниве качества он не сможет. Поэтому он возьмет своих клиентов очень приятной ценой. Когда отделочник-дилетант приходит к экономному заказчику (а такие категории людей обязательно найдут друг друга), у него есть только два выхода: сделать все быстро, не очень аккуратно, пропуская необходимые технологические этапы, либо выполнить все досконально, в течение длительного времени, но ничего не заработать. Сами понимаете, какой вариант он выберет…

Конечно, из-за нестабильности курса отделочникам пришлось «подвинуться» и цены пошли вниз (большинство делает скидки в 10-15%), но ведь всегда есть границы разумного. А заказчик хочет, чтобы у него дома работали чуть ли не даром. Сложилось ложное представление, что в кризис будут делать чуть ли не «квадрат» за доллар.

Бывают случаи, когда людям действительно просто не везет: вроде и деньги заплатили хорошие, а качество — неудовлетворительное. Но в целом почти любая конфликтная ситуация между заказчиком и исполнителем начинается с того, что собственники жилья решили сделать ремонт подешевле и начали искать специалистов, готовых работать по низким расценкам, а еще лучше — очень низким. Сам наблюдаю за тем, как заказчики в интернете устраивают настоящие тендеры: вывешивают свое объявление и месяцами ищут тех, кто предложит самый дешевый вариант. А потом происходит то, что происходит.

По-моему, правило жизни «Хорошее дешевым не бывает» уже давно проверено и устоялось. Настоящий профессионал ценит свое время, навыки и работать за гроши не будет. Он такой же человек, как и заказчик, который, в свою очередь, тоже получает зарплату соразмерно своей квалификации и профессиональным возможностям.

Я, бывает, просто недоумеваю от того, как заказчики выбирают себе бригаду, которой будут платить и от которой ждут качества: увидели объявление в почтовом ящике, какая-то дальняя знакомая посоветовала, коллега по работе порекомендовала своего родственника. В общем, относятся к этому делу несерьезно. Люди, для вас Onliner.by создал идеальную площадку для выбора отделочников: заходишь на «Барахолку» и по объявлению видишь, сколько лет человек работает, изучаешь фотографии объектов, читаешь отзывы и определяешься. Что может быть проще? Нет, надо найти неизвестно кого и неизвестно как, а потом жаловаться на Onliner.by и говорить, что все рабочие плохие и что руки у них растут непонятно откуда. Почти в каждом неудачном случае сотрудничества есть какая-то доля вины самого заказчика. Понятно, что хочется сэкономить и получить качество, но к поиску строителей надо подходить ответственно.

Поэтому совет заказчикам: прежде чем кому-то довериться, изучите всю информацию, найдите отзывы. А если берете бригаду по совету знакомых, постарайтесь сначала своими глазами увидеть, что и как они сделали у этих самых знакомых. Потому как представления о «хорошо», «красиво», «качественно» у разных людей могут очень отличаться.

Поверьте, самое дорогое у отделочника — это его репутация. И грош цена тому рабочему, который это не признает или ставит на первое место деньги. Репутация — наш хлеб, и если у тебя положительные отзывы, то серьезный заказчик, настроенный на нормальный ремонт, найдет тебя из тысячи. А два-три плохих комментария от бывших клиентов с соответствующими фотографиями — и ты останешься голодным.

По поводу экономии на услугах отделочников вспоминается один случай. Приезжаю к человеку, который просит переделать потолки. Видно, что хозяин состоятельный: большой коттедж в Минске, дорогие материалы, строится, видно, основательно — на века. Захожу на первый этаж, поднимаю глаза, а там — тихий ужас. Сразу понятно, что гипсокартонные конструкции делали те, кто инструмент первый раз в руках держал. Выясняется: рабочие «оформляли» потолки на $3 дешевле рынка за каждый «квадрат». Таким образом, на двух этажах заказчик вроде как экономил около $700. Но ведь весь материал испорчен! Мужчина спрашивает меня, что с этим можно сделать. Я прикладываю уровень и объясняю: когда перепады высот по 5 сантиметров, можно только демонтировать и делать все заново (неся двойные затраты) либо жить с этим памятником своей экономности. Любопытно, что строители, которые это все наворотили, просто оставили ключи на тумбочке и сбежали с объекта.

Бывает и так: прибываешь на заказ, все осматриваешь, озвучиваешь операции, которые необходимо провести для качественного выполнения. Объясняешь, что без них невозможно добиться высокого результата. И вроде бы понимает человек, соглашается с тобой, но через пару дней узнаёшь, что он нашел «специалиста», который возьмется за эту же работу, но без перечисленных операций и материалов. Ну и, разумеется, сделает все гораздо дешевле. Итог такого сотрудничества будет только один: заказчику испортят материал, «поднимут давление», и несчастный хозяин еще очень долго при первой возможности будет рассказывать, какие у нас отделочники и строители «криворукие».

Иногда, когда приезжаю на «переделку», спрашиваю у заказчика: неужели за то время, пока рабочие здесь находились и «творили», нельзя было взять в руки хотя бы самый простой уровень и приложить к стене, потолку? Чрезмерная доверчивость тоже ведет к проблемам. Прийти вечером и самому проверить, что было сделано за день, — абсолютно нормально: это ваш дом, и вы будете платить. Если есть вопросы и сомнения, что-то непонятно — спрашивайте, нормальный отделочник всегда объяснит, уточнит технологические моменты и не будет ничего от вас скрывать. Это рабочий момент, и в расспросах нет ничего обидного для мастера.

* * *

Евгений занимается внутренней и наружной отделкой, в бригаде он отвечает за малярно-отделочные работы. О заказчиках и их претензиях знает как от коллег, так и из собственного не очень приятного опыта. А первый абсолютно неадекватный клиент ему попался года через два после начала активной работы.

* * *

— Вообще, абсолютно все люди разные, и к каждому надо найти подход. Есть очень приятные, думающие клиенты. Но, поверьте, далеко не все святые. Если раскладывать, мягко говоря, странных заказчиков по полочкам, то можно выделить несколько категорий: начиная от реально неадекватных людей с психическими проблемами заканчивая настоящими мошенниками, которые изначально не планируют расплачиваться ни с кем из рабочих.

При этом спрогнозировать, как поведет себя тот или иной человек, практически невозможно. Потому как заказчик, пройдя путь от первой встречи до времени расчета, может кардинально поменяться: он будет очень милым при знакомстве, во время работы станет осыпать тебя словами «волшебник», «молодец», «как чудесно получается», и только когда подойдет время рассчитываться, ты увидишь его настоящее лицо. Некоторые люди оплату наших услуг воспринимают как расточительство — будто мы отбираем у них деньги ни за что.

Года полтора назад среди заказчиков была очень популярна такая тема — «кинуть» рабочих, не заплатив им. У меня тоже был неприятный опыт. На огромном коттедже трудилось много рабочих, и наша бригада в том числе. Заказчик почти не появлялся: мол, ребята, я вам доверяю, трудитесь, потом будет расчет. Но время шло, а денег никто так и не видел. Начали звонить ему, но мужчина успокаивал, говорил, что вот-вот привезет всю сумму, потому кивал на жену, а потом просто дал понять, что ни копейки нам не заплатит, ничем это не аргументируя.

При этом претензий по качеству у него не было, да и не могло быть: на всех участках работали профессионалы. Только отделочникам он задолжал больше $4 тыс. Это уже потом мы поняли, что изначально у него даже не было такой установки, что надо будет рассчитаться с людьми. Начали копать. Выяснилось, что мы не первые, кого он «кинул»: фирме, которая делала для него навес над крыльцом, он тоже не заплатил. Не дождались денег и другие рабочие.

Оценив ситуацию, ребята, у которых были семьи с маленькими детьми и съемные квартиры, сказали, что просто так это не оставят, и посекли ему стены и потолки топорами, то есть «демонтировали» ранее бесплатно сделанное. Заказчик такого, конечно, не ожидал. Видимо, за время своей безнаказанности, когда исполнители просто молча терпели, вошел в азарт и решил построить весь дом бесплатно. Вызвал милицию, но правоохранители стали на нашу сторону и пообещали, что, если хозяин будет писать заявление, опечатают коттедж на несколько месяцев.

Для следующих бригад такое «послание» от предшественников, думаю, было очень красноречивым. Вообще, из практики своей работы могу сказать: когда прихожу на новый, чистый объект, аванс не требую. Оплата проходит поэтапно: сделал участок — получил деньги. Но если приходишь переделывать да еще видишь «подсказки» от коллег, то надо себя застраховать и сразу получить предоплату.

А вообще, невозможно вывести какую-либо закономерность и вычислить, кто из заказчиков окажется «кидалой». Принцип «чем богаче, тем жаднее» не работает. Я встречал очень состоятельных людей, миллионеров, которые легко расстаются с деньгами и потом поддерживают дружеские отношения со строителями, приглашают на рыбалку и шашлыки. Видел и вроде бы простых людей, таких же, как мы сами, которые живут на зарплату и подсчитывают свои расходы, но при этом деньги не отдают до последнего и всячески пытаются юлить. И все чаще решать неприятные моменты с оплатой мужчины поручают своим женам, которые могут и покричать, и поплакать, и даже настоящие скандалы закатить.

Есть некоторые звоночки, на которые стоит обратить внимание исполнителям, чтобы не пришлось работать бесплатно. Проблемы с расчетом явно будут в том случае, если ближе к окончанию всех манипуляций хозяин, приезжая на объект, ищет любой повод, чтобы зацепиться. Появляется явно не в духе и начинает провоцировать ссору: грубо разговаривать, придираться (например, что на время получасового обеда не закрыли ведро с грунтовкой), цеплять за то, что вообще не касается работы. Когда объективно придраться не к чему, идет чистая и бредовая провокация, заказчик пытается вывести тебя из равновесия, ждет, чтобы ты стал кричать, а еще лучше — оскорбил его. В таких случаях надо иметь по-настоящему железные нервы.

Еще один совет: как только началось подозрительное «растягивание резины» и отговорки «пока нет денег», лучше сразу приостановить работу. Учитесь на чужих ошибках (примеров в сети достаточно), не ждите полтора месяца оплаты, слушая при этом каждую неделю новую историю, почему сегодня не получится выдать зарплату.

Что касается заказчика, то, выбирая рабочих (особенно по принципу «пальцем в небо»), стоит предварительно самому просветиться и узнать, что и как делается. Читайте, учитесь, но информацию черпайте на специализированных и профильных сайтах, форумах, где общаются профессионалы, а не любители. Мне приходилось читать от «всезнаек» и разного рода копирайтеров такие советы, что волосы дыбом вставали.

Часто приходится слышать упреки в том, что отделочники воруют стройматериалы. Во-первых, не надо грести всех под одну гребенку. Во-вторых, заказчики сейчас просчитывают все настолько досконально, что смесей, как правило, даже не хватает и приходится докупать. В-третьих, стоит ли мешок шпатлевки твоей репутации? Нормальный специалист этим заниматься не будет, он зарабатывает достаточно, чтобы не позориться.

В целом хотелось бы донести до заказчиков простую истину: не стоит рассчитывать, что именно вам повезет и за копейки вы найдете хорошего специалиста. Выбирая «левых» людей, учтите, что начинаете играть в лотерею. И хорошо если все обойдется только испорченным материалом. Ко всем вопросам надо подходить разумно и взвешенно, а хороших рабочих у нас хватает. Отделочник — это уже давно не дядя Вася с грязным инструментом. Почти все ребята в нашей бригаде с высшим образованием, могут предлагать какие-то идеи и знают, как и что лучше сделать.

Строители тоже, в свою очередь, должны признавать ошибки, в том числе и в ущерб собственному заработку. В жизни бывает всякое, и даже самый опытный и высококлассный строитель может что-то упустить из виду. Как говорят в народе, кто не ошибается, тот просто ничего не делает. По-моему, в ремонтном деле две стороны хотят добиться одного — чтобы заказчик остался доволен.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by